Отсрочка в год нововведенцу после покаяния чтобы оно было достоверным - если покаяние было после требования правителя

Отсрочка в год нововведенцу после покаяния чтобы оно было достоверным - если покаяние было после требования правителя

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Сказал имам Ибн Кудама:

وَقَدْ ذَكَرِ الْقَاضِي ، أَنَّ التَّائِبَ مِنْ الْبِدْعَةِ يُعْتَبَرُ لَهُ مُضِيُّ سَنَةٍ ، لِحَدِيثِ صَبِيغٍ رَوَاهُ أَحْمَدُ فِي " الْوَرَعِ " ، قَالَ : وَمِنْ عَلَامَةِ تَوْبَتِهِ ، أَنْ يَجْتَنِبَ مَنْ كَانَ يُوَالِيه مِنْ أَهْلِ الْبِدَعِ ، وَيُوَالِي مَنْ كَانَ يُعَادِيه مِنْ أَهْلِ السُّنَّةِ .وَالصَّحِيحُ أَنَّ التَّوْبَةَ مِنْ الْبِدْعَةِ كَغَيْرِهَا ، إلَّا أَنْ تَكُونَ التَّوْبَةُ بِفِعْلٍ يُشْبِهُ الْإِكْرَاهَ ، كَتَوْبَةِ صَبِيغٍ ، فَيُعْتَبَرُ لَهُ مُدَّةٌ تُظْهِرُ أَنَّ تَوْبَتَهُ عَنْ إخْلَاصٍ ، لَا عَنْ إكْرَاهٍ

"Упомянул аль Коды Абу Я'ла что тот кто кается от нововведения - следует дать пройти году испытывая его, по причине хадиса Сабига.

Передал хадис Сабига имам Ахмад в книге "Аль Вар", и сказал: "И из признаков правдивости его покаяния будет то, что он начал сторониться тех кого любил раньше их нововведенцев, и дружить с теми с кем враждовал раньше из людей Сунны"

И верно, что тауба от нововведения такая же как и от других грехов - кроме ситуации, когда эта тауба случилась по причине чего то похожего на принуждения - как это было у Сабига.

Тогда следует дать ему отсрочку прежде чем принять эту таубу, чтобы выявилось что его тауба искренняя а не лишь изза принуждения правителя". "Аль Мугни", 23/240.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

يعتبر مضي سنة كما نص عليه الإمام أحمد في توبة الداعي إلى البدعة أنه يتعين فيه مضي سنة اتباعا لما أمر به عمر بن الخطاب رضي الله عنه في قضية صبيغ بن عسل فإنه تاب عنده ثم نفاه إلى البصرة و أمر المسلمين بهجره فلما حال الحول و لم يظهر منه إلا خير أمر المسلمين بكلامه و هذه قضية مشهورة بين الصحابة

"Должен пройти год как прямо указал на это имам Ахмад касательно таубы призывавшего к нововведению - что нужно чтобы прошел год. И это по причине следования за приказом Умара Ибн аль Хаттаба да будет доволен им Аллах в истории с Сабигом Ибн Асалем. Ведь он покаялся а затем изгнал его Умар в Басру, и приказал мусульманам бойкотировать его, и когда прошел срок, и от него было видно лишь благо - Умар разрешил мусульманам говорить с ним. И этот случай был известным среди сподвижников". "Ас-Сорим аль Маслюль", стр. 507.

بسم الله الرحمن الرحيم

Известно, что рафидиты - одна из тех сект, что считает дозволенными нововведения в религии, если они кажутся им хорошими, даже если они и не имеют основания в Сунне.

Однако в отношении Умара даже казалось бы хорошее нововведение, они умудряются лицемерно делать доводом против него. То есть если в обычных случаях, нововведения для них в радость и ничего плохого они в них не видят, то вот в случае с Умаром нововведение сразу же становится поводом опорочить его, назвать нововведенцем и т.д.

Дело касается следующего хадиса:

Абдур-Рахман ибн ‘Абдуль-Къари рассказывал: “Однажды с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом в одну из ночей Рамадана мы вышли к мечети, где люди молились по-отдельности. И тогда ‘Умар сказал: «Я считаю, что если соберу этих людей за одним чтецом, это будет лучше!» И он собрал их за Убай ибн Ка’бом. Затем, когда я вышел с ним в следующую ночь, люди молились вместе за одним чтецом и ‘Умар сказал: «Как прекрасно это новшество!»” аль-Бухари 2010.

