О суджуде ас–сахуа

О суджуде ас–сахуа

Хвала Аллаху Господу миров!

Статья написана опираясь на книгу, которая называется «суджуд ас-сахуа», автором которой является крупнейший ученый-богослов шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, известность и авторитет которого в странах исламского мира и за его пределами неоспоримы. Книга изложена вкратце для того, чтобы облегчить ее понимание для мусульман, и в основном приводились лишь изречения и примеры автора книги.

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он вознаградил шейха Ибн ‘Усеймина за эту прекрасную работу и посредством этого труда принес пользу Своим верующим рабам.

Что такое суджуд ас-сахуа?

Суджуд ас– сахуа – это два земных поклона, которые совершает молящийся для того, чтобы исправить сделанную ошибку в намазе по причине забывчивости.

[Совершение суджуда ас-сахуи является обязательным действием, так как Пророк (саля Ллаху алейхи уа салам, велел совершать его. Это мнение предпочли большинство ученых, как это было передано в их фетвах].

О том, когда и в каких местах совершают суджуд ас-сахуа

Уважаемые мусульмане! Суджуд ас–сахуа иногда совершают до произнесения слов приветствия (т.е. слов «ас-саламу алейкум ва рахматуллах» в обе стороны), а иногда после.

До произнесения слов приветствия совершают в двух местах:

Первое место: Если молящийся упустил какое-либо обязательное действие в намазе* по забывчивости, то он доводит свой намаз до конца и совершает суджуд ас-сахуа, затем произносит слова приветствия. Но если он упустил его умышленно, то его намаз в таком случае является недействительным, ему следует заново перечитать намаз, не делая после завершения его суджуда ас-сахуа.

*Обязательств молитв восемь: Все такбиры за исключением первого, открывающего молитву такбира; произнесение слов: «субхана Раббийаль - ‘Азым» в положении поясного поклона; произнесение слов: «сами а Ллаху лиман хамида», произносит их как имам в молитве, так и тот, кто молится один, без имама; произнесение слов: « Раббана уа лакял-хамд», произносит их, как имам в намазе и тот, кто следует за имамом, так и тот, кто совершает молитву в одиночку, без имама; произнесение слов «субхана Раббияль-А‘ля» в положении земного поклона; произнесение между двумя земными поклонами слов: «Раббигъфирли»; первый ташаххуд; сидение на первом ташаххуде. Что касается прочего, то они являются сунной, будь это слова или дела. - Прим. переводчика. Есть еще столпы намаза, которые главнее ваджибов в намазе. Без столпов намаз недействителен, если не восстановить этот столп. Ниже в примечании, прейдет перечисление столпов намаза.

Если же молящийся забыл и сразу же вспомнил до того, как покинет место совершения (обязательного действия намаза), то он совершает то, что забыл, не делая суджуд ас-сахуа.

Например: Человек после второго земного поклона на втором ракаате начал подниматься на третий ракаат, забыв прочесть первый ташаххуд, после чего он вспомнил до того, как подняться на третий. В этом случае он утверждается (возвращается в положение) сидя и читает ташаххуд, затем дочитывает намаз, не делая суджуд ас-сахуа.

Но если же молящийся вспомнил тогда, когда уже он полностью выпрямился (для третьего рака ата), то от него отпадает ташаххуд, он дочитывает свой намаз и делает суджуд ас-сахуа до произнесения слов приветствия в обе стороны.

Доказательством этому является хадис от Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), который приводится в самом достоверном сборнике хадисов, сахихе имама аль-Бухари.

Передают со слов ‘АбдуЛлаха Ибн Бухайна (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) молился с ними зухр (полуденную молитву), не читая ташаххуд во втором рака’ате, сразу поднялся на третий рака’ат. Люди поднялись за ним тоже. Затем, когда он дошел до четвертого рака ата и начал читать ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него (ташаххуда), то люди ожидали от него произнесение слов приветствия. После чего Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) в сидящем положении произнес такбир, сказав «Аллаху Акбар», и сделал суджуд ас-сахуа до того, как произнести слова приветствия, а затем уже произнес слова приветствия. (Аль-Бухари, 1224).

