Определение слова Итикаф

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Языковое значение - это пребывание в каком-либо месте. В шариате - это продолжительное пребывание в мечети особым образом, ради поклонения Аллаху. См. "аль-Муфрадат" 343, "Шарх Сахих Муслим" 8/66.
О положении и'тикафа
И'тикаф в Исламе является весьма желательным видом поклонения, которое Пророк ﷺ совершал во время каждого Рамадана до конца своих дней. Сообщается, что Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: "В последние десять дней каждого Рамадана Посланник Аллаха ﷺ не покидал мечеть".аль-Бухари 2025, Муслим 1172.Имам Абу Бакр ибн аль-'Араби сказал: "И'тикаф, является твердой Сунной". См. "Фатхуль-Бари" 4/320.Имам ан-Науауи сказал: "Совершение и'тикафа является Сунной по единогласному мнению и не является обязательным, только если человек не дал обет его совершить. Совершение и'тикафа является весьма желательным, особенно в последние десять дней Рамадана". См. "аль-Маджму'" 6/501. См. также "аль-Иджма'" 34.
Намерение
Имам Ибн Рушд сказал: "Мы не знаем разногласий относительно необходимости намерения". См. "Бидаятуль-муджтахид" 1/430.Желающий совершить и'тикаф должен иметь искреннее намерение сделать это ради Аллаха, чтобы получить за это великую награду, а не для того, чтобы весело провести время в кругу других затворников или еще по какой-либо иной причине. От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророкﷺ сказал: "Нет награды у того, кто не надеялся на нее". ад-Дайлями в "аль-Фирдаус" 4/206. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Совершение и'тикафа в мечети
Всевышний Аллах сказал: "Не вступайте с ними (женами) в близость, когда вы уединяетесь в мечетях". (аль-Бакъара 2: 187).Имам аль-Къуртуби сказал: "Единогласны ученые в том, что и'тикаф может быть только в мечети!". См. "Тафсир аль-Къуртуби" 2/333.Будучи единогласными в том, что и'тикаф можно совершать в любой мечети, ученые разошли в том, какой именно должна быть мечеть. Некоторые ученые говорили, что и'тикаф можно совершать в любом месте, именуемом мечеть. Однако некоторые сподвижники порицали это мнение, как это передается от Ибн 'Аббаса, сказавшего: "Самые ненавистные деяния для Аллаха - это нововведения! И поистине, из числа нововведений - это совершение и'тикафа в мечетях, которые находятся в домах!". аль-Байхакъи 4/316. Имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.Другие говорили, что мечеть должна быть именно соборной, в которой совершают пять обязательных молитв. Ибн 'Аббас сказал: "Нет затворничества, кроме как в мечети, в которой совершают совместные молитвы". См. "Масаиль Абдуллах ибн Ахмад" 2/623. А Хузайфа говорил, что и'тикаф совершается только в трех мечетях: аль-Харам (в Мекке), мечеть Пророка (в Медине) и мечеть аль-Акъса, и это мнение выбрал шейх аль-Альбани. Доводом их является хадис: "Нет и'тикафа, кроме как в трех мечетях!"Однако сторонники других мнений сказали, что этот хадис от Пророка ﷺ не достоверный и что это является мнением Хузайфы, а не Пророка ﷺ.К сожалению разобрать сейчас подробно этот вопрос нет времени и возможности, поэтому инша-Аллах оставим это на другой случай).
