Опровержение ашаритам

Опровержение ашаритам

Хвала Аллаху Господу миров!

Шейх уль-Ислам ибн ️Теймийя, да помилует его Аллах, сказал: "То, что говорят эти отрицатели Качеств Аллаха - ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах саляфов (праведных предшественников) из первых трёх веков, которых возвеличивают все последующие поколения мусульман, ни в словах имамов Ислама которым делают такълид (слепое следование) и подражают - нет абсолютно ничего подобного их словам.

Однако напротив, то что пришло в Коране и Сунне и словах саляфов и имамов - указывает на противоположное их заявлениям - либо яснейшим указанием в котором нет сомнения, либо же внешним смыслом.

И даже, Коран, Сунна и слова саляфов и имамов указывают либо прямо, либо внешним смыслом на то, что у отрицателей (сыфатов Аллаха) является неверием и заблуждением.

И если несмотря на всё это, истина заключается в том, что говорят отрицатели - то отсюда вытекают ложные последствия, среди них следующие:

1. Отсюда вытекает, что Аллах, Свят Он и Велик, в своей Книге, и в Сунне своего Пророка (ﷺ) ниспослал такие слова, из-за внешнего смысла которых люди заблуждаются, и попадают в уподобление Аллаха творениям.

2. Отсюда вытекает, что Аллах ниспослал Пророку (ﷺ) истину, а Пророк (ﷺ) не объяснил её ясным образом - а лишь поставил вокруг истины загадки, и намёки, и всё это не понять, кроме как приложив великие усилия.

3. Отсюда вытекает, что Аллах возложил на своих рабов обязательство - не понимать из этих аятов и хадисов их внешний распространённый смысл, а обязал понимать из этих аятов и хадисов то, на что они не указывают, да ещё и не стал ниспосылать никаких косвенных доводов, которые помогли бы понять их "истинный" смысл.

4. Отсюда вытекает, что Аллах (Сам и на языке Посланника) постоянно говорил в разделе Таухида [Единобожия] словами, внешний смысл которых противоречит истине, да ещё и разным видом таких противоречащих истине выражений.

Иногда: "Он вознёсся над Троном", иногда "Он над своими рабами", иногда "Он Возвышенный", иногда: "Ангелы восходят к Нему", иногда: "Праведные деяния возносятся к Нему", иногда - что ангелы, нисходя с высших небес вниз - спускаются от Него, иногда - "Возвышен ступенями", иногда - "Он над небесами", иногда - "Он Явный, и нет над Ним ничего", иногда - "Он над небесами, над своим Троном" , иногда - "Книга снизошла от Него", иногда - "Он спускается на небеса этой дунья каждую ночь", иногда - "Его увидят глазами, и верующие увидят Его над своими головами" - и так далее из различных видов указаний на Возвышенность Сущности которая противоречит истине по словам отрицателей.

И в то же время, Аллах и Его Посланник (ﷺ) не сказали даже одно слово, которое соглашалось бы со словами отрицателей, и ни в одном месте абсолютно не сказали то, что является истиной по их мнению - ни прямо, ни хотя бы словом, внешний смысл которого указывал бы на их убеждения, и не разъяснили истину!

5. То, что самые достойные в этой Умме (общине), и лучшие из веков от первого до последнего не стали говорить истину в этом великом разделе, который является самой важной основой Имана (веры)!

И это либо потому, что они были невежественны, и не знали истину об этом - либо же скрывали её, и не разъясняли! И как же плохо подумал о лучших нашей Уммы тот, кто приписывает их к такому!

И ведь известно, что когда распространяются ложные слова, и умалчивают об истине - отсюда возникает невежество об истине, и из-за этого люди вводятся в заблуждение.

И поэтому, когда отрицатели стали придерживаться своих убеждений - они стали разъяснять их и призывать к ним, и произносить слова, которые либо прямо, либо внешним смыслом указывают на отрицание Качеств Аллаха, и не говорили такие слова, прямой текст или внешний смысл которых бы указывал на утверждения Качеств.

А когда они увидели Шариатские тексты, которые либо предельно ясны, либо их внешний смысл заключается в утверждении Качеств Аллаха - они стали их искажать разными видами искажений, и искать для них вымученные толкования.

6. То, что эти отрицатели, из-за того, что у саляфов не было ничего что соглашалось бы с их словами - стали считать их невеждами, и думать, что саляфы были неграмотными людьми, которые увлекались аскетизмом, поклонением, набожностью и ночными молитвами, а слова о глубоких смыслах и науках не были их занятием.

7. То, что в таком случае было бы полезнее, чтобы Аллах вообще не ниспосылал эти тексты! Ведь раз всё обстоит так - то люди не получили от этих текстов никакой пользы, и убеждённости и знания, а лишь получили из-за них возможность заблуждения. Да и невозможно от них было получить никакой пользы - а следовало её получать лишь из рассуждений и воззрений разумов людей.

А если они возразят: "Мы получили от них пользу в том, что мы читаем их, читая Коран, и читаем их в молитве" - то будет отвечено - это второстепенное после основной цели ниспосылания текстов Шариата - которая заключается в наставлении посредством текстов на прямой и верный путь, и указании посредством этих текстов на их смыслы, чтобы человек уверовал в эти смыслы.

Ведь Коран не был ниспослан лишь для чтения и молитвы, однако был ниспослан чтобы над ним размышляли, осознавали, и наставлялись на верный путь в делах и убеждениях, и избавлялись от заблуждения следуя прямым путём, и пробуждались от невежества.

Именно это основная цель, и она вступает в полное противоречие с тем, что вы заявляете, что внешние смыслы Корана - это неверие и уподобление, и надо искать для текстов Корана вымученные толкования, подобные отгадкам загадок и головоломок!

Ниспосылание головоломочных текстов, чей внешний смысл - неверие, никогда не соберётся с целью разъяснить истину и наставить на прямой путь! А Тауфикъ принадлежит Аллаху".

"Ас-Саваик аль-мурсаля 'аля аль-джахмия аль-муаттыля", стр. 316

Ознакомление с мазхабом матуридитов...

Намаз за ашаритами или матуридитами...

Являются ли ашариты и матуридиты мусульманами?..

Определение термина «матуридиты»...

Относятся ли матуридиты к ахлю-Сунна?..