Второе место: Если молящийся засомневался*, не зная, какое дело является наиболее вероятным, то он совершает то, в чем глубоко убежден, а это – самое меньшее, затем дочитывает намаз и делает суджуд ас-сахуа до произнесения слов приветствия (в обе стороны).

Здесь следует отметить, что в трех случаях не придают никаких значений сомнению в поклонении:

Первое: Если это просто воображение, подобно наущениям.

Второе: Если человеку часто приходят сомнения. Стоит ему совершит какое-либо поклонение, как он тут же сомневается.

Третье: Если человек уже завершил свое поклонение, то он не придает никого значение сомнению, пока он не будет убежден в этом. Если он станет убежденным в этом, то действует согласно своему убеждению.

Например, человек после совершения намаза зухр (полуденной молитвы) засомневался: три ли ракатов он прочитал или четыре?! В этом случае он не обращает внимание на сомнение, за исключением того, если он будет убежден в том, что он совершил лишь три ракатов, то он доводит свой намаз до конца, если он вспомнил после небольшого времени. Затем произносит слова приветствия, совершает суджуд ас-сахуа и снова произносит слова приветствия (в обе стороны). Но если он вспомнил только после длительного времени, то он заново прочитывает намаз.

Что касается сомнения, которое не относится к вышеприведенным случаям, то оно принимается во внимание, как сказал шейх Ибн ‘Усеймин.

Например: Человек совершает намаз ‘аср (послеполуденную молитву), затем засомневался в ракаате, второй ли это ракаат или третий, и при этом не знает, какой из них является наиболее вероятным. В таком случае он делает (считает) его вторым, читая первый ташаххуд, затем дочитывает два ракаата и совершает суджуд ас - сахуа, после чего произносит слова приветствия (в обе стороны).

Или человек засомневался, присоединился ли он к имаму тогда, когда он (имам) был в руку (в поясном поклоне), или он не успел присоединиться, и он не в состоянии определить, какой из них является наиболее вероятным. В этом случае он основывается на том, в чем убежден, а это то, что он не успел присоединиться. После чего он совершает суджуд ас-сахуа до того, как произнесет слова приветствия (в обе стороны), затем уже произносит слова приветствия (в обе стороны).

Доводом этому служит хадис, который приводится в одном из самых достоверных сборников хадисов, в сахихе имама Муслима.

Передают со слов Абу Са ида ал-Худри (да будет доволен им Аллах), что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал: «Если кто-то из вас засомневался в намазе и не знает, сколько прочитал: три рака’ата или четыре, то пусть оставит сомнение и основывается на том, в чем убежден. Затем пусть совершит суджуд ас-сахуа до произнесения слов приветствия (в обе стороны)». (Муслим, 571).

Что касается суджуда ас-сахуа, который совершается после произнесения слов приветствия, то его также совершают в двух местах:

Первое место: Если в намазе произошел излишек по причине забывчивости. Как, например, человек прочитал зухр (полуденную молитву) пять ракаатов, и вспомнил только тогда, когда был в положении ташаххуда. В этом случае он дочитывает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него, затем произносит слова приветствия (в обе стороны) и делает суджуд ас-сахуа, после чего опять произносит слова приветствия (в обе стороны).

Если же молящийся после произнесения слов приветствия (в обе стороны) вспомнит, что сделал излишек в намазе, то он совершает суджуд ас-сахуа и произносит слова приветствия (в обе стороны).

Но если человек вспомнит излишек тогда, когда он находился в пятом ракаате, читая суру, то он садится, несмотря на то, в каком положении он находится, и читает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него. Затем произносит слова приветствия (в обе стороны) и делает суджуд ас-сахуа, после чего снова произносит слова приветствия (в обе стороны).

Довод этому является хадис, который приводится в самых достоверных сборниках хадисов, сахихе имама аль-Бухари и имама Муслима.

Передают со слов ‘АбдуЛлаха Ибн Мас уда (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) прочитал зухр (полуденную молитву) пять рака’атов. После чего ему сказали: «Разве намаз был прибавлен?». Затем Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) спросил: «Что случилось?». Ему ответили: «Ты прочитал пять рака атов». После чего Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) совершил суджуд ас-сахуа, затем произнес слова приветствия (в обе стороны). (Аль-Бухари,1226; Муслим, 572).

