Об оживлении сунны пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует)

О формах азана и икамата
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто оживит какую-нибудь мою сунну, и люди будут поступать в соответствии с ней, тот получит награду подобную награде всех тех, кто станет совершать эту сунну, что не уменьшит их собственной награды ни на йоту! А кто выдумает какое-нибудь религиозное нововведение, и будет поступать в соответствии с ним, тот понесёт на себе бремя (греха) тех, кто будет совершать его, что не уменьшит бремени (греха) этих людей ни на йоту!» (Ибн Маджа, 209).
Зачастую случается так, что по прошествии времени мы привыкаем к определённым видам поклонения — к словам и действиям — и не придаём значения тому, что Сунна — это неисчерпаемый кладезь знаний, откуда мы можем черпать огромное благо для нашей мирской и Последней жизни. Например, что касается намаза, то, думается, лишь немногие из нас читают разные мольбы перед сурой «аль-Фатиха», в поясном поклоне, в земном поклоне, в ташаххуде, в салавате и т. д. Даже таслим (слова «ас-Салям алейкум», завершающие намаз) мы привыкли произносить в одной форме, хотя в Сунне передано о четырёх видах таслима. И «просыпаемся» мы лишь тогда, когда приезжаем в другую страну, сталкиваемся с представителем иной культуры, либо когда кто-нибудь из единоверцев оживляет позабытую Сунну.
В данной статье хотелось бы разобрать один вопрос, о котором, возможно, многие из нас и не задумывались, хотя этот вид поклонения мы совершаем в своих домах по пять раз в день. Речь идёт об азане и икамате. Задайтесь следующим вопросом: сколько видов азана и икамата существует? А затем ответьте на главный вопрос: а практикуем ли мы все эти формы азана и икамата или по привычке произносим лишь одну из них? Цель этой небольшой статьи состоит в том, чтобы напомнить себе, а затем и вам о разных формах азана и икамата, которые переданы в достоверной Сунне, обучить этому наших близких и практиковать то богатое наследие, которое оставили нам праведные предшественники во главе с пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха.
Формы азана
Из Сунны известно, что существуют три вида азана.
Первый состоит из 19 фраз, второй — из 17 фраз и третий — из 15 фраз. Разница в азанах происходит из-за повторения обоих свидетельств веры (тарджи‘). То, как произносится тарджи‘, пояснил имам ан-Навави в своей книге «аль-Азкар»:
«Знай, что слова азана общеизвестны, а “тарджи‘”, по нашему мнению, соответствует сунне. После того как муэдзин громко скажет: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар», ему следует произнести слова «Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах» так, чтобы это было слышно только ему и тем, кто будет находиться поблизости. Это и именуется “тарджи‘”. После этого он должен уже громко сказать: «Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах» [конец цитаты]
О первом виде азана достоверно передано от Абу Махзура в сборниках Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и др.:
(1,2,3,4) Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(5,6) (негромко) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах («Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!» )
(7,8) (негромко) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах («Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!»)
(9, 10) (громко) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах!
(11,12) (громко) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах!
(13,14) Хаййа ‘аля с-салях, Хаййа ‘аля с-салях («Спешите к намазу!»)
(15,16) Хаййа ‘аля ль-фалях, Хаййа ‘аля ль-фалях («Спешите к успеху!»)
(17, 18) Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(19) Ля иляха илля-Ллах! («Нет божества, кроме Аллаха!»)
Таков азан жителей Мекки. В пользу этого вида азана высказывались имам аш-Шафии, о чём сообщил ат-Тирмизи, и Ибн Хазм.
О втором виде азана достоверно передано от Абу Махзура в версии хадиса, которую привёл Муслим:
(1,2) Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(3,4) (негромко) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах («Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!» )
(5,6) (негромко) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах («Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!»)
(7, 8) (громко) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах!
(9,10) (громко) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах!
(11,12) Хаййа ‘аля с-салях, Хаййа ‘аля с-салях («Спешите к намазу!»)
(13,14) Хаййа ‘аля ль-фалях, Хаййа ‘аля ль-фалях («Спешите к успеху!»)
(15, 16) Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(17) Ля иляха илля-Ллах! («Нет божества, кроме Аллаха!»)
