Обольщённые

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
«Многие люди думают, что, какой бы проступок человек ни совершил, ему достаточно сказать: «Я прошу у Аллаха прощения», — и грех будет стёрт. Один человек, который считает себя факыхом, сказал мне: «Я делаю то, что делаю, а потом говорю “Пречист Аллах и хвала Ему’’ сто раз, и всё это прощается мне, поскольку в достоверном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто скажет сто раз за день: <Пречист Аллах и хвала Ему>, — тому простятся его грехи, даже если они будут подобны пене морской”».
А другой человек из числа жителей Мекки сказал: «Если кто-то из нас согрешит, он совершает полное омовение и семь раз обходит вокруг Каабы, и грех его стирается». А другой сказал мне: «В достоверном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Один раб Аллаха согрешил и сказал: я согрешил. Прости же мне!> И Он простил ему. Спустя столько времени, сколько пожелал Аллах, он снова согрешил и сказал: <Господи, я согрешил. Прости же мне!> И Всевышний Аллах сказал: <3нает раб Мой, что есть у него Господь, Который прощает грех и наказывает за него. Я уже простил рабу Моему, так пусть же Он делает, что пожелает>”»
Этот человек сказал: «И я не сомневаюсь в том, что есть у меня Господь, Который прощает грех и наказывает за него».
Эта категория людей привязалась к текстам, вселяющим надежду, и положилась на них, вцепившись в них обеими руками. И когда их упрекают за грехи и неподобающее поведение, они приводят тебе заученные ими тексты о безграничной милости Аллаха и Его прощении и тексты, вселяющие надежду. Невежественные люди, относящиеся к этой категории, порой доходят до явных странностей.
Например, они говорят: Совершай грехи, совершай их как можно больше, Ведь прибыть тебе предстоит к Великодушному!
Другой сказал: «Отдаление от грехов — незнание о безграничности милости Аллаха». Другой же сказал: «Отказ от грехов — дерзость по отношению к прощению Аллаха и преуменьшение его».
Мухаммад ибн Хазм сказал: «Я видел, как один из них говорил, обращаясь к Аллаху с мольбой: “О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от безгрешности!’» Некоторые из этих обольщённых отстаивают позицию джабаритов, утверждая, что нет у раба Аллаха ни собственных действий, ни выбора, и он принуждён совершать грехи.
А некоторые из них разделяют убеждения мурджиитов и считают, что вера — это просто вера сердцем и деяния к вере не относятся, и вера у нечестивейшего из людей такая же, как и у ангелов Джибриля и Микаиля.
А некоторых обольстила любовь к бедным, шейхам и праведникам. Они часто приходят на их могилы и взывают к ним, используя их в качестве заступников и ища приближения к Аллаху через них. Они просят Аллаха, заклиная Его их правом и их высоким положением у Него.
А для некоторых источником обольщения становятся предки. Они считают, что их предкам отведено особое положение у Аллаха, и они праведны, и они, разумеется, спасут его, как в случае с царями, которые прощают проступки сыновей и родственников своих приближённых, и если один попадает в прескверное положение, его отец или дед вызволяют его посредством своего влияния и положения.
А некоторых обольщает неверное понимание Корана и Сунны, и они полагаются на это понимание подобно тому, как кто-то полагается на слова Всевышнего: «Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворён» (сура 93 «Утро», аят 5). А он не будет удовлетворён, если кто-то из его общины войдёт в Огонь.
Всё это отвратительные проявления невежества и явная ложь, возводимая на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ибо ему угодно то, что угодно его Всевышнему Господу, а Всевышнему угодно подвергать наказанию несправедливых, нечестивцев и вероломных и упорствующих в совершении тяжких грехов, и нельзя допускать даже мысли о том, что Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) может быть угодно то, что не угодно Аллаху.
А некоторые из них полагаются на слова Всевышнего: «Поистине, Аллах прощает все грехи» (сура 39 «Толпы», аят 53).