В другой версии хадиса было сказано: «Тогда Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) преклонил колени, обратился лицом к Кибле, совершил суджуд ас-сахуа и снова произнес после этого слова приветствия (в обе стороны)» (Аль-Бухари,401; Муслим, 572).

Примечание: Произношение слов приветствия в обе стороны, не заканчивая полностью намаз, считается излишком в намазе. Если молящийся умышленно произнес слова приветствия, не докончив полностью намаз, то его намаз в таком случае является недействительным. А если он забыл и вспомнил только после длительного времени, то он заново прочитывает намаз. Но если он вспомнил после небольшого времени, как две или три минуты*, то он дочитывает намаз, произносит слова приветствия, совершает суджуд ас-сахуа и снова произносит слова приветствия (в обе стороны).

*Ограничение размера промежутка времени не пришло (ни в Коране, ни Сунне), поэтому размеры этого зависят от общепринятых обычаев.

Доводом этому служит хадис Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: «Однажды Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) совершил с ними (c нами) молитву зухр (полуденную молитву) или ‘аср (послеполуденную молитву), после чего произнес слова приветствия во втором рака’ате. Те, кто спешил, начали выходить из мечети, говоря: «Намаз стал короче». Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) стоял около бревна мечети, опираясь на нее, словно был сердитым. После чего встал мужчина и сказал: «О, посланник Аллаха! Ты забыл или намаз стал короче?». Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) ответил: «Не забыл и не стал короче». Мужчина сказал: «Да, вероятно ты забыл». После чего Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал сподвижникам: «Правда ли то, что он говорит?». Они сказали: «Да». Затем Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) вернулся и дочитал то, что оставил из своего намаза, произнес слова приветствия, затем совершил суджуд ас-сахуа» и снова произнес слова приветствия (в обе стороны)» (Аль-Бухари, 714; Муслим, 573).

Второе место: Если молящийся засомневался, но знает, какой из двух дел является наиболее вероятным, то он действует на основании того, что считает у себя наиболее вероятным. Он дочитывает свой намаз, произносит слова приветствия, после чего совершает суджуд ас-сахуа и снова произносит слова приветствия (в обе стороны).

Например: Человек совершает намаз зухр (полуденную молитву), после чего засомневался в ракаате: второй ли это или третий? Однако наиболее вероятным у него является то, что это третий ракаат. В этом случае он делает (считает) его – третьим. Дочитав последний четвертый рака ат, он произносит слова приветствия, затем совершает суджуд ас-сахуа и опять произносит слова приветствия.

Доводом этому является хадис, который передают со слов ‘АбдуЛлаха ибн Мас уда (да будет доволен им Аллах) что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал: «Если кто-то из вас засомневался в своем намазе, пусть следует правильному и дочитывает намаз, после чего пусть произнесет слова приветствия и совершит суджуд ас-сахуа». (Аль-Бухари, 401).

Уважаемые мусульмане! Что касается того, когда объединяются сразу два забвения: одно забвение произошло в том месте, где нужно совершить суджуд ас-сахуа до произнесения слов приветствия, а другое случилось там, где нужно совершить суджуд ас-сахуа после произнесения слов приветствия, то ученые говорят, что в таком случае суджуд ас-сахуа в основном совершают до произнесения слов приветствия.

Например: Человек читает намаз зухр, затем, не читая первый ташаххуд на втором ракаате, стал на третий ракаат, после чего сел на третьем ракаате, полагая, что он находится во втором рака ате и затем вспомнил, что он в третьем ракаате. В таком случае он встает и дочитывает последний четвертый ракаат и совершает суджуд ас-сахуа, после чего произносит слова приветствия.

Этот человек оставил первый ташаххуд, у которого суджуд ас-сахуа совершается до приветствия. Также он сидел в третьем ракаате, излишествуя в сидении, у которого суджуд ас-сахуа совершается после приветствия. В этом случае в основном суджуд ас-сахуа совершается до произнесения слов приветствия.

А Аллаху ведомо лучше!