Знатоки религии считали, что эта версия противоречит другим достоверным хадисам, однако она подкрепляется хадисом в сборнике ат-Табарани «аль-Муджам аль-Кабир», который передал от Биляля другой муэдзин пророка, 777, по имени Са’д аль-Караз. Таков азан жителей Медины. В пользу этого вида азана высказывался имам Малик в своём труде «аль-Мудаввана» (1/57).
О третьем виде азана (без тарджи’) достоверно передано от Абдуллаха ибн Зейда в сборниках ат-Тирмизи, Абу Дауда, Ахмада и др. :
(1,2,3,4) Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(5, 6) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах!
(7,8) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах!
(9,10) Хаййа ‘аля с-салях, Хаййа ‘аля с-салях («Спешите к намазу!»)
(11,12) Хаййа ‘аля ль-фалях, Хаййа ‘аля ль-фалях («Спешите к успеху!»)
(13, 14) Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(15) Ля иляха илля-Ллах! («Нет божества, кроме Аллаха!»)
Таков азан жителей Куфы. В пользу этого вида азана высказывались Абу Ханифа и ас-Саури, как указано в «аль-Маджму» (3/93).
Более подробно см. книгу «Ас-Самар аль-Мустатаб» (том 1, стр. 119-128) шейха аль-Албани.
Формы икамата
Из Сунны известно, что существуют два вида икамата. Первый состоит из 11 фраз, а второй — из 17 фраз.
О первом виде икамата достоверно передано от Абдуллаха ибн Зейда в сборнике Абу Дауда:
(1,2) Аллаху акбар! Аллаху акбар! («Аллах превелик!»)
(3) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! («Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!»)
(4) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах! («Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!»)
(5) Хаййа ‘аля с-салях! («Спешите к намазу!»)
(6) Хаййа ‘аля ль-фалях! («Спешите к успеху!»)
(7,8) Кад камати с-салях! Кад камати с-салях! («Молитва начинается!»)
(9,10) Аллаху акбар! Аллаху акбар! («Аллах превелик!»)
(11) Ля иляха илля-Ллах! («Нет божества, кроме Аллаха!»)
Шариатский довод на этот вид икамата также содержится в хадисе, который привели аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах» со слов Анаса: «Билялю было велено произносить азан чётное число раз, а икамат – нечётное, кроме слов «Кад камати с-салях!» («Молитва начинается!»)».
Этот вид икамата принято произносить в ханбалитском, маликитском и шафиитском мазхабах.
О втором виде икамата достоверно передано от Абу Махзура в сборниках Абу Дауда и ат-Тирмизи:
(1,2,3,4) Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! («Аллах превелик!»)
(5,6) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! («Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!»)
(7,8) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах! («Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!»)
(9,10) Хаййа ‘аля с-салях! Хаййа ‘аля с-салях! («Спешите к намазу!»)
(11,12) Хаййа ‘аля ль-фалях! Хаййа ‘аля ль-фалях! («Спешите к успеху!»)
(13,14) Кад камати с-салях! Кад камати с-салях! («Молитва начинается!»)
(15,16) Аллаху акбар! Аллаху акбар! («Аллах превелик!»)
(17) Ля иляха илля-Ллах! («Нет божества, кроме Аллаха!»)
Этот вид икамата принято произносить в ханафитском мазхабе и у части шафиитов.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Если дело обстоит подобным образом, то истина на стороне знатоков хадисов и тех, кто с ними согласен: они принимают всё, что установлено от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и ничему из этого не противятся. Ведь разные формы азана и икамата подобны разным традициям чтения Корана, ташаххуда и т. п. Никто не имеет право отвергать то, что установил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, для своей общины. Что же касается тех, кто дошёл до такой крайности в разногласиях и разделении, что дружит, враждует и сражается из-за подобных вопросов, в которых Аллах допустил разновидность, то он относится к тем, кто расколол свою религию и разделился на секты. Наоборот, к следованию Сунне в данном случае относится совершение иногда одних деяний, а иногда — других деяний, что-то в таком-то месте, а что-то — в другом. А иначе отказ от того, о чем передано в Сунне, и совершение чего-то иного, приведёт к тому, что Сунна будет считаться религиозным нововведением, а желательное — обязательным. А уже это, в свою очередь, приведёт к расколу и разделению, если другие люди будут поступать иначе» («Сборник фетв», 21/66).