Хотелось бы обратить внимание на небольшую ложь в переводе, шииты перевел слова Умара как «О, какое великолепное нововведение (бидат) я ввел!», тогда как в оригинале будет «Как прекрасно это новшество!», дальше иншаАллах поймете в чем суть такого на первый взгляд небольшого искажения.

Для начала, хотелось бы установить, что таравих джамматом не является нововведением Умара. В словах Умара «Как прекрасно это новшество!» речь идет о нововведении в языковом значении, поскольку его поступок никак не может быть нововведением в шариатском значении. Ведь подобный поступок уже был узаконен в шариате и сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву таравих с людьми, однако вскоре оставил это, опасаясь, что таравих-джамаатом станет для людей обязательным, не желая тем самым трудностей для Уммы.

Однако, после смерти посланника, да благословит его Аллах и приветствует, уже не было опасности в том, что эта молитва станет обязательной, ибо шариат уже завершен и ниспослание религии завершилось. Поэтому Умар, во времена своего правления, собрал мусульман для совершения молитвы таравих за одним имамом.

О том, что совершение таравих-молитвы джамаатом имело место еще при пророке, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствует множество хадисов, из них р, хадис от ‘Аиши ,да будет доволен ею Аллах, которая рассказывала: “Однажды поздно ночью посланник Аллаха, мир ему и благjсловение Аллаха, вышел из дома и стал молиться в мечети, и некоторые люди тоже стали совершать молитву вместе с ним. Наутро же эти люди стали рассказывать об этом другим, и на следующую ночь их собралось больше, и они помолились вместе с ним, а наутро рассказали об этом другим. На третью ночь в мечети собралось уже много людей, а когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел из дома, он совершил молитву, и они помолились, следуя его примеру. На четвертую же ночь мечеть уже не смогла вместить всех желавших помолиться. А наутро пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел на утреннюю молитву, по завершении которой он повернулся к людям, произнес слова свидетельства и сказал: «А затем. Поистине, то, что вы находились здесь, не осталось скрытым от меня, но я побоялся, что эта молитва будет сделана для вас обязательной, и вы не сможете ее совершать!» А потом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер и люди оставили это”. аль-Бухари 2012, Муслим 2/177.

Ан-Ну’ман ибн Башир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды мы совершали ночную молитву вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) двадцать третьего Рамадана до первой трети ночи. Затем мы совершили с ним двадцать пятого Рамадана молитву до середины ночи. А когда мы совершали с ним ночную молитву двадцать седьмого Рамадана, то думали, что не успеем на предрассветную трапезу (сухур)”. Ахмад 4/272, ан-Насаи 1/238. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, шейх аль Альбани и Шу’айб аль-Арнаут.

Имам аль-Хаким сказал: “В этом хадисе содержится четкое указание на то, что совершение молитвы Тарауих в мечетях является установленной Сунной. И ‘Али ибн Абу Талиб побуждал ‘Умара, чтобы он повелевал выполнять эту Сунну”. См. “аль-Мустадрак” 1/440.

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Мы соблюдали пост вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Рамадан, и он не совершал с нами ночных молитв, пока не осталось семь ночей. Затем он совершил с нами молитву, пока не прошла первая треть ночи. Когда оста лось шесть ночей, он опять не молился с нами. Затем, когда осталось пять ночей, он совершил с нами на маз до середины ночи, и мы сказали: “О посланник Аллаха, почему бы нам не помолиться и оставшуюся часть ночи?” А он сказал: «Поистине, человек, совершавший молитвы вместе с имамом, до тех пор, пока имам не ушел, подобен тому, кто выстаивал в молитве всю ночь». Абу Дауд 1375, ан Насаи 1364. Достоверность хадиса подтвердили Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и аль-Альбани.

И как мы видим, это деяние не является шариатским нововведением, а наоборот, является сунной пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако Умар назвал это нововведением в языковом значении, потому-что подобная молитва не практиковалась некоторое время, а затем это деяние вновь появилось.

Имам аш-Шатыби сказал: “Умар назвал этот поступок нововведением из-за его внешнего проявления, так как это (совместное совершение тарауиха) было оставлено во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), и этого не делали при Абу Бакре”. См. “аль-И’тисам” 1/195.

