О выпрямлении рядов - сафов перед намазом

О выпрямлении рядов - сафов перед намазом

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Сообщается, что Абу ‘Абдуллах ан-Ну’ман ибн Башир сказал: — Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы непременно должны выравнивать свои ряды, иначе Аллах обязательно изменит ваши лица» (аль-Бухари, 717; Муслим, 436).

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим (сообщается, что ан-Ну’ман сказал): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда выравнивал наши ряды так тщательно, будто собирался проверять по ним прямоту стрел, и он делал это до тех пор, пока не убеждался, что мы поняли, чего он (от нас добивается). Однажды, он вышел к людям, встал (на своё место) и уже был готов сказать: “Аллах велик” /Аллаху акбар/, - но, увидев, что грудь одного из присутствовавших выдаётся вперёд, сказал: “Рабы Аллаха, вы непременно должны выравнивать свои ряды, иначе Аллах обязательно изменит ваши лица”».

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: "Ученые разногласили относительно того, что значат слова «…иначе Аллах обязательно изменит ваши лица».

Некоторые ученые сказали, что имеется в виду то, что Аллах Всевышний повернет их лица назад, то есть лица людей будут со стороны спины. Ведь, Аллах над всякой вещью мощен! Например, Аллах Всевышний превратил некоторых людей в обезьян. Он сказал им: ″Будьте обезьянами″, и они действительно ими стали. Аллах Всевышний может сделать так, что лицо на шее человека будет со стороны спины. Это – физическое наказание!

Другие же сказали, что здесь имеется в виду духовное разобщение мусульман. Если сердца мусульман будут едины, то это даст им огромное благо. Если сердца мусульман будут разобщены, то община будет пребывать в расколе.

Более правильное мнение заключается в том, что в хадисе имеется в виду разобщение сердец, так как в некоторых других версиях сказано: «…иначе Аллах разобщит ваши сердца».

В этом хадисе указание на обязательность выравнивания рядов. Люди, стоящие позади имама, обязаны выравнивать свои ряды. Если они не будут выравнивать свои ряды, то подвергнут свои души наказанию Аллаха. Пусть Аллах убережет нас от этого!

Имамы обязаны следить за рядами

Если они увидят в рядах какую-то кривизну, то пусть обратят внимание людей на это. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда ходил между рядами, и выравнивал их своей благородной рукой от начала до конца. Во времена праведных халифов молящихся стало уже много, и ’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, назначил человека, чтобы тот выравнивал ряды перед намазом. Когда этот человек приходил к ’Умару и сообщал, что ряды уже выровнены, намаз начинался. То же самое было и во времена ’Усмана, да будет доволен им Аллах.

Всё это указывает на заботу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и праведных халифов о прямоте рядов. Но, к сожалению, в наше время мы видим, как люди, стоящие за имамом, даже не обращают внимания на выравнивание рядов. Кто-то стоит впереди, кто-то позади, и никого это не заботит.

Некоторые люди спрашивают: ″Если молятся всего лишь два человека, то имам должен выйти чуть вперед или оба должны стоять на одном уровне?″

Они должны стоять на одном уровне, ибо если намаз совершают всего лишь два человека, то ряд будет только один.

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим сообщается, что ан-Ну’ман сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда выравнивал наши ряды так тщательно, будто собирался проверять по ним прямоту стрел, и он делал это до тех пор, пока не убеждался, что мы поняли, чего он (от нас добивается). Однажды, он вышел к людям, встал (на своё место) и уже был готов сказать: “Аллах велик” /Аллаху акбар/, - но, увидев, что грудь одного из присутствовавших выдаётся вперёд, сказал: “Рабы Аллаха, вы непременно должны выравнивать свои ряды, иначе Аллах обязательно изменит ваши лица”».

В этом указание на то, что необходимо выравнивать ряды во время намаза, и строгая угроза в адрес тех, кто выходит из общего ряда вперед или назад. Поэтому мы должны разъяснять этот вопрос имамам в мечетях, а также тем, кто стоит позади этих имамов в намазе, чтобы они начали обращать на этот приказ внимание и стали заботиться о прямоте рядов".

"Шарх Рийад ас-салихин", хадис № 160