Общее разъяснения смысла тагута

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий». (Корова, 256).
«Урват Аль-Вуска» — «надежная рукоять» — по мнению муфассиров (толкователи Корана) и означает калимату (слова) «Ля иляха илля-Ллах» и ухватившийся за нее является отрекшимся от Тагута, а то есть от всего того, что подчиняется наряду со Всевышним Аллахом.
Тагут в Шариате охватывает все виды поклонения наряду с Аллахом или помимо него. Основа значения слова Тагут в арабском языке — переступать предел или рамки [дозволенного].
Всевышний Аллах сказал: "Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не уверовали, сражаются на пути тагута. Посему сражайтесь с помощниками дьявола. Воистину, козни дьявола слабы". Сура 4 аят 76.
Всевышний Аллах сказал: "Скажи: «Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это – те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту. Они займут еще более скверное место и еще больше сбились с прямого пути»". Сура 5 аят 60.
Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника (с повелением): “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагъута!”» (ан-Нахль 16: 36).
Слово «тагъут» произошло от слова «тугъян», которое означает «переходить границы, преступать предел, добавляя что-то сверх него». И преступая предел в чем-то, человек может стать неверным, а может и не стать таковым, потому что данное действие не всегда делает человека неверным.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: "Тагъут — это существительное, образованное от слова “тугйан”, которое означает “превышение предела, переход границ”. См. "Задуль-масир" 2/125. Нечто подобное сказал и имам аш-Шаукани в своем тафсире. См. "Фатх аль-Къадир" 3/161.
Шейх Сулейман ибн АбдуЛлах Али Шейх сказал: «Слово “тагут” производное от слова “тугъян”, которое имеет значение “преступать предел, переходить границы”. Наши праведные предшественники истолковывали это слово, упоминая конкретные виды “тагъутов”». См. «Тайсир аль-Азиз аль-Хамид» стр. 49.
Это слово применяют к Шайтану, гадателю и колдуну, а также ко всем предводителям заблуждения, нечестия и порока, человеку, берущему взятки, и несправедливому правителю, даже если они являются мусульманами. То есть, «тагут» не обязательно является кафиром.
Говорит шейх ибн Аль Усеймин: "Арабское слово «Тагут» произошло от слова «тугйан», которое означает «переходить границы», как сказал Всевышний: «Когда вода стала разливаться, Мы повезли вас в плавучем ковчеге». (Сура «аль-Хакка», аят 11).
Вода, которой Аллах погубил неверующих из числа народа Нуха, вышла из своих границ до такой степени, что потопила вершины гор. Тот, кому поклоняются, как идолы, является тагутом, так как из-за них человек переходит границы в поклонении. Тот, за кем следуют, как, например, заблудшие священники и монахи, также являются тагутами, так как из-за них люди переходят границы в следовании, дозволяя им то, что Аллах запретил, или, запрещая то, что Аллах дозволил". Источник: Тафсир шейха к 256 аяту из Суры Бакара.
Сказал Аль Вахидий: «Сказали ученые по арабскому языку, что тагут - это все то, чему поклоняются помимо Аллаха, и это слово может использоваться как в единственном числе, так и во множественном числе, также может использоваться как в женском роде, так и в мужском».
Сказал Всевышний Аллах: «Хотят обращаться на суд к тагуту в то время, когда им было приказано проявлять в него неверие…» (Сура Ан Ниса 60 Аят). В этом Аяте упоминается в мужском роде в единственном числе.
Сказал Всевышний Аллах: «А покровителями и помощниками неверующих являются тагуты, которые выводят их из света к мракам». (Сура Аль Бакара 257 Аят). И это упоминание во множественном числе.