Это также относится к отвратительным проявлениям невежества, ибо, поистине, сказанное в аяте распространяется и на придавание Аллаху сотоварищей (ширк), ибо оно — главный из всех грехов и основа их.
И среди учёных нет никаких разногласий относительно того, что этот аят — о раскаявшихся, то есть грехи прощаются всякому кающемуся, в каком бы грехе он ни раскаялся. И если бы этот аят был не о раскаявшихся, то все тексты, содержащие угрозы Всевышнего, не имели бы никакого смысла, равно как и хадисы о том, что некоторые люди из числа приверженцев единобожия будут выведены из Огня благодаря заступничеству. Людей с такими убеждениями подвела скудность их знаний и неправильное понимание текстов, ибо, поистине, здесь Всевышний Аллах говорит в общем и известно, что Он имел в виду раскаявшихся. А в суре «Ан-Ниса = Женщины» упомянуты условия и ограничения. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает» (сура 4 «Женщины», аят 48).
Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает ширк, и Он сообщил, что прощает остальное, и если бы это было сказано о раскаявшемся, то не было бы разницы между ширком и другими грехами. Некоторые невежественные люди обольщаются словами Всевышнего: «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа» (сура 82 «Раскалывание», аят 6).
Они говорят: «Великодушие Его!» А некоторые говорят: мол, Он Сам подсказал ему довод.
Это отвратительное невежество. Его обольстил и ввёл в заблуждение обольщающий — шайтан, и собственная душа его, побуждающая к скверному, его невежество и страсти. Всевышний Аллах употребил слово «Аль-Карим», означающее «великий господин, которому покоряются, и в отношении которого не следует обольщаться, и к праву которого нельзя относиться пренебрежительно». И этот обольщённый поместил обольщение не туда, где ему место, и впал в заблуждение относительно Того, относительно Кого не следует впадать в заблуждение.
Так некоторых из них обольстили слова Всевышнего: «Будет гореть в нём только самый несчастный, который считает истину ложью и отворачивается» (сура 92 «Ночь», аяты 15-16). А также Его слова: «...уготован неверующим» (сура 2 «Корова», аят 24).
И такой обольщённый не знает, что в словах Всевышнего: «Я предостерёг вас от пылающего Огня» (сура 92 «Ночь», аят 14) подразумевается особое пламя, одно из тех, которые есть в слоях Геенны, и если бы подразумевалась вся Геенна, то Всевышний сказал бы, что туда войдёт только самый несчастный, но Он сказал: «Будет гореть в нём только самый несчастный» (сура 92 «Ночь», аят 15).
И то, что он не будет гореть в этом пламени, не указывает в обязательном порядке на то, что он туда не войдёт, потому что гореть — более узкое понятие, нежели «войти», и отрицание более узкого понятия не предполагает отрицания более широкого понятия.
К тому же, если бы этот обольщённый поразмышлял над аятом, который следует за этим, то он бы понял, что к нему это не относится и ему не гарантировано, что он избежит огня.
Что же касается сказанного Аллахом об Аде: «Уготован для неверующих», - и сказанного Им о Рае: «Приготовлен для богобоязненных» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 133), - то тот факт, что Ад уготован неверующим, вовсе не противоречит тому факту, что нечестивые и несправедливые тоже войдут туда. И то, что Рай приготовлен для богобоязненных, не противоречит тому факту, что туда войдут также и те, в чьём сердце была вера всего на вес мельчайшей частички и при этом они не делали никакого добра.
А некоторые обольщаются, полагаясь на пост в день ашуры или в день Арафата. Такой человек говорит: мол, постившемуся в день ашуры прощаются грехи за целый год, а пост в день Арафата — добавочная награда.
Этот обольщённый не понимает, что пост в рамадан и пятикратная молитва важнее и значимее поста в день Арафата и в день ашуры. Ведь пост в эти два дня влечёт за собой прощение грехов за год в том случае, если ты воздерживался от тяжких грехов. И чтобы человеку простились грехи, совершённые в период между двумя рамаданами, и грехи, совершённые между двумя пятницами, человек должен избегать совершения тяжких грехов. Только в таком случае совершение этих двух деяний влечет за собой прощение малых грехов. Как же может один день добровольного поста повлечь за собой прощение всех тяжких грехов, которые совершал человек в течение года, притом что он ещё и упорствует в их совершении и не раскаивается в них? Это невозможно.
