Обязательно ли совершать жертвоприношение в праздник жертвоприношения?

Из многочисленных хадисов известно, что жертвоприношение — один из важнейших обрядов, совершаемых в Праздник жертвоприношения. Однако между учеными были разногласия относительно его обязательности.
Большинство богословов, в том числе Абу Бакр ас-Сыддик, ‘Умар б. аль-Хаттаб, Билал б. Рабах, Абу Мас‘уд аль-Бадри, Са‘ид б. аль-Мусайяб, ‘Алкама, аль-Асвад, ‘Ата, Абу Йусуф, Малик, Ахмад, Исхак, Абу Саур, аль-Музани, Ибн аль-Мунзир, Давуд аз-Захири и др., считали жертвоприношение в этот день желательным, но не обязательным. Имам аш-Шафии считал жертвоприношение крайне желательным (сунна муаккада). Согласно другому сообщению, он относил его к коллективной обязанности (фард аль-кифайа).
Ибн Хазм писал, что нет ни одного достоверного сообщения о том, что кто-либо из сподвижников считал жертвоприношение обязательным предписанием.
Одним из аргументов в пользу такого суждения является хадис Джабира: «Я совершил намаз вместе с Посланником Аллаха в праздник жертвоприношения, и после его завершения к нему подвели барана, и он зарезал его, сказав: “Во имя Аллаха! Аллах превелик! О Аллах, это — от меня и от тех членов моей общины, которые не принесли жертвы”». Хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи, однако из него не следует, что имеющий достаток не обязан совершать жертвоприношение.
Самым веским доводом в пользу необязательности жертвоприношения можно признать хадис Умм Саламы о том, что Пророк сказал: «Когда наступят первые десять дней [месяца зу-ль-хиджа], пусть тот из вас, кто вознамерился совершить жертвоприношение, не стрижет волосы и не удаляет их с тела». Этот хадис передал Муслим. Однако можно предположить, что здесь исключение сделано не для тех, кто не желает совершать жертвоприношения, а для тех, кто не имеет такой возможности.
В некоторых хадисах недвусмысленно говорится, что жертвоприношение в праздник жертвоприношения необязательно, однако иснады этих преданий не лишены недостатков. Есть сообщения о том, что несколько сподвижников, в том числе Абу Бакр, ‘Умар б. аль-Хаттаб, Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Умар и Билал, иногда не приносили жертвы в праздничный день, однако их поступки не являются веским аргументом.
Абу Ханифа, аль-Ауза‘и, аль-Лейс и некоторые другие считали, что совершить жертвоприношение обязан каждый, кто имеет достаток. Распространено суждение Абу Ханифы о том, что совершать его обязан тот, кто находится в постоянном месте проживания и владеет облагаемым закятом минимумом имущества.
Аргументом в пользу этого является хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек имел возможность принести жертву и не сделал этого, то пусть не приближается к месту нашего моления». Его передали Ибн Маджа, Ахмад, Ибн Абу Шейба, ад-Даракутни и аль-Хаким, причем последний назвал его достоверным.
Следовательно, если имеющий достаток не намерен совершить жертвоприношение, то ему запрещено даже присутствовать на праздничном намазе. Это ясно указывает на то, что жертвоприношение является обязательным для тех, кто обладает достатком.
На обязательность этого предписания указывает и хадис, переданный со слов Джундуба б. Суфьяна аль-Баджали: «Кто совершил жертвоприношение до намаза, пусть зарежет еще одного барана вместо тех, что он уже зарезал. А кто еще не совершил жертвоприношения, пусть сделает это с именем Аллаха».
В другом хадисе, переданном со слов аль-Бары б. ‘Азиба, говорится: «Кто совершил жертвоприношение до намаза, пусть повторит его, а кто совершил его после намаза, тот выполнил жертвоприношение правильно, в соответствии с обычаями мусульман». Оба хадиса передали аль-Бухари и Муслим.
Содержащийся в этих преданиях приказ Пророка подразумевает обязательность этого предписания, и у нас нет оснований для того, чтобы лишать его категоричности. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Каких животных разрешается приносить в жертву?
Всевышний Аллах объявил жертвенными животными только домашнюю скотину: «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (ал-Хаджж, 34).