И в женском роде упоминается в словах Аллаха: «Для тех, которые сторонились тагута, чтобы не поклоняться ей…» (Сура Аз Зумар 17 Аят).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Тагъут — все то, посредством чего раб Аллаха преступает границы и превышает предел, поклоняясь ему, следуя или подчиняясь. Тагъут каждого народа — это тот, к кому обращаются за решениями помимо Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), или поклоняются ему помимо Аллаха, или следуют за ним не по указанию Аллаха, или подчиняются в том, о чем не знают они, является ли оно проявлением покорности Аллаху. Тагъуты есть во всем мире, и если ты посмотришь, то непременно увидишь, что в мире больше людей, поклоняющихся тагъуту, чем поклоняющихся Аллаху, и обращающихся за решениями к тагъуту больше, чем обращающихся к Аллаху и посланнику, и подчиняющихся тагъуту и следующих за ним больше, чем подчиняющихся посланнику и следующих за ним”. См. “И’лям аль-мууаккы’ин” 1/50.
Таким образом, тагъут – это все, что обожествили и чему поклоняются помимо Аллаха.
В отношении человека это слово употребляется в том случае, если он доволен тем, что его обожествляют или же призывает к поклонению себе, как тому пример фараон; или же претендует на знание сокровенного, как предсказатели и колдуны; или судит не на основании ниспосланного Аллахом, считая это дозволенным или же считая, что есть закон лучше, чем шариат, и т.п.
Однако того, кого обожествили против его воли, называть тагъутом нельзя, и пример тому ‘Иса (мир ему) и его мать Марьям, которым христиане поклоняются против их воли. См. “Ма’на ат-тагъут” 9-24, шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба, с комментариями шейха Салиха аль-Фаузана.
Также не каждый, кто является тагъутом, обязательно является кафиром. Тагъутом могут быть и лидеры приверженцев нововведений, и поступающие без знания и т.п.
Аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал, комментируя Слова Всевышнего: «И избегайте тагута». [Сура 16 «Ан-Нахль» («Пчелы»), аят 3]: «То есть оставьте всех, кому поклоняются помимо Аллаха — шайтана, прорицателя, идола — а также каждого, кто призывает к заблуждению». [Аль-Куртуби, «Тафсир», том 5, стр. 75].
Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб говорил: “Тагъутов много, и из них нам ясны пять видов: Первый - это шайтан, также судящий несправедливо, пожирающий ростовщичество, кому поклоняются, и он этим доволен, и поступающий без знания”. См. “ад-Дурару-ссания” 1/137.
Ибн Кутайба сказал: "Все, чему поклоняются, будь то камень, изображение или Шайтан, - это джибт и тагут". Такого же мнения придерживались аз-Заджжадж и знатоки арабского языка".
"Тагутом является нечто выходящее за свои границы перед Аллахом, что-то, чему служат, повинуется или следуют против закона Аллаха. Тагутом также является тот, кто правит и судит не по тому, что ниспослал Аллах, и не руководствуется Сунной. Или кто-то, кому поклоняются помимо Аллаха или наряду с ним".
Малик сказал: "Тагут - это все, чему поклоняются помимо Аллаха". Он так же сказал: "Джибт и тагут - два названия всего, что возвеличивают помимо Аллаха посредством поклонения, покорности и смирения перед ним, будь то камень, человек или Шайтан". (Ма`ани аль-Къуран, 5/132).
"Тагут - это что-либо или кто-либо, чему или кому поклоняются, кроме Аллаха. И это общее определение, которое включает в себя много вещей, которым поклоняются типа идолов, могил, камней, деревьев и других таких же неодушевленных объектов. Это определение также относится к шайтану, ведьмам, предсказатели, утверждающие, что они имеют знания о скрытом, те, кто рад, что люди поклоняются им и те, кто притязает на право издавать законы вместо или наряду с Аллахом. Все они являются тавагит (множественное число от слово тагут), от которых каждый мусульманин должен дистанцироваться, как и от тех, кто поклоняется им".
"Тагут - это все, что обожествили и чему поклоняются помимо Аллаха. Также тагутом является человек, который судит не на основании ниспосланного Аллахом, считая это дозволенным или считая, что есть закон лучше, чем шариат". (Ма`на ат-тагут, 9/24, шейх Мухаммад ибн `АбдульВаххаб).
Муджахид сказал: "Тагут - шайтан в облике человека, к которому обращаются за судом, и он судит в их деле не тем, что ниспослал Аллах".
