О запрете говорить фразу "Если бы"...

О запрете говорить фразу

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Говорить подобные слова во время бедствий и при любых неприятных происшествиях, при которых человек теряет что-либо из того что имел, или упускает что-либо из того, что мог бы иметь, является проявлением недовольства относительно предопределения. А является обязательным (уаджиб), чтобы раб отдался предопределению Аллаха, и терпел бедствия и трудности, которые вызывают неприятности. Ведь вера в предопределение – основа из основ Имана (Веры).

И поэтому мы видим, что неверующий народ очень тяжко переносит неудачи и беды и любые трудности, у которых вера в предопределение отсутствует полностью. А что касается мусульман, то некоторые из них сильные верой, могут вынести очень большие трудности и испытания, во главе которых стоят правдивые стойкие мужчины, которых не может сдвинуть с религии никакая неприятность. Есть другие слабые мусульмане, которые могут вынести что-то, и могут не вынести то, что потяжелее. Всё зависит от степени Имана и глубокой убеждённости.

Пришёл хадис от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом (из них) есть благо. Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бы сделал я (то-то и то-то), получилось бы так-то и так-то!” – но говори: “Это было предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”, ибо эти “если” открывают шайтану путь к делам его». (См. Ахмад 2/366, 371, Муслим 2664, Ибн Маджах 79 и 4168).

Имеется ввиду верующий сильный в своем имане (вере), а так-же сильный в своем теле и делах, и он лучше верующего слабого в своей вере и слабого в своем теле и делах. Это потому что сильный верующий более результативен и приносит больше пользы мусульманам своими делами, и мусульмане получают пользу от его телесной силы, силы его веры и дел.

Сила это обязательная вещь в Исламе- сила в вере и акыйде (вероубеждении), а так-же сила в делах, и сила в телах, т.к. это приносит благо для мусульман. (См. "аль-мунтакъа мин фатауа шейх Солих аль-Фаузан" (381,380\5).

Аллах любит сильных верующих больше чем слабых, хотя в каждом из них есть благо. Но у сильного верующего благ больше, поэтому он и любимей у Аллаха.

Затем Пророк ﷺ сказал: «Проявляй усердие в том, что приносит тебе пользу»,- т.е. старайся брать все причины, которые принесут пользу для твоего этого мира и будущего мира. А ЭТИМИ ПРИЧИНАМИ ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯМ РЕЛИГИИ ИСЛАМ, которые установил Всевышний Аллах.

Затем он сказал: «и проси помощь у Аллаха»,- а это значит, что недостаточно проявлять усердие и иметь сильное старание, а нужно ещё просить Аллаха помочь выполнять то, что принесёт пользу. ПОТОМУ ЧТО НАМ НЕ СПРАВИТЬСЯ НИ С ЧЕМ БЕЗ ЕГО ПОМОЩИ, МЫ НЕ СМОЖЕМ НИЧЕГО БЕЗ ЕГО ПОДДЕРЖКИ. И если раб будет старателен в выполнении причин, прося помощи только у Аллаха Одного, то получит пользу в совершенном и полном виде.

И ни какая причина не принесёт пользу, пока Аллах не пожелает этого и не захочет этого. Поэтому во время выполнения причин должны уповать только на Него, прося у Него помощи. И если раб соберёт в себе эти качества [выполнение предписаний Аллаха постоянная просьба о помощи у Аллаха], то достигнет своих целей, с дозволения Аллаха. 

Далее сказал: «и не проявляй слабость»,- т.е. во всём, что было сказано ранее, а это в совершении причин, и в прошении помощи у Аллаха.

Затем предостерег от того, что может повредить его делам, сказав: «А если тебя постигнет что-нибудь, то не говори: «Если бы я сделал то-то, было бы то-то и то-то», но скажи: «Так предопределил Аллаха, и Он сделал то, что захотел»,- т.е. ты обязан предаться предопределению, довольствоваться им, и рассчитывать на награду.

И не говори: «О, если бы я сделал то-то, то этого не было бы», и т.п. фразы, «потому что «если бы» открывает дело шайтана». По причине того, что эта фраза содержит раздражение, недовольство и осуждение предопределения. А ведь проявлять терпение в предопределении – обязательно. Говорит Аллах:

مَآ أَصَابَ مِن مُّصِيبَةٍ فِى ٱلْأَرْضِ وَلَا فِىٓ أَنفُسِكُمْ إِلَّا فِى كِتَٰبٍ مِّن قَبْلِ أَن نَّبْرَأَهَآ ۚ إِنَّ ذَٰلِكَ عَلَى الله يَسِيرٌ لِّكَيْلَا تَأْسَوْا۟ عَلَىٰ مَا فَاتَكُمْ وَلَا تَفْرَحُوا۟ بِمَآ ءَاتَىٰكُمْ ۗ وَٱلله لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

"Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании [Хранимой скрижали, в которой записаны судьбы всех творений вплоть до Судного Дня] еще до того, как Мы (Аллах) сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы (Аллах) поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили [не говорили: «о, если бы я сделал так, то было бы вот так»], и не радовались тому, что Он вам даровал [Аллах Всевышний дозволил благодарную радость, а горделивую радость запретил]. Аллах не любит всяких надменных [высокомерного] (из-за мирских благ) хвастунов (который хвалится этими благами перед другими). Кур'ан 57:22-23.

