О произношении «амин» после «Фатихи», ряде между колонн и конфликте из-за этого

Касательно произношения «амин», то нет сомнений, что это является установленным шариатом делом и на это указывают священные тексты [достоверные хадисы]. Смысл [этих текстов] – произношение слова «амин» имамом и тех, кто совершает за ним намаз. Как сказал Пророк (мир ему и благословение): «Если имам скажет "амин", то и вы говорите "амин"». В другой версии хадиса сказано: «Когда имам закончит чтение суры "Фатиха", говорите "амин"». Эти два хадиса являются достоверными и явно указывают на желательность произношения «амин» совершающими намаз за имамом, когда тот читает намаз вслух.
Однако, если происходит смута по причине произношения «амин» [вслух] из-за того, что их имам на ханафитском мазхабе, или из-за незнающих людей, которые не считают того, кто будет совершать намаз с ними [произнося «амин»], достойным их обучать и объяснять им Сунну… Более того, это приводит даже к тому, что они могут остановить намаз из-за «амин», то это, конечно, незнание… Большое незнание.
Но что мы можем поделать с их незнанием [этого вопроса]? Если произойдёт что-нибудь из вышеперечисленного или произойдёт смута [из-за «амин» вслух], как было сказано в вопросе, что "они останавливают намаз", то я скажу, что нет проблем в оставлении «амин» в этой ситуации, дабы отдалиться от смуты (фитны). Но это не значит, что мы не будем обучать людей. Мы должны обучать их с мягкостью, объяснять им Сунну, приводить им хадисы из «Сахиха» Бухари и Муслима, дабы Аллах наставил их на прямой путь.
Однако, если есть мечеть ахли-Сунны, в которой они совершают намаз, то нет сомнений, что это обязательно. Однако, если нет другой мечети, кроме этой, то нет проблем в оставлении «амин», чтобы исключить этот вред.
Что касается совершения [коллективного] намаза между колоннами, то Пророк (мир ему и благословение) запретил совершать [коллективный] намаз между ними, и большинство обладателей знания поняли этот запрет как нежелательность (макрух). Таким образом, если это не вызовет смуту, то, хвала Аллаху, пускай люди не молятся коллективный намаз между колоннами. Потому что Анас передаёт, что сподвижники во времена Пророка (мир ему и благословение) запрещали [коллективный] намаз между колоннами. В некоторых недостоверных версиях этих хадисов из «Муснада» [имама Ахмада] пришло, что некоторых сподвижников даже выгоняли за это. Но как я уже указывал, этот запрет указывает на нежелательность (макрух) этого действия (намаза между колоннами).
Поэтому, если по причине этих незнающих людей будет происходить смута, вред для ахли-Сунны и вред для молодёжи, то я скажу то же самое – нет проблем в совершении коллективного намаза между колоннами, дабы избавиться от этой смуты и вреда. Ведь нет сомнений, что эта религия построена на взвешенности между пользой и вредом. Эта религия побуждает ко всему, в чем есть польза, и отталкивает все, в чем есть вред. Поэтому нет проблем иногда оставлять некоторые желательные деяния (мустахаб) и совершать некоторые нежелательные деяния (макрух) для того, чтобы смягчить сердца людей и наставить их. Ведь ты не ограничишься этим, а будешь обучать людей и проявлять терпение перед неприятностями, исходящими от них. Да благословит тебя Аллах!
Шейх Арафат ибн Хасан аль-Мухаммади (да хранит его Аллах)