О некоторых из арканов намаза

О некоторых из арканов намаза

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Мы разобрали условия (шуруты) намаза, а сейчас следует поговорить о столпах (арканах). Столпами (арканами) намаза называются такие действия и слова, без которых намаз недействителен.

1-столп: “Такбирату-ль-Ихрам”

“Такбирату-ль-Ихрам” – это произнесение человеком слов «Аллаху Акбар» во время вхождения в намаз. Намаз не начинается, пока человек не произнесет эти слова. Например, если человек забыл произнести “такбирату-ль-Ихрам”и приступил к чтению «аль-Фатихи», его намаз не является действительным, ибо намаз не начинается без “такбирату-ль-Ихрам”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучая человека совершению намаза, сказал ему: «Если ты собираешься совершить намаз, то соверши омовение должным образом, а затем обратись в сторону Каабы и сделай “такбир”…» (аль-Бухари, 6251; Муслим, 397).

2-столп: Чтение суры “аль-Фатиха”

Чтение суры “аль-Фатиха” также является столпом намаза, значит, без прочтения этой суры намаз недействителен. Аллах Всевышний сказал: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас» (Сура аль-Муззаммиль, аят 20). А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что именно следует читать. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не совершил молитву тот, кто не прочитал “Аль-Фатиху”» (аль-Бухари, 756; Муслим, 394). А также: «У того, кто совершил намаз и не прочитал в нем “аль-Фатиху”, этот намаз будет недействителен» (Муслим, 395).

Чтение суры “аль-Фатиха” является столпом для каждого молящегося человека, будь то имам, или стоящий позади него (маъмум), или молящийся в одиночку. Тексты, указывающие на обязательность чтения данной суры, являются общими и из них не сделано никакого исключения. Следовательно, если Аллах Всевышний и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, никого не исключили, то обязательность распространяется на всех без исключения.

Коллективные намазы бывают двух видов:

1 ― Намазы, в которых “аль-Фатиха” читается имамом вслух в первых двух ракаатах.

2 ― Намазы, в которых “аль-Фатиха” читается имамом про себя.

Если имам читает “аль-Фатиху” вслух, то стоящий позади (маъмум) также читает эту суру. Когда же имам переходит на чтение следующей суры, тот стоящий позади обязан молча слушать чтение имама.

Если же имам читает “аль-Фатиху” про себя, то стоящий позади читает “аль-Фатиху”, а затем и другие суры до тех пор, пока имам не уйдет в поясной поклон. Исключением является только тот случай, когда человек пришел, а имам уже находится в поясном поклоне. В данной ситуации с человека спадает обязанность чтения“аль-Фатихи”. Передают, что однажды Абу Бакра , да будет доволен им Аллах, пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в тот момент, когда тот совершал поясной поклон (во время молитвы), и он тоже склонился в поясном поклоне, но до того, как присоединился к ряду молящихся. Потом он рассказал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Да увеличит Аллах твоё стремление (к благу), но больше так не делай!» (аль-Бухари, 783; Абу Дауд, 684). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что Абу Бакра поспешил совершить поясной поклон еще до присоединения к ряду, чтобы ему засчитался ракаат. Но велел больше так не делать, ибо в другом хадисе сказано: «Когда идёте на молитву, вам следует вести себя тихо, и не приходите на нее бегом. Совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успели, а пропущенное вами совершите самостоятельно» (аль-Бухари, 908; Муслим, 603).

А доводом из хадиса Абу Бакры является то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал ему заново совершить тот ракаат, на который он спешил. Если бы этот ракаат не был засчитан, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал бы его восполнить. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не откладывал разъяснение какой-либо вещи, когда в этом разъяснении была нужда. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал ему о том, что ракаат не засчитан, следовательно, он был засчитан. А раз так, то получается, что ракаат был засчитан, хотя сура “аль-Фатиха” не была прочитана.