При этом в принципе нет ничего невозможного в том, чтобы пост в день Арафата и в день ашуры повлёк за собой прощение всех грехов, совершённых за год, ибо эти тексты относятся к благим обещаниям Всевышнего, которые сопряжены с определёнными условиями и ограничениями.
Так, например, упорство в совершении тяжких грехов является препятствием для упомянутого прощения.
Если человек не упорствует в совершении тяжких грехов, пост и отказ от упорства в совершении тяжких грехов помогают друг другу в осуществлении прощения грехов. Так же пост в рамадан и совершение пятикратной молитвы вместе с отказом от совершения тяжких грехов помогают друг другу в осуществлении прощения малых грехов, хотя Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния» (сура 4 «Женщины», аят 31).
Отсюда следует, что объявление чего-либо причиной для прощения грехов не исключает сотрудничества этой причины с какой-то другой в осуществлении этого прощения, и таким образом прощение, которое осуществляется посредством соединения двух причин, более действенное и совершенное, нежели прощение, у которого была только одна причина. И чем сильнее причины прощения, тем действеннее, совершеннее и обширнее это прощение».
«Ад-да' ва ад-дава'»; «Избранное», 2/528-534
Предостережение от обольщения этим миром
О люди, будьте богобоязненны и не обольщайтесь вашей мирской жизнью, ведь Аллах и Его Посланник настоятельно увещевали нас не поддаваться соблазну этого мира. В Коране очень много аятов и примеров, которые предостерегают от обольщения усладами этой жизни и побуждают к воздержанности. Всевышний Аллах сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ إِنَّ وَعۡدَ ٱللَّهِ حَقّٞۖ فَلَا تَغُرَّنَّكُمُ ٱلۡحَيَوٰةُ ٱلدُّنۡيَا وَلَا يَغُرَّنَّكُم بِٱللَّهِ ٱلۡغَرُورُ
«О люди! Воистину, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (сатана) не обольщает вас относительно Аллаха» (Коран, 35:5).
وَمَا ٱلۡحَيَوٰةُ ٱلدُّنۡيَآ إِلَّا مَتَٰعُ ٱلۡغُرُورِ
«Земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением» (Коран, 3:185).
فَأَعۡرِضۡ عَن مَّن تَوَلَّىٰ عَن ذِكۡرِنَا وَلَمۡ يُرِدۡ إِلَّا ٱلۡحَيَوٰةَ ٱلدُّنۡيَا ٢٩ ذَٰلِكَ مَبۡلَغُهُم مِّنَ ٱلۡعِلۡمِۚ
«Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни. Таков предел их познаний» (Коран, 53:29-30).
Сообщается, что ибн Умар (да будет им доволен Аллах) сказал: «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял меня за плечо и сказал:
كن في الدنيا كأنك غريب ، أو عابر سبيل
«Будь в этом мире как чужестранец или путник».[1]
Сам ибн Умар (да будет им доволен Аллах) говорил: «Если настаёт вечер, то не жди наступления утра, если настаёт утро, то не жди наступления вечера. Находясь во здравии, делай то, что пригодится тебе в болезни, а находясь при жизни, делай то, что пригодится тебе после смерти».