Ибн Джарир сказал: "Самое правильное из всех мнений о тагуте, на мой взгляд, что это каждый из тех, кто преступает границы Аллаха и кому поклоняются помимо Аллаха либо по принуждению, либо посредством подчинения ему со стороны поклоняющегося ему. Этот объект поклонения может быть как человеком, так и Шайтаном, идолом, каменным истуканом или кем-то или чем-то иным". (Ат-Табари, "Джами` аль-Баян фи тавил аль-Къуран, 3/19).
Аль-Асхафани сказал: "Тагут - это каждый, кто преступает границы Аллаха, и каждый, кому поклоняются помимо Всевышнего Аллаха. Поэтому так называют колдуна, прорицателя, восстающих против Всевышнего из числа джиннов, а также всякого, кто отвращает людей от пути блага". (Муфрадат аль-Къуран).
Сказал ибн Теймия: «Слово тагут образовано по форме « فعلوت » от слова « طغيان », которое указывает на переход границ, несправедливость, беспредел и притеснение. Тот, кому поклоняются
помимо Аллах, если он не будет ненавидеть это (что ему поклоняются), то он является тагутом. Поэтому пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) назвал идолов тагутами, как пришло это в хадисе: и последуют те, которые поклонялись тагуту за тагутом. И поэтому называется тот, кому обращаются на суд, а он судит не по тому, что ниспослал Аллах тагутом, и также Фараон и племя Ад называются тагутами». (Маджму`уль-фатауа 28\200).
Сказал ибн Теймия: «Тагут это то, что ложно возвеличивают помимо Аллаха». (Баяну талбисиль джахмия 1\450).
Ан-Наххас сказал: "Джибт и тагут по мнению знатоков языка - это все, чему поклоняются помимо Аллаха или же подчиняются так, что это подчинение становится ослушанием Аллаха, или же проявляют смирение перед ним". (Ма`ани аль-Къуран, 2/111).
Имам ат-Табари сказал: "`Умар ибн аль-Хаттаб, Муджахид, Ша`би, ад-Даххак, Къатада, ас-Судди и другие говорят, что тагут - это шайтан. `Абуль-Алийя и Мухаммад говорят, что это колдун. Са`ид ибн Джубаир, ибн Джурайдж и Джабир ибн `Абдуллах сказали, что это прорицатель и гадатель. Самое верное и обобщенное значение слова тагуут следующее: "Тот, кому поклоняются кроме Аллаха, а он при этом не отвергает это от себя или же сам заставляет других поклоняться себе, тем самым, преступая границы, установленные для него Аллахом". Это может быть человек, шайтан, идол или любое другое существо. Тогда смысл аята будет следующим: "Кто отвергнет господство тех, кому поклоняются кроме Аллаха, и признает своим божеством, господом и объектом поклонения только Аллаха, тот ухватится за прочную рукоять, с помощью которой он сможет спастись от адского огня". "Аллах - Слышащий" - то есть Аллах слышит заявление того, кто скажет, что он уверовал в Аллаха и отверг всех тагутов, удалился от всех, кому поклоняются кроме Аллаха. "Знающий" - Аллах знает, насколько искренен человек, когда говорит эти слова. Аллах знает, что творится в сердцах до мельчайших подробностей. От него ничто не может скрыться, и в Судный День он будет привлекать к ответственности за то, что было скрыто в сердце и, соответственно итогу, будет награждать или наказывать" (Тафсир ат-Табари).
Ибн Касир сказал: "Тагутом является то, чему поклоняются или тот, кому поклоняются помимо Аллаха, то есть это может быть шайтан, джины, идолы, камни, солнце, звезды, ангелы, люди - те, кому ложно поклоняются и обожествляют. Такие как суфийские устазы, праведники, живые или мертвые, правители, лидеры, которым ложно поклоняются и за которыми слепо следуют. Также тагут означает "ложный судья", который выносит ложные решения, то есть, не основываясь при этом на Коране и Сунне".
