Нововведения в похоронах у мусульман

Нововведения в похоронах у мусульман

Разрешается ли в шариате справлять поминки?

Устроение поминок является религиозным новшеством и обычаем времён невежества, и аргументом в пользу этого являются слова сподвижника Джарира ибн ‘Абдаллаха ал-Баджали: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным». Об этом сообщили Ахмад (6905) и Ибн Маджа (1612), но в версии последнего нет слов «после похорон». Шейх Ахмад Шакир назвал хадис достоверным.

Мусульманские законоведы единодушны в том, что приготовление еды для тех, кто приходит выразить соболезнование, по меньшей мере нежелательно [Ибн ‘Абидин. Курра. Т. 1. С. 246; Ансари. Асна ал-маталиб. Т. 1. С. 335; Макдиси. Фуру‘. Т. 2. С. 230-231]. Имам аш-Шафи‘и пишет: «Я считаю нежелательным проводить поминки, т. е. собираться в доме покойного, даже если собравшиеся не плачут, потому что это возобновляет печаль и доставляет хлопоты» [Шафи‘и. Умм. Т. 2. С. 638].

Несмотря на это, обычай справлять поминки широко распространился среди мусульман. Поминки справляют на третий, седьмой и сороковой день после смерти, иногда люди собираются каждый четверг до истечения сорока дней. В разных регионах сложились обычаи предлагать присутствующим определённые виды угощений, читать определённые молитвы или суры из Корана. Иногда поминки организуют с таким размахом, что они мало отличаются от свадебного пиршества. Всё это является следствием религиозной неграмотности, и религиозные деятели обязаны делать всё возможное для исправления ситуации. Они должны разъяснять людям, что усопший нуждается в добрых делах своих детей и что те могут помочь ему заслужить прощение Аллаха. Они могут молиться за него, исполнить его обет, раздать милостыню или совершить паломничество от его имени и т. д. Что же касается поминок, то они не только не приносят ему пользу, но и являются новшеством, которое отвергается Всевышним Аллахом.

Вместе с тем нужно принимать во внимание, что многие в наше время считают поминки частью религиозной традиции. На этих обычаях выросла молодёжь и состарились старики. Поэтому при разъяснении данного вопроса необходимо учитывать целый ряд религиозных, психологических и социальных факторов, а также соотносить пользу и вред возможных последствий. Нельзя допускать, чтобы порицание предосудительного сопровождалось непочтительным отношением к старшим или приводило к разрыву родственных связей или к конфликтам в семье или в обществе, потому что такого рода последствия хуже и опаснее, чем многие из религиозных новшеств, которые нуждаются в исправлении. А помощь во всех делах приходит только от Аллаха!

e-minbar

Аллах Всевышний упоминает о смерти в Куране 164 раз, что придаёт этому вопросу огромную значимость. Так, Всевышний Аллах говорит: «Где бы ни были вы, смерть настигнет вас, даже если бы укрылись вы в башнях, высоко вознесённых». (Женщины,78). 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Часто вспоминайте разрушительницу всех наслаждений - смерть, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о ней в трудном положении, оно обязательно покажется ему лёгким». аль-Баззар. 682. Хадис хороший. 

Итак, вопрос которым задаются многие мусульмане? Что такое 3 - 7 - 40 дней, 52 дня, нужно ли это? Несёт ли это в себе пользу для умершего? Это Ислам или исторически сложившийся обычай? Чтобы мы могли получить ответы на свои вопросы, достаточно обратится к Корану, в котором мы всегда найдем ответы на наши вопросы. 

Как вы можете сами увидеть, нигде не упоминается о таких числах, что после похорон нужно делать обязательные Ду'а через 3, 7, 40, 52 дня, приглашая к себе "имамов" и "мулл". 

Шейх Салих ас-Сухайми, Преподаватель в мечети Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), Преподаватель в Исламском Университете «аль-Джами’а аль-Исламия» г. Медина, Известный ученый г. Медины. 

Отвечая на вопрос о чтении Корана над умершим, сказал: "Чтение Корана у могил или после погребения или через неделю, через 3 дня, через 40 дней... считается нововведением, т.к. нет никакого довода в отношении этого".