Имам Ибн Са’д говорил: “Умар был первым, кто собрал людей и возродил совместные молитвы в ночи Рамадана. И он написал об этом в различные города. И это произошло в месяце Рамадан четырнадцатого года по Хиджре”. См. “ат-Табакъат” 3/213.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Умар не установил ничего, кроме того, что установил сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) из того, что он любил и чем был доволен, и он не захотел продолжать это только из опасения, что ночная молитва станет обязательной для его уммы, а он был по отношению к верующим мягким и милосердным. И ‘Умар, зная все это от пророка (мир ему и благословение Аллаха), и зная, что обязанности не могут быть ни увеличены, ни уменьшены после его смерти, оживил этот поступок и повелел людям совершать это!” См. “Ишракъ аль-масабих” 1/168.

Хафиз Ибн Касир сказал: “Нововведение бывает двух видов: нововведение в шариате, на что указывают слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Всякое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне!» и нововведение в языковом значении, как слова повелителя верующих ‘Умара ибн аль-Хаттаба, сказавшего о совершении молитвы Тарауих за одним имамом: «Как же прекрасно это нововведение»”. См. “Тафсир Ибн Касир” 1/166.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Что касается некоторых слов саляфов в одобрение некоторых нововведений, то речь идет о нововведении в языковом его значении, а не шариатском. Из числа этого – слова ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который после того, как собрал мусульман в Рамадан за одним имамом, сказал: «Как же прекрасно это нововведение». Также передается, что он сказал: «Если это является нововведением, то оно хорошее». И когда Убай ибн Ка’б сказал ему: «Такого не было», он ответил: «Я знаю, однако, это хорошее деяние». То есть, он имеет в виду, что такого поступка не было именно в таком виде до этого времени, тогда как сам поступок имел место в шариате. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал совершать ночные молитвы в Рамадане, и люди в его время совершали эту молитву разрозненными джама’атами в мечетях, и он сам совершал ее со своими сподвижниками в Рамадан не один раз. Однако затем стал удерживаться от этого из-за опасения, что ночная молитва в Рамадан станет обязательной для мусульман”. См. “Джами’уль-улюми уаль-хикам” 403.

Имам Абу Юсуф рассказывал: “Я спросил Абу Ханифу относительно молитвы Тарауих и о том, что сделал ‘Умар, и он ответил: «Тарауих – известная Сунна, и ‘Умар не делал этого, исходя из своего собственного предпочтения, и не было в его деянии никакого нововведения. Он совершил это по той причине, что у него имелись основания для этого в поступке самого пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. «аль-Ибда’» 80.

А теперь хотелось бы обратить на одну очень важную вещь, на самом деле Умар, как мы уже поняли, не вносил ничего нового в религию, а наоборот, он возродил Сунну пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которая была забыта. И пришло в хадисе от Абу Хурайры : “Однажды один человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), который стал побуждать людей дать ему милостыню. Один сказал: “Я имею то-то и то-то”, и не осталось ни одного человека в собрании, который не дал бы ему что-нибудь в качестве милостыни, много это было или мало. После чего посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Кто начал что-либо хорошее, в чем за ним последовали другие, тот получит полную награду, и награду тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их собственной награды. А тот, кто совершил что-либо плохое, в чем за ним последовали другие, понесет полную ответственность за это, а также ответственность за тех, кто последовал за ним, что нисколько не уменьшит их греха»”. Ибн Маджах 204. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль Альбани подтвердили достоверность хадиса. И в другом похожем хадисе, переданном Муслимом. А так же хадис, прекрасно разъясняющий нам смысл предыдущего: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную награде всех тех, кто станет совершать эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!» Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, имам Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128, “Шарх ас-Сунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98, “Сахих Сунан Ибн Маджах”.

И сколь прекрасное это знамение, о верующие, в том, что поистине Умар - тот, кто оживил эту Сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и последовало за ним в этом деле великое количество мусульман. И награда каждого мусульманина за всю историю Уммы после Умара, совершившего таравих джамаатом, отдается так же и самому Умару! СубханАллах, сегодня в мире полтора миллиарда мусульман, сколько из них совершают таравих? И награда каждого из них отдается Умару, что никоим образом не уменьшает их собственной награды. Это великий успех.

Я прошу Аллаха увеличить награду Умару и повести нас путем Своего посланника, алейхи соляту уа салям, а так же его праведных сподвижников и сделать нас оживителями Сунны, подобными Умару.

И вся хвала Аллаху, Господу Миров.