Итак, из этого великого хадиса понимается, что верующий находится между двумя вещами:

Во-первых, повеления Аллаха и Его Посланника ﷺ, в выполнении которых он должен проявлять усердие, ведь это основа его счастья в обоих мирах, поэтому ни в коем случае не должен проявлять слабость в этом деле. И наряду с этим, всегда должен просить помощь у Аллаха для выполнения Его повелений. Поэтому говорится в Суре Аль-Фатиха:

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ

"Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи". Кур'ан 1:5.

Аллах научил нас этой великой Суре, которую мы читаем в каждом намазе, через которую понимаем, что наша цель – это поклоняться Аллаху, прося у Него помощи. И не сможет человек выполнять то, что приносит ему пользу, а это поклонение Аллаху, кроме как с помощью Аллаха. Поэтому Аллах велит нам поклоняться Ему, прося помощи у Него.

Во-вторых, неприятные и тяжкие предопределения, при которых не должен проявлять раздражение и злобу, наоборот обязан проявлять терпение.

И ни в коем случае не должен говорить слова «если бы», потому что нет в этих словах никакой пользы, они ничего не дадут, и не вернут то, что ушло. Наоборот это слово является лишь дверью к раздражениям, злости и слабости, и всё это из дел шайтана. Поэтому Пророк ﷺ запретил, чтобы эта дверь, которая впускает шайтана, открывалась.

Таким образом, этот хадис содержит великие наставления и поучения, учит как вести себя для получения пользы, для достижения благополучия и счастья. А так же учит как вести себя, при случившихся бедах и неприятностях, так чтобы правильно перенести их, не попав ещё на большую неприятность. Поэтому очень важно для мусульманина изучать этот хадис и доводить до других.

Есть некоторые аяты и хадисы, порицающие людей, которые выражались через «если бы» высказывая тем самым своё недовольство к предопределению. Всевышний Аллах сказал :

يُخْفُونَ فِىٓ أَنفُسِهِم مَّا لَا يُبْدُونَ لَكَ ۖ يَقُولُونَ لَوْ كَانَ لَنَا مِنَ ٱلْأَمْرِ شَىْءٌ مَّا قُتِلْنَا هَٰهُنَا ۗ قُل لَّوْ كُنتُمْ فِى بُيُوتِكُمْ لَبَرَزَ ٱلَّذِينَ كُتِبَ عَلَيْهِمُ ٱلْقَتْلُ إِلَىٰ مَضَاجِعِهِمْ

"Они (лицемеры)скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: «Если бы мы сами могли принять какое-нибудь решение, то не были бы убиты здесь». Скажи (им, о Мухаммад): «Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь». Кур'ан 3:154).

«Если бы мы сами могли принять какое-нибудь решение, то не были бы убиты здесь»,- т.е. имеют в виду: «Если бы они в этом деле советовались с нами и брали наше мнение, то мы не умерли бы здесь». И это является проявлением неверия в предопределение. Но Аллах сообщил: Скажи: «Даже если бы вы были в своих домах, то те, кому была предначертана смерть, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь», т.е. ваше нахождение в ваших домах, которые вы считаете самым безопасным местом, не спасло бы вас от предопределённой смерти.

Итак, у лицемеров и неверующих полностью отсутствует вера в предопределение. А мусульманин обязан укреплять свою веру в это, и научиться думать об Аллахе хорошо при любых трудностях и испытаниях.

Но большинство мусульман, если подвергаются испытаниям, потерям и трудностям, попадают в сомнения, начинают шататься и их вера сильно слабеет. А если враги Ислама одерживают верх, то вовсе отступают от Ислама, выявляют неверие. А если же с ними не случаются тяжкие испытания, и нет натиска врагов, то они продолжают быть мусульманами. Т.е. без испытаний они остаются мусульманами и держатся на Исламе, но в их сердце находится слабая вера, которая, если подвергается испытанию, не может устоять. И это обычно те, которые проявляют легкомыслие относительно предписаний Ислама, часто оставляя обязательные дела и совершая запретные. Именно о таких говорит Аллах:

وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يَعْبُدُ الله عَلَىٰ حَرْفٍ ۖ فَإِنْ أَصَابَهُۥ خَيْرٌ ٱطْمَأَنَّ بِهِۦ ۖ وَإِنْ أَصَابَتْهُ فِتْنَةٌ ٱنقَلَبَ عَلَىٰ وَجْهِهِۦ خَسِرَ ٱلدُّنْيَا وَٱلْءَاخِرَةَ ۚ ذَٰلِكَ هُوَ ٱلْخُسْرَانُ ٱلْمُبِينُ

"Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро [здоровье, имущество, благополучие и т.п], то благодаря этому он чувствует себя уверенно [продолжает поклоняться Аллаху]; если же его постигает искушение [испытания], то он оборачивается вспять [отворачивается от Аллаха и Его религии]. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!" Кур'ан 22:11.

«Поклоняется Аллаху, находясь на грани», - т.е. на краю, находясь очень близко от неверия, поэтому если всё благополучно, то он спокоен и пока держится на этой грани, а если подвергается испытанию, то переходит на сторону неверия и теряет этот мир и будущий мир. 

Да защитит нас Аллах от этого. Аминь!