Этот хадис говорит нам, что не стоит возлагать на этот мир большие надежды. Не подобает верующему делать эту жизнь своей родиной и воспринимать её как постоянное место пребывания. Верующий должен ощущать себя путником, всё желание которого заключается в том, чтобы как можно лучше собраться и подготовиться к этому переходу. Таким был завет всех пророков и их сподвижников. Всевышний Аллах донёс до нас в Коране слова, сказанные одним верующим человеком, который был родственником фараона. Он сказал:
يَٰقَوۡمِ إِنَّمَا هَٰذِهِ ٱلۡحَيَوٰةُ ٱلدُّنۡيَا مَتَٰعٞ وَإِنَّ ٱلۡأٓخِرَةَ هِيَ دَارُ ٱلۡقَرَارِ
«О мой народ! Мирская жизнь – не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью постоянного пребывания» (Коран, 40:39).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
مَالِي وَلِلدُّنْيَا , إِنَّمَا مَثَلِي وَمَثَلُ الدُّنْيَا كَمَثَلِ رَاكِبٍ قَالَ فِي ظِلِّ شَجَرَةٍ , ثُمَّ رَاحَ وَتَرَكَهَا
«Что мне до этого мира. Я и этот мир подобны всаднику, остановившемуся на отдых в тени дерева, который затем отправляется дальше, оставив дерево».
Одним из наставлений Масиха `Исы (Мессии Ииусуса), которое он делал своим апостолам, были следующие слова: «Проходите через эту жизнь и не обустраивайтесь в ней», также сообщается, что он сказал:«Кто же возводит свой дом на гребне морской волны!? Это ближняя жизнь, не делайте из неё место постоянного пребывания».
Ибн Абу ад-Дунья передал со слабой цепочкой передатчиков, идущей от аль-Хасана, что тот сказал: «До меня дошло, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам:«Воистину, я, вы и этот мир подобны племени, которое шло по запыленной дороге, они не знали, прошли ли они большую часть дороги или большая часть пути ещё впереди. Они израсходовали все запасы, потеряли всех вьючных животных и остались в таком положении, а впереди у них только дорога. Не осталось у них ни провианта, ни вьючных животных, и они осознали, что их ждёт гибель. И когда они находились в таком положении, к ним пришёл человек в украшениях, а с его головы падали капли воды. Люди сказали: «Этот человек явно недавно был в деревне, нет сомнений, что он пришёл из места, находящегося поблизости». Когда человек подошёл к ним, то спросил: «Эй, вы, как у вас дела?» Они ответили: «Как видишь». Человек спросил: «А если я отведу вас к воде и зелёным садам, что вы мне за это дадите?» Люди сказали: «Тогда мы не ослушаемся тебя ни в чём». Человек сказал: «Дайте мне ваши обещания и заверения именем Аллаха», и они дали ему обещания и заверили его именем Аллаха, что будут его слушаться. Тогда он привёл их к воде и зелёным садам, и они пробыли там, сколько пожелал Аллах, затем человек сказал им: «О люди, мы отправляемся в путь», они спросили: «Куда?». Человек сказал: «К воде, которая не такая, как ваша вода, и к садам, которые не такие, как ваши сады». Тогда основная масса народа, большая его часть, сказала: «Клянёмся Аллахом, мы нашли это место только после того, как потеряли надежду найти его, нам не нужна жизнь лучше, чем эта! Тогда группа людей, которых было меньшинство, сказала: «Разве вы не дали этому человеку свои обещания и заверения именем Аллаха, что не ослушаетесь его ни в чём? Он уже был честен, когда говорил в первый раз – клянёмся Аллахом, – он будет честен и в этот раз. Затем человек ушёл вместе с теми, кто последовал за ними, а остальные остались. В скором времени враги напали на тех, кто остался [и ослушался], кто-то из них попал в плен, а кто-то был убит»[2].