Приносить в жертву можно верблюдов и верблюдиц, достигших пятилетнего возраста, быков и коров, достигших двухлетнего возраста (некоторые, в т.ч. ханафитский правовед ал-Маргийани и шафиит ал-Буджайрами, относили к ним и буйволов), козлов и коз старше годовалого возраста, баранов и овец старше шести месяцев. В пользу этого свидетельствует хадис Джабира о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Приносите в жертву только тех животных, у которых уже вышли постоянные зубы. Если же для вас это трудно, то принесите в жертву овец в возрасте от шести до десяти месяцев». Его передали Ахмад, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа.
У овец постоянные зубы тоже прорезываются в годовалом возрасте, однако в хадисах разрешается приносить в жертву и тех овец, которым исполнилось всего шесть месяцев. Ахмад и ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-кабир» передали со слов Умм Билал, что Пророк сказал: «Приносите в жертву овец старше шести месяцев, ибо это дозволено». Ал-Албани назвал хадис достоверным. Ибн ‘Умар и аз-Зухри не разрешали приносить в жертву овец до одного года, но большинство улемов считало, что поступать так разрешено, независимо от того, есть животные постарше или нет. Ибн ‘Усаймин в «аш-Шарх ал-мумти‘» (7/460) отметил, что у шестимесячной овцы шерсть на спине начинает ложиться, а шерсть более молодых овец стоячая.
Козлят моложе годовалого возраста приносить в жертву нельзя. Ал-Бухари, Муслим и др. передали со слов ал-Бары ибн ‘Азиба, что его дядя по материнской линии, которого звали Абу Бурда, принёс жертву до [праздничного] намаза. Посланник Аллаха сказал: «Твоя овца зарезана на мясо». Он сказал: «Посланник Аллаха, у меня есть домашний козлёнок, которому больше шести месяцев». Пророк сказал: «Зарежь его, но это не позволено никому, кроме тебя». А потом он сказал: «Кто зарезал животное до намаза, тот сделал это для себя, а кто зарезал его после намаза, тот совершил жертвоприношение и последовал путём мусульман».
Ибн Кудама пишет, что не засчитывается принесение в жертву быка, один из родителей которой был диким. Сторонники умозаключений, напротив, разрешали приносить в жертву одомашненного быка, если даже их родитель был диким. Однако приведённый выше аят свидетельствует в пользу первого мнения. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Не засчитывается жертвоприношение животных, имеющих очевидные физические недостатки. Передают со слов ал-Бары бин ‘Азиба, что однажды Посланник Аллаха поднялся на ноги и сказал: «Четырёх животных нельзя приносить в жертву: животное, ослепшее на один глаз, чья слепота очевидна; больное животное, чья болезнь не вызывает сомнения, хромое животное, чья хромота бросается в глаза, и старое животное, у которого уже не осталось мозгов». Хадис передал Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали его достоверным. Ал-Албани назвал его иснад достоверным.
Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба: «Посланник Аллаха запретил приносить в жертву животное с отрезанным рогом или ухом». Катада сказал: «Я спросил об этом Са‘ида ибн ал-Мусаййаба, и тот сказал, что это животное, у которого нет половины уха или больше». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, но последний не привёл слов Катады в конце. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным. Ал-Хаким назвал его иснад достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
Шейх ал-Албани в своём исследовании отметил, что единственным передатчиком этого хадиса со слов ‘Али был Джурайй ибн Калб ас-Садуси. Абу Хатим сказал: «На его хадисы нельзя опираться». Аз-Захаби сообщил об этом в «Мизане», но добавил, что Катада хвалил его. Этот хадис усиливается похожими сообщениями, но в них ничего не говорится о рогах. Напротив, Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали, что ‘Али ибн Абу Талиб сказал о поломанном роге: «Он не навредит тебе». Поэтому ал-Албани заключил, что в целом хадис достигает степени достоверного, но упоминание о роге является неприемлемым (мункар). Абу Ханифа, аш-Шафи‘и и большинство улемов разрешали приносить в жертву животных с поломанным рогом.
