Нужно инвестировать имущество, а не просто держать его. Однако инвестировать, после принятия серьезных мер предосторожности

Какая может быть альтернатива у человека с точки зрения исламской религии, у которого есть имущество, и которое он хотел бы инвестировать, однако у него нет бизнес-проекта, при помощи которого он мог бы заработать? Например, это могут быть дети-сироты, или человек, не имеющий никакого опыта в области бизнеса и торговли.
Хвала Аллаху Господу Миров.
Во-первых, Шариат велит охранять имущество и защищать его от порчи.
Сообщается от Мугыра Ибн Шу’бы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах не желает, чтобы вы занимались пересудами, обращались к людям со множеством просьб и вопросов и теряли (расточали) имущество»[1].
Аль-Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Слова „…и теряли (расточали) имущество", как упоминалось ранее, многие понимали о расточительстве в тратах, а некоторые связывали это с тратами на запретное. Более сильное мнение гласит, что здесь говорится о любых не дозволенных по Шариату тратах, и касается трат как на мирские цели, так и на религиозные. Аллах запретил это, потому что Он дал имущество Своим рабам для пользы и для защиты их интересов. Если имущество станет теряться и расточаться, то эти интересы будут утрачены: не будут удовлетворены интересы владельца потерянного имущества или интересы другого человека. Исключением из этого является многочисленные траты на благочестивые дела, который человек совершает, надеясь на награду в Последней жизни, но при условии, что эти траты не приводят к упущению и оставлению более важных обязательных трат».
Хранение имущества и его неиспользование, даже если не называется растратой имущества, является задержкой его и потерей пользы (прибыли), которую владелец имущества или иной человек мог бы получить. Заставление имущества работать удовлетворяют общие потребности и интересы общества, а задержка его не выгодна и приводит к неудовлетворенности общих интересов, и в добавление к этому приводит к трате имущества на милостыню (закят) и на жизненные потребности (самого человека).
Именно поэтому ‘Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если человек станет опекуном сироты, у которого есть имущество, пусть ведет торговлю для этого сироты, а не оставляет это имущество уменьшаться из-за закята»[2].
Также передается от аль-Хакама Ибн Аби аль-‘Аса, что ‘Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал ему: «Есть ли у вас место для торговли? У меня есть имущество сироты, и вскоре придет время платить закят с него». Аль-Хакам сказал: «Я ответил: „Да". И тогда он дал мне десять тысяч, и я не виделся с ним столько, сколько пожелал Аллах, а после вернулся и он сказал мне: „Что случилось с имуществом?" Я ответил: „Вот оно. Его сумма достигла ста тысяч"»[3].
Также приводится от аль-Касима ибн Мухаммада, что он сказал: «‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, давала милостыню (закят) с нашего имущества, на которое велась торговля в Бахрейне»[4].
Шейх Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Нельзя быть попечителем имущества сироты никому, кроме сильного и опытного человека, а также человека, верного, которому можно доверять. Если попечитель или опекун сироты не обладает такими качествами, он должен быть заменен… Желательно на имущество сироты вести торговлю, ибо ‘Умар и другие говорили: „Ведите торговлю на имущество сирот, чтобы их имущество не терялось из-за милостыни (закята)"»[5].
Поэтому, владельцу имущества или попечителю сироты, обладающего имуществом, следует вести торговлю на это имущество, стремиться его увеличить, а не оставлять его уменьшаться из-за трат на жизненные нужды и милостыню (закят) так, что оно может быть потеряно или украдено.
Если такой человек умеет вести торговлю, то ему следует делать это самому, а если нет, то тогда нужно найти человека, которому можно доверять, и который имеет соответствующий опыт, и станет сотрудничать с ним, используя это имущество, чтобы пользу получали оба.
Также такой человек может поместить деньги в один из исламских банков, которые известны правильностью проводимых в банке операций с точки зрения Шариата и отсутствием запрещенных по Шариату имущественных отношений: таких как дача под проценты, кредит /риба/ и пр.
Также есть профессиональные фирмы, которые за определенную плату помогают в выборе проектов, предоставляя исследование о прибыльности проекта и изучая его на протяжении нескольких месяцев. За помощью можно обратиться и к ним.
В наше время есть много аферистов и мошенников, которые не боятся Аллаха и отбирают имущество людей, прибегая ко лжи и ухищрениям, поэтому владельцу имущества очень важно правильно выбрать и полностью удостовериться в человеке, которому он доверяет свое имущество.
Желательно, чтобы этим вопросом (а именно увеличением богатств людей, имеющих его) занимались правительства, потому что в руках правительства больше возможностей, чем в руках отдельных людей. И вместо того, чтобы брать имущество людей в качестве кредита[6], и давать за него определенные проценты каждый месяц, было бы лучше, если существовали настоящие полезные проекты, в которых могли бы участвовать люди по договору мудараба, урегулированному на основании заповедей Шариата.
Но так как правительства этим не занимаются, а среди людей мало тех, кому можно доверять, любой владелец имущества, который не умеет правильно инвестировать его, становится мишенью для разных аферистов и мошенников, что приводит к трате и потере имущества и неудовлетворенности интересов людей.
