О важном для мусульман

Слова Аллаха: وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لاَ يَحْتَسِبُ «А тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» — т.е. тому, кто остерегаясь (наказания) Аллаха выполняет Его предписания и избегает Его запретов, Аллах создаст выход из его трудностей и наделит его уделом, откуда он и не думал. ’Абдулла ибн Мас’уд сказал: «Самый объемный по своему значению аят в Коране — это: إِنَّ ٱللَّهَ يَأْمُرُ بِٱلْعَدْلِ وَٱلإْحْسَانِ «Воистину Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро» (16:90). Самый великий аят Корана, содержащий утешение: وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения» (65:3)» ( Табари 23/446 ).
Ибн Аббас, комментируя слова Аллаха: وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً «А тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения», сказал: «Спасет его от любого бедствия в этой и в следующей жизни.Тафсир ас-Саади — «Развод» 65:3.
وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُۚ وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى ٱللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُۥٓۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَـٰلِغُ أَمْرِهِۦۚ قَدْ جَعَلَ ٱللَّهُ لِكُلِّ شَىْءٍۢ قَدْرًۭا
И НАДЕЛЯЕТ ЕГО УДЕЛОМ ОТТУДА, ОТКУДА ОН ДАЖЕ НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ. ТОМУ, КТО УПОВАЕТ НА АЛЛАХА, ДОСТАТОЧНО ЕГО. АЛЛАХ ДОВОДИТ ДО КОНЦА СВОЕ ДЕЛО. АЛЛАХ УСТАНОВИЛ МЕРУ ДЛЯ КАЖДОЙ ВЕЩИ.
( وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لاَ يَحْتَسِبُ ) ’’ и наделит его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает’’» Ар-Раби’ ибн Хусаим сказал: ( يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً ) «»Он создает выход из положения»- т.е. любого стеснения (в котором оказываются) люди. ( مِنْ حَيْثُ لاَ يَحْتَسِبُ ) «Откуда он даже не предполагает», т.е. откуда не ожидает. Катада сказал: «Он создаст выход из сомнений и предсмертных агоний и наделит его уделом, откуда он и не надеялся получить». Судди сказал: ( وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ ) «»Тому, кто боится Аллаха» и разводится согласно Сунне, и возвращает жену согласно Сунне».
Среди сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был человек по имени Ауф ибн Малик аш-Шуджа’и. У него был сын, который попал в плен к многобожникам. Его отец пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) жалуясь на положение, в котором оказался его сын. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему быть терпеливым, сказав: » إن الله سيجعل لك فرجاً «Аллах даст тебе выход». Через некоторое время его сын вырвался из вражеских рук. Проходя мимо отары врагов, он захватил ее и вернулся с этой добычей к своему отцу. Тогда и был ниспослан этот аят: ( وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لاَ يَحْتَسِبُ ) «А тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» [Табари 34287 ]
Имам Ахмад передал от Саубана, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: » إن العبد ليحرم الرزق بالذنب يصيبه، ولا يرد القدر إلا الدعاء، ولا يزيد في العمر إلا البر » «Поистине человек лишается своего удела из-за совершенного им греха. Ничто, кроме мольбы, не может предотвратить предустановленного, и ничто, кроме благочестия, не может продлить жизнь».
’Имран ибн Хасин сообщил следующие слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): » من انقطع إلى الله كفاه الله كل مؤنة ورزقه من حيث لا يحتسب، ومن انقطع إلى الدنيا وكله إليها » «Того кто посвятил себя Аллаху, Аллах наделит уделом, откуда он не ждал, а того кто посвятил себя мирской жизни, Он доверит ей» [Табарани 321, аль-Хайсами 18189. Слабый хадис].