Задумайтесь, какой довод приводят люди, которые считают, что нужно проводить такие обряды по истечению определенного срока (будь то 3, 7, 40, 52 дня..) 

Их доводами являются лишь слова: "Так делали наши отцы, бабушки, дедушки..." 

В первую очередь мы мусульмане, мы должны руководствоваться Кораном и Сунной Посланника Аллаха (саляллаху алейхи вассалям), а не делать то, что делали наши предшественники. Аллах в своей книге говорит: Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем? (2:170) 

Этот вопрос можно обсуждать бесконечно долго, надеюсь кому-то это напоминание принесет пользу, ведь Аллах в своей книге говорит: "И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим"  (51:55).

Чтение Корана умершим, новшества, обманы | шейх Сухайми

Шариатское постановление по вопросу: Чтение Корана (в часности суры «Йа-Син») по умершим.

Также речь про:

- преступление по отношению к имуществе наследников

- чтецов Корана которые обманывают людей

- отношение к запретным процессам в похоронах

На вопрос отвечает уважаемый ученый г. Медины, преподаватель в мечети Пророка шейх Салих ас-Сухайми (да сохранит его Аллах):

Спрашивающий: «Да воздаст Вам Аллах всем благом. Спрашивает: “Сегодня присуствовали на похоронах на погребальном процессе умершего на кладбище в Бакъи’. Один из родственников умершего стал читать суру «Йа-Син» и «аль-Фатиха» при погребении (умершего)”».

Ответ Шейха ас-Сухайми: «Он ошибся! Это – новшество из новшеств. Ничего не читается из Корана по умершему. Есть лишь слабый хадис “читайте Йа-Син по вашим умирающим”. Те ученые, которые руководствовались этим хадисом лишь дозволяли читать при смерти умирающего, до выхода души. Но чтение Корана после погребения или у могил через неделю (после смерти), или через сорок дней, или через три дня, как это делают хозяева похорон, о чем Аллах не ниспослал никакого доказательства. Деньги которые расходуются там являются напрасными, и поэтому поводу не дозволяется кушать на этих пиршествах.

Был сподвижник когда кто-то умирал у него, закрывал у себя дверь перед людьми, чтобы не было чего? Чтобы не собирались в кучу. Собираться для соболезнования – новшество. Соболезнуй своего брата на кладбище, или в любом другом месте, где ты встретишь его. Что касается собрания для соболезнования, то это из больших новшеств!

А если собрались за чтением Корана (по умершему), то это – порицаемое новшество. И если это было за счет умершего, то это нарушение прав наследников. Так как это (имущество) становится не личностью умершего, а переходит от него к наследникам.

Запрещено тебе тратить оттуда даже одну копейку на этих чтецов-нечестивцев. Я их называю нечестивцами (фудджар), так как они не соблюдают по отношению к верующим ни родственных, ни договорных обстоятельств. Их волнует... когда наступило утро, желают чтобы кто-то умер. Когда слышат об умерше, радуются. Затем приходят к нему бедняки, от умершего, если они из бедных, то не идут к ним, (говорят): “Нет, нет, найди другого чтеца, поищи младших чтецов, я не подхожу тебе, я нуждаюсь в более больших похоронах эти похороны не приносят пользы”. Так или нет?! Это присутствует в странах мусульман или нет?! Это присутствует и это, уа-Ллахи, отвратительное преступление!

Не разрешается присутствовать там и кушать из этого что-либо. Нельзя кушать с этого однозначно! Так как это преступление в отношение наследника, преступление в том, что это нововведение, преступление в том, что там собираются на лжи. И этот чтец, которому приносят сладости, фрукты, мясо, как только забивает свой живот, он начинает шататься направо и налево, и вытягивает свою глотку чтением (Корана) словно он – певица! Уа-Ллахи, это – порицаемое (дело) и не доходит до умершего.

Уа-Ллахи не доходит. Уа-ллахи, би-Лляхи, та-Ллахи, клятвой которой приближаюсь к Аллаху в мечети Посланника Аллаха, о том, что это не доходит до умершего! Воистину, это новшество из новшеств. Побойся Аллаха в имуществе наследников! Побойся Аллаха в наследственном имуществе наследников и не трать их на тех чтецов-нечестивцев!