Таким образом, не засчитывается принесение в жертву животного, ослепшего на один глаз, если слепоту можно заметить (если слепоту нельзя увидеть глазом, то жертвоприношение засчитывается, хотя лучше выбрать другое животное); слепого на оба глаза; истощённого от старости, у которого не осталось костного мозга (если скотина старая, но не до такой степени, то жертвоприношение засчитывается); хромого, которое отстаёт от здоровых и не может нормально питаться вместе с ними (если оно не отстаёт от здоровых, то жертвоприношение засчитывается, хотя лучше избегать этого); больного, если следы болезни видны на нём или сказываются на его состоянии.
Некоторые учёные считали, что не засчитывается принесение в жертву животных с отрезанными ушами. Другие считали, что это нежелательно, но не запрещено, поскольку на эту тему нет достоверных хадисов. Тем не менее, как уже было отмечено выше, сообщения об этом усиливают друг друга.
Согласно наиболее правильному мнению, разрешается приносить в жертву животных с высохшим выменем, не имеющих хвоста от рождения или с отрезанным хвостом, с обломанными рогами, с поломанными зубами или вообще лишившихся зубов. Хотя перечисленные качества являются недостатками, принесение в жертву таких животных не запрещается и не считается нежелательным, поскольку в хадисах нет никаких указаний на этот счёт.
Что касается кастрированных животных, то их разрешается приносить в жертву. Имам Ахмад передал со слов Абу Рафи‘, что Посланник Аллаха принес в жертву двух белых кастрированных баранов». Шейх ал-Албани назвал хадис достоверным. Кроме того, мясо самца, у которого отрезаны яички, считается более вкусным. Относительно жертвоприношения животного, у которого наряду с яичками отрезан половой член, существуют такие же разногласия, как и относительно скотины с отрезанными ушами или хвостом.
Как правильно зарезать жертвенное животное?
Из Пречистой Сунны известно, что при заклании овцы или козы животное следует уложить на левый бок, чтобы зарезать его правой рукой. Между учеными нет разногласий по данному вопросу. При этом желательно положить ногу на бок животного и произнести «Бисмиллах, валлаху акбар». Перерезая шею животного, обязательно перерезать горло, пищевод и артерии, чтобы животное не испытывало мучительных страданий, а кровь беспрепятственно вытекла из организма.
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Анаса б. Малика, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принес в жертву двух белых рогатых баранов. При этом он помянул имя Аллаха и возвеличил Его, положив ногу на бока животных. В одной из версий Муслима сообщается, что он сказал: «Во имя Аллаха! Аллах превелик».
Он же передал со слов ‘Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собрался совершить жертвоприношение и велел подвести к нему рогатого барана с черными ногами, черным животом и черной каймой вокруг глаз. Он сказал: «Заточи нож». Потом он взял нож, уложил барана на землю и зарезал его. При этом он произнес: «Именем Аллаха! О Аллах, прими это от Мухаммада, семьи Мухаммада и последователей Мухаммада».
Верблюда закалывают стоя, связав его левую ногу. Вначале ножом наносят ему удар в сердце и валят его на левый бок, а потом перерезают ему шею. Указание на это содержится в словах Всевышнего Аллаха: «Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами» (Аль-Хаджж, 36). Аль-Бухари и Муслим передали, что Ибн ‘Умар проходил мимо человека, который собирался заколоть верблюда, сидящего на коленях. Он сказал ему: «Заколи его стоя, связанным, согласно сунне Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха».
Желательно, чтобы приносящий жертву зарезал животное самостоятельно, но разрешается доверить это другому человеку. По мнению ученых, это может быть даже иудей или христианин, хотя считается нежелательным заклание жертвенного животного не мусульманином.
Совершая жертвоприношение, следует проявлять сострадание к жертвенному животному. С этой целью шариат предписывает не зарезать животных на глазах у другой скотины, затачивать нож перед закланием, но не делать этого на глазах у животных. Муслим передал со слов Шаддада б. Ауса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах предписал умение во всем. Если убиваете, то убивайте должным образом, если же зарезаете, то зарезайте должным образом. И пусть каждый из вас заточит свой клинок и облегчит страдания жертве».
Как правильно распорядиться мясом жертвенных животных?