Соблюдение поста
Что же касается этого условия и'тикафа, то ученые в нем разошлись.'Аиша говорила: "Сунной является для совершающего и'тикаф не навещать больных, не присутствовать на похоронах, не прикасаться к женщине и не ласкать ее, не выходить из мечети, кроме как при крайней необходимости. И нет и'тикафа, кроме как при соблюдении поста, и нет и'тикафа, кроме как в соборной мечети". Абу Дауд 2473, аль-Байхакъи 4/321. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.Имам Ибн ат-Таркумани сказал: "Мазхаб мухаддисов состоит в том, что если кто-либо из сподвижников сказал на какую-либо вещь "Сунна", то это означает, что так постановил Пророк ﷺ". См. "аль-Джаухару-ннакъий" 4/317.Также на то, что под словом "Сунна" здесь подразумевается "уаджиб" указывают слова Аиши, которая говорит, что Сунной является не выходить из мечети, кроме как по нужде, не ласкать жену и т.д., а эти вещи во время и'тикафа запрещены.Имам аль-Джассас сказал: "Соблюдение поста является условием и'тикафа". См. "Ахкамуль-Къуран" 1/245.Шейх Ибн аль-Къайим сказал: "Не пришло от Пророка ﷺ ничего, чтобы он совершал и'тикаф, не соблюдая пост, мало того 'Аиша говорила: "Нет и'тикафа, кроме как с постом". И не упоминал Аллах об и'тикафе, кроме как с постом, и не совершал его Пророк ﷺ, кроме как постящимся. И лучшим мнением, на которое указывают доказательства и то, на чем были большинство саляфов, состоит в том, что пост является условием и'тикафа. И это мнение выбрал шейхуль-Ислам Абуль-Аббас Ибн Таймия". См. "Задуль-ма'ад" 2/87.Однако сторонники того мнения, что условием и'тикафа не является соблюдение поста, приводили в доказательство хадис Ибн 'Умара, в котором сообщается, что 'Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) однажды сказал Пророку ﷺ: "Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи". А Пророк ﷺ сказал: "Так исполни свой обет". аль-Бухари 2032.Они говорят, что ночью человек не поститься, и если бы пост был обязательным условием, Пророк ﷺ указал бы на это.Но имам Ибн Дакъикъ аль-'Ид сказал: "У арабов принято под словом "ночь" подразумевать "сутки". См. "Ихкамуль-ахкам" 2/56.И это усиливает то, что в других версиях этого же хадиса, которые приводят и аль-Бухари и Муслим вместо слов: "в течение одной ночи", сказано: "в течение одного дня".Лучшим же мнением является то, что пост не является условием действительности и'тикафа из-за силы довода второй стороны, так как Пророк ﷺ, повелевший Умару выполнить свой обет совершить и'тикаф, не велел ему поститься.
Совокупление с женой
Всевышний Аллах сказал: "И не вступайте с ними в близость, когда вы уединяетесь в мечетях". (аль-Бакъара 2: 187).Ибн 'Аббас сказал: "Если затворник совершил совокупление во время уединения, то он сделал недействительным свое уединение". Ибн Аби Шайба 3/92, 'Абдур-Разакъ 4/363. Иснад достоверный.Хафиз Ибн 'Абдуль-Барр сказал: "Ученые единогласны в том, что затворник не вступает в близость и не целует жену". См. "ат-Тамхид" 8/331.
Выход из мечети без уважительной причины
'Аиша рассказывала: "Пророк ﷺ не выходил из мечети, кроме как по нужде, когда совершал затворничество". аль-Бухари 2029, Муслим 297.Выход затворника из мечети без необходимости, нарушает и'тикаф по единогласному мнению ученых. См. "Кашшаф аль-кана'" 3/362, "ад-Динуль-Халис" 8/421.Если же затворник вынужден выйти из мечети, как например для совершения малого или большого омовения, для справления нужды, чтобы покушать, или если опасается что его имущество пропадет и т.п., то его затворничество не нарушено! Имам Ибн Хубайра говорил: "Единогласны учены в том, что человеку дозволено выйти из мечети в случае необходимости". См. "аль-Ифсах" 1/259.
О достоинстве и'тикафа
Нет сомнений в том, что достоинство и'тикафа велико, ибо это поклонение, в котором собрались многие виды поклонения, как пост, коллективное совершение пятикратных молитв, чтение Корана, поминание Аллаха, нахождение в мечети и многое другое. Однако в форме достоверных хадисов от Пророка ﷺ, относительно достоинств и'тикафа ничего нет. Абу Дауд рассказывал: "Я спросил у имама Ахмада: "Есть что-либо достоверное о достоинствах и'тикафа?" На что Ахмад сказал: "Нет ничего, кроме слабых хадисов". См. "Масаиль Аби Дауд" 96.Однако на тему достоинства и'тикафа есть хадис от Ибн 'Аббаса, что Пророк ﷺ сказал: "Того, кто стремясь к лику Аллаха, совершит и'тикаф в течение одного дня, Аллах отделит от Огня тремя рвами, и ширина каждого из них будет больше, чем расстояние между востоком и западом". ат-Табарани в "аль-Аусате", аль-Байхакъи.Относительно достоверности и этого хадиса были разногласия, однако хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами считали иснад хадиса хорошим. См. "ат-Таргъиб уа-ттархиб" 1/267 и "Маджма'у-ззауаид" 8/192.
Мудрость и'тикафа
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: "Всевышний Аллах установил совершение и'тикафа, мудрость и смысл которого заключаются в том, чтобы человек устремился к Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему Одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занялся поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремиться к Нему. Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его довольство и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в день великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек не найдет себе собеседников и сможет радоваться только уединению с Аллахом". См. "Задуль-Ма'ад" 2/86.
