Ответы на часто задаваемые вопросы по Исламу

Вопрос: У нас сложился обычай подворачивания уголка молитвенного коврика после завершения намаза на нем. Говорят, что джинны приходят и совершают на нем намаз, если не подвернуть его уголок, или, что джинны заходят в дом. Но эта мысль мне не до конца ясна, потому что, даже если они и действительно совершают на нем намаз, это является великим благом, не так ли? Есть ли у этого действия основа в шариате или же оно является нововведением?
Ответ: Это поверье является одной из сказок, придуманной обычными людьми, у которой нет основы в религии Аллаха. На это действие нет довода в шариатских текстах, наоборот — это чистая выдумка, ложь и сказка простых людей. Значит, если дело обстоит так, то мусульманину нельзя говорить такое и быть убежденным в этом, потому что мир джиннов – это скрытый мир, о котором мы не знаем ничего, кроме того, что пришло в текстах священного Корана и достоверной пророческой сунны. То, что не пришло из этих источников нельзя ни подтверждать, ни верить в них.
Но даже, если мы допустим, что джинны заходят в дом и совершают намаз на ковриках с неподвёрнутым уголком, то оставлять коврик в таком положении было бы лучше, потому что это праведный джинн-мусульманин и его молитва в этом доме и на этом коврике является благом и благодатью для него, а также для жителей дома. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил нам, что шайтан входит в дом, если его хозяин не поминает имя Аллаха при входе. Возможно, что поверье, приведенное в вопросе, исходит от некоторых родителей, которые повелевают своим детям заворачивать коврики после намаза в целях чистоты, порядка в доме и так далее.
Наряду с тем, что данное утверждение является ложью, существует и большая опасность – маленькие дети вырастают, веруя в неправильные вещи и эти сказки становятся их убеждениями (акидой). Аллах знает лучше!
Малик абу Хатим [islamcivil.ru]
Правда ли, что мусульманке нельзя брать фамилию мужа?
Ответ: Основой в исламе является отнесение своего происхождения к отцу. Таково повеление Аллаха Всевышнего, сказавшего в Куране: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (аль-Ахзаб 33/5).
Раньше такого понятия, как «фамилия», не существовало, и человек именовался своим именем, затем именем своего отца. Поэтому для того, чтобы доказать свою принадлежность к тому или иному роду, требовалось хорошее знание родословной. Это было особенно важно с точки зрения принадлежности рода к тому или иному сословию. Фамилии же в современном понимании стали использоваться сравнительно недавно. Сегодняшние фамилии, которыми обладают люди, если и указывают на их предков, то на очень далеких, а зачастую в основе фамилии лежит даже не имя родоначальника, а прозвище, под которым он был известен в свое время. Что касается принятия женщиной фамилии своего мужа, то с точки зрения ислама это не является обязанностью для нее.
Данный вопрос не является принципиальным и решается самими супругами при заключении брака. Если женщина не хочет брать фамилию своего мужа, то это ее право, и не следует преувеличивать данный вопрос, делая из него проблему. В конце концов, даже оставив свою девичью фамилию, женщина регистрируется как жена такого-то человека. Если же женщина возьмет фамилию своего мужа, то с точки зрения религии в этом не будет ничего предосудительного. И ни в коем случае не следует допускать, чтобы столь незначительные вопросы нарушали семейное счастье. И еще раз хотелось бы напомнить, что если женщина захочет взять фамилию своего мужа, то с точки зрения религии в этом нет ничего предосудительного, и это не является харамом.
Можно ли совершать намаз, читая суры по мусхафу Корана?
Ответ: По мнению имама Абу Ханифы, чтение в намазе Корана по мусхафу делает намаз недействительным. Так как держать мусхаф в руках, переворачивать страницы, смотреть в него - все это относится к посторонним движениям в намазе. Кроме того, по мнению Абу Ханифы, чтение Корана в намазе по мусхафу подразумевает обучение Корану, тогда как намаз, по мнению Абу Ханифы, не совместим с иными видами деятельности, и поэтому чтение Корана по мусхафу в намазе также запрещено.
По мнению имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада хоть чтение Корана по мусхафу и считается макрухом, тем не менее это не является запрещенным (Тахави, Мухтасары Ихтиляфиль-Уляма, 1/208; Шаши, Хильйатуль-Уляма, 2/89).