Просим Аллаха улучшить положение всех мусульман.
А Аллаху ведомо лучше.
____________________________________________________
[1] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 2408; Муслим. Ас-Сахих, № 593.
[2] Ад-Даракутни. Ас-Сунан. Т. 2. С. 109; аль-Байхаки. Ас-Сунан, № 11301: Ибн аль-‘Араби в «‘Аридату-ль-Ахуази» (Т. 2. С. 99) сказал, что это достоверное предание.
[3] Аль-Байхаки. Ас-Сунан, № 11303.
[4] Там же, № 11304.
[5] Ибн Таймийа. Аль-Фатауа-ль-кубра. Т. 5. С. 397.
[6] Когда человек открывает вклад в банке, он фактически кредитует банк, то есть дает ему деньги в кредит — прим. пер.
Как инвестировать в России мусульманину?
Россия – многонациональная страна, в которой проживает большое количество исповедующего ислам населения. Кто-то придерживается более светской позиции, кто-то более традиционной. Но в этой статье я хочу поговорить не о религии, а о финансах, исламском взгляде на них. Статья может быть кратким интересным ликбезом и для прочих религий, возможно, и сторонники ислама найдут здесь что-то полезное для себя.
Финансовый мир ислама имеет свою специфику, которая касается религиозного запрета получать проценты за одолженные средства и иметь гарантированный фиксированный процентный доход от инвестиций вне зависимости от результатов деятельности. Поэтому на валютном рынке (рынке форекс) существуют специальные безсвоповые счета – напомню, что положительный своп возникает при торговле некоторыми валютными парами и зачисляется на счет трейдера вне зависимости от результатов основной торговли. Фактически доход возникает от «переодалживания» валюты и разницы в ключевых ставках по каждой из них.
На фондовом рынке хотя и нет понятия свопа, но есть ряд других ограничений. Например, приверженцам ислама не подходят облигации – как и банковский депозит, этот продукт прямо предназначен для выплат долговых процентов. На срочном рынке присутствуют беспоставочные фьючерсы и опционы, а в мире акций имеется множество компаний, которые занимаются несовместимой с исламом деятельностью – скажем, торговлей алкоголем или свининой. Однако на покупку акций вообще, как и на дивидендный доход с них, запрета в исламе нет. Не несет фундаментального запрета и технология блокчейн, активно развиваемая в последние годы рядом международных банков. В 2010 году исламские активы стоили около 1 трлн. долларов.
Сегодня в мире существует огромное число биржевых фондов, в том числе таких, которые исключают компании с запрещенной в исламе деятельностью. Биржевые фонды – это фонды, содержащие в одной структурной единице множество (нередко сотен и даже тысяч) различных активов. Некоторые из них все же допускают присутствие малой доли (до 5%) запрещенных исламом компаний – но если доход с них отдается на благотворительность, то инвестирование в подобные фонды по мнению некоторых финансистов исламских стран можно считать допустимым исламом поступком.
Скажем, для инвестиций в американский рынок можно использовать фонд, отслеживающий индекс S&P 500 Shariah Index. Сравнивая доходность фондов можно видеть, что на протяжении большей части времени она мало отличается от стандартного S&P 500. Это неудивительно, поскольку наиболее крупные компании индекса (Apple, Microsoft и др.) занимаются разрешенной исламом деятельностью. Конкретным фондом для вклада мог бы быть, например, iShares MSCI USA Islamic UCITS ETF (ISUS). Чтобы инвестировать в него, нужно открыть счет у зарубежного брокера, имея сумму в несколько тысяч долларов (сам фонд очень дешев, но комиссии брокера и входной порог подразумевают примерно столько).
Разумеется, есть варианты инвестиций и в другие мировые регионы. Так, европейские акции вполне можно купить через фонд db X-trackers S&P Europe 350 Shariah UCITS ETF (XSHE). Еще более универсальным вариантом является вложение в акции всего мира через биржевой фонд iShares MSCI World Islamic (ISDW). С 2008 по 2017 год с учетом реинвестирования дивидендов его доходность увеличилась в 2.4 раза. Комиссия за управление фондом составляет 0.6% годовых, стоимость менее 50 долларов. Капитализация фонда вполне приличная – около 150 миллионов $.
Выводы
Запрет на облигации делает инвестиционный портфель исламского инвестора достаточно агрессивным. Иначе говоря, для полного раскрытия потенциала указанных выше фондов может понадобиться продолжительное время. В период бурного роста экономики и мирового ВВП такой портфель будет давать доходность выше традиционного сбалансированного портфеля (с облигациями), но в кризисы и периоды стагнации его результаты могут совсем не радовать инвестора.
Консервативные фонды денежного рынка для исламского инвестора также не годятся, поскольку они, несмотря на название, представляют собой краткосрочные облигации сроком от недель до месяцев. Для компенсации падения рынка исламский инвестор может попробовать включить в портфель небольшую долю фонда золота – золото часто (но не всегда) растет в кризис, т.е. ведет себя противоположено мировому фондовому рынку.