Слова Аллаха: ( وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى ٱللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ) «И тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». Имам Ахмад передал, что как-то раз Ибн Аббас ехал верхом позади Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: » يا غلام إني معلمك كلمات: احفظ الله يحفظك، احفظ الله تجده تجاهك، وإذا سألت فاسأل الله
، وإذا استعنت فاستعن بالله، واعلم أن الأمة لو اجتمعوا على أن ينفعوك، لم ينفعوك إلا بشيء قد كتبه الله لك، ولو اجتمعوا على أن يضروك، لم يضروك إلا بشيء قد كتبه الله عليك، رفعت الأقلام وجفت الصحف » «О, юноша, я научу тебя некоторым вещам: помни об Аллахе — и Он, помня о тебе, защитит тебя; помни об Аллахе — и ты почувствуешь, что Он перед тобой. Если просишь о чем-то, то проси только у Аллаха; если ищешь помощи, взывай о ней к Нему и знай, что если весь мир объединится (в своем желании) облагодетельствовать тебя, он одарит тебя, лишь тем, что Аллах тебе уже предписал; и знай, что если весь мир объединится, чтобы причинить тебе зло, то он навредит тебе лишь тем, что Аллах уже тебе предписал, — ибо Перо уже оторвано (от бумаги) и чернила высохли» [Ахмад 2669, ат-Тирмизи 2516, см. «Сахих» ат-Тирмизи» 2043.]
Имам Ахмад также передал от ибн Мас’уда что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: من نزل به حاجة فأنزلها بالناس، كان قمناً أن لا تسهل حاجته، ومن أنزلها بالله تعالى، أتاه الله برزق عاجل أو بموت آجل » «Кого постигла нужда, и он искал причину (для избавления от нее) в людях, то он достоин того, чтобы ему не была облегчена его нужда. А кто искал причину (для избавления от нее) в Аллахе, того Аллах наделит скорым уделом или поздней смертью» [Имам Ахмад 1/442, 4207. Хороший хадис].
( إِنَّ ٱللَّهَ بَـٰلِغُ أَمْرِهِ ) «Аллах доводит до конца Свое дело», т.е. Он исполняет Свои решения относительно Своих созданий, как Ему угодно. ( قَدْ جَعَلَ ٱللَّهُ لِكُلِّ شَيْءٍ قَدْراً ) «Аллах установил меру для каждой вещи». Подобно этому Аллах сказал: (وَكُلُّ شَيْءٍ عِندَهُ بِمِقْدَارٍ ) «Всякая вещь у Него имеет меру» (13:8).
Сообщается, что ′Абдуллах ибн ′Амр, да будет доволен Аллах им и его отцом, слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
يكون في آخر أمتي رجال يركبون على سرج كأشباه الرحال ينزلون على أبواب المساجد نساؤهم كاسيات عاريات على رؤوسهن كأسنمة البخت العجاف العنوهن فإنهن ملعونات لو كان وراءكم أمة من الأمم خدمتهن نساؤكم كما خدمكم نساء الأمم قبلكم
«В конце (существования) моей общины появятся мужчины, которые будут ехать на седлах, подобных (вашим верблюжьим) седлам, и будут останавливаться возле дверей мечети. Их женщины будут (будто бы) одетыми, но (в действительности) нагими, а на их головах будет что-то подобное тощим верблюжьим горбам. Проклинайте их, ибо, поистине, они – проклятые! И если бы после вас была другая община, то ваши женщины бы прислуживали им, как (сейчас) прислуживают вам женщины из числа предшествующих общин!» .
Хафиз аль-Мунзири сказал: «Этот хадис передали Ибн Хиббан в «Сахихе» и аль-Хаким, который сказал: «Хадис достоверный в соответствии с условиями Муслима». Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан). См. «Сахих ат-Таргыб», (№ 2043).