Периоды и'тикафа
Затворничество можно совершать в любое время, и оно не связано лишь с месяцем Рамаданом. Указанием на это служит хадис 'Аиши, которая рассказывала: "Однажды Пророк ﷺ решил провести определенное время в мечети, а когда он подошел к тому месту, где хотел находиться, оказалось, что там уже были палатки его жен ('Аиши, Хафсы и Зайнаб). Увидев их, Пророк ﷺ сказал: "Считаете ли вы, что они сделали это из благочестия?" После чего Пророк ﷺ прервал свой и'тикаф, но затем совершил его в месяце Шаууале в течение десяти дней". аль-Бухари 2034.Однако, как уже было сказано наилучшее затворничество - это затворничество в последние десять дней Рамадана.
Минимальное и максимальное время для и'тикафа
Ученые разошлись на несколько мнений в отношении вопроса: каков минимальный срок для совершения и'тикафа. Некоторые говорили день и ночь, некоторые 10 дней, а большинство говорило, что любое время и даже мгновение. См. "ад-Дурруль-мухтар" 1/445, "аль-Къауанинуль-фикъхия" 125, "аль-Инсаф" 7/566.И об этом говорили некоторые саляфы. Я'ля ибн Умайя (да будет доволен им Аллах) говорил: "Поистине, я пребываю в мечети час, и делаю это только в качестве и'тикафа!". Абдур-Раззакъ 4/346, Ибн Аби Шайба 3/89. Иснад достоверный.Но маликиты считали, что самое правильное мнение в том, что минимальное время итикафа - это день или ночь, так как это самое малдое на что указывает Сунна, как в хадисе Ибн 'Умара, в котором сообщается, что 'Умар сказал Пророку ﷺ: "Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи". А Пророк ﷺ сказал: "Так исполни свой обет". аль-Бухари 2032.Это самое минимальное, что пришло в Сунне на время и'тикафа. И не передается от кого-либо из сподвижников, что когда они приходили в мечеть на молитву и совершив ее, ожидали следующей молитвы, чтобы они считали данное ожидание и'тикафом. См. "Фикъх аль-и'тикаф" 55.А что касается максимального времени и'тикафа, то нет у него ограничения. Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: "Совершения итикафа не порицается в какое-либо время, и ученые единогласны в том, что нет у него ограничения в максимальном сроке!". См. "аль-И'лям бифауаид 'Умда аль-ахкам" 5/430.
Когда следует уединяться для совершения затворничества, которое совершал Пророк ﷺ в последние 10 дней Рамадана?
'Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Когда Пророк ﷺ желал совершить затворничество, он совершал утреннюю молитву и отправлялся к месту своего уединения". аль-Бухари 2033, Муслим 1172/6.Этот хадис указывает на то, что уединение в мечети на десятидневное затворничество следует совершать после утренней молитвы двадцать первого Рамадана. Этого мнения придерживались такие имамы, как аль-Ауза'и, Суфьян ас-Саури и аль-Ляйс. См. "аль-Инсаф" 3/369, "Субулю-Ссалям" 2/174.Что же касается большинства имамов, среди которых Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи'и и Ахмад, то они считали, что Посланник Аллаха ﷺ уединялся в мечети до захода солнца в ночь наступления двадцать первой ночи Рамадана, опираясь на хадисы, указывающие, что Пророк уединялся всегда в десять последних ночей Рамадана. См. "аль-Мудаууана" 2/238, "Умдатуль-къари" 11/148.Некоторые имамы прекрасно объединили оба мнения и сказали, что Пророк ﷺ уединялся в мечети на десять последних ночей Рамадана до вечерней молитвы, а совершив уже утреннюю молитву, он уединялся в своей палатке и поклонялся Аллаху самостоятельно. См. "Шарх Сахих Муслим" 8/249, "Найлюль-Аутар" 4/313.
Краткое напоминание желающим совершить и'тикаф
Во время уединения не следует увлекаться решением мирских дел, заключать торговые сделки? Излишествовать во сне, пустословить и т.п., чтобы не терять награду за и'тикаф, а следует проявлять больше усердия в поклонении Аллаху в эти великие ночи.Также следует проявлять заботу о тех мусульманах, которые тоже находятся в уединении, помогая им и не причиняя им неудобства, и помнить о великих достоинствах хороших проявлений братства и о том, что помощь мусульманину лучше, чем сам и'тикаф, как говорил об этом Пророк ﷺ: "И поистине, придти на помощь своему брату мусульманину в том, в чем он нуждается любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети в течение месяца". Ибн Аби ад-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. "Сахих аль-джами'" 176.