О достоинстве вечернего разговения (Ифтар)

Джабир рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, у Аллаха Всемогущего и Великого во время каждого разговения есть те, кого Он освобождает от Огня, и это происходит каждую ночь!"". Ибн Маджах 1643, Ибн Хузайма 1883. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Когда следует прекращать пост?
От Умара ибн аль-Хаттаба сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Если ночь появляется с этой стороны", и он указал на восток, "а день отбывает сюда", и он указал на запад, "и солнце садится, тогда пост постящихся людей прерывается". аль-Бухари 1954, Муслим 1100.Также сообщается, что однажды, когда Пророк ﷺ приказал одному из своих сподвижников приготовить еду для разговения, тот сказал: "О Посланник Аллаха, но еще день?" Посланник ﷺ не ответил на это, а вновь, приказал готовить ифтар. Рассказавший этот хадис, сказал: "Мы могли видеть дневной свет перед собой, когда прервали наш пост", а потом добавил: "Если бы один из нас поднялся на своего верблюда, он увидел бы солнце". аль-Бухари 1955.Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Как только диск солнца исчезнет полностью, постящийся должен разговляться, не обращая внимания на красное зарево, остающееся на горизонте". См. "Маджму'уль-фатауа" 25/216.Или же, как только призовут на вечернюю (магъриб) молитву постящийся должен разговляться. Что же касается муаззина, произносящего азан, то он должен хорошо знать времена молитв и их определения, поскольку он несет большую ответственность. Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Муаззины - это те, кто охраняет разговение и сухур мусульман". ат-Табарани. Хафиз аль-Хайсами, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. "Сахих аль-джами'" 6647.
О необходимости спешить с вечерним разговением
Все сказанное выше относится и к этому разделу. Также в хадисе от Сахля ибн Са'да (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллахаﷺ сказал: "Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением". аль-Бухари 1957, Муслим 1092.От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Не перестанет религия быть явной, пока люди будут спешить с разговением, ибо иудеи и христиане затягивают с ним". Абу Дауд ан-Насаи, аль-Хаким. Хадис хороший. См. также "Сахих аль-джами'" 7689.'Амр ибн Маймун рассказывал: "Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ быстрее всех спешили с разговением и оттягивали сухур". Абдур-Разакъ. Хафиз Ибн Абдуль-Барр назвал иснад достоверным. См. также "Фатхуль-Бари" 4/199.Если постящийся не может найти ничего для разговения, он должен прервать свой пост намерением, а не сосать свой палец, как делают это некоторые.
Чем и как следует разговляться?
Разговляться по Сунне начинают со свежих или сушенных фиников или воды. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдет фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает". Абу Дауд 2355, ат-Тирмизи 658, Ибн Маджах 1699. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу Хатим, 'Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби.Разговляться следует сразу же с призывом на вечернюю (магъриб) молитву, до совершения этой молитвы, как это делал Пророк ﷺ. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Я никогда не видел, чтобы Посланник Аллаха ﷺ совершал вечернюю (магъриб) молитву, когда он постился, не разговившись хотя бы водой". Абу Я'ля, Ибн Хузайма. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. "Сахих ат-таргъиб" 1076.В фетве Постоянного комитета говорится: "В соответствии с Сунной постящийся должен поторопиться с разговением, после того как убедится в закате солнца. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Люди не лишатся блага до тех пор, пока не станут торопиться с разговением".["Сахих Аль-Бухари", (1957), "Сахих Муслим", (1098)]. Также он сказал в другом хадисе: "Самые любимые рабы Аллаха перед Всевышним - это те, кто торопится с разговением".[Ахмад, (2/237-238, 239), Ат-Тирмизи, 3/83, (700), Абу Йя'ля, 10/378, (5974) и другие]Лучше всего для постящегося - это совершить разговение финиками, а приём пищи оставить после вечерней молитвы (магриб). Таким образом, он выполнит Сунну, торопясь с разговением, и коллективно совершит вечерний намаз в начале своего времени, следуя в этом за Пророком ﷺ. Что касается хадиса: "Не следует человеку совершать молитву, когда подана еда и когда он сдерживает позывы к удовлетворению большой или малой нужды". ["Сахих Муслим", (560), "Сунан Абу Дауд", (89), "Муснад Ахмад", (6/73)], а также хадиса: "Если принесут ужин и (в это время) объявят о начале молитвы, то начинайте с ужина". [Аль-Бухари, (1/164), (6/215), Муслим, (557), Ат-Тирмизи, (353), Ан-Насаи, (853), Ибн Маджа, (933)]. Все эти хадисы означают, что тому, кому подана еда, а также тому, кто сел за стол, следует начать с еды перед совершением намаза. Всё это для того, чтобы во время намаза человек не думал о еде, и его сердце было смиренным. Однако человек не должен просить, чтобы ему подали еду до намаза, если он знает, что это приведёт к тому, что он не сможет совершить намаз в начале его времени или пропустит коллективную молитву".Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/32-33 (№18372). Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- 'Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- 'Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
Следует взывать к Аллаху с мольбами перед разговением
От 'Абдуллаха ибн 'Амр (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, мольба постящегося перед разговением не отвергается". Ибн Маджах 1753, аль-Хаким 1/422. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и Ахмад Шакир подтвердили достоверность хадиса.Пророк ﷺ после разговения говорил: "Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху". Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Альбани.
ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر إن شاء الله / Захаба ззама-у уабталлятиль-'урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах
Кстати это единственный достоверный хадис, в котором указывается на мольбу, произносимую Пророком ﷺ во время разговления.Шейх Ибн 'Усаймин об этом хадисе сказал: "Это может быть только после разговления". Сл. "Ликъа аш-шахри" № 8.А шейх 'Абдуль-Мухсин аль-'Аббад в "Шарх Сунан Аби Дауд" сказал: "Этот зикр можно говорить как до, так и после ифтара".