По мнению мазхабов Шафии, Малики и Ханбали, чтение Корана по мусхафу при совершении намаза таравих является разрешенным. Доказательством разрешенности чтения Корана по мусхафу при совершении таравиха, является следующий риваят, в котором сообщается, что невольник Айши (радыйаллаху анха) Завкан, проводил для нее таравих-намах, читая Коран по мусхафу (Ибн Сахнун, Мудаввене, 1/224). Конечно же, совершая намаз таким вот образом, необходимо избегать любых движений, которые могли бы считаться множественными лишними движениями. То есть это такое количество лишних движений, при котором у человека, смотрящего со стороны, складывается впечатление, что человек, находящийся перед ним, не совершает намаз, а занимается каким-то иным делом.
Можно ли совершать намаз в одежде, испачканной уличной грязью?
Ответ: Совершение намаза в такой одежде не наносит вреда намазу. В риваяте переданном от Хумейды, жены Абдуррахмана ибн Ауфа, сообщается, что однажды она спросила у Умму Салямы, жены посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «Я ношу одежду с длинными полами, но мне приходится проходить по грязным местам (что мне делать)». Умму Саляма ответила: «Посланник Аллаха говорил: «Ее очистит последующее (чистое) место пути» (Тирмизи, Тахарат, 109; Ибн Маджа, Тахарат, 79; Дарими, Вуду, 64; Муватта, Тахарат, 16).
По мнению Ханафитского мазхаба уличная грязь и глина считаются чистыми, если в них явно не просматриваются нечистоты. В данном случае не имеет значения жидкая ли это грязь или сухая, много ее или мало. То же самое касается места, где лежала собака; пара, исходящего от нечистот; а так же пыли от навоза. Так как защититься от этого практически невозможно. Часть алимов, исходя из внешнего смысла этого хадиса, сказала: «Ходьба по чистой дороге очищает полы одежды, которые были до этого испачканы грязью при прохождении грязных участков. На полы одежды распространяется тот же хукм, что и на обувь. И не имеет никакого значения, была ли эта грязь мокрой или сухой».
По мнению же большинства алимов, этот хадис касается тех, кто испачкал одежду сухой грязью. Если же грязь была мокрой, то одежда очищается только мытьем грязного места. Имам Шафии говорил: «Хукм данного хадиса относится к тем, кто шел по сухому месту и не запачкался нечистотами. Но если человек шел по мокрой грязи (или нечистотам), то очищение осуществляется только мытьем». По мнению Шафиитского мазхаба уличная грязь может считаться простительным загрязнением, при соблюдении четырех условий: 1) Отсутствие в грязи видимых нечистот. 2) Человек, идущий пешком должен быть внимателен и должен стараться не наступить на нечистоты. 3) Грязь должна попасть на человека вследствие его собственных шагов. Если другой человек наступит в грязь и эти брызги грязи испачкают одежду, то в этом случае это не будет считаться простительным загрязнением. 4) Грязь и нечистоты должны попасть на тело или одежду. Если же они попадут на что-то другое, то это так же не будет считаться простительным загрязнением. В заключение хотелось бы еще раз сказать: если на одежду человека попадет уличная грязь, то это не будет являться препятствием для намаза. Намаз, совершенный в такой одежде, будет считаться действительным.
Почему желательно соблюдать пост по понедельникам и четвергам?
Ответ: Соблюдение поста по понедельникам и четвергам не является фардом, но представляет собой нафиль (добровольное поклонение), соблюдавшееся посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Сообщается, что Айша (р.а.) говорила по этому поводу: «Посланник Аллаха проявлял особое усердие в том, что касалось соблюдения поста по понедельникам и четвергам» (Тирмизи, Саум, 44; Насаи, Саум, 36; Ибн Маджа, Сыйам, 42). Причина, по которой посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) соблюдал пост в эти дни, состоит в том, что понедельник и четверг являются теми днями, когда деяния людей представляются Аллаху Всевышнему.
В риваяте переданном от Усамы ибн Зейда говорится: «Деяния рабов представляются Аллаху Всевышнему по понедельникам и четвергам. И я хочу чтобы когда мои деяния будут представлены Аллаху, я находился в состоянии поста» (Тирмизи, Саум, 44; Насаи, Сыйам, 70). В другом риваяте сообщается, что когда у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спросили о посте в понедельник, он ответил: «В этот день я родился, в этот день мне было дано пророчество или мне было ниспослано первое откровение» (Муслим, Сыйам, 197).
Нарушается ли намаз, если имам допускает ошибки в чтении Корана?
