О суеверии (татойюр)

О суеверии (татойюр)

Всевышний Аллах сказал: «Поистине их дурные предзнаменования от Аллаха, однако большинство из них не знают!» (аль-А’раф, 131).

Всевышний сказал также: «Те сказали: "Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вам напоминают... Однако, вы — народ, излишествующий!"» (Йа Син, 19).

Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Инфекция — сама по себе не влияет, дурные приметы — ложь, сова — ложь, и злополучность месяца сафар — ложь». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 10/182, Муслим (2220), [102]).

В рассказе Муслима есть следующее добавление: «...звёзды — ложь и злые духи — не влияют». (Муслим (2220), (106) от Абу Хурайры с добавлением: «...и звёзды — ложь», а также (2222) и (107) с добавлением: «...и злые духи — не влияют»).

Аль-Бухари и Муслим передали хадис Анаса о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Инфекция — сама по себе не влияет, дурные приметы —ложь, и нравится мне доброе предзнаменование. Его спросили: «А что является добрым предзнаменованием?» Он сказал: Доброе слово». (Аль-Бухари 10/181, Муслим [2224]),

Абу Дауд приводит с достоверным иснадом хадис Уруа ибн Амира, который рассказывал: «Когда при посланнике Аллаха завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал: Наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел. Если один из вас у видит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет: "О Аллах, никто кроме Тебя не несет благого, и только Ты отвращаешь всё злое! И нет силы и нет могущества, кроме как у Тебя!» (Абу Дауд [3719] слабый хадис).

Ибн Масуд рассказывал следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вера в суеверие — ширк! Вера в суеверие — ширк! Вера в суеверие – ширк!» Но каждого из нас... Однако Аллах удаляет это, если уповать на Него. Достоверный хадис, рассказанный Абу Даудом и ат-Тирмизи. Последние слова принадлежат Ибн Масуду. (Абу Дауд (3910), ат-Тирмизи (1614), Ибн Хиббан (1427), Ибн Маджах (3538) Хафиз Ибн Хаджар сказал, что слова «Но каждого из нас...» также принадлежат Ибн Масуду. Аль-Мунзири сказал: «В хадисе есть скрытый смысл, предположительно: " Но каждого из нас в сердце находится хотя бы что-то от этого"»).

Ахмад приводит хадис Ибн Амра от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот совершил ширк. Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он ответил: Вам следует сказать: "О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет никого достойного поклонения, кроме Тебя. (Ахмад 2/220, аль-Хайсами в «Маджму' аз-Заваид» 5/105 сказал, что один из рассказчиков хадиса — Ибн Лахйа — не является надёжным, однако остальные заслуживают доверия).

Он приводит также хадис аль-Фадла ибн аль-Аббаса: «Суеверие — это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него». (Ахмад 1/213; слабый хадис).

Разрешается ли носить талисманы и амулеты?

Амулетами называются предметы, которые люди вешают на шею или носят при себе в надежде, что они уберегут их от болезни и несчастья. Талисман – это предмет, который, по убеждению носящего его человека, приносит удачу.

Все амулеты можно условно разделить на две группы: одни из них содержат коранические аяты и молитвы, а другие представляют собой иные предметы (нитки, бусины, раковины и т.п.).

В отношении последних до нас дошел недвусмысленный запрет Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Имам Ахмад передал со слов Имрана б. Хусайна: "Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел человека с желтым кольцом на руке и спросил его: "Что это такое?" Тот ответил: "Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость". Тогда он сказал: "Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с ним на руке, то никогда не преуспеешь".

Он же передал со слов Укбы б. Амира, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя". В другой версии говорится: "Кто повесил на себя амулет, тот приобщил сотоварищей к Аллаху".

Степень тяжести этого греха зависит от убеждений человека, носящего амулет. Если он верит в то, что амулет самостоятельно избавляет его от беды или приносит ему удачу, то такое убеждение полностью подрывает основы единобожия и выводит человека из лона ислама. Если он полагает, что амулет по воле Аллаха способствует предотвращению беды или избавлению от несчастья, то он совершает малое многобожие, поскольку в действительности Аллах не сделал эти предметы средством для достижения таких целей. Наконец, если он повесил амулет только для украшения, то он совершает грех, потому что уподобляется тем, кто приобщает сотоварищей к Аллаху.

По поводу амулетов, содержащих коранические аяты и молитвы, богословы высказывали разные мнения. Как правило, молитвы записываются на бумаге, а затем помещаются в кожаный или какой-либо другой мешочек для того, чтобы человек носил их на шее.

Некоторые сподвижники и их последователи разрешали носить такие амулеты, потому что Священный Коран приносит исцеление верующим. Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих» (сура 17 «Ночной перенос», аят 82). По мнению этих ученых, даже ношение коранических аятов может принести человеку благодать и милость от Аллаха. Помимо этого, такой амулет напоминает ему об Аллахе, удерживая от грехов и предосудительных поступков.

Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи передали хадис о том, что Абдуллах б. Амр надевал на своих детей амулет с молитвой от испуга, но цепочка рассказчиков этого сообщения недостоверна. По некоторым источникам, носить такие амулеты разрешали Аиша, Абу Джафар и др.

В то же время Ибн Масуд и Ибн Аббас запрещали даже такие амулеты. В пользу этого мнения свидетельствуют высказывания Хузейфы, Укбы б. Амира и многих других ранних мусульман. Оно подтверждается несколькими аргументами.

Во-первых, хадисы о запрете на ношение амулета имеют общий смысл и распространяются на любые амулеты и талисманы.

Во-вторых, ношение таких амулетов может подтолкнуть невежественных людей к ношению запрещенных амулетов и приобщению сотоварищей к Аллаху, ведь они не знают об истинных намерениях того, кто поступает так.

В-третьих, человек, носящий на себе амулет с аятами Корана, нередко проявляет к ним неуважение, совершая грехи или же заходя с ним в уборную.

В-четвертых, если такой амулет надет на малолетнего ребенка, то он может помочиться на него, и не исключено, что в этом случае нечистоты коснутся текста Священного Корана.

В-пятых, если человек вешает на себя амулет, то он постепенно начинает привязываться к нему и полагаться на него. Сатана постарается не упустить возможности для того, чтобы ввести его в заблуждение и подтолкнуть на упование на этот предмет. В конце концов, его приверженность единобожию может ослабнуть настолько, что он может впасть в одну из форм многобожия. Упаси нас Аллах от этого!

В-шестых, если человек полагается на то, что Всевышний Аллах защитит его от несчастий или исцелит его от болезни ради этого амулета, то он перестает читать соответствующие молитвы, которые действительно приносят пользу, как об этом сообщил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Наконец, в-седьмых, достоверно известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не носил амулетов и довольствовался чтением Корана и различных молитв для того, чтобы приблизить желаемое и уберечься от дурного. Поистине, дорога Посланника, мир ему и благословение Аллаха, лучше для тех, кто возлюбил своего Господа и часто поминает Его.

Таким образом, верующим следует избегать ношения любых амулетов, даже если они содержат только коранические молитвы. А Аллах знает лучше.

Эльмир Кулиев

e-minbar