Шейх аль-Альбани сказал: «Таким образом, в этом хадисе сообщение о мужчинах, которые будут передвигаться на автомобилях и останавливаться возле дверей мечетей. Клянусь Аллахом, поистине, это правдивое пророческое известие, которое мы наблюдаем каждую пятницу, когда машины скапливаются перед мечетями так, что широкая дорога становится тесной. Из этих машин выходят мужчины, чтобы присутствовать на пятничной молитве, а большинство из них вообще не совершает пять обязательных молитв, или, как минимум, не совершает их в мечетях. Они будто бы довольствуются только лишь совершением одной пятничной молитвы, именно поэтому в пятницу их количество (в мечетях) возрастает. Они останавливают свои автомобили перед мечетями и на них не видно следов молитвы. Следов молитвы не видно в их отношении к женам и дочерям. Они точно соответствуют словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Их женщины будут (будто бы) одетыми, но (в действительности) нагими».
Также существует и другое явление, которое полностью соответствует этому хадису. В последнее время мы видим, как похоронные процессии сопровождают на автомобилях. В этих автомобилях сидят люди, у которых нет доли (в Последней жизни), так как они богатые, изнеженные роскошью и оставляющие молитву. Когда автомобили останавливаются возле мечети, а тело покойного заносят в мечеть, чтобы совершить над ним заупокойную молитву, эти изнеженные роскошью люди остаются в своих автомобилях перед мечетью. Некоторые же выходят из автомобилей, чтобы проводить взором покойника, которого несут на кладбище, проявляя всеобщее лицемерие и заискивание, а не желая поклонения Аллаху и вспоминания Последней жизни. А Аллах – Тот, к Кому надлежит обращаться за помощью!
Таково мое мнение в разъяснении этого хадиса. Если я оказался прав, то это от Аллаха, а если я ошибся, то это от меня. И только Всевышнего Аллаха я прошу, чтобы Он простил мои проступки и грехи, которые конечно присутствуют у меня».
См. «Сильсилят ус-сахиха», 6/415-416.
Анас передал: "Некоторые люди пришли к Посланнику Аллаха(ﷺ) и попросили его послать с ними учителей которые будут учить их Корану и Сунне. Тогда Посланник Аллаха(ﷺ) послал с ними 70 знатоков Корана среди которых был и мой дядя Хараам. Эти люди читали и изучали Коран в течение ночи, а днем они носили воду в мечеть. Они ходили за дровами и продав их, покупали еду для бедняков в мечети. Когда Посланник Аллаха(ﷺ) послал их учить племя Бану Амир, люди этого племени подло убили их всех прежде чем они достигли место назначения. После того как они были убиты, они сказали: "О Аллах, передай нашему Пророку(ﷺ), что мы уже встретились с Тобой, и что Ты доволен нами и сделал довольными нас." Мой дядя был убит копьем. Когда он увидел копье пронзившее его, он (успел) закричать: "Клянусь Господом Каабы, я добился успеха!" Посланник Аллаха(ﷺ) сказал: "Ваши братья были убиты и они сказали: О Аллах, передай нашему Пророку(ﷺ), что мы уже встретились с Тобой, и что Ты доволен нами и сделал довольными нас." (Бухари — Муслим).
Для получения шахады не требуются предварительные благие дела
Бара бин Азиб передал: "Человек закованный в доспехи подошел к Посланнику Аллаха(ﷺ) и сказал: "О Посланник Аллаха(ﷺ), мне пойти сражаться или принять сначала Ислам?" Посланник Аллаха(ﷺ) сказал: "Прими Ислам и затем сражайся." Он принял Ислам, сражался и был убит. Посланник Аллаха(ﷺ) сказал: "Он сделал очень мало, но получил огромную награду. (т.е. шахаду)" (Бухари — Муслим).
Абу Муса Ашари передал: "Пророк(ﷺ) участвовал в битве когда один из кафиров вызвал на поединок. Мусульманин вышел к нему, но был убит этим безбожником. Он вызвал еще одного поединщика. Другой мусульманин вышел к нему и тоже был убит. Тогда этот неверующий подошел к Посланнику Аллаха(ﷺ) и спросил его: "За что вы сражаетесь?" Посланник Аллаха (ﷺ)сказал: "Мы сражаемся с людьми пока они не засвидетельствуют что никто не заслуживает поклонения кроме Аллаха и что Мухаммад Посланник Аллаха, и не будут выполнять права Аллаха." Неверующий сказал:"То что ты сказал — прекрасно. Я принимаю это." Затем он принял Ислам и перешел на сторону мусульман сражаясь с безбожниками. Позже он был убит.Тогда его отнесли и похоронили рядом с двумя мусульманами которых он убил. Посланник Аллаха(ﷺ) сказал: "В Раю нет людей которые любят друг друга больше чем эти!" (Табарани — достоверный хадис).