Пишет имам ибн Касир: «Абу аль-Касим передаёт, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Джибт» — это колдовство, а «тагут» — это Шайтан. Мужество и трусость – два качества в людях. Герой сражается даже за того, кого не знает, а трус побоится защищать даже свою мать. Честь мужчины всегда с его религией, а его статус определяется его нравом, даже если он перс или африканец».
Утверждение Умара о том, что «тагут» это – Шайтан, очень сильно, ибо сатана включает в себя все типы зла, которые совершали приверженцы времён джахилии, ведь они поклонялись идолам, обращались к их суду и просили у них помощи». Источник: Тафсир ибн Касира к 256 аяту из суры Бакара.
Если даже этим объектом поклонения будет праведный и благочестивый человек, в то время как направляет свое поклонение кому-либо наряду с Аллахом, то это поклонение стало принадлежать Шайтану, побудивший его к этому. И тот, кто побудил его к такому поклонению и есть — Тагут.
Сказал Всевышний: «Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это — прямой путь». (Ясин, 60).
А также сказал: «В тот день Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: «Это они поклонялись вам?», Они скажут: «Пречист Ты! Ты — наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них». (Сабаа, 40–41).
Тагутом является тот, кто призывает поклоняться ему, или тот, кто не призывает, но доволен тем, что ему поклоняются, будь это камень, дерево и т.п. Все это выходит за рамки дозволенного, от которого Аллах повелевает отречься и держаться вдали этого.
Сказал Ибн Аль Асир: «Тагут - это все то, в чем раб переходит границу в куфре». (Ан Нихая 354).
Говорит Умар ибн Аль-Хаттаб: "ат-таг'ут"- это шайтан. (Говорит шейх Мухаммад ибн Хьизам: асар Умара ибн Аль-Хаттаба приводит его ибн Джарир, а также ибн Аби Хьатим по дороге Абу Исхака Ас-Саби'и от Хьасана ибн Саида Аль-Арси от Умара. Проблема в этом иснаде- Хьасан ибн Фаид аль-Афси, он является неизвестным передатчиком, так как единственный, кто передает от него хадисы - это Абу Исхьак ас-Саби'и и упомянул его Ибн Хиббан в книге "Крепкость передатчиков" и Абу Хьатим сказал относительно него: "шейх", и когда Абу Хьатим говорит: "шейх", он имеет в виду, "слабость в этом передатчике". Его хадисы можно записать, но как довод они не годятся. (От Хьасана ибн Саид аль-Арси передает только один человек Исхьак ас-Саби', несмотря на это ибн Хиббан упоминает его в книге "Крепость передатчиков". Исходя из этого этот асар от Умара является слабым, недостоверным. И поэтому Шейх Мукбиль в своих примечаниях и разъяснениях, к тафсиру Ибн Касира, назвал этот асар слабым).
И пришло от Джабира ибн АбдиЛлах, что он сказал: "Таг'ут имеется в виду "колдуны и предсказатели", на них нисходят шайтаны. Говорит, что эти два сообщения от Умара и Джабира передал Ибн Аби Хьатим.
(Шейх Мухаммад ибн Хьизам говорит: "А что касается асара от Джарира ибн АбдиЛлах, то приводит его Аби Хьатим в разъяснении 51-готаята суры Ан-Ниса, также ибн Джарир в разъяснении 256-го аята суры Аль-Бакара, по дороге ибн Аль-Джурейджа от Абу Зубейра от Джабира. И как ибн Аль- Джурейдж, так и Абу Зубейра явно заявили, что они слышали хадисы от своих шейхов. Известно, что Абу Зубейр и Аль-Джурейдж являются муддалисами. Поэтому этот асар является достоверным, так как они исключили возможность (таблиса) в данном случае. Шейх Мукбиль также назвал этот асар достоверным, в своих примечаниях к тафсиру Ибн Касира).
И сказал также имам Малик: "Таг'ут- это все, чему поклоняются, кроме Всевышнего Аллаха". (И этот асар от имама Малика является достоверным, как об этом приходит у Аби Хьатима/3976).