Эта притча как нельзя лучше подходит для описания взаимоотношений Пророка (мир ему и благословение Аллаха) со своей общиной. Он пришёл к людям в то время, когда арабы были самыми бессильными и самыми малочисленными людьми, самыми несчастными, как в этом мире, так и в следующем. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) призвал встать на путь спасения, и людям открылись знамения его правдивости, также как люди из притчи, которые убедились в правдивости человека, встретившегося им на дороге. В притче рассказывалось, что они потеряли воду, а их животные погибли, а человек указал им путь к воде и густым садам. Люди, в свою очередь, по виду, красоте и общему положению человека определили, что он говорит правду и последовали за ним. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) обещал тем, кто последовал за ним, что они завоюют Персию, Византию и возьмут их сокровища. Также он предостерёг людей от обольщения этими богатствами и от того, чтобы останавливаться на достигнутом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам в этом мире доводить до людей истину, быть серьёзным в своих делах, проявлять усердие, стремясь и готовясь к Следующей Жизни. Мусульмане увидели, что всё, обещанное Пророком, – чистая правда. Когда же этот мир открылся перед ними, как обещал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), большинство людей занялось накопительством, стяжательством и соревнованием в обладании мирскими благами. Они удовлетворились мирской жизнью, наслаждаясь её прикрасами, перестали готовиться к Следующей Жизни, к которой им было велено стремиться со старанием и усердием. Лишь небольшая группа людей приняла завет Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором было веление усердствовать на пути к благополучию в Будущей Жизни и готовиться к ней. Эта малочисленная группа спасётся и будет вместе со своим Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в Раю, потому что они пошли по указанному им пути в этом мире, приняли его наставление и выполняли его заветы. Большинство же людей пребывает в опьянении от соблазнов ближнего мира, они увлечены накопительством, это отвлекает их от Грядущей Жизни, до того момента, пока смерть не поставит точку в их деле, тогда они погибнут, «кто-то попадёт в плен, а кто-то будет убит».
В одном из хадисов Пророк (мир ему и благословение Аллаха) привёл нам пример, который лучше всего описывает мирскую жизнь. Сообщается, что Абу Саид аль-Худри (да будет им доволен Аллах) сказал:«Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал и обратился к людям с проповедью, в которой сказал: «Нет, клянусь Аллахом, не боюсь я для вас ничего, кроме цветка мирской жизни, который Аллах даст вам». Один человек спросил: «О Посланник Аллаха, разве благо приходит со злом?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) молчал долгое время, затем спросил: «Как ты сказал?», человек повторил: «О Посланник Аллаха, разве благо приходит со злом?» Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, благо приходит только с благом, но, воистину, весна взращивает то, от чего [у животных] распухают животы, и их поражают болезни[3] кроме животного, которое ест траву, пока у него не округлятся бока, затем оно поворачивается к солнцу и испражняется или мочится, потом продолжает свой путь, возвращается и снова ест. Кто возьмёт имущество по праву, для того оно будет благословенным, а кто возьмёт его не по праву, тот подобен человеку, который ест, но не насыщается»[4].
Посланник (мир ему и благословение Аллаха) высказал свои опасения за мусульман относительно того, что касается искушения мирской жизни. Он назвал мирские наслаждения цветком, чтобы указать на их схожесть с цветами, они имеют приятный запах, красивый вид, и они также недолговечны, а после цветов у растений появляются плоды, которые лучше, полезнее и долговечнее для человека. Пророк сказал: «…воистину, весна взращивает то, от чего распухают животы и поражают болезни», этими словами он предостерег людей от погружения в мирскую жизнь, от занятости беспрерывным накопительством, как это делает животное, которое, увлёкшись обилием весенних пастбищ, ест, не зная меры, от чего его живот распухает, и оно гибнет. Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг от алчности и стремления к накоплению богатств, так как это убивает человека. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сравнил человека, берущего от этого мира по мере нужды, с животным, которое ест столько весенней травы, сколько ему необходимо, когда же его брюхо наполняется, оно перестаёт есть, направляется в сторону солнца и опорожняется, выбрасывая всё, что может причинить вред. При этом животное подставляет свои бока под лучи солнца, чтобы на жаре всё съеденное переработалось наилучшим образом, а всё отработанное легко вышло. Животное выводит из своего тела всё нечистое, кал и мочу, после чего его организм отдыхает, а если бы это осталось внутри организма, то повредило бы ему. Человеку, который копит богатство, следует взять пример с такого животного. Пусть он берёт от этого мира по мере надобности и старается извлечь из имеющегося имущества максимальную пользу, а потом пусть избавляется от лишнего, расходуя на добрые дела.