Из достоверных хадисов известно, что во время прощального паломничества Пророк запретил хранить у себя мясо жертвенных животных дольше трех дней. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Джабира: «Находясь в Мине, мы не ели мясо принесенных нами в жертву верблюдов дольше трех дней, а потом Пророк разрешил нам поступать так и сказал: “Ешьте и запасайтесь”. Тогда мы съели часть его, а часть его взяли с собой».
Из хадиса ‘Аиши, переданного в обоих «Сахихах», явствует, что Пророк запретил хранить мясо дольше трех дней из-за большого количества малоимущих бедуинов, которые приехали совершить хадж. Он сказал: «Я запретил вам запасаться мясом из-за малоимущих бедуинов, но впредь ешьте сами и запасайтесь, и раздавайте милостыню».
Из повеления Пророка следует, что тот, кто совершает жертвоприношение, должен обязательно поесть часть жертвенного животного и раздать часть его тем, кто нуждается. Желательно раздать в качестве пожертвования его большую часть.
Одни богословы считают желательным делить жертвенное животное на две части. Это суждение основывается на словах Всевышнего Аллаха: «Ешьте от них и кормите несчастного бедняка!» (сура 22 «Хадж», аят 28)
. Другие говорят, что нужно делить его на три части, поскольку в Коране сказано: «Ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (сура 22 «Хадж», аят 36)
. Считается, что треть туши следует раздать беднякам, треть подарить соседям, а треть оставить себе. Хафиз Абу Муса в трактате «Вазаиф» передал с хорошим иснадом слова Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха треть животного оставлял своей семье, треть раздавал бедным соседям, а треть — просящим милостыню.
Некоторые ученые считают, что при необходимости разрешается оставить себе всю тушу жертвенного животного, поскольку главное принести животное в жертву, а не раздать его мясо. По мнению других богословов, оставлять себе всю тушу жертвенного животного нельзя, ибо в таком случае цель данного религиозного обряда не достигается. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Можно ли продавать мясо жертвенного животного или какую-либо часть его?
Продавать мясо, внутренности, голову, копыта, шкуру или какие-либо органы жертвенного животного запрещено. Относительно мяса, внутренностей и копыт этих животных между богословами не было разногласий. Что же касается их шкур, то аль-Ауза‘и, Ахмад, Исхак и Абу Саур разрешали продать их и раздать вырученные деньги нуждающимся людям. Однако из достоверных текстов следует, что человек, совершивший жертвоприношение, может либо пожертвовать ими, либо оставить их себе, но не должен продавать их.
Мяснику не разрешается брать часть жертвенного животного в качестве платы за то, что он зарезал животное или разделал его тушу. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб рассказывал: «Пророк приказал мне принести в жертву его верблюдов и раздать их мясо, шкуру и наброшенные на них покрывала, и велел не отдавать ничего из этого мяснику». Он сказал: «Мы заплатим ему из того, что у нас есть». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Из него не следует, что мясникам запрещено отдавать часть жертвенного животного даже в качестве пожертвования. Из него также не следует, что тот, кто совершает жертвоприношение, не имеет права оставить часть туши себе. В длинном хадисе Джабира, переданном Муслимом, сообщается, что Пророк оставлял себе небольшую часть каждого принесенного в жертву животного.
Можно ли стричь ногти перед Курбан-байрамом, если собираешься принести жертву?
В «Сахихе» имама Муслима (1977) приводится рассказ Умм Салямы о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы увидели новую луну в месяце зуль-хиджжа и кто-либо из вас собирается принести жертву, пусть не подстригает волосы и ногти». В другой версии говорится: «Пусть тот, кто собирается принести жертву, после новолуния в зуль-хиджже не подстригает ни волосы, ни ногти, пока не совершит приношение». В одной из версий также упоминается кожа.
На первый взгляд, из этого следует, что любой желающий принести жертву в Курбан-байрам не должен подстригать ногти, укорачивать волосы, выщипывать волосы под мышками, сбривать их на лобке или срезать огрубевшую кожу, пока не совершит приношение. Однако на этот счёт между законоведами есть разногласия.