Ответ: В арабском языке существуют буквы по произношению очень похожие друг на друга, и раздельное произнесение которых может оказаться затруднительным для неарабов. К таким буквам, например, относятся: ظ ـ ض ص ـ س ط ـ ت ح ـ ه. По мнению большинства факихов, чтение одной из этих букв вместо другой, из числа букв, представленных в примере, не нарушает намаза. В соответствии с этим мнением и выносились фетвы.
По мнению Кады Абу Хасана и кады Абу Асыма, если такая ошибка будет совершена намеренно, то в этом случае это нарушит намаз. Если же такая ошибка будет допущена случайно, в виде оговорки, то тогда намаз не нарушается. Однако, как мы уже сказали, фетвы выносились в соответствии с первым мнением, которое было упомянуто ранее, так как оно содержит в себе облегчение. Таким образом, если человек испытывает затруднения в произнесении тех букв, которые он в принципе может произнести правильно, то ему необходимо приложить все необходимые усилия к тому, чтобы научиться правильному произношению этих букв, так как в данном случае это не будет считаться оправданием.
Если человек никак не может исправить произношение тех или иных букв, то в этом случае при проведении намаза в качестве имама ему следует выбирать такие аяты, где не встречаются те буквы, которые он не может произносить. Или же он может совершать намаз, читая Коран так, как может, но в этом случае такому человеку лучше не выполнять обязанности имама (Фатаваи-Кадыхан, Фатава аль-Хиндиййа). Таково наиболее достоверное мнение. Из всего вышесказанного следует, что намаз человека, имеющего определенные трудности с произнесением некоторых букв арабского алфавита, не нарушается. Точно так же, если такой человек является имамом в намазе, то это не нарушает намаза джамаата.
Почему в джаназа-намазе нет поясного и земного поклонов?
Ответ: По своей сути джаназа-намаз является одной из форм дуа, а во время дуа совершение поясного или земного поклона не является обязательным условием. То есть под джаназа-намазом подразумевается обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой о прощении и помиловании умершего. По этой причине в джаназа-намазе нет поясных и земных поклонов, а также читается не Коран, а дуа.
Таким образом, за умершего делается дуа, и в то же самое время совершается поклонение ради довольства Аллаха Всевышнего. И хотя существует множество различных мнений, в которых делается попытка разъяснить мудрость отсутствия руку и саджда, тем не менее, факт остается фактом, что джаназа-намаз является одной из форм дуа и не заключает в себе чтения Корана. Джаназа-намаз, представляющий собой дуа и истигфар для умершего, является фардом-кифайа (коллективной обязанностью) для мусульман.
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Когда совершаете джаназа-намаз, то делайте про себя дуа за умершего» (Абу Давуд, Джанаиз, 56). Как мы видим, каждый, кто участвует в джаназа-намазе, должен про себя делать дуа за умершего, это является сунной, которую посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) выполнял непосредственно сам, и которую он советовал другим. Так же здесь обращает на себя внимание и то, что необходимо делать это дуа совершенно искренне, вне зависимости от того хороший это был человек или нет. Так как умершие грешники больше других нуждаются в дуа. Хотя, в сущности, абсолютно каждый человек, покинувший этот мир, нуждается в дуа, и именно поэтому умершего приносят и кладут перед джамаатом.
Кроме того, дуа, которые читаются во время джаназа-намаза не ограничиваются только лишь мольбами за умершего. Например, сообщается, что во время одного из джаназа-намазов, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) делал такое дуа: «О, Аллах! Прости наших живых и мертвых, маленьких и больших, наших мужчин и наших женщин, тех, кто присутствует здесь, и тех, кого здесь нет. О, Аллах! Пусть те, кому суждена жизнь проживут ее на пути Ислама, а те, кому суждена смерть, пусть умрут с верой» (Тирмизи, Джанаиз, 38; Абу Давуд, Джанаиз, 56).
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить: 1. Джаназа-намаз состоит из такбиров и дуа. 2. Основой любого дуа, является искренность. 3. Во время джаназа-намаза делается дуа как для умерших, так и для живых. 4. Принимая участие в джаназа-намазе следует искренне совершать дуа, вне зависимости от того, благочестивым человеком был покойный или грешником.
Нужно ли выключать телефон, зазвонивший во время намаза?
Ответ: Сегодня одной из проблем, которые принесли с собой современные технологии, стало то, что они оказывают негативное влияние на поклонение. В частности речь идет о мобильных телефонах, которые своими звуками во время намаза отвлекают верующих от поклонения, мешая им достичь состояния хушу.