О том, как совершают суджуд ас-сахуа те, которые следуют за имамом

Если имам забыл, то является обязательным для тех, которые следуют за имамом, следовать за ним в суджуде ас-сахуа, так как Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал: «Поистине, имам для того, чтобы следовали за ним, не противоречьте ему. Если он произнесет такбир (Аллаху Акбар), то и вы произнесите его. Если он совершит руку’ (поясной поклон), то и вы совершите. Если он скажет: «СамиаЛлаху лиман хамида» то скажите: «Раббана уа лакал хамд». Если он совершит суджуд (земной поклон), то и вы совершите его. Если же он будет молиться сидя, то и вы все молитесь сидя». (Аль-Бухари, 657;Муслим,412).

Независимо от того, совершит ли имам суджуд ас-сахуа до произнесения слов приветствия или после, является обязательным для тех, которые стоят за ним, следовать за имамом, кроме того, кто опоздал и упустил часть намаза. В таком случае опоздавший не следует имаму в суджуде ас-сахуа, когда имам совершает его после произнесения слов приветствия*, так как нельзя опоздавшему произносить приветствия вместе с имамом (поскольку он опоздал и упустил часть намаза). Поэтому он совершает то, что упустил и произносит слова приветствия, затем совершает суджуд ас-сахуа и снова произносит слова приветствия.

*Но если имам совершает суджуд ас-сахуа до произнесения слов приветствия, то опоздавший следует за ним в этом, как это понимается со слов шейха Ибн ‘Усеймина.

Например: Человек присоединился к имаму на последнем ракаате тогда, когда имаму надлежит совершить суджуд ас-сахуа после произнесения слов приветствия. В этом случае, если имам произнесет слова приветствия, то пусть он (человек, который присоединился к имаму на последнем ракаате) встанет и совершит то, что упустил, не совершая суджуд ас-сахуа с имамом, затем, когда он завершит то, что упустил, то произносит слова приветствия, совершает суджуд ас-сахуа и снова произносит слова приветствия.

Если человек, молясь за имамом, забыл произнести какие-то обязательные мольбы, но при этом не упустил ничего из ракаатов, то нет на нем суджуда ас-сахуа, поскольку, если он совершит суджуд ас-сахуа, то этим самым он противоречит имаму и нарушает следование. Так как сподвижники (да будет доволен ими Аллах) оставили первый ташаххуд в то время, когда Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) забыл его прочитать на втором ракаате, но, несмотря на это, сподвижники поднялись вместе с ним, соблюдая следование и отсутствие противоречия.

Но если человек, молясь за имамом, упустил что-то из рака’атов и забыл произнести какие-то мольбы, то не спадает с него суджуд ас-сахуа.

Например: Человек, молясь за имамом, забыл произнести: «субхана раббийяль ‘Азым» в руку , и ничего не упустил из намаза, то нет на нем суджуда ас-сахуа.

Но если он упустил что-то из намаза, как один ракаат или больше, то совершает суджуд ас-сахуа до произнесения слов приветствия.

(Примечание не из книги): Он должен этот упущенный ракаат перечитать, и потом делать суджуд ас сахуа.

Другой пример: Человек молится с имамом намаз зухр. Когда имам поднялся на четвертый ракаат, то он (человек) сел, думая, что это последний ракаат, после чего, когда он узнал, что имам встал, он встал. В таком случае, этот человек не совершает суджуда ас-сахуа, если он ничего не упустил из намаза.

Но если он упустил один ракаат или больше, то он совершает то, что упустил, затем совершает суджуд ас-сахуа после произнесения слов приветствия, поскольку, когда имам поднялся на четвертый ракаат, то он сидел, что и является излишком в намазе.

Но если имам произнес слова приветствия, не закончив полностью намаз, а среди молящихся, которые следуют за имамом, есть те, которые упустили из ракаатов намаза, и они встали и начали совершать то, что упустили, затем имам вспомнил, что он не завершил намаз, и поднялся, чтобы довести намаз до конца. То в этом случае молящиеся, которые встали для дочитывания (восполнения) того, что упустили из ракаатов намаза, выбирают между двумя вариантами: либо продолжают восполнять то, что упустили, затем совершают суджуд ас-сахуа; либо возвращаются к имаму и следуют за ним, а после того, как имам произнесет слова приветствия, то они восполняют то, что упустили из ракаатов намаза, затем совершают суджуд ас-сахуа после произнесения слов приветствия. И это последний вариант предпочтительнее и безопаснее.