Они так сильно любят друг друга, потому убитые смотрят на того кто убил их как причину получения ими шахады.
Джабир передал: "Мы были с Посланником Аллаха(ﷺ) во время битвы при Хайбаре и он послал группу воинов которые вернулись вместе с пастухом. Посланник Аллаха(ﷺ) поговорил некоторое время с пастухом и затем тот принял Ислам. Он спросил Посланника Аллаха(ﷺ): "Что мне делать с этими овцами? Мне доверили их и они принадлежат другим людям." Посланник Аллаха(ﷺ) сказал: "Возьми горсть песка и брось ею в них и они побегут назад к своим владельцам." Затем этот человек присоединился к мусульманам в бою и был убит стрелой. У него не было возможности совершить даже одну молитву. Посланник Аллаха(ﷺ) приказал сподвижникам занести его тело в его палатку. Они занесли его в палатку Пророка(ﷺ) и затем Посланник Аллаха(ﷺ) вышел из нее говоря: "Аллах принял его Ислам. Когда я зашел в палатку, я нашел его с его двумя женами из Рая (т.е. райскими гуриями)" (Хаким — хадис удостоверен Захаби).
Статус и происхождение!
Если ты скажешь: "Мое происхождение и высокое положение мешают мне и моя честь — это препятствующий барьер," тогда я скажу тебе: Если бы ты знал! Как много людей уже умерло и они оставили родословную и власть до тебя? Они любили их и как много было тех, выпустивших власть и авторитет из своих объятий, прежде чем они опьянили тебя.
И тебе дадут понять, как дали понять им, что как будто ты уже был, если ты огорчен их потерей; и твое сердце полно зависти и печали, что твое обладание властью и почетом не будет вечным. Ты не преуспеешь с тем что ты ищешь, потому что не это пути спасения. Поистине! Даже тому кто последним покинет огонь Ада и войдет в Рай с теми кто вошел, будет даровано царство неизмеримо большее чем все царства этого мира, и это в 10 раз больше.
Тогда каково твое мнение о том, кто будет с идущими впереди, с пророками, правдивыми, мучениками и праведниками? И от тебя не скрыто то, что высокое положение и власть в этом мире означает усталость и изнеможение, плохой конец и злые последствия, ты получаешь из-за этого множество врагов и завистников и их души таят затаенную вражду и злобу. Oни оскорбляют тебя, когда твой высокий статус и положение уходят от тебя, тебя охватывает сожаление и горечь о том, что (из благих дел) бесследно ушло из-за твоей озабоченности и внимания к к власти и почету, когда тебя покидают твои слуги и когда отворачивается от тебя тот, кто вчера целовал твои ноги.
Тирмизи и Ибн Хаббан передают хадис: "Низшему из обитателей Рая будут дарованы 80000 слуг, 72 жены, дворец сооруженный из жемчужин, аквамарина и драгоценных камней, размер которого подобен расстоянию между Аль-Джабией (Место в Шаме) и Саной" (Йемен) .
Прислушайся к словам Великого, Прощающего: "Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!" (13: 23-24)
Клянусь Аллахом! Это то чем будут успокоены глаза: "Ради такого пусть трудятся труженики!" (37:61)
Но мое прекрасное жилище!
