Они превозносятся над руководством Всевышнего!

Они превозносятся над руководством Всевышнего!

Хвала Аллаху Господу миров!

"Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается. Но к твоему Господу предстоит возвращение" (сура 96 "аль-Алак", аяты 6-8).

Аллах наделил человека богатством и пропитанием. Однако зачастую человек оказывается невежественен и несправедлив. При виде своего богатства он становится нечестив и распутен, превозносится над руководством Господа, забывает о том, что вернется к Нему, и перестает страшиться Его возмездия.

"Поистине, человек неблагодарен своему Господу, и он сам является тому свидетелем. Поистине, он страстно любит блага. Неужели он не знает, что, когда будет опрокинуто то, что в могилах, и когда обнаружится то, что в груди, в тот день Господь их будет осведомлен о них?" (сура 100 "аль-Адийат", аяты 6-11).

Человеческая природа такова, что душа постоянно удерживает человека от исполнения своих обязанностей надлежащим образом. Человек ленив и зачастую отказывается от выполнения своих материальных и физических обязанностей. Избежать этого порока удается лишь тем, кого Аллах наставил на прямой путь. Такие люди верно исполняют свои обязанности и обретают подлинное величие.

Человек является свидетелем собственной алчности и неблагодарности. Он не пытается оспорить это и не отрицает этого, потому что эти качества очевидны и явны. Существует мнение, что местоимение третьего лица относится к Аллаху. Из этого толкования следует, что человек неблагодарен своему Господу, и Аллах тому свидетель. В этих словах содержится великая угроза тем, кто отказывается благодарить Всевышнего Аллаха, Который является Свидетелем каждого человеческого поступка.

Именно любовь к богатству заставляет человека отказываться от выполнения обязанностей, которые предписаны ему Аллахом. Он отдает предпочтение удовлетворению своих низменных страстей перед обретением благоволения Господа. Причина же этого в том, что он предал забвению Последнюю жизнь и ограничил свои представления жизнью в этом мире.

Также Господь призвал людей устрашиться Судного дня. В этот страшный день Аллах вернет к жизни покойников и соберет всех людей для свершения справедливого суда. Все добро и зло, которое таилось в человеческих сердцах, станет очевидным. Тайное станет явным, а на лицах людей отразятся совершенные ими деяния. Аллаху будет известно о каждом из этих деяний, и Он непременно воздаст людям за все содеянное ими. Всевышний всегда знает о деяниях Своих творений, однако Он особо отметил Свою осведомленность в День воскресения, потому что справедливое воздаяние будет вершиться на основании Его всеобъемлющего знания.

Благодарность – признательность словами или действиями за всевозможные блага и милости, оказанные человеку Аллахом или другими людьми

Противоположностью ей является неблагодарность – равнодушие и невнимательность к дарованным благом, высокомерное презрение и пренебрежительное отношение к оказанным милостям. Неумение или нежелание благодарить это одно из отрицательных свойств характера некоторых людей, которое влечет за собой холодность в отношениях, а порой и разрыв этих отношений. В то время как благодарность и признательность вселяет в сердца людей дружбу и любовь, укрепляет их связи и взаимоотношения. Верующий должен знать, что неумение благодарить Творца и пренебрежительное отношение к Его многочисленным милостям является чуть ли не главным препятствием на пути совершенствования души и приближения к довольству Аллаха. Нежелание благодарить Аллаха оскверняет душу, лишая человека духовности, ослабляет его моральные качества, уничтожает в нем божественный свет.

Исламские богословы утверждают, что склонность к выражению благодарности в отношении источника благ и милостей присуща всем без исключения людям, все люди появляется на свет с подобной склонностью. Их сотворил такими Всевышний Аллах, для того чтобы они, пользуясь бесконечными благами, стремились найти и познать источник этих благ, коим является Милостивый Аллах. Это склонность человеческой природы является одним из проявлений его тяги к единобожию. Конечно же, кто-то развивает в себе эту склонность и на протяжении всей жизни выражает признательность своему Господу. А кто-то перестает слышать в себе этот зов Аллаха и становится неблагодарным эгоистом, являющимся на самом деле одним из самых несчастный людей.