Заключение

На основании вышесказанного нам стало ясно, что суджуд ас–сахуа иногда совершают до произнесения слов приветствия, а иногда после.

Суджуд ас-сахуа в двух случаях совершается до произнесения слов приветствия:

Если в намазе произошло упущение по забывчивости.

Если молящийся засомневался, не зная, какое дело является наиболее вероятным, то он совершает то, в чем глубоко убежден, а это – самое меньшее.

Что касается суджуда ас-сахуа, который совершается после произнесения слов приветствия, то его также совершают в двух местах:

Если в намазе произошел излишек по причине забывчивости.

Если молящийся засомневался, но знает, какой из двух дел является наиболее вероятным, то он действует на основании того, что считает у себя наиболее вероятным.

И на каждый из этих случаев ранее были приведены доводы и примеры.

В конце хотел бы указать на немаловажный момент, что если молящийся упустит какой-либо столп* из своей молитвы, и этот упущенный столп был «такбиратуль-ихрам» (то есть произнесение слов «Аллаху Акбар» перед открыванием молитвы), то молитва не была совершена вовсе, независимо от того, молящийся оставил ли сознательно этот столп или по забывчивости не совершил его, поскольку его молитва в основе своей не была связана.

*Столпов молитвы четырнадцать: Стояние при наличии возможности; «такбиратуль-ихрам» (то есть произнесение слов «Аллаху Акбар» перед открыванием молитвы); чтение суры «аль-Фатиха»; поясной поклон; выпрямление из поясного поклона; земной поклон на семь частей тела (то есть: лоб и нос, две руки, два колена и две ступни); выпрямление после первого земного поклона; сидение между двумя земными поклонами; соблюдение спокойствия во время совершения всех этих действий; соблюдение последовательности между столпами; последний ташаххуд; сидение на последнем ташаххуде; молитва за Пророка (читаемая после ташаххуда); произнесение обоих приветствий.

Если же молящийся сознательно упустит какой-либо столп, который не является «такбиратуль-ихрам», то его молитва не будет действительной.

Если же он упустит его по забывчивости и дойдет уже до места совершения второго столпа, то второй столп аннулирует тот столп, который молящийся упустил, и заменяет место упущенного столпа.

Если же он не дошел до места совершения второго столпа, то для него является обязательным вернуться к тому столпу, который упустил, и совершить его и то, что идет после него. В этих двух положениях для него является обязательным совершить суджуд ас-сахуа после произнесения слов приветствия (в обе стороны).

Пример этому: Человек забыл совершить второй земной поклон в первом рака’ате, затем вспомнил об этом тогда, когда он уже сидит между двумя земными поклонами на втором ракаате, в этом случае первый рака’ат аннулируется и его место заменяет второй рака’ат. И этот второй ракаат будет считаться как первый ракаат, после чего молящийся доводит свою молитву до конца и произносит слова приветствия, совершает суджуд ас-сахуа и (снова) произносит слова приветствия (в обе стороны).

Другой пример: Человек забыл совершение второго земного поклона и сидение до него в первом рака’ате, после чего вспомнил об этом тогда, когда уже поднялся после поясного поклона во втором ракаате. В этом случае он должен вернуться, сесть и совершить земной поклон, затем довести свою молитву до конца и произнести слова приветствия, потом совершить суджуд ас-сахуа и (снова) произнести слова приветствия (в обе стороны).

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он помог нам в понимании Его Книги и Сунны Его Посланника (да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла), и помог нам явно и тайно совершать дела в соответствии с Кораном и Сунной.

Прошу Всевышнего Аллаха также помочь нам в поклонении Ему, привести нас к тому, что Он любит и чем Он доволен, и сделать хорошим наш конец.

Хвала Аллаху, Господу миров!

Да восхвалит и избавит Аллах от всякого зла и бедствия пророка Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием!

Шейх ибн Аль Усеймин