Если ты скажешь: Мне трудно оставить мой дворец, его тень, его красивое строение, высокое место, моих слуг, мягкие постели и роскошь. Если бы ты знал! Разве это не всего лишь дом сделанный из камня, земли, клея, металла, дерева, пальмовых веток и тростника? Если в нем не убирать, там накапливается пыль, если его не украшать, тогда он темен как темнота, если его не ремонтировать, тогда как быстро он разрушается, и даже если ты ремонтируешь его, все равно он обречен на разрушение. Немного спустя, этот дворец превратится в пыль, его обитали покинут его , его след исчезнет, память о нем будет стерта и его имя забыто. Передается что когда Всемогущий Аллах ниспослал Адама на землю, Он сказал: Строй для разрушения и увеличивай для уничтожения. (Передан от Байхаки, Ахмада, Насаи и Ибн Хиббана).
Обменяй, о обманутый, твой дворец с его быстрым ухудшением на вечную обитель, чьи дворцы возвышенны, свет сияющий, реки текущие, ветки увешанные плодами, низко висящие и чьи наслаждения нескончаемы. Если ты спросишь о строении райского дворца, то его кирпичи из золота и серебра, нет там усталости и изнеможения. Если спросишь о райской почве, то она из сладко пахнущего мускуса , его гравий из жемчужин и драгоценных камней. Если спросишь о райских реках, то там есть реки из молока, реки, меда и Аль-Каусар.
Если ты спросишь о райских дворцах, то там есть дворец из полой жемчужины, высотой в 70 миль, или зеленого аквамарина, изумительно сверкающего, или красного рубина, с высокой конструкцией. Для верующего будет в каждом угле из его углов, семья и слуги, которые не будут видеть друг друга из-за огромных размеров этого дворца. Если спросишь о его постелях, то они набиты тончайшим шелком изнутри, каково же тогда твое мнение о их наружных украшениях?! Они приподняты среди тех кто тоже возлежит на постелях 40 лет и не охватывает их ни сон, ни дремота, наоборот, они возлежат друг против друга: "Они будут расспрашивать друг друга." (52:25).
«خير الناس قرني، ثم الذين يلونهم، ثم يأتي أناس يشهدون ولا يستشهدون، ويخونون ولا يؤتمنون، ويظهر فيهم السمن»، والمقصود بالسمن الإقبال على الدنيا والانهماك والتوسع فيها حتى يحصل لهم السمن بسبب انشغالهم بالدنيا وافتتانهم بها.
Пророк صلى الله عليه وسلم сказал : «Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, затем следующее за ним, а затем — следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут свидетельствовать и их свидетельства не будут приниматься, будут совершать предательства, вследствие чего им не будут доверять, будут давать обеты, но не будут выполнять их. И они будут жирными».
В объяснении к этому хадису ас-Суюти сказал: «И будут они жирными»ويظهر فيهم السمن значит (толстые), (много плоти ), и они виновны в этом сами, поскольку не такими они были созданы.
Говорит аль-Кади : сказал ат-Турбашти: выражение «и будут они жирными»ويظهر فيهم السمن из-за беспечности и небрежности по отношении к религии, ведь в большинстве своем ожирение наступает у тех, кто не заботится о своих душах, а самое важное в их жизни – это получение удовольствий, избыток сна и бездействия.
В объяснениях к Муслиму говорится: «Неодобряемо ожирение, в появлении которого виновен сам человек, а если он таким был создан, то данное положение к нему не относится. И от каждого мусульманина требуется, чтобы он остерегался причин, приводящих к ожирению, таких, как беспечность и излишество в удовольствиях.
Сказал аль-Хафиз в аль-Фатхе: «..и будут они жирными» ويظهر فيهم السمن , значит они (излишество плоти) и это считается некрасивым, и это обычно возникает от излишества еды и не относится к похвальным качествам» Также он сказал: «И это относится к неодобряемому, потому что, как известно, жирный человек считается глупцом и ему тяжело дается поклонение»..
Шейх ибн Усеймин да помилует его Аллах, сказал: «Ожирение появляется от роскоши, ведь не избалованный роскошью человек обычно не толстеет, и это лишнее подтверждение того, что роскошь не относится к похвальным делам».