Если человек застал имама в поясном поклоне, то ему следует произнести “такбирату-ль-Ихрам”, а затем, не читая “аль-Фатихи”, сразу совершить поясной поклон. Лучше всего сделать второй “такбир” отдельно для поясного поклона, но если даже человек ограничится только произнесением “такбирату-ль-Ихрам”, то нет в этом проблем.

Также в первых двух ракаатах желательно (сунна) прочитать что-то из Корана после “аль-Фатихи”. Что же касается третьего ракаата вечернего намаза (магъриб), а также третьего и четвертого ракаатов обеденного, послеобеденного и ночного намазов, то чтение в них чего-то помимо “аль-Фатихи” не является желательным. Желательно в последних ракаатах ограничиваться чтением “аль-Фатихи”, однако нет проблем в том, если человек иногда добавляет в них что-то после “аль-Фатихи”.

3-столп: Поясной поклон (руку’)

Это поклон для возвеличивания Аллаха Всевышнего! Совершая его, ты вспоминаешь перед Кем стоишь, и потому склоняешься, возвеличивая Его. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что касается поясного поклона, то возвеличивайте в нем Всевышнего Господа» (Муслим, 479). То есть, следует говорить: «Пречист мой Господь Великий». Во-первых, поясной поклон сам по себе является возвеличиванием, а во-вторых, в нем еще произносятся и слова возвеличивания. Но также здесь необходимо присутствие основы любого возвеличивания, а это – возвеличивание Аллаха Всевышнего своим сердцем. Поэтому, во время поясного поклона объединяются три вида возвеличивания:

1 ― Возвеличивание сердцем;

2 ― Возвеличивание телом;

3 ― Возвеличивание языком.

В поясном поклоне обязательно наклониться до такой степени, чтобы суметь обхватить своими руками колени. Что же касается легкого наклона, то он не принесет тебе пользы! Во время поясного поклона человек должен держать спину ровно, а голова должна находиться на одном уровне со спиной. Руки должны обхватить колени, а пальцы должны быть разрознены. Человек должен говорить во время поясного поклона: «Пречист мой Господь Великий» - /Субхана роббийа-ль-’Азым/.Также можно говорить:

سبحانك اللهم ربنا وبحمدك، اللهم اغفر لي

«Пречист Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!»

/Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гъфир ли!/

Также можно говорить:

سبوحٌ قدُّوسٌ ربُّ الملائكة والروح

«Пречистый и Пресвятой, Господь ангелов и Духа!»

/ Суббухун Къуддусун Роббу-ль-маляикати уа-р-рух/

4-столп: Земной поклон (суджуд)

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу» (22:77)

А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны, опираясь на семь костей: на лоб, — и при этом он указал рукой себе на нос — ладони, колени и кончики пальцев ног и не подбирая волосы и одежду» (аль-Бухари, 812; Муслим, 490). Поэтому, земной поклон (суджуд) обязателен в намазе.

Во время земного поклона следует говорить:

سبحان ربي الأعلى

«Пречист мой Господь Высочайший!»

/ Субхана Роббийа-ль-А’ля/

В земном поклоне человек опускает самую высокую часть своего тела (лицо) к самой низкой его части (ногам). Получается так, что лоб и стопы находятся на одном уровне. Также во время земного поклона (суджуда) можно произносить:

سبحانك اللهم ربنا وبحمدك اللهم اغفر لي

«Пречист Ты, о Аллах, Господь наш и хвала Тебе. О Аллах, прости меня!»

/ Субханака Аллахумма роббана уа бихамдика. Аллахумма гъфир ли/

Также можно говорить:

سبوحٌ قدُّوسٌ ربُّ الملائكة والروح

«Пречистый и Пресвятой, Господь ангелов и Духа!»

