О чаевых...
Хвала Аллаху Господу миров
Что касается «чаевых», то здесь могут быть три ситуации:
1. Если между вами и вашим работодателем существует договоренность, что все «чаевые» остаются вам, то в этом случае нет греха в том, что вы оставляете их себе.
2. Если в таких профессиях по обычаю, распространенному среди людей, «чаевые» с осведомления работодателя и с его дозволения остаются за вами, то в такой ситуации на вас также не будет греха, если вы станете оставлять их себе.
3. Если между вами нет договорённости о «чаевых» и нет обычая, известного среди людей, о том, как распоряжаться «чаевыми» людям вашей профессии, а также вы не знаете реакцию работодателя по поводу того, что вы берете «чаевые», или, наоборот, вы знаете, что он не будет доволен этим, то в такой ситуации «чаевые» — «подарки работникам», как это называют ученые, — брать запрещено.
На это указывает хадис от Абу Хумайда ас-Са‘иди, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нанял на работу мужчину по сбору закята, которого звали Ибну-ль-Лютбийа. Он пришел и сказал: «Это — вам, а это было подарено мне». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взошел на минбар, восхвалил Аллаха и прославил Его, а потом сказал: «Что это за работник, которого мы посылаем, а он возвращается и говорит: „Это вам, а это подарок, который мне преподнесли?“ Почему он не остался в доме своих родителей, чтобы посмотреть, преподнесут ему какой-либо подарок или нет? Если кто-нибудь из вас присвоит что-нибудь из этого (закята), в День воскрешения он обязательно принесёт это на своей шее: верблюда, корову или овцу».
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 2457; Муслим. Ас-Сахих, № 1832.