О периодах времени намазов

Существуют периоды времени, когда совершение молитвы порицается. Таких периодов насчитывается пять: период времени сразу после послеполуденной молитвы и до наступления закатной молитвы; период времени после утренней молитвы и до того момента, пока солнце не поднимется над горизонтом на высоту копья; короткий период времени сразу после полудня, а также время заката и восхода солнца, когда совершение молитвы порицается, если для этого нет определенной причины (Согласно ханафитскому мазхабу во время восхода и заката солнца, а также сразу после полудня дополнительная молитва не совершается ни при каких обстоятельствах. “Аль-Хидайа”, т.1, стр.43); если же такая причина есть, например, в том случае, когда человек молится с целью возмещения молитвы, совершаемой по примеру пророка, мир ему и благословение Всевышнего, или во время солнечного затмнения, или если речь идет о совершении заупокойной молитвы, то в подобных обстоятельствах совершение молитвы не порицается. Причина запрета совершения молитв в вышеупомянутые периоды времени объясняется необходимостью стараться избегать уподобления поклоняющимся солнцу.
Сообщается, что Укба бин Амир аль-Джухани, передает: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, запрещал (здесь речь идет не об абсолютном запрете /тахрим/, а об указании на то, что подобное является нежелательным /манхи/) нам совершать намазы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом на высоту копья), в полдень, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время заката солнца, пока оно не сядет” (Муслим).
Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: “Не совершайте намаз ни когда солнце восходит, ни когда оно садится, ибо, поистине, поднимается оно между двух краев головы шайтана и садится оно между двух краев головы шайтана”.
Во время восхода солнца намаз делать макрух. Это подтверждается хадисом: Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет” (Муслим 831). Это объясняется тем, что в это время время суток язычники поклонялись Солнцу. Тем самым Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил уподобляться неверным в любом проявлении! (“аль-Икътида” 63-65).
Если человек совершил намаз между началом и концом времени намаза, то считается, что намаз сделан вовремя. В хадисе говорится, что ангел Джибриль (мир ему) обучал Пророка (мир ему и благословение Аллаха) временам намазов, то в один день они совершили все положенные пять молитв в начале их времени, а на другой день в конце этого времени. После этого Джибриль (мир ему) сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О Мухаммад, совершай молитву между двух этих времен!» (Ахмад 1/333, Абу Дауд 393, ат-Тирмизи 149).
Если при совершении фаджр намаза, после первого полноценного рак’ата закончилось время намаза, то намаз считается сделанным вовремя. «Кто застал один рак’ат молитвы, тот застал саму молитву». (аль-Бухари 580, Муслим 607).
Важно: тому, кто по ошибке сделал намаз раньше положенного времени, нужно сделать ее заново в ее положенное время. (“Тамамуль-минна фи фикъхиль-Китаб уа сахихи-Ссунна” 1/172).
وَعَنْ أبي هريرة - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "مَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الصُّبْحِ قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ، فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ. وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ".مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто успел совершить один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, тот успел совершить утренний намаз (вовремя). И кто успел совершить один ракаат послеполуденного (аср) намаза до захода солнца, тот успел совершить послеполуденный намаз (вовремя)». Бухари (579), Муслим, Абу Дауд (412), Тирмизи (524), Насаи (517), ибн Маджа (1122), Малик, Ахмад.
«Кто успел совершить один ракаат» – сказал Багави: имеется ввиду полный ракаат с поясным и земным поклоном.
Из хадиса понимается, что если оставшегося времени не хватает на совершение одного ракаата, то он не совершил намаз вовремя. И это мнение большинства ученых.
«Тот успел совершить утренний намаз» - сказал ибн Малик: застал время намаза. И если человек не был обязан совершать намазы и они стали ему обязательны (принял Ислам, стал совершеннолетним и т.д.) и осталось время, достаточное для совершения одного ракаата, то он должен совершить этот намаз. Сказал Тахави, что часть хадиса про утренний намаз касается только этих людей.
Если человек совершил один ракаат до восхода или захода солнца он успел совершить вовремя и может завершить намаз. И это касается тех, у кого есть оправдание, как если человек проспал или забыл о намазе.
Сказал Навави: ученые сошлись в том, что нельзя намеренно откладывать намаз к концу времени.