Неблагодарность в отношении милостей Аллаха, могущее перерасти в неверие, способно повлечь за собой божью кару. В одном из аятов сказано: «Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое. Его жители обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они творили». (Сура «Пчелы», аят 112).

Эти люди пользовались неисчислимыми материальными благами, им никто не угрожал, они не знали печали. Но они не были благодарны Аллаху, они не признавали, что Он является источником всех их благ, они вершили многочисленные мерзкие деяния. И тогда они были лишены этих благ и ввергнуты в страдания и беды. Такова судьба тех, кто отрицает милости Аллаха и не признателен Ему за неисчислимые блага.

Неблагодарность может выражаться сердцем, словом или действием

Неблагодарность сердцем возникает тогда, когда человек, став обладателем некого блага, считает его малозначимым и не представляющим ценности.

Неблагодарность словом – это когда человек произносит вслух то, что благо малозначимо и не представляет ценности. 

Неблагодарность действием проявляется в том, что человек своими деяниями демонстрирует пренебрежительное отношение к благу или же вместо доброй цели использует данное благо в мерзких целях.

Поэтому исламские богословы не устают повторять, что наилучшей признательностью рабов божьих по отношению к Аллаху является использование всех дарованных Им благ для тех целей, для которых Он их создал. Он даровал нам ум и способность размышлять, так давайте же использовать разум для познания Творца, для раскрытия тайн мира, в котором Он поселил нас, для блага человечества, а не для коварных целей. 

Он даровал нам органы чувств, так давайте используем их для приближения к Творцу, для своей счастливой загробной жизни и посредством них будем делать добро людям. Он даровал нам достаток, так давайте используем его во благо наших близких и для помощи нуждающимся.

Причина неблагодарности

Главная причина того, что многие из нас забывают благодарить Всевышнего Аллаха, заключается в нашей неосведомленности. Мы не обладаем полной информацией обо всех божественных благах и мы мало размышляем над ними. Если бы мы чаще задумывались о строении своего тела, об изумительной гармонии всех наших органов, об огромном мироздании со всеми его дарами, которое служит нам, то в нас обязательно просунулось бы чувство благодарности, изначально заложенное в нас Творцом. В Коран Всевышний говорит: «Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, – быть может, вы будете благодарны». (Сура «Пчелы», аят 78).

Но мы настолько привыкли к милостям Аллаха, что не замечаем их. Мы как само собой разумеющееся воспринимаем свое здоровье, воздух, которым дышим, солнце, от которого получаем свет и тепло, и многое многое другое. Если же мы даже на короткое время лишаемся хотя бы одной из многочисленных милостей, то наша жизнь словно замирает, и тогда мы понимаем, какого бесценного блага лишились. 

Первым шагом на пути к благодарности является размышление над собой и над созданным Аллахом мирозданием, и познание бесконечных благ, которыми Милостивый Творец окружает нас с самого нашего рождения: «Помните о милостях Аллаха, – быть может, вы преуспеете». (Сура «Преграды», аят 69).

Исламская религия призывает благодарить не только Всевышнего Аллаха, но и людей, когда они оказывают помощь, даруют что-либо или просто поддерживают добрым словом, пусть даже они и не ожидают благодарности. 

Если человек не благодарит людей за оказанные ему милости, то это указывает на его неспособность благодарить, а также на то, что его душа черства и неблагодарна. А человек с неблагодарной душой равнодушен к милостям окружающих, он не умеет ценить помощь других людей. Более того, иногда такой человек считает, что люди обязаны оказывать ему милости. Можно с уверенностью сказать, что человек с неблагодарной душой не будет благодарить и Всевышнего Аллаха.

Благодарность по отношению к людям на самом деле является благодарностью по отношению к Аллаху, так как люди – это всего лишь посредники в донесении благ Аллаха до человека. Если кто-то дарует человеку что-либо, то на самом деле это даровано Аллахом. Поэтому тот, кто не благодарит людей, являющихся посредниками, в действительности не благодарит Аллаха, являющегося источником всех благ.