О том, кого следует называть ученым и у кого следует брать знание

С Именем Аллаха!
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в своей книге “Джами‘уль-баяниль-‘ильм уа фадлих” 2/43 назвал главу следующим образом: «О том, кого можно называть факъих или ‘алим».
Имам аль-Фудайль говорил: “Что ты будешь делать, когда наступят такие времена, когда ты будешь видеть людей, неспособных отличить истину ото лжи, верующего от неверного, предателя от правдивого и невежду от ученого?!” ( См. “аль-Ибана” 1/24.)
Как раз в наши дни все это можно увидеть, как многие люди неспособны отличить мусульманина от мушрика, ученого от зындыка, по причине чего называют ученым всех подряд. Не каждый человек, кто считает себя ученым, или же кого обычные люди считают ученым, является таковым. Истина как раз таки наоборот. Истинных ученых всегда было мало, и чем больше времени проходит со смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тем меньше их остается. А сегодня их единицы, если не меньше.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Поистине вы сейчас находитесь в том времени, когда много факъихов и мало ораторов, мало просящих и много дающих, и деяния руководят страстями. Но наступит после вас такое время, когда будет мало факъихов и много ораторов, много просящих и мало дающих, и страсть в это время будет руководить делами. Так знайте же, что следовать правильному пути в конце времен будет лучше, чем некоторые праведные дела!” (аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 2/258.) Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Иснад этого сообщения достоверный, и такие вещи от себя не говорят”. (См. “Фатхуль-Бари” 10/510.) Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Подтвердилась истинность слов Ибн Мас’уда в наши дни, как знамение”. (См. “аль-Изтискар” 6/345). Сказавший это Ибн ‘Абдуль-Барр жил тысячу лет назад, а что же говорить про наши дни?!
Также сказал сахаб Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах): “Какой бы день ни настал, он обязательно будет хуже, чем предыдущий, и так будет вплоть до наступления Часа! И я не имею ввиду правителя, который будет лучше предыдущего, или год, который будет лучше предыдущего, однако ваши ученые исчезнут и вы не найдёте из их числа никого. А затем появятся люди, которые будут давать фатуа, основываясь на своем мнении!” В другой версии сказано: “Какой бы день вы ни застали, обязательно в нем будет меньше знания, чем в предыдущем дне”. (см. аль-Фасауи 3/393). Хафиз Ибн Хаджар назвал это предание хорошим в “Фатхуль-Бари” 13/21.
И на что же ссылаются те, кто заявляет о том, что в наши дни есть множество ученых?! Сколько же дней прошло со времен сподвижников?
Имам аль-Ауза’и говорил: “Ислам не исчезнет, но будут исчезать приверженцы Сунны, и так будет продолжаться до тех пор, пока не останется из их числа в городе, лишь один человек”. (См. “Ахадис филь-фитан уаль-хауадис” 27)
Исхакъ ибн Рахауейх сказал: “Я не слышал о настоящем ученом уже пятьдесят лет, который держался бы сильней всех пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), чем Мухаммад ибн Аслям!” (См. “аль-И’тисам” 1/778).
Обратите внимание на слова Исхакъа, который жил во втором поколении после пророка (мир ему и благословение Аллаха), чье время было временем великих имамов нашей общины, но, несмотря на это он говорит, что не слышал о настоящем ученом целых пятьдесят лет! А что же тогда говорить про наши дни?!
Таким образом, становится ясно, что имамы нашей Уммы, которые действительно являлись учеными, понимали важность слова «‘алим», «факъих» и не называли так даже самих себя, и ни называли так тех, кто этого не был достоин. И не каждый, кто обладает какими-то знаниями религии, является ученым. Ведь с веками ученых все меньше и меньше, как сообщил нам это Ибн Мас’уд. И доступность знания в виде многочисленных книг и дисков в наши дни отнюдь не делает количество ученых больше.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что «к концу времен увеличатся чтецы и уменьшатся знающие». (ат-Табарани 3277, аль-Хаким 4/457. Иснад хадиса хороший.)
Также нужно отметить, что множество слов о религии не указывает на наличие больших знаний, как это полагают многие. Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Множество мусульман из числа последующих поколений впало в заблуждение, полагая, что чем больше человек говорит или спорит о религии, тем больше у него знаний, в отличие от того, кто так не поступает. Это страшное невежество. Ведь если посмотреть на великих сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), то они говорили меньше чем кто-либо другой». (См. “Фадлю ‘ильм ас-саляф ‘аля аль-халяф” 46.)
И хвала Аллаху – Господу миров!