/ Суббухун Къуддусун Роббу-ль-маляикати уа-р-рух/

Также в земном поклоне (суджуде) следует больше возносить мольбы (ду’а) Аллаху, как относительно религии, так и относительно мирских дел. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами в этом состоянии» (Муслим, 483). А также: «Ближе всего раб (Аллаха) к своему Господу тогда, когда он находится в земном поклоне» (Муслим, 482). Посему следует больше просить у Аллаха в земном поклоне! Проси у Аллаха Всевышнего Рая, прибегай за защитой от Огня, проси полезного знания и праведных деяний, проси твердой веры, и так далее. Можешь просить красивый дом, праведную супругу, праведного ребенка, машину, и всё, что пожелаешь из благ религии и мирской жизни. Поистине, мольба (ду’а) является поклонением, даже если эта мольба касается мирских вещей. Аллах Всевышний сказал: «Ваш Господь сказал: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам"» (40:60). А также: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (2:186).

Земной поклон (суджуд) обязательно должен совершаться на семь частей тела: лоб и нос, две ладони, два колена и кончики пальцев ног. Нам приказано совершать земной поклон таким образом, как на это указал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Пока человек находится в земном поклоне, он не должен отрывать эти части тела от земли.

Во время земного поклона человеку следует присоединить две стопы друг к другу, а не держать их поодаль друг от друга. Что касается колен, то по поводу них не пришло конкретного текста, посему следует держать их естественным образом. Что касается ладоней, то их можно либо держать на уровне плеч, либо выдвинуть немного вперед.

Также человеку следует отвести свои руки от боков. Исключением является тот случай, когда человек совершает намаз в коллективе и боится раздвинуть руки, чтобы не помешать молящимся рядом. Ведь, не следует совершать желательные поступки, если при их совершении может быть причинено неудобство мусульманам.

Также во время земного поклона следует быть смиренным пред Аллахом Всевышним, помня о возвышенности Аллаха. Ведь, совершая земной поклон, ты говоришь: «Пречист мой Господь Высочайший».Мы убеждены, что Аллах Всевышний возвышен над всеми творениями Своей сущностью. Аллах Всевышний сказал: «Славь имя Господа твоего Высочайшего» (87:1).

5-столп: Спокойствие

Речь идет о совершении всех столпов намаза размеренно, будучи спокойным. Человеку следует спокойно стоять в намазе, спокойно совершать поясной поклон, спокойно выпрямляться после поясного поклона, спокойно совершать земной поклон, спокойно сидеть между двумя земными поклонами, и так далее. Абу Хурайра передал, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл в мечеть, а через некоторое время туда же вошёл один человек. Он совершил молитву, после чего подошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и поприветствовал его. Ответив на его приветствие, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернись и помолись снова, ибо, поистине, ты не совершил молитву!» Этот человек вернулся на своё место и помолился так же, как и в первый раз, а потом подошёл к пророку и поприветствовал его. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на приветствие, а потом сказал: «Вернись и помолись снова, ибо, поистине, ты не совершил молитву!» Когда же это повторилось ещё раз, человек воскликнул: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я могу совершать это только так и не иначе, научи же меня!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда встанешь на молитву, произнеси слова "Аллаху акбар" потом прочти из Корана, что сможешь, потом склонись в поясном поклоне и задержись в таком положении на некоторое время, потом выпрямляйся, пока не выпрямишься стоя, потом склонись в земном поклоне и задержись в таком положении на некоторое время, а потом выпрямляйся, пока не выпрямишься сидя, и поступай так во время каждой молитвы» (аль-Бухари, 793; Муслим, 397)

Доводом из хадиса являются слова: «…и задержись в таком положении на некоторое время».А слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вернись и помолись снова, ибо, поистине, ты не совершил молитву», ― указывают на то, что нет намаза у того, кто не совершал его, находясь в спокойствии.

Удивляет положение сына Адама и то, как с ним играет шайтан! Ведь, человек стоит перед Аллахом Всевышним, ведет с Ним беседу, приближается к Нему, но совершает намаз так быстро, как будто за ним гонится враг и вот-вот настигнет его. Поистине, шайтан является врагом для человека! Благоразумный верующий непременно будет считать шайтана своим врагом, ибо Аллах Всевышний сказал: «Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (Сура Фатыр, аят 6.)».

См. «Шарх Рийад ас-салихин», хадис № 60