Обе части хадиса приняли Малик, Шафии, Ахмад и Исхак и сказали, что нет разницы между утренним и аср намазами.
Абу Ханифа сказал, что намаз нарушается, если во время совершения утреннего намаза взойдет солнце. Его доводы хадисы запрещающие совершать утренний намаз во время восхода солнца.
Сказал Тахави, что нарушаются и утренний и аср намазы.
Сказал Навави: Абу Ханифа сказал, что утренний намаз нарушается если появится солнце, так как наступило время запретное для совершения намаза в отличие от асра во время захода солнца. И хадис опровергает его мнение.
Сказал Мулла Али Кари: имеется противоречие между этим хадисом и хадисом, запрещающим совершать намаз во время восхода и захода солнца. Поэтому мы обратились к кыясу (сравнение по аналогии) и вывели, что аср совершать можно остальные нельзя, в том числе и утренний намаз.
Абульхай Лакнави в «Хашия аля шархи викая» опровергает это мнение и говорит, что к кыясу можно обратиться, когда объединить противоположные хадисы невозможно.
Приводится в сборниках Бухари и Муслима, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто успел совершить один ракаат до выхода времени намаза, он успел его совершить (вовремя)». В хадисе не выделен какой-либо намаз, и это указывает на то, что это касается любого из пяти намазов.
وَعَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "إِذَا أَدْرَكَ أَحَدُكُمْ سَجْدَةً مِنْ صَلاَةِ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَلْيُتِمَّ صَلاَتَهُ. وَإِذَا أَدْرَكَ سَجْدَةً مِنْ صَلاَةِ الصُّبْحِ قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ، فَلْيُتِمَّ صَلاَتَهُ".رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто успел совершить один ракаат послеполуденного намаза до захода солнца, пусть совершит намаз до конца. И кто успел совершить один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, пусть совершит намаз до конца». Бухари (556), Насаи (517), Ахмад. Хадис также привел Муслим со слов Аиши с похожими словами.
В некоторых риваятах этого хадиса приводится слово سَجْدَةً дословно земной поклон, в некоторых رَكْعَةً дословно поясной поклон. Но в обоих случаях имеется ввиду один полный ракаат с поясным и земными поклонами.
Согласно ханафитскому мазхабу утренний намаз нарушается и это будет уже када (возмещение).
Передают со слов Анаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто забыл совершить намаз или проспал его искуплением этому является совершение намаза, как вспомнит о нем». В другом риваяте сказано: «Нет у него другого искупления». Бухари (597) и не разделил между риваятами и в конце добавил аят «и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» [ Муслим, Абу Дауд (442), Тирмизи (178), Насаи (613), ибн Маджа (696), Дарими (1229), Ахмад ].
Хадис указывает на обязательность совершения пятикратного намаза. И что оставлять его можно только в двух случаях: если человек проспал намаз или забыл о нем.
Совершение намаза связано с вспоминанием. Если человек вспомнил должен его совершить и если проснется и вспомнит, что проспал, также должен совершить. Даже если вышло время. Это называется «када» - совершение намаза после выхода времени.
Хадис указывает на то, что намаз совершает в любое время, даже во время восхода и захода солнца и когда солнце в зените.
Это мнение Малика, Шафии и Ахмада. Они ограничили хадисы запрета совершать намазы в запрещенные времена этим хадисом. Так как в одном из риваятов сказано: «Его время когда вспомнит его и нет для него другого времени». И это указывает, на то, что намаз считается совершенным вовремя, и не считается восполнением. Ученые ханафитского мазхаба запретили это.
وَعَنْ أَبِي قَتَادَةَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "لَيْسَ فِي النَّوْمِ تَفْرِيطٌ، إِنَّمَا التَّفْرِيطُ فِي الْيَقَظَةِ. فَإِذَا نَسِيَ أَحَدُكُمْ صَلاَةً أَوْ نَامَ عَنْهَا فَلْيُصَلِّهَا إِذَا ذَكَرَهَا، فَإِنَّ اللَّهَ تَعَالَى قَالَ: "وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي".رَوَاهُ مُسْلِمٌПередают со слов Абу Катады, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон не является упущением, а упущение бывает, когда человек бодр. Если один из вас забудет совершить намаз или проспит его, пусть совершает когда вспомнит о нем.