Абу Ханифа и Малик (в одном из риваятов) считали, что подстригать ногти и совершать все перечисленные выше деяния разрешается, даже если человек собирается принести жертву, потому что на него не распространяются запреты, имеющие силу для вступивших в ихрам. Общеизвестно, что в зуль-хиджже, как и в обычное время, разрешается умащаться благовониями и вступать в близость с женой, а значит, подстригание ногтей и волос тоже не запрещено. А хадис Умм Салямы не считается убедительным доводом, потому что в некоторых его версиях эти слова приписываются самой Умм Саляме. Более того, имам ад-Даракутни собрал сразу несколько таких версий и склонился к тому мнению, что это не слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а слова его жены Умм Салямы [‘Аун аль-ма‘буд 7/346].
Имамы аш-Шафи‘и и Малик (в другом риваяте от него), а также некоторые ханбалиты считали, что подстригать ногти и совершать все остальные деяния, перечисленные в хадисе Умм Салямы, нежелательно, но не запрещено. Они ссылались на слова ‘Аиши: «Я своими руками вила верёвки для жертвенного скота посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потом он собственноручно повязывал ими шеи животных, а потом он отправил их [в Мекку] с моим отцом, и ничто из дозволенного Аллахом не было запретным для посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до того, как их приносили в жертву» (аль-Бухари 1613, Муслим 1321).
И хотя здесь речь идет о жертвенных животных, которых отсылают в Мекку, имам аш-Шафи‘и заметил, что это даже больше, чем простое намерение принести жертву в праздник. А раз так, то и запрет в хадисе Умм Салямы не категорический и подстригание ногтей и волос можно отнести к нежелательным действиям [Маджму‘ 8/362-363].
Наконец, ханбалиты, некоторые шафииты, а также имамы Абу Саур, аль-Ауза‘и, Исхак ибн Рахавайхи и др. считали, что все перечисленные в хадисе Умм Салямы деяния запрещены начиная с первой ночи зуль-хиджжи вплоть до жертвоприношения. Это относятся только к тому, кто зарезает жертвенное животное на свои средства, но не к членам его семьи и не к тем, кому доверено принести жертву от имени другого человека.
Аргументом этих улемов является хадис Умм Салямы, который мы уже обсуждали. По их мнению, отсылки к версиям, прерывающимся на Умм Саляме, не влияют на достоверность других версий, восходящих к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, потому что их передатчиками были такие имамы, как Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж и Суфьян ибн Уяйна. Наличие этих достоверных версий снимает все сомнения относительно надёжности данного сообщения [‘Аун аль-ма‘буд 7/346].
Что касается слов ‘Аиши, то, по мнению этих учёных, она имела в виду, что если посылка жертвенных животных в Мекку не означает, что человек вступает в ихрам. Если же понимать её слова в самом широком смысле, то хадис Умм Салямы всё равно конкретизирует его, то есть содержащийся в нем запрет остается в силе.
А что касается довода ханафитов, то он основан на аналогии, которая прямо противоречит хадису, а значит, неуместна. Кроме того, запрет на подстригание ногтей и волос никак не касается умащения благовониями и половой близости. Это разные вещи, и одно не вытекает из другого [Мугни 9/436-437; Найль аль-аутар 5/133].
Это последнее мнение нужно признать более сильным и безопасным, хотя богословы и не приводят убедительного объяснения этому запрету. Имам ан-Навави среди возможных объяснений называет стремление благодаря принятой жертве спастись от Ада даже кончиками ногтей и волос. Если это отсылка к распространенному преданию о том, что за каждый орган жертвенного животного Аллах освобождает от Ада один из органов того, кто приносит жертву, то это даже не хадис. Об этом ничего не сказано в дошедших до нас сводах Сунны. Другое возможное объяснение — подражание паломникам, которые в эти дни испытывают определенные трудности, но сам имам ан-Навави пишет, что это объяснение неверное, так как люди, не совершающие хадж, не отказываются от близости с женами, от благовоний или ношения обычной одежды [Маджму‘ 8/363].
Поэтому не будет ошибкой сказать, что, отказываясь от подстригания ногтей, верующий просто желает угодить Всевышнему и исполнить волю Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Но если кто-то вынужден подстричь ногти или срезать заусеницу, то он может сделать это, и если кто-либо подстриг ногти по ошибке или даже сознательно, то ему достаточно принести покаяние и не нужно совершать дополнительных искупительных действий. Между законоведами нет разногласий на этот счёт, а Аллах знает лучше.
Эльмир Кулиев