О рабы Аллаха! Этот мир сам по себе не является чем-то плохим, но плохими являются определённые действия людей, которые они совершают в этом мире. Мирская жизнь – это мост, который служит для перехода либо в Рай, либо в Ад. Также эта жизнь является пашней для Мира Будущего, на этой пашне человек выращивает и заготавливает для себя дорожный запас в Рай. Благодатная жизнь и наслаждения в Раю будут дарованы обитателям райских садов благодаря тем делам, которые они совершали в этой жизни. Всевышний Аллах сказал:
كُلُواْ وَٱشۡرَبُواْ هَنِيٓا بِمَآ أَسۡلَفۡتُمۡ فِي ٱلۡأَيَّامِ ٱلۡخَالِيَةِ
«Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни!» (Коран, 69:24).
Повелитель правоверных Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) сказал: «Этот мир – обитель честности для тех, кто был честен с ним. Этот мир – обитель благополучия для тех, кто понял его. В этом мире находятся места поклонения пророков Аллаха, места, куда ниспосылалось Его Откровение, и где молились Его ангелы, в этом мире живут и ведут свои дела Его праведники, в нём они обретают Милость Аллаха и в нём заслуживают прощения. Этот мир ругают те, кто завтра будет жалеть. Но другие люди хвалят его, потому что он делает им напоминание, и они вспоминают, он дает им наставление, и они наставляются. Я обращаюсь к тому, кто ругает этот мир, к тому, кто обольстился его соблазнами, скажи: когда и чем он заслужил твоих упрёков? Или лучше скажи: когда и чем он тебя обольстил? Может быть, могилами твоих отцов в его земле? Или ложами твоих матерей в его недрах? Сколько ты видел наследников после умерших? Сколько хворых ты старался лечить своими руками, сколько больных ты обслуживал, желая их исцеления, приглашая к ним врачей, и сколько из них умирало. Не помогло им твоё заступничество, не принесло им пользу твоё старание! Тем самым жизнь даёт тебе пример и назидание. Кончина людей напоминает тебе о твоей кончине. Постель из земли, на которую их кладут, напоминает тебе о твоём будущем ложе».
Ислам высказывает своё порицание и угрозу только тем, кто предпочёл мирскую жизнь перед Будущей, тем, кто сделал эту жизнь своей самой большой заботой и пределом своих знаний. Аллах Всевышний сказал:
فَأَمَّا مَن طَغَىٰ ٣٧ وَءَاثَرَ ٱلۡحَيَوٰةَ ٱلدُّنۡيَا ٣٨ فَإِنَّ ٱلۡجَحِيمَ هِيَ ٱلۡمَأۡوَىٰ
«Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад» (Коран, 79:37-39).
فَأَعۡرِضۡ عَن مَّن تَوَلَّىٰ عَن ذِكۡرِنَا وَلَمۡ يُرِدۡ إِلَّا ٱلۡحَيَوٰةَ ٱلدُّنۡيَا ٢٩ ذَٰلِكَ مَبۡلَغُهُم مِّنَ ٱلۡعِلۡمِۚ
«Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни. Таков предел их познаний» (Коран, 53:29-30).
Если же человек, будучи покорным Аллаху, берёт от жизни то, что Он дозволил, пользуется милостями своего Господа и благодарит Его, то это заслуживает похвалы. Всевышний Аллах сказал:
وَٱبۡتَغِ فِيمَآ ءَاتَىٰكَ ٱللَّهُ ٱلدَّارَ ٱلۡأٓخِرَةَۖ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ ٱلدُّنۡيَاۖ وَأَحۡسِن كَمَآ أَحۡسَنَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ وَلَا تَبۡغِ ٱلۡفَسَادَ فِي ٱلۡأَرۡضِۖ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلۡمُفۡسِدِينَ
«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (Коран, 28:77).