Выгоняйте этих чтецов, они продают знамения Аллаха за ничтожную цену. Преступники, уа-Ллахи преступники. Среди них даже найдешь без бороды или усов, их лица подобны лицам женщин. Обратите внимание, извините меня за эти слова. Этот порок почти повсюду распространился по всему исламскому миру, кроме тех, кого помиловал Аллах. Проводить такие похороны – новшество из новшеств. Кушать оттуда запрещено. Расходовать имущество наследников для этих чтецов – отвратительноее преступление! Ты будешь спрошен за это в Судный День, этот наследник спросит с тебя перед Аллахом. “Зачем ты отдал мое имущество,и мое право, то, что унаследовал мне мой отец, этому чтецу, бесстыжему лжецу?! Который играет с книгой Аллаха!”

Некоторые из них, если ты даешь им много денег, читают из аятов милости, если даешь мало денег, читают из аятов мучения.

Один мне рассказал, в один день одному не понравилось сумма денег, риялов и т.п., выплаченные ему. Он стал читать из аятов мучения «Схватите его и закутайте, потом бросьте его в Ад и нанизьте его на цепь длиной в семьдесят локтей!» (сура 69: 30-32) Субхана-Ллах.

Расстроились бедные родственники умершего и сказали: «Брат, ну прочитай из аятов милости, найди аяты о Рае». Тот сказал: “Субхана-Ллах! Хотите Рай бесплатно?! Хотите Рай бесплатно?! Заплатите чтобы я вам прочитал!” Когда ему дали много денег, он сказал: «О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» (сура 89: 27-30)

Посмотрите как эти подлецы поступают с книгой Аллаха! Играют с ней, уа-Ллахи! Уа-Ллахи, играют с ней! Нельзя присутствовать на таких встречах, нельзя кушать оттуда, нельзя ходить туда, нельзя давать соболезнование в местах, где устраиваются такие палатки».

islam-forum

Национальные похоронные обряды и обычаи мусульманских народов, порицаемые шариатом

Приведем некоторые обычаи и традиции, связанные с погребальным обрядом и практикуемые мусульманскими народами, но порицаемые Шариатом.

Проведение собраний с целью отметить именно 40 дней после смерти человека. При проведении поминальных обрядов нельзя подражать традициям немусульман. Проведение собраний с намерением отметить 3-й, 7-й, 40-й, 52-й или любой другой день и год после захоронения человека, как это заведено у многих мусульманских народов, не является ни сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Проведение этой традиции с указанным намерением порицается Шариатом.

Особенно не соответствует Шариату, как это принято в настоящее время в некоторых селах, собрания, проводимые с целью отметить 40-й день, собрав для этого с городов и сел всех своих родственников, на которых они делают чрезмерные расходы, покупая разнообразные яства.

Если бы те средства, которые родственники покойного расходуют в этот день на разнообразные блюда и на дорогу, они раздали бедным и нуждающимся или же пожертвовали их на проведение воды, сооружение дорог, мостов, благоустройство мечети и медресе, то и их покойные, и живые получили бы от этого в тысячи раз больше пользы.

Соблюдение траура женщинами после смерти родственника более 3-х дней. Немало таких женщин, которые даже в течение нескольких лет носят траурную черную одежду. Согласно Шариату, женщине, даже если умер ее отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трех дней, кроме случаев, когда умер ее муж или она окончательно развелась с ним. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырех месяцев и десяти дней.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трех дней. Если же умер ее муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». аль-Бухари, Муслим.

Отращивание бороды родными и близкими умершего. Борода является сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), однако в Шариате не поощряется ее отращивание, связав это именно со смертью человека. В Шариатских книгах написано, чтобы мы не совершали что-либо в дополнение тому, что мы соблюдали до смерти кого- либо, т.е. выражение печали и других отдельных обычаев совершаемых для того, чтобы народ видел это.