Дамир Хайруддин
Важность Сунны
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и мир нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Аллах (Свят Он и Велик) отвёл для Сунны Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха) самое высокое положение, поручив ему (мир ему и благословение Аллаха) наряду с призывом вести также задачу разъяснения (религии). Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано». (Коран, сура «ан-Нахль», 44).
Это разъяснение включает в себя следующие значения:
— Во-первых, доведение самого откровения (Корана) устами пророка (мир ему и благословение Аллаха) (до людей), ведь откровение от Всевышнего можно получить только через Божьих посланников.
— Во-вторых, разъяснение смыслов коранических аятов и их толкование при появлении нужды в этом. Так, например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил смысл слова «несправедливость», упомянутого в следующих словах Всевышнего Аллаха: «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем». (Коран, сура «аль-Ан’ам», 82). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пояснил, что в этом аяте под словом «несправедливость» имеется в виду многобожие.
— В-третьих, разъяснение пророком (мир ему и благословение Аллаха) (каких-либо вопросов) своими действиями, как, например, он разъяснил человеку, спросившего его о временах намазов своими действиями, когда нужно совершать молитвы. (Как известно, в Коране не упомянуто о временах намазов, а содержится лишь повеление совершать молитвы своевременно. Это разъяснение содержится в Сунне).
— В-четвёртых, разъяснение положения, не упомянутого в Коране, но о котором был спрошен пророк (мир ему и благословение Аллаха), после чего происходило ниспослание аятов из Корана с ответом на вопрос. Так, например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) был спрошен об обвинении жены мужем в прелюбодеянии, по поводу чего спустя некоторое время были ниспосланы аяты Корана, разъясняющие положение этого вопроса (речь идёт об «ал-ли’ан», клятвенном заверении).
— В-пятых, разъяснение некоторых вопросов, о которых был спрошен пророк (мир ему и благословение Аллаха), путём ниспослания ему откровения, которое в свою очередь не было Кораном. Как, например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) был спрошен о человеке, который вошёл в состояние ихрама, надев плащ, после того как умастился духами. По этому поводу пришло откровение, повелевающее этому человеку снять плащ и устранить следы духов.
— В-шестых, разъяснение Сунной некоторых религиозных положений, без предшествующего вопроса об этом. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил употребление мяса ослов в пищу, и запретил заключать временные браки.
— В-седьмых, разъяснение для своей общины дозволенности какого-либо действия. Для этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал его сам, и не запрещал при этом другим подражать ему в этом.
— В-восьмых, разъяснение дозволенности чего-либо, допуская его совершение, видя или зная то, что люди делают подобное действие.
-В-девятых, Господь (Свят Он и Велик) поручил Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) разъяснить условия, препятствия, ограничения, определённые времена, состояния и свойства тех или иных положений, которые были установлены Кораном в виде повеления, запрета или дозволенности. Так, например, Всевышний Аллах сказал: «Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая». (Коран, сура «ан-Ниса», 24). Упомянутая дозволенность в этом аяте зависит от условий никаха (бракосочетания), отсутствия препятствий, наступления своего времени, уместности и т.д. И Сунна разъяснила все эти моменты.
Всё то, что установил пророк (мир ему и благословение Аллаха) для своей общины, является его разъяснением, исходящим от Аллаха, и являющимся Его законом и Его религией. И нет разницы между тем, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) доводит от Аллаха Его Речь (Коран) и между Его откровением (в виде Сунны) (в том, что оба: и Коран, и Сунна являются доводом от Всевышнего Аллаха). Сунне необходимо следовать так же, как Корану. Ослушание Сунны подобно ослушанию Корана.
Поскольку Сунна занимает такое высокое место, и обладает столь значительной важностью, то отрицать её, делать нападки на неё, пренебрегать ею, сомневаться в том, что она является доводом, создавать вымыслы и ложь вокруг неё, то, к чему стремились отклонившиеся секты как раньше, так и сегодня – всё это чревато большой опасностью. Следствием этого является открытие дверей зла, которые разрушают здание Ислама. Причин тому несколько:
1. Отрицание Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) грозит религиозному вероучению быть ограниченным и неясным. Дело в том, что подробное изложение и разъяснение основных положений Шариата в вопросах вероубеждения зиждется на Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) наряду со Священным Кораном. Отрицание Сунны затронет всё, что связанно с вопросами божественности, пророчеств, знаний о сокрытых вещах и других вопросах религиозного вероучения. Но разве религия может основываться на неясных убеждениях?!