Так как Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Я - Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне. »Та Ха-Та Ха, 20:14. Муслим, Абу Дауд (437), Тирмизи (177), Насаи (615), ибн Маджа (698), Ахмад.
Имеется ввиду если человек проспал намаз, сделав все что бы проснуться. Если же он специально проспал или проводил время впустую, поздно лег спать и проспал. Приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проспал утренний намаз вместе с сподвижниками.
Разошлись мнения ученых о восполнении намаза тем, кто не совершил намаз намеренно.
Намазы не восполняются. Так как в хадисе сказано только про того кто проспал или забыл. И получается тот кто не проспал и не забыл намаз не совершает. Это мнение Дауда, ибн Хазма, некоторых ученых шафиитского мазхаба, ибн Таймии, Шаукани.
Намазы восполняются. Это мнение ученых четырех мазхабов. Их довод, что Аллах обязал человека совершать намазы и если он его не совершил, то он стал должен совершить его.
Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Долг перед Аллахом имеет больше прав для выполнения». Это самый сильный довод обязывающих эти намазы совершать.
Некоторое приводят возмещение намазов Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время битвы у рва. Но в то время еще не был узаконен намаз при страхе (салят хауф).
Имеется разногласие в том сразу восполнять или можно откладывать. В шафиитском мазхабе желательно сразу, но можно и отложить. Это если была причина, как сон. Если же без причины то необходимо восполнить сразу. Большинство ученых же считают, что восполнять нужно сразу.
Если Вы пропустили фаджр-намаз, и его время уже прошло, Вы можете совершить каза за него как только проснетесь или как только поймете, что пропустили его. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: إذا رقد أحدكم عن الصلاة، أو غفل عنها، فليصلها إذا ذكرها «Если вы проспите намаз или забудете о нем, вам нужно совершить его, как только осознаете, что пропустили его». («Сахих Муслим», хадис 316, передал Анас бин Малик).
Вы можете восполнить пропущенный фаджр-намаз после восхода или в любое другое время в течение дня. Однако не разрешается совершать каза пропущенного намаза в три запрещенных периода времени, т.е. при восходе, зените и закате солнца. А Аллах знает лучше.
Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее». Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка.
Утренняя молитва (Фаджр) - её время наступает - от момента появления рассвета до начала восхода солнца (шурук).
Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца (шурук). В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце». С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее».
Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими (Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат»), включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует — в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен.
В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце». Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.
В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.
Желательно завершить молитву до времени шурук для того, что бы прочитать её во время. Если вы успели до этого времени, то молитва прочитана вовремя и перечитывать её не надо.
Большинство ученых говорят, то что макрух читать намаз в запрещенные времена (во время восхода солнца, в зените и закате) без причины. А что касается намаза пропущенного в этот день (нет разницы какого) то нет разногласия в разрешённости этого, как пришло (и также в других местах) об этом в шархе на «Муватта» в «Мунтака» 2\14:
«Нет разногласия у Уммы в том, то что разрешено выполнять пропущенный намаз дня, хоть во время восхода солнца хоть во время заката его».
И также: «Масаля: Что касается пропущенных (молитв) то говорит Малик то что разрешено выполнять в любое время и также сказал Шафиъи (у Шафиитов в мазхабе можно отложить (до восхода), но читать сразу мустахаб по хадису Имрана ибн Хусейна [Смысл: То что посланник Аллаха был в одном путешествии и ночью когда ложились он спать сказал Билял чтобы разбудит на утреннюю молитву, но он проспал и проспали все вместе с ним… потом после того как проснулись, посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует приказал перейти с этого места и после приказал сделать вудуъ (омовение) и прочитали молитву. Хадис Бухари 1\130 (Шейх Усаймин растолковал этот хадис т.е. то что посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует не прочитал сразу, а перешли в другое место по причине того, то что это было место шайтанов… http://ar.islamway.net/fatwa/12738 )]. Маджмуъ Науауи 3\68).И говорит Абу Ханифа, то что не разрешено читать во время запрета.И далиль на то что мы говорим, слова посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует: «Кто проспал намаз или вспомнил о нем после того как забыл, то пусть читает когда вспомнит». Мутафакун алейхи. А Аллах в Куране говорит «Совершай намаз, чтобы помнить обо Мне». Таха 14.