О самом и не самом обязательным

Как известно, дела с точки зрения требований шариата очень сильно разнятся друг с другом. Исполнения некоторых действий шариат требует в обязательном порядке, другие – в добровольном. Из обязательных действий некоторые являются обязательными для всех, а некоторые – спадают с остальных членов общества, если будут исполнены его частью.
Общеобязательные действия также не одинаковы. Некоторые из них относятся к столпам религии, как намаз, пост, закат и хадж. Другие – не относятся к столпам религии.
Взгляните на обитателя Рая
Ислам отдаёт предпочтение более важному перед важным, а важному – перед желательным. Также в отношении желательных действий наблюдается большая мягкость, нежели в отношении обязательных, а основным обязанностям уделяется большее внимание, чем второстепенным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаха, исполнении намаза, соблюдении поста, выплате заката и совершении хаджа» (Аль-Бухари, Муслим).
Однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) явился какой-то человек с растрёпанными волосами. Он громко говорил и спрашивал об исламе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты должен совершать пять намазов в течение дня и ночи». Человек спросил: «А должен ли я молиться сверх этого?» Пророк ответил: «Нет, если только дополнительно не пожелаешь сам». Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты должен соблюдать пост в течение месяца Рамадан». Человек спросил: «А должен ли я поститься сверх этого?» Пророк ответил: «Нет, если только дополнительно не пожелаешь сам». Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему о необходимости выплаты заката. Этот человек спросил: «А должен ли я выплачивать что-нибудь сверх этого?» Пророк ответил: «Нет, если только добровольно не пожелаешь сам».
После этого человек повернулся и направился к выходу со словами: «Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к этому и не стану убавлять». На что посланник Аллаха воскликнул: «Он преуспеет, если будет правдив» (Аль-Бухари, Муслим).
Также, посылая своего сподвижника Муаза в Йемен, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Призови их к свидетельству, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, и, если они подчинятся этому, уведомь их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти намазов ежедневно; если же они подчинятся и этому, уведомь их о том, что Аллах обязал их выплачивать закат, который следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа» (Аль-Бухари, Муслим).
Как-то раз один человек попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в Рай». Люди стали говорить: «Что с ним? Что с ним?» А посланник Аллаха сказал: «Он хочет узнать, что ему необходимо. Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай намаз, выплачивай закат и поддерживай родственные связи» (Аль-Бухари, Муслим).
Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то бедуин и спросил его: «Укажи мне на такое дело, которое поможет мне попасть в Рай, если я буду совершать его». В ответ Пророк сказал ему: «Поклоняйся Аллаху, никого и ничего не придавая ему в сотоварищи, совершая предписанный намаз, выплачивай обязательный закат и постись во время Рамадана». Бедуин воскликнул: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я ничего не добавлю к этому!» Когда он ушёл, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть посмотрит на этого бедуина тот, кому доставит радость взгляд на человека из обитателей Рая».
Этот, а также один из предыдущих хадисов указывают на то, что столпы ислама, его первостепенные обязанности, являются практической основой религии, и выполняющий их в полной мере, ничего не упуская, открыл для себя врата Рая, даже если он при этом не выполнит ничего из желательных действий. Практикой посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в обучении исламу было сосредоточивание внимания на основах, а не на второстепенных положениях.
Отвлечение человека от его обязанностей и исполнение вместо них добровольных дел, будь это даже намаз, пост или хадж, является большой ошибкой. Сегодня можно видеть, как некоторые мечети наполняются на добровольные намазы таравих в месяц Рамадан так, как они не наполняются даже на пятничный. Не говоря уже о том, что многие люди, посещающие намаз таравих, не совершают обязательного пятикратного намаза. Безусловно, посещение таравиха является благом, и никто не призывает его оставлять. Однако в первую очередь людям следует позаботиться о намазе, который Аллах вменил им в обязанность.
Индивидуальная и коллективная обязанности
Без сомнения, обязательное (фард) приоритетнее желательного (сунна). В свою очередь, обязательное (фард) подразделяется на несколько категорий, и каждая из них имеет разную степень приоритетности. Естественно, что индивидуальная обязанность (фард айн) человека является для него более приоритетной, чем коллективная (фард кифая). Потому что, возможно, есть люди, которые исполнят фард кифая, сняв тем самым ответственность с других, однако фард айн за человека никто не исполнит. Его должен каждый исполнять лично.
Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл человек и сказал: «Я присягаю тебе, что совершу переселение и буду бороться на пути Всевышнего, стремясь к Его награде». Посланник Аллаха спросил его: «Жив ли кто-нибудь из твоих родителей?» Человек ответил: «Да, они оба живы». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Ты стремишься к награде Аллаха?» Он ответил: «Да». Тогда посланник Аллаха сказал: «Возвращайся к своим родителям и хорошо к ним относись» (Муслим).
Также передаётся, что однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл человек и сказал: «Я пришёл, чтобы присягнуть тебе, что совершу переселение. Я оставил своих родителей опечаленными». Посланник Аллаха сказал: «Вернись к ним и обрадуй их так же, как опечалил» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Хаким).
Степени фарда кифая
Следует отметить, что и фард кифая также имеет различные степени. Некоторые из видов коллективной обязанности исполняются мусульманами в достаточном количестве, другие – выполняются недостаточно, а некоторые – не исполняются вообще.
В своё время имам Аль-Газали порицал своих современников за то, что те слишком увлеклись изучением фикха (юриспруденции), которое относится к фарду кифая, оставив изучение других наук или же уделяя им недостаточно внимания. Как, например, медицина. Это могло привести к тому, что в населённом пункте будут десятки знатоков фикха и не будет ни одного врача мусульманина, несмотря на то что медицина является крайне важной для жизни человека и общества. При таком раскладе грех отсутствия в населённом пункте врача-специалиста ляжет на всё его население, поскольку в таком случае это будет неисполненная им коллективная обязанность (фард кифая).
Фард кифая, который вообще не исполняется в обществе, является более приоритетным, чем фард кифая, который исполняется в недостаточной мере. В свою очередь, обязанности, которые не исполняются достаточным образом, приоритетнее обязанностей, которые исполняются в полной мере.
Также исполнение коллективной обязанности (фард кифая) может стать индивидуальной для конкретного человека, если кроме него никто не в состоянии её исполнить. Например, если населённый пункт нуждается в муфтии, который помогал бы мусульманам в решении их повседневных вопросов, связанных с поклонением, отношениями, договорами, сделками, браком, разводом, наследством и т.д., и при этом среди жителей данного населённого пункта достаточными знаниями в области фикха обладает только один человек, либо только один человек имеет возможность его изучить, то должность муфтия стала бы для него индивидуальной обязанностью.
То же самое касается преподавателей, врачей, инженеров и т.д.
Умар Гаджиалиев [islamcivil.ru]
Права человека и права Аллаха
В предыдущей публикации мы говорили о приоритетности индивидуальных обязанностей над коллективными, а также степени тех и других. Во многих законоположениях ислам утверждает приоритет прав людей над правами Всевышнего Аллаха. Индивидуальные обязанности, имеющие отношение ко Всевышнему Аллаху, могут быть прощены, в отличие от обязанностей перед Его рабами.
Приоритет прав людей над правами Аллаха
Как говорят исламские правоведы, права Всевышнего Аллаха основаны на прощении, а права людей – на исполнении. Поэтому, например, если хадж является обязательным и выплата долга также является обязательной, то приоритетной в данном случае будет выплата долга. Мусульманин не имеет права отправляться в хадж, пока им не будут погашены все его долги. Если только человек, давший ему в долг, не разрешит совершение хаджа, отсрочив выплату долга.
Это подтверждается хадисом, повествующим о том, что даже смерть на пути Аллаха не искупает долги. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шахиду прощаются все грехи, кроме долга» (Муслим). Также от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся, что он сказал: «Клянусь Аллахом, если бы человек был убит на пути Всевышнего, а затем воскрешён, затем снова убит и воскрешён, затем снова убит, и у него остался непогашенный долг, он не вошёл бы в Рай, пока не погасил бы его» (Ахмад, Ан-Насаи, Аль-Хаким).
Передаётся, что однажды один человек умер в Хайбаре, и об этом сообщили посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: «Совершите джаназа (похоронную молитву) по вашему товарищу». Люди очень удивились этим словам. Впоследствии выяснилось, что этот человек утаил чужое (общественное) имущество, которое не стоило даже двух дирхамов (Малик, Ахмад, Абу Дауд).
То есть Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отказался совершить заупокойную молитву по этому человеку из-за двух дирхамов. Это стало наилучшим уроком для любого желающего посягнуть на общественное имущество, будь оно большим или малым.
Эти хадисы наглядно говорят нам о величии прав людей, особенно тех, что касаются финансов, вне зависимости от того, частное это имущество или общее. А также о недопустимости брать что-либо из этого имущества без права, сколь бы незначительным оно ни было. Потому что если человек однажды взял малое, у него появится соблазн взять больше. Большой пожар разгорается от маленькой искры.