2. Отрицание Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводит к исчезновению основного довода религии, основ практических предписаний, изучением которых занимается наука «Основы исламского фикха» (исламского права), ведь она занимается изучением доказательств, на которых основываются правовые положения. И ученые единогласны в том, что Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) является вторым источником исламского законодательства. Таким образом, отрицание Сунны приводит к тому, что исламский фикх становится подверженным изменениям из-за отсутствия опоры на доказательства.
3. Отрицание Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводит к разрушению науки «Исламский фикх» с его правовыми школами и сравнительным анализом между ними (правовыми школами). Ведь большая часть правовых вопросов, основывается на Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), которая либо разъясняет эти вопросы, (как например, времена, количество и формы совершения обязательных молитв, предписанных в Коране), либо Сунна сама утверждает эти вопросы, (как например, вопрос искупления за нарушение поста в месяц Рамадан, или вопрос наказания человека, употребившего опьяняющие вещества, или наказание вероотступника, а также вопросы этикета, правил поведения, достоинств тех или иных действий и многое другое).
4. Отрицание Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводит к искажению науки «‘улюм аль Кур’ан», занимающейся изучением Священного Корана, так как в большинстве своих вопросов опирается на Сунну пророка (мир ему и благословение Аллаха). Также ставит под угрозу (ликвидации) науку «тафсир» (толкование Корана), которая также опирается по большей части на Сунну пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Таким образом, отрицание Сунны подготавливает почву для того, чтобы вызвать сомнение в самом Коране. Также приводит к отказу от тех аятов, которые повелевают следовать за посланником Аллаха, приказывают брать его в качестве примера для подражания, прибегать к его суду, быть довольными его решением, предпочитать послушание ему над послушанием другим людям. Таким образом, это отрицание, в конечном счёте, приведёт к тому, что мусульмане останутся без ясного законодательства, имеющего надёжные доказательства, ведь основы и отрасли исламского законодательства уже подвергались клевете и дерзким нападкам.
Дискредитация Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) означает уничтожение всего Ислама: его идеологии, вопросов поклонения, систем и нравов, приводит к разрушению его целостности, и является причиной отсталости мусульман.
Профессор Мухаммад Асад говорит: «Сунна явилась ключом к пониманию исламского подъёма, произошедшего более тринадцати веков тому назад. Так почему же, она не станет ключом к пониманию нашего сегодняшнего упадка? Ведь поступать в соответствии с Сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – это путь сохранения и развития религии Ислам, а оставление Сунны – это причина упадка Ислама.
Сунна явилась железным корпусом, на который было установлено здание Ислама. И если ты лишишь какое-нибудь здание корпуса, удивит ли тебя, если оно разрушится, словно бумажный домик?»
Именно уничтожения Ислама хотят враги религии, те, кто открыто и демонстративно проявляют свою вражду, и те, кто скрывают её у себя, облекаясь в одежду лжи. Однако, если даже они постараются навредить по мере своих возможностей, то не смогут достичь своей желанной цели и требуемого результата, ведь Аллах (Свят Он и Велик) поручился сохранить Свою религию и её последователей от всякого, кто желает навредить им, как указывает на это значение слова Всевышнего Аллаха: «Они хотят погасить свет Аллаха своими устами. Но Аллах не допустит этого и завершит распространение Своего света, даже если это ненавистно неверующим. Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожниккам». (Коран, сура «ат-Тауба», 32-33).
Группы, отступившие от истины, как в прошлом, так и в нынешнее время пытаются опорочить пречистую Сунну. И они подобны тем, о которых сказал поэт аль-А’ша:
Подобно горному козлу, Пытавшемуся забодать скалу.
Но разве ей он навредит? А лишь рога свои обессилит.
Эти люди своей несправедливостью, клеветой, посягательством, фальсификацией и лживыми словами поступают несправедливо по отношению к самим себе и к религии. Аллах сказал: «А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся». (Коран, сура «аш-Шу’ара», 227).
Подготовлено редакцией сайта «Почему Ислам?»