Поэтому, чтобы избежать таких неприятных моментов, следует соблюдать несколько простых правил:
- Прежде чем войти в мечеть, необходимо проверить свой телефон, находится ли он в беззвучном режиме. Несмотря на постоянные предупреждения имамов, очень многие из тех, кто приходит в мечеть, совершенно не обращают внимания на них. Хотя как уже было сказано выше, телефонный звонок во время намаза доставляет беспокойство не только собственнику телефона, но и всем, кто приходится в мечети. Какой смысл держать телефон во время намаза включенным, если все равно не получится ответить на звонок?
- Если же мы все-таки забыли отключить звук нашего телефона, и он зазвонил во время намаза, то необходимо немедленно пальцем одной руки выключить его, чтобы не нарушать спокойствие других людей, совершающих намаз. - Также желательно устанавливать на телефон в качестве звонка звуки природы, например, звуки пения птиц или иные нейтральные звуки, а не музыку и песни, которые особенности режут слух во время намаза.
Правда ли, что если человек три раза пропустит джума-намаз, его никях будет аннулирован?
Ответ: В некоторых хадисах говорится: «Аллах запечатает сердце того, кто по пренебрежению пропустит три пятничные молитвы!» (Ахмад ибн Ханбал, 3/424; Абу Давуд, 1052; Тирмизи, 500; Насаи 3/88; Ибн Маджа, 1125). «Тот, кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» (Табарани). Как мы видим, в этих хадисах не говорится «тот, кто попустит три пятничных молитвы, перестанет быть мусульманином».
Поэтому мы не считаем человека, который пропускает пятничные молитвы, неверующим. Но вместе с тем, совершенно очевидно, что положение такого человека является критичным. Так как в хадисах говорится о том, что сердце такого человека может быть запечатано, что он может оказаться в числе лицемеров, и повернуться спиной к Исламу. Обратите внимание, что в этих хадисах говорится о тех, кто пропускает пятничный намаз без причины. Значит, если у человека есть время и возможность пойти на пятничный намаз, но он не делает этого, то он оказывается в очень опасном положении и может встать на путь, ведущий к неверию. Точно так же при внимательном рассмотрении этих хадисов станет совершенно ясно, что в них нет даже намека на то, что у того, кто пропускает джума-намаз, аннулируется никях. Возможно, что мысли об аннулировании никяха являются следствием следующих рассуждений: «У того, кто три раза подряд пропустит джума-намаз, запечатывается сердце. А раз сердце этого человека запечатывается, то он становится неверующим, и его никях аннулируется».
Однако хотелось бы еще раз напомнить, что человек, трижды пропустивший джума-намаз, не становится неверующим или вероотступником, и, соответственно, его никях не аннулируется. А выражение о запечатывании сердца или о том, что человек может быть записан в числе лицемеров, использованы для того, чтобы предостеречь людей от беспричинного пропуска джума-намаза.
Является ли грехом, если человека пригласили в гости, а он не пришел?
Ответ: Люди постоянно нуждаются в поддержке друг друга. Поэтому в дни горя они ждут утешения, а в дни радости ждут поздравлений. Именно поэтому в дни таких радостных событий человек желает разделить эту радость со своими родственниками, друзьями и соседями. И если кто-то из приглашенных отвергнет его приглашение и не придет, то это очень огорчит его. Если вас пригласили в гости или на какое-то торжество, то необходимо принять данное приглашение.
Исключением являются лишь те случаи, проводимое мероприятие или какой-то из его элементов противоречат исламу или есть веская причина. Если же проводимое мероприятие не включает в себя ничего из того, что является харамом в исламе, то участие в нем является обязанностью для приглашенного человека. Если же человек получил несколько приглашений в гости, то в этом случае принимается то приглашение, которое поступило первым.
Если же несколько приглашений поступили одновременно, то в этом случае предпочтение отдается, исходя из следующих критериев: Приглашенный должен принять приглашение того человека, чей дом находится ближе к его дому. Если же дома пригласивших находятся на равном удалении от дома приглашенного, то в этом случае следует принять приглашение того, кто является приглашенному родственником. Если же оба приглашающих являются родственниками приглашенного, то в этом случае принимается приглашение того из них, кто обладает большим знанием или богобоязненностью. Если и в этом приглашающие стороны равны, то тогда следует бросить жребий, который и поможет принять решение.