Приоритет прав общества над индивидуальными правами
Говоря о приоритетах в сфере предписаний Всевышнего, нельзя не упомянуть о приоритете прав общества над правами личности. Человек по своей природе социален и не может жить полноценно, находясь в одиночестве. Человек слаб в одиночестве и силён в коллективе. Поэтому права коллектива важнее прав одной личности.
Например, в случае нападения врага на исламское государство (речь не идёт о современных террористических образованиях, запрещённых в РФ), то его защита становится приоритетней послушания родителей. Защита исламского общества и государства становится всеобщей обязанностью, и родители не имеют права запрещать своему ребёнку её исполнять. Послушание родителям является личной обязанностью человека. Так же и оборона в данном случае является индивидуальной обязанностью каждого. Однако приоритет отдаётся второму, поскольку защита в данном случае является правом общества, и человек защищает всё общество, в том числе и родителей. Если падёт государство, то нормальная жизнь людей будет под угрозой.
Преданность обществу и умме приоритетнее преданности нации и личности
Этот принцип подтверждается положениями Корана и Сунны, повествующими о приоритете преданности коллективу и обществу над преданностью роду и племени. В доисламский период основой общественного строя являлась родовая принадлежность человека, его преданность своему роду в истине и лжи. Ислам же построил общество на преданности Всевышнему Аллаху, Его Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и исламской общине. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются. Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (сура «Трапеза», аяты 55, 56).
Коран и Сунна воспитывают мусульман на том, чтобы они были беспристрастными свидетелями перед Аллахом и чтобы справедливость была превыше всех чувств человека. Всевышний Аллах говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Женщины», аят 135).
Аллах также говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Трапеза», аят 8).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) использовал некоторые выражения доисламского периода, но придавал им совершенно иной смысл. Например, он сказал: «Помоги своему брату независимо от того, прав он или нет». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, мы можем помочь ему, если он прав, но как мы поможем ему, если он не прав?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Отстрани его от несправедливости, которую он совершает, и это будет помощью для него» (Аль-Бухари, Муслим). Тем самым Пророк (мир ему и благословение Аллаха) придал доисламскому выражению новый смысл, заключающийся в побуждении мусульманина помочь своему брату преодолеть совершаемые им грехи.
Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал мусульман от фанатизма относительно родоплеменной принадлежности и сражения друг с другом по её причине. В хадисе говорится: «Не из нас тот, кто призывает к родоплеменной принадлежности, сражается и умирает ради неё». Один из сподвижников спросил: «О Посланник Аллаха, что это значит?» Пророк ответил: «Когда ты помогаешь и поддерживаешь свой род, даже если он не прав» (Абу Дауд).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не только предостерегал от возвращения к родоплеменной принадлежности, но ещё и призывал мусульман к религиозному братству и единству, а также предостерегал их от разобщённости. В хадисах говорится: «Всевышний Аллах вместе с коллективом» (Ат-Тирмизи); «Единство – это милость, а разобщённость – это наказание» (Ахмад); «Придерживаетесь коллектива и остерегайтесь разобщённости. Поистине, шайтан рядом с одним человеком, а от двоих он дальше. Кто из вас желает Рая, пусть держится с коллективом» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
В мечети мусульманину не допускается стоять одному в ряду во время совершения коллективного намаза. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), увидев человека, в одиночестве совершающего коллективный намаз позади всех рядов, повелел ему совершить его заново (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа). Цель данного повеления – укрепить в сознании мусульман стремление ислама к единству и коллективу как внешне, так и внутренне.
Во время поста мусульманин не соблюдает его один и не прерывает его один, а делает это вместе с коллективом.
Заключение
Из всего сказанного выше следует, что мусульманин обязан уделять внимание насущным вопросам, которые касаются общества и уммы. Исламский шариат уделяет большое внимание вопросам жизни общества во всех его сферах. Он воспитывает личность мусульманина таким образом, чтобы он был крепким кирпичиком, формирующим общество, и частью единого организма. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующие друг для друга как строение, одна часть которого укрепляет другую» (Аль-Бухари, Муслим).
В другом хадисе говорится: «Верующие в своей любви и милости друг к другу подобны единому организму: если одна его часть заболевает, то всё тело отзывается бессонницей и горячкой» (Аль-Бухари, Муслим).
Ислам Абдуллаев [islamcivil.ru]