ۗ فَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يَقُولُ رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِي ٱلدُّنۡيَا وَمَا لَهُۥ فِي ٱلۡأٓخِرَةِ مِنۡ خَلَٰقٖ ٢٠٠ وَمِنۡهُم مَّن يَقُولُ رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِي ٱلدُّنۡيَا حَسَنَةٗ وَفِي ٱلۡأٓخِرَةِ حَسَنَةٗ وَقِنَا عَذَابَ ٱلنَّارِ ٢٠١ أُوْلَٰٓئِكَ لَهُمۡ نَصِيبٞ مِّمَّا كَسَبُواْۚ وَٱللَّهُ سَرِيعُ ٱلۡحِسَابِ
«Среди людей есть такие, которые говорят: „Господь наш! Одари нас в этом мире!“ Но нет им доли в Последней жизни. Но среди них есть такие, которые говорят: „Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне“. Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете» (Коран, 2:200-202).
В Коране и Сунне существует множество текстов, указывающих на необходимость заработка и поиска путей для пропитания, при этом данное указание всегда связано с побуждением бояться Аллаха и совершать праведные дела. Всевышний Аллах сказал:
ا فَٱبۡتَغُواْ عِندَ ٱللَّهِ ٱلرِّزۡقَ وَٱعۡبُدُوهُ وَٱشۡكُرُواْ لَهُۥ
«Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его» (Коран, 29:17).
فَإِذَا قُضِيَتِ ٱلصَّلَوٰةُ فَٱنتَشِرُواْ فِي ٱلۡأَرۡضِ وَٱبۡتَغُواْ مِن فَضۡلِ ٱللَّهِ وَٱذۡكُرُواْ ٱللَّهَ كَثِيرٗا لَّعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُونَ
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете» (Коран, 62:10).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
احرص على ما ينفعك واستعن بالله ولا تعجز
«Стремись к тому, что приносит тебе пользу, ищи помощи у Аллаха и не слабей (не опускай руки)».
От человека требуется соблюдать равновесие между делами этого мира и делами, совершаемыми ради Следующей Жизни. Он не должен полностью увлекаться этим миром, оставив Мир Грядущий. Также он не должен полностью отходить от мирских дел, потому что тем самым он навредит самому себе и тем, кого он обязан содержать и сам станет обузой для других людей.
В заключение ещё раз призываю вас быть богобоязненными во всём, что касается этого мира и Будущего, и вы преуспеете. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّمَا مَثَلُ ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا كَمَآءٍ أَنزَلۡنَٰهُ مِنَ ٱلسَّمَآءِ فَٱخۡتَلَطَ بِهِۦ نَبَاتُ ٱلۡأَرۡضِ مِمَّا يَأۡكُلُ ٱلنَّاسُ وَٱلۡأَنۡعَٰمُ حَتَّىٰٓ إِذَآ أَخَذَتِ ٱلۡأَرۡضُ زُخۡرُفَهَا وَٱزَّيَّنَتۡ وَظَنَّ أَهۡلُهَآ أَنَّهُمۡ قَٰدِرُونَ عَلَيۡهَآ أَتَىٰهَآ أَمۡرُنَا لَيۡلًا أَوۡ نَهَارٗا فَجَعَلۡنَٰهَا حَصِيدٗا كَأَن لَّمۡ تَغۡنَ بِٱلۡأَمۡسِۚ كَذَٰلِكَ نُفَصِّلُ ٱلۡأٓيَٰتِ لِقَوۡمٖ يَتَفَكَّرُونَ ٢٤ وَٱللَّهُ يَدۡعُوٓاْ إِلَىٰ دَارِ ٱلسَّلَٰمِ وَيَهۡدِي مَن يَشَآءُ إِلَىٰ صِرَٰطٖ مُّسۡتَقِيم
«Мирская жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью или днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих. Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает» (Коран, 10:24-25).
Из книги: «аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя»
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
- [1] Хадис привёл аль-Бухари.
- [2] Хадис привёл Ибн Абу Дунья.
- [3] В данном случае речь идёт о некоторых растениях, таких как зурак или хандакук, от которых у животных распухают животы, и они не могут опорожниться, также подобное вздутие живота может быть вызвано появлением обильной пищи весной.
- [4] Хадис достоверный.