О мусульмане, не совершайте грехи

Хвала Аллаху Господу миров!
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «К скверным последствиям грехов относится и то, что грехи эти становятся помощью, которую совершающий их оказывает врагу своему против себя же. Это войско, которое он даёт неприятелю, чтобы тот с помощью этого войска воевал с ним же. Ведь Всевышний Аллах испытал человека посредством врага, который не покидает его и на мгновенье ока, не спит и не отвлекается от него.
Враг этот и всё племя его видят человека, тогда как он не видит их. Он враждует с ним постоянно, каким бы ни было положение, и строит ему козни при каждом удобном случае. Он призывает на помощь против человека своих соплеменников — шайтанов из числа джиннов, а также шайтанов из числа людей. Он расставляет для него силки и устраивает засады, ставит повсюду свои сети и капканы.
Он говорит своим приспешникам: «Вот он, враг ваш и враг отца вашего! Да не ускользнёт он от вас! И да не станет его долей Рай, в то время как вашей долей будет Адское пламя, и да не станет его долей милость, тогда как вашей долей будет проклятие! Вы ведь знаете, что позор, проклятие и отдаление от милости Аллаха постигли нас из-за него. Так усердствуйте же ради того, чтобы они разделили с нами эту скверную участь, если уж мы упустили возможность пребывать в Раю вместе с праведными из их числа».
Всевышний Аллах сообщил нам всё это о нашем враге и велел нам быть бдительными и готовить своё оружие против него. Всевышний Аллах знал, что Адам (мир ему) и его потомки будут испытаны этим врагом, которому будет предоставлен Доступ к ним, и наделил их воинством, посредством которого они могут встретить этого врага. Но в то же время Всевышний наделил и этого врага войском, с помощью которого он ведёт своё наступление на представителей рода человеческого. Это борьба длиною в жизнь, однако земная жизнь по сравнению с вечностью подобна одному вздоху [по сравнению с целой жизнью]. Аллах покупает, то есть принимает от верующих их жизни и имущество в обмен на Рай. Усердствуя на пути Аллаха, они то поражают врага, то сами оказываются поражёнными. Это неизменное обещание Всевышний дал нам в благороднейших Своих Писаниях — Торе, Евангелии и Коране. Он сообщил, что нет никого более верного Своим обещаниям, чем Он, Всевышний, а затем велел верующим радоваться этой сделке. Ведь чтобы оценить её по достоинству, достаточно посмотреть, кто в данном случае выступает в роли покупателя, какова цена товара и кто заключает этот договор. Какое же преуспеяние больше этого и какая же торговля приносит большую прибыль?
Всевышний Аллах сказал, подтверждая это: «О вы, которые уверовали! Указать ли вам на торговлю, которая спасёт вас от мучительных страданий? Веруйте в Аллаха и Его Посланника и усердствуйте на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Он простит вам ваши грехи, введёт вас в Райские сады, в которых текут реки, и в прекрасные жилища в садах Эдема. Это — великое преуспеяние. Будет ещё то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!» (сура 61 «Ряды», аяты 10-13).
Всевышний Аллах даёт этому врагу доступ к Своим верующим рабам — Своим самым любимым творениям — потому что их усердие на пути Его — наиболее угодное Ему занятие, и усердствующим во имя Него Он отвёл самое высокое положение, и именно они наиболее близки к Нему. А самым важным участником этой войны с шайтаном Он сделал главное из Своих творений. Это сердце — сосуд знания о Нём, любви к Нему, подчинённости Ему (убудиййа), искренности, упования на Него и обращения к Нему. Именно сердцу Всевышний поручил вести эту войну, послав ему в помощь воинство ангелов, которые не покидают его: «Ему сопутствуют ангелы впереди него и ангелы позади него, они хранят его по велению Аллаха» (сура 13 «Гром», аят 11).
Они сменяют друг друга, и когда уходит один, приходит другой. Они поддерживают человека, побуждают его к благому, обещая ему почёт от Аллаха и внушая ему терпение, говоря: «Ты должен потерпеть немного, и тебя ждёт вечный покой».
Всевышний Аллах дал человеку и другие средства борьбы с шайтаном. Это Его Откровение, Его слова. Он направил к нему Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), ниспослав ему Писания, добавив тем самым ему силы, поддержки и оружия. И вдобавок ко всему этому Он поддержал человека ещё и тем, что наделил его разумом, который стал для человека советником и управляющим. И Он поддержал его знанием, которое подсказывает ему и даёт ему благой совет, а также верой, которая придаёт ему стойкости, укрепляет его и помогает ему, и твёрдой убеждённостью, которая помогает ему видеть всё в правильном свете — так, словно он видит воочию награду, которую Всевышний Аллах обещал Своим приближённым за борьбу с Его врагом. Разум управляет его войском, знание позволяет правильно планировать военные действия, вера придаёт ему стойкости, сил и терпения, а твёрдая убеждённость помогает ему уверенно идти в атаку. Всевышний Аллах наделил ведущее эту войну сердце силой явной и скрытой, сделав глаз его разведчиком, а ухо — доставляющим ему вести. Язык даёт ему возможность изъясняться, а руки и ноги — помощники сердца. И Он сделал так, что Его ангелы и носители Трона Его просят прощения для него и просят, чтобы Всевышний уберёг его от совершения скверных дел и ввёл его в Рай. И Сам Всевышний Аллах защищает и оберегает его. И Он говорит [о верующих]: «Это партия Моя, а они и есть преуспевшие». Всевышний Аллах сказал: «Они — партия Аллаха. Поистине, партия Аллаха — это и есть преуспевшие» (сура 58 «Препирательство», аят 22). И Он говорит о них, что они — Его войско: «Поистине, Наше войско одержит победу» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 173).
Всевышний Аллах научил Своих рабов, как вести эту войну и эту борьбу, дав им четыре завета. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Будьте терпеливы [в покорности Аллаху и перед лицом испытаний], будьте терпеливее, и оберегайте границы и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 200). Без этих четырёх действий невозможно вести эту войну. А у человека не будет терпения, если он не будет воспитывать его в себе путём терпеливого сопротивления врагу и борьбы с ним. Начав же тягаться с врагом в терпении, человек ощущает потребность охранять границы сердца своего, дабы враг не проник в него, а также оберегать свои глаза, уши, язык, утробу, руки и ноги, ибо всё это — границы, пересекая которые шайтан стремится испортить и привести в негодность всё, что удастся. Под охраной границ подразумевается именно это: нельзя оставлять эти границы без защиты, потому что иначе враг, улучив минуту, пересечёт границу и проникнет [туда, куда его нельзя допускать].
Сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были лучшими из людей после пророков и посланников и больше всего остерегались шайтана и стремились защититься от него. Но в день битвы при Ухуде они оставили позиции, которые им велено было не оставлять, и враг зашёл с той стороны и произошло то, что произошло. Однако ось, вокруг которой вращаются три этих действия, — это богобоязненность. Ни терпение, ни терпеливое противостояние с врагом, ни охрана границ не принесут пользы без богобоязненности, а богобоязненность зиждется на терпении».
«Ад-да’ ва ад-дава’»; «Избранное», 3/239-243