Расходование имущества человека, после смерти которого остались еще не достигшие совершеннолетия дети (сироты), в качестве милостыни и на другие желательные деяния. Дети, у которых умер отец, считаются сиротами, пока не достигнут половой зрелости. Наследство, которое осталось для них после смерти отца, является их собственностью и расходуется по усмотрению попечителя исключительно на содержание этих детей (попечитель назначается отцом детей или судьей (кадием)). Все деньги отдаются детям полностью по достижении ими совершеннолетия, согласно Шариату. Поэтому, в частности при проведении поминок, запрещается расходовать деньги сирот для угощения гостей. Однако мать детей и совершеннолетние дети могут расходовать свою долю имущества, после его разделения на такие желательные цели.

Сказано в Священном Коране: «Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте ваше дурное на хорошее сирот. Не используйте имущество сирот не в соответствии с Шариатом в дополнение к вашему, ибо, поистине, это большой грех». сура «Ан-Нисаъ»,аят 2. В другом аяте говорится: «Воистину, кто питается на деньги сирот без права, тот питает в своем желудке огонь и будет гореть в адском пламени». сура «Ан-Ниса»,аят 10.

Если умерший завещал, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства и если эти расходы на желательные деяния делаются из этой части имущества, то это другое дело. Из имущества человека, который умер, оставив после себя несовершеннолетних детей и не составив завещания, дозволяется делать расходы только не его похороны и на возмещение его долгов перед Всевышним и людьми, а тратить его на желательные (сунна) цели, такие, как милостыня и т.п. является запретным (харам).

Если все без исключения наследники уже совершеннолетние и все они дают свое согласие, то из оставшегося после смерти человека имущества дозволяется делать расходы на благие желательные цели, такие как подаяние и т.п.

Не выполнив оставшиеся на покойном долги, будь они связаны со Всевышним или людьми, следуя обычаям других, раздача его оставшегося имущества на желательные (сунна) деяния (милостыня и т.п.).

Недействительна раздача наследства умершего и продажа хотя бы его части до тех пор, пока не исполнят завещания умершего, не раздадут долги и не выделят стоимость хаджа и умры, если он был обязан их совершить, а также расходы на саван и захоронение. В случае если денег для выполнения всего перечисленного недостаточно, продается что-либо из наследства.

Если на покойном остался не возмещенный пост, хадж, не совершенный при наличии такой возможности, не выплаченный закят или долги перед другими людьми, то пока хоть часть из указанного остается неисполненной, нельзя из его наследства расходовать средства на желательные цели. Поэтому его наследники в первую очередь должны обратить внимание на возмещение указанных деяний. Если сами не знают, как это делается, то пусть отправляются к ученым-богословам, которые хорошо разбираются в этих вопросах. Затем, отложив из его наследства столько средств, сколько достаточно для возмещения этих долгов, из оставшейся части выделяются средства, указанные в его завещании, т.е. не более 1/3 части.

Завещание выполняется при условии, если умерший завещал раздать, согласно религии, не более1/3 части всего наследства. Остальные 2/3 части наследства распределяются между теми, кто имеет право получить свою долю из этого наследства, которая указана в Шариате (в книгах о наследстве (мирас)).

Однако, до тех пор, пока не возместят долги покойного, нельзя даже завещанные средства направить на соответствующие цели (на исполнение его завещания). Некоторые люди завещают что бы после его смерти отдали что-либо из его имущества одному из своих наследников. Этого нельзя делать (если остальные наследники с этим не согласны), ибо в хадисе сказано, что завещание не предназначено для наследников. Для наследников есть определенная самим Кораном и хадисами часть имущества покойного.

Оставшаяся после этих процедур часть имущества является собственностью наследников, и поэтому ее необходимо соответствующим образом распределить среди них или если все наследники являются совершеннолетними и умственно полноценными, то каждый из них из своей доли по возможности может направить средства на совершение благих, рекомендуемых деяний за душу усопшего. Если среди наследников есть такие, которые не достигли совершеннолетия или умственно неполноценные, то из их доли имущества не следует ничего выделять на желательные деяния, такие как милостыня и т.п.

Украшение могилы мрамором или другими дорогостоящими камнями, израсходовав на эти цели большие средства, и установление над могилой роскошной мраморной плиты. Особенно порицаемо, когда на над могильной плите рисуют или прикрепляют портрет, фотографию покойного. От средств, потраченных на украшение таким образом могил, нет никакой пользы ни для покойного, ни для живых.

Причитание, рыдание и громкий плач при смерти родного или близкого человека. В Шариате не порицается проливание слез из милосердия к покойному и тихий плач по нему, однако громкий плач и рыдание так, что слышно даже снаружи дома, является запретным.

Проведение времени большинством людей, пришедших на сборы для выражения соболезнования, в разговорах об имуществе, о мирском, в хуле и наговорах на других так, что эти деяния только вредят им самим и покойному, но никак не приносят пользу, ни им, ни ему.

Необходимо извлекать пользу от таких собраний, превратив их в благочестивые маджлисы, совершая мольбу и читая что-либо из Корана (делая тафсир) за душу умершего, рассказывая присутствующим об основах религии, где знающий может передать свои знания другим. Если поступить так, то, поистине, польза от этого велика и для покойного, и для самих собравшихся на соболезнование. Следует учесть и тот факт, что в таких местах (на соболезнованиях) люди особенно внимательно слушают проповеди и внимают им.

Увидев, как один совершает большие расходы на желательные деяния, и беря пример с него, утверждая, что он не хуже того, стремление каждого (и бедного, и богатого) изыскать средства, чтобы делать такие же большие расходы на рекомендуемые деяния, т.е. не ради Всевышнего Аллаха, а напоказ, ради людей. Добровольные пожертвования делаются каждым человеком, исходя из своих возможностей. Совершение чего-либо благого, следуя традициям и обычаям людей, не приносит нам никакой пользы на том свете, ибо Всевышний не принимает деяние раба, если его намерение не искреннее.

Последовав этим традициям, совершая их напоказ, ради мирских целей, мало ли людей оказались в больших долгах и безвыходном положении?! Не лучше и не легче ли совершить такие добровольные расходы, исходя из собственных возможностей, чем, боясь разговоров людей, следовать обычаям, приносящим вред как для вечного, так и для дольнего миров?! Не нужно бояться сплетен людей, пусть говорят. Ведь их сплетни никак не повредят тебе, напротив, принесут пользу, ибо их благие деяния сотрут с их книг деяний и перенесут на твою книгу деяний.

В некоторых населенных пунктах повелась традиция раздавать в качестве милостыни каждой семье по килограмму сахара, риса или определенную часть мяса, хотя у них на самом деле нет таких возможностей. А в других селах, помимо того, что раздают мясо на душу населения данного пункта, раздают его и за пределами своего села, в соседних населенных пунктах. Чем расходовать 100000 рублей, следуя таким традициям, лучше потратить 100 рублей в пользу бедных и нуждающихся, отдать в мечеть-медресе, учащимся религиозных учебных заведений, на издание и распространение религиозной литературы и на другие подобные цели. Особенно если сделать указанные огромные расходы с намерением следовать традиции и обычаям людей, то за такие пожертвования хозяева не получат вознаграждения.

Посещения кладбищ вместе мужчин с женщинами неодобряется в Исламе. После вынесения носилок с телом умершего из дома остановка в пути и собрание вокруг него для чтения зикра или ношение на кладбище, открыв его лицо, или открывание его лица по пути на кладбище и его поглаживание недозволено.

Запрещено откладывание захоронения покойного после уже готовой могилы, обмывания и заворачивания, т.е. после всех необходимых обрядов, до тех пор, пока не закончат чтение Корана за душу умершего или пока не приедет издалека его какой-то родственник. В хадисе, переданном имамами Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел скорее подготовить умершего и захоронить его».

Люди, отправившиеся на кладбище, чтобы хоронить покойных, проходят над могилами, сидят или стоят на них, проявляя беспечность к надлежащему поведению там. Хадис Пророка (мир ему и благословение), переданный Муслимом, гласит: « Вам лучше сидеть на раскаленных углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле». При возникновении крайней необходимости, т.е. если нет другого пути, то не запрещено ходить через могилы.

Выявление недостатков покойного. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Вы упоминайте только хорошие деяния усопших».