Нововведение в религию и всё что связано с этим

Нововведение в религию и всё что связано с этим

Унижение нововведенцев, а также оставление собраний с ними, кроме как при наличии пользы

Ясно высказались учёные о дозволенности: унижения нововведенцев, не совершая за ними намаз и не совершая за них упокойный намаз (джаназа), также не посещать больного из их числа и не передавать что либо от них, когда есть другие передатчики. Поистине, при передаче от подобного возникает опасность распространения его состояния, а также восхваления его посредством упоминания, что в итоге может привести к популяризации его новшества среди простого народа. Апеллировали учёные на дозволенность унижения нововведенцев Словами Всевышнего Аллаха: «Те, которые враждуют с Аллахом и Его Посланником, окажутся в числе самых униженных» (Сура «Аль- Муджадалят», аят 20), сказал имам Куртуби: «Апеллировал имам Малик (да смилуется над ним Аллах) этим аятом на враждебное отношение к кадаритам и оставления нахождения с ними. Передал Ашхаб от имама Малика: «Не сидите с кадаритами и враждуй с ними ради Аллаха»». Сказано в одном предании: «Тот, кто возвеличил приверженца нововведений, тем самым помог в разрушении Ислама».

Шейхуль Ислам Абу Усман ас-Сабуни передал единогласное мнение учёных Ахлю Сунна валь-Джама`а о дозволенности унижения нововведенцев: «Вместе с этим они также были едины в необходимости всяческого подавления, посрамления и унижения приверженцев нововведений, отдалении от них и недопустимости дружбы с ними, будучи убежденным в том, что отстранение от них и порывание с ними любых связей, есть один из актов приближения к Всевышнему Аллаху». Он также сказал: «Они ненавидят приверженцев нововведений, которые привнесли в религию то, что к ней не относится, не проявляют любви к ним, не берут их себе в спутники и друзья, не слушают их, не сидят в их собраниях, не вступают в споры и дискуссии с ними по вопросам религии, и считают недопустимым слушать их ложь и заблуждения, которые могут закрасться в сердце человека, а затем, одолевая его этими зловредными мыслями и наущениями, причинить ему непоправимый вред. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором. Если же дьявол заставит тебя забыть [об этом], то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь» (Сура «аль-Ан`ам», аят 68)».

Передал имам Укбари с цепочкой передач, что Амр ибн Динар сказал:«Когда Тавус совершал таваф, его встретил Ма`бад аль-Джухани, сказал ему Тавус: «Ты Ма`бад» ? Тот ответил: «Да», повернулся к людям Тавус, и сказал: «Это Ма`бад, унижайте его». Это всё, как мы уже упоминали ранее, зависит от пользы, и бывает так, что положение изменяется от времени к времени, от личности к личности[1], от места к месту.

[1] Сказал имам Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ним Аллах: «А что касается нововведенца, который призывает к новшеству и утверждает, что то, к чему он призывает является истиной, то это (является) причиной для заблуждения людей и его зло распространяется на других. И желательность в выявлении ненависти, враждебности (к нему), прерывании (с ним связей), унижении его, поношении его из-за его новшества, отталкивании людей от него (является) суровым (т.е. важным). И если он даст салам в уединении, то нет в этом вреда. А если ты знаешь, что твое отчуждение от него, а также и молчание ему в ответ, приведет его к отвращению от своего новшества, и окажет влияние в удерживании его (от этого новшества), то в этом случае более предпочтительным является не отвечать на его приветствие потому что ответ на приветствие хоть и является обязательным (ваджиб), отпадает (обязательность ответа) самым малым в чем есть какая-нибудь польза (маслахат), и отпадает (обязанность) даже если человек находится в бане, или справляет нужду. И цель от сдерживания его (от новшеств) более важна, чем цель (от салама). А если (во время приветствия) находиться среди людей, то оставление ответа на его приветствие более предпочтительно, отталкивая людей от него и отвращая его новшество в глазах людей. Также предпочтительным является удерживание от проявления добра к нему и помощи ему, особенно в том, что выявляется среди людей. Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто поругал приверженца нововведений, то наполнит (Всевышний) его сердце спокойствием и иманом. А тот, кто унизит приверженца новшеств, то Аллах обезопасит его от дня большой боязни. А тот, кто смягчится ему, возвеличит его и встретит его радостью, то он пренебрег тем, что было ниспослано Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует». (Приводится в «Муснад», Шихаба аль-Кадаи). (Следующий это): Нововведенец – простолюдин, у которого нет сил и средств для призыва (к своим новшествам), и от которого нет боязни, что за ним последуют другие. Его положение более лёгкое. И предпочтительным считается не оскорблять его, не грубить с ним и не унижать его. Наоборот (следует) проявить мягкость при наставлении его, так как сердца простых людей быстры к изменениям» (см. «Ихья улюм ад-Дин»). (прим. пер.)

darulfikr

Что такое бид'ат (нововведение)?

Ответ: Бид'ат, выведенное позже. Бид'ат вносят в обычаи или поклонения.

Бид'ат в обычаях, сделанное не ожидая савабов, для мирских целей. Если такое нововведение не нарушает поклонение или не запрещено в религий, то не грех. Бид'ат в обычае, это носить пиджак, пальто, пить чай, кофе, и все то что не запрещено в Исламе. Это не грех. В хадисах сообщается что наш пророк носил обувь христианских священников, носил римский плащ. [Тирмизи]

Естественные науки в Исламе не относятся к бид'ату. Сделать научное открытие, это приказ Ислама. Хадис-и шариф: «Идите за знаниями даже если они в Китае! Наука и ремесло, потерянное имущество мумина. Берите где его найдете», приказывает не следование кафирам, а искать науку и знания если они находятся у кафиров. [Мавдуат-уль-улум]

Бид'атом в поклонениях называют, то чего не было во времена пророка и четырех халифов и появилось позже, путем ложных убеждений, слов, деяний и обычаев. Вводить бид'ат в поклонения, большой грех. Исполнять бид'ат выдавая за сунну, харам. Выдавать все это за веру и поклонения или же не считать важным необходимые положения религий, что это не касается религий, бид'ат. Некоторые из нововведений куфр, некоторые, большой грех. В хадис-и шарифе сказано: «Любое нововведение, заблуждение». [Муслим]

Тот кто вывел нововведение, считает что он нашел недостаток в прежних решениях и хочет их изменить, вывести на свет новое решение. Считает сахих хадисы выдуманными, не доверяет ученым Ислама. Нововведенцы, люди высокомерные.

Хазрат-и Имам Газали сказал: ''Почему греха высокомерия больше чем некоторых других грехов: Величие, особенность Аллаху тааля, а высокомерие раба, сравнимо с тем как раб свергает своего господина и занимает его место надев на себя корону властителя. Совершить преступление не выполнив приказ правителя но при этом поддерживать его, и занять место правителя чтобы раздавать приказы, две огромные разницы. Вот и высокомерие не такое преступление как не выполнение приказов Всевышнего Аллаха, а такой как, грех считать себя божеством''.

Поэтому, бид'ат намного больший грех таких запретов как воровство, убийство, проституция, употребление алкоголя. Согрешивший человек, протестует против воли Аллаха, совершает большой грех. Но тому кто вносит нововведение, не нравится решение Аллаха, Его посланника, наследников пророка ученых и он выводит новое решение, чем желает стать основателем религий. Т.е. выступает против Всевышнего Аллаха, пророка, и пытается свое видение выдать за религию. С этой точки зрения, нововведенцы совершают намного большой грех чем вор, разбойник, убийца. Вот по этим перечисленным причинам наш пророк сказал: «Я не из них, и они не мои. Борьба против них, важнее борьбы против неверующих». [Дейлеми]

Почему мусульмане разделились на различные плохие группы?

Ответ: Наш пророк (алейхиссалям) сказал: «Перед приближением Судного Дня, уменьшится количество ученых». [Ибни Маджа]

Чем больше мы удаляемся от времен пророка, тем меньше становится знании, невежества становится больше. Если больше невежества, значит появится большое количество зублудших, которые будут сбивать народ с верного пути. Сунну будут выдавать за нововведение, а нововведения будут выдавать за сунну и распространять их среди мусульман. Т.е. истину будут выдавать за ложь, а ложь за истину. Вместе со всем этим, мусульманам невозможно будет избежать заблуждения. В хадис-и шарифе сказано: «Никакое общество обретшее хидаят, до той поры пока не станет выдавать истину за ложь, а ложь за истину, не впадет в заблуждение, т.е. не разрушится». [Тирмизи]

Поэтому, нужно подробно узнать что такое сунна и что такое бид'а. Чтобы суметь понять тех кто свое заблуждение выдает за ''хорошее бид'а''. Не может быть изменения в поклонениях, нельзя поклонения сделать еще лучше. Это все равно что сказать: ''Это поклонение Аллах дал не в полной мере, правильнее сделать так как говорю я''. Не может быть ''хорошего бид'ата'' в поклонениях. Имам Раббани, в своем Письме подробно раскрывает эту тему. ''Разве Аллаху тааля и Его посланник не знали, а вот мы знаем? Какое у нас есть право вносить изменения? Нововведения могут быть в обычаях и быту, это нормально. Но в поклонениях не могут быть изменения.''

Новые технологий необходимы для жизни, с их появлением изменения в поклонениях происходить не будут. Например произвести видеосъемку намаза, и просмотреть это видео во время наступления намаза, не будет засчитано как совершение намаза. Проиграть аудиозапись Священного Корана у могилы мусульманина, не будет прочтением Корана для покойника. Все внесения в поклонения извне, это бид'а. Наш пророк (алейхиссалям) сказал: «Каждое бид'а, заблуждение». [Муслим ] Нельзя считать что так будет лучше, и необходимо избегать всякого рода изменений.

Что такое бид'ат, что имеется ввиду когда говорят бид'ат?

Ответ: Бид'ат, то что введено в религию позже. То чего не было при пророке и его четырех халифах, и было включено в религию позже и использовалось как поклонение. К примеру, вместо того чтобы сразу после намаза читать Аят-уль курси, читать Салятан тунджиа и другие дуа, является бид'ат. Потому что во времена пророка так не делали. Все это нужно читать после Аят-уль курси и тасбихов. После намаза и дуа, прежде чем встать, сделать земной поклон-суджуд, тоже бид'ат. Читать азан в микрофон тоже бид'ат. Потому что во времена пророка (алейхиссалям), азан читал муэдзин, причