Оживление Сунны - 4 ракаата после намаза 'иша

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Суть в этом, это оживление забытой, а некоторым более того неизвестной Сунны, в совершении 4 ракаатов дополнительной молитвы после ночного намаза (‘иша), то есть, вместо 2 ракаатов читаете 4 ракаата. Тем самым увеличите свое ночное поклонение на два ракаата и оживите Сунну, и ин шаа Аллах возможно будете из тех, кто получит награду обещанную за совершение этих 4 ракаатов.
Ибн ‘Аббас рассказывал: “Однажды я ночевал у своей тети Маймуны бинт Харис – жены пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в эту ночь пророк (мир ему и благословение Аллаха) был у нее. Он совершил ночную молитву (‘иша), затем вернулся к себе домой и совершил ЧЕТЫРЕ рак’ата. Затем он лег спать, а когда встал, спросил: «Мальчик уснул?» Затем он встал совершать молитву, а я встал слева от него, но он поставил меня справа, и он совершил пять рак’атов, а затем еще два. После этого он опять лег спать и уснул, что я слышал его храп”. См. аль-Бухари 117, 697.
Данный хадис ясно указывает на то, что после молитвы ‘иша есть сунна в четыре рака’ата, поскольку Ибн ‘Аббас сказал: “Он совершил ночную молитву (‘иша), затем вернулся к себе домой и совершил четыре рак’ата”.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Мухаммад ибн Наср отнес эти четыре рака‘ата к Сунне ‘иша, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил их перед сном”. См. “Фатхуль-Бари” 2/484. Т.е. эти четыре рака‘ата не из числа къияму-ллейль, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно совершал после пробуждения в середине или в конце ночи.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади об этом хадисе о словах: “совершил четыре рак’ата” сказал: “Это ратиба ночной молитвы”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 9/201. Т.е. эти 4 рака’ата после молитвы ‘иша шейх отнес к Суннан ар-рауатиб – добровольным молитвам, совершаемым до и после пяти обязательных молитв.
‘АбдуЛлах ибн ‘Амр сказал: “Тот, кто совершил четыре рака’ата после молитвы ‘иша, то они слово совершены в Ночь предопределения”. Ибн Аби Шейба 7273. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
‘Аиша сказала: “Четыре рака’ата после молитвы ‘иша приравниваются к совершению их в Ночь предопределения”. См. Ибн Аби Шейба 7274. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Ибн Мас’уд сказал: “Тот, кто совершил четыре рака’ата после молитвы ‘иша, не разделяя их таслимом (саламом), то они приравниваются к совершению их в Ночь предопределения”. См. Ибн Аби Шейба 7275. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Нет никакого сомнения в том, что все эти асары от сахабов имеют положение марфу’, т.е. то, что возводится к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), поскольку они не устанавливали от себя в религии ничего и не могли знать о том, какое достоинство имеет четыре рака’ата после молитвы ‘иша, не взяв это от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Кстати, в этих сообщениях указывается на большое достоинство четырех рака‘атов после молитвы ‘иша.
Из числа тех, кто также говорил об этой Сунне и поступал в соответствии с ней – Са’ид ибн Джубайр, ученик Ибн ‘Аббаса, совершавший четыре рака’ата после молитвы ‘иша. См. аль-Маруази в “Тазым аль-къадр ас-саля” 114.
Также четыре рака’ата после ‘иша совершал и аль-Къасим ибн Аби Айюб. См. Ибн Аби Шейба 6684.
Имам ас-Сархаси сказал: “Что же касается добровольных молитв после молитв ‘иша, то это два рака’ата, как об этом передаются сообщения. А если совершить четыре рака’ата после ‘иша, то это лучше, о чем передается в хадисе от Ибн ‘Умара, а также это и передается и от пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто совершил четыре рака’ата после молитвы ‘иша, то они приравниваются к совершению их в Ночь предопределения»”. См. “аль-Мабсут” 1/157.
Также о желательности совершения четырех рака’атов после молитвы ‘иша говорили хафиз аз-Зайля’и и имам аш-Шаукани.
Что касается их совершения, то следует читать ташаххуд во втором рака’ате, как и в последнем. И лучше делать все 4 рака’ата разом, не разделяя после двух рака’атов саламом, как об этом говорится в асаре Ибн Мас’уд: “Кто совершил четыре рака’ата после молитвы ‘иша, не разделяя их таслимом (саламом)”.
Аллах 'алим!