О гибкости в делах поклонения

О гибкости в делах поклонения

Передают со слов Абу Катады, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنِّي لأَقُومُ إِلَى الصَّلاَةِ وَأَنَا أُرِيدُ أَنْ أُطَوِّلَ فِيهَا، فَأَسْمَعُ بُكَاءَ الصَّبِيِّ فَأَتَجَوَّزُ كَرَاهِيَةَ أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمِّهِ

«Поистине, приступая к молитве, я хочу проводить её долго, но, когда слышу плач ребёнка, сокращаю её, не желая доставлять затруднения его матери» [Абу Давуд 789].

Один из тех хадисов, которые намного шире, чем кажутся на первый взгляд. Стоит немного задуматься, остановить на нём взор — и понимаешь, что через упоминание этого частного вроде бы случая Пророк (мир ему и благословение Аллаха) желал научить нас очень многому.

Анализируя эти простые, но на самом деле такие мудрые слова, ты вдруг понимаешь, чему же они нас учат: гибкости. Это то, чего так не хватает многим из нас: гибкости в рамках религии.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был примером для нас и соблюдал религию лучше, чем кто бы то ни было. И при этом он был гибким в отношениях с людьми и в полной мере использовал предоставленную ему Всевышним свободу в границах нашей религии. Как чудесно, как виртуозно, как умело показывал он и применял на практике ту самую лёгкость, которая стала символом нашей религии! Но применяя её, он никогда не жертвовал своими принципами, он никогда не пренебрегал заветами религии, его гибкость, великодушие и снисходительность никогда не превращались в попустительство и халатность. И хадис это наглядно демонстрирует.

Он идеально исполнял предписания Всевышнего — и в то же время учитывал обстоятельства окружающих его людей, был внимательным, заботливым, чутким и сострадательным по отношению к ним. Он показал нам, что мусульманин не может и не должен быть бесчувственной машиной и что гибкость и человечность должны быть его неотъемлемым свойством.

Молитва — один из столпов нашей религии и первое, о чём мы будем спрошены в Судный день. И тем не менее Пророк (мир ему и благословение Аллаха) порой делал её короче, чем задумывал, ради того, чтобы не причинять неудобства и страдания людям. Его молитва оставалась полноценной, ведь он ничего не убирал из неё — ни необходимые действия, ни смирение и богобоязненность. Но при этом он проявлял гибкость, в которой нуждались люди, — пусть даже один-единственный человек, одна-единственная женщина.

На самом деле в рамках религии нам предоставлен простор, но мы часто не видим его, то по своему усмотрению находя что-то предосудительное в действии, которое таковым не является, то спеша осудить мнение, имеющее право на существование, пусть и не совпадающее с нашим, то забывая учитывать естественные различия между людьми, то давая волю эмоциям там, где нужно руководствоваться исключительно ясными и однозначными религиозными постановлениями, и выписывая штрафы от имени религии тем, кто в чём-то не согласен с нами притом, что это несогласие не нарушает ничего в религии.

Пред нашим Пророком (мир ему и благословение Аллаха) с уважением и почтением склоняли голову не только друзья, но и враги. И одной из главных причин была его гибкость, человечность, снисходительность и великодушие, которые он умело сочетал с твёрдой, ясной и принципиальной позицией в религиозных вопросах. И нетрудно понять, что это не так уж часто встречающееся у нас сочетание и есть идеал, к которому нужно стремиться...

О милости Аллаха к верующим

Мать верующих Аиша передаёт: «Однажды, когда ислам ещё не распространился за пределами Медины, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отложил вечернюю молитву и не вышел к людям, пока Умар не сказал ему: “Женщины и дети уже заснули”, после чего Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел и сказал собравшимся в мечети:

مَا يَنْتَظِرُهَا أَحَدٌ مِنْ أَهْلِ الْأَرْضِ غَيْرُكُمْ

“Никто из живущих на земле, кроме вас, не дожидается этой молитвы!”» [Муслим 1443].

Хадис, призванный напомнить нам о великой милости Всевышнего к нам. И не просто о великой — о величайшей. Это милость ислама, в лоно которого Он привёл нас по милости Своей.

Если подумать, это напоминание необходимо каждому из нас. Не потому, что мы забываем о том, что мы являемся мусульманами, — об этом, конечно же, трудно забыть. Но мы регулярно забываем о другом: о милости Всевышнего, Который сделал нас мусульманами.

А забывать о ней по-настоящему страшно. Потому что предающий забвению милость не ценит её и не благодарит за неё. А это прямая дорога к тому, чтобы этой милости лишиться или, как минимум, навлечь на себя гнев Господа своей неблагодарностью и небрежностью.

В хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) напомнил сподвижникам о том, что они и есть та небольшая на тот момент кучка верующих, которых Всевышний Аллах облагодетельствовал исламом среди миллионов других людей.

По сути, об этом должен задумываться каждый из нас, потому что часто происходит примерно следующее: мы остро ощущаем эту милость, когда только открываем для себя врата ислама и делаем первые шаги внутрь, но со временем наши чувства притупляются и мы перестаём воспринимать свой ислам как величайшую милость Всевышнего к нам и Его бесценный дар — скорее, это становится хоть и достаточно важным, но просто фактом нашей биографии.

Мы сетуем на то, что каких-то благ мы лишены, какие-то у нас были, но мы их потеряли. Мы порой чувствуем себя уставшими от испытаний и трудностей, которым, кажется, нет конца. И при этом мы забываем об этом величайшем благе, которое остаётся у нас, даже когда уходят или просто не приходят недолговечные мирские блага или на нас градом сыплются испытания и тяготы. Это благо ислама.

Всё можно пережить, всё можно перенести, когда у тебя есть это самое главное благо. Потому что оно — ключ к преуспеянию и гарантия того, что все эти испытания однажды закончатся для нас, чтобы больше никогда не вернуться. Потому что благо ислама — это наш билет в Рай, а там не будет ни печалей, ни болезней, ни бед, ни лишений, ни страданий, ни бедности, ни опасности, ни тюрем, притеснителей и войн.

Поэтому, по милости Всевышнего, сквозь века летит к нам голос нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), напоминающего нам: вы — облагодетельствованные Всевышним, что бы ни происходило с вами в земной жизни, и если вы будете крепко держаться за дарованную вам милость ислама и ценить её, то преуспеете, несмотря ни на что. А в Райских садах все земные страдания, даже самые жестокие, забудутся в один миг.

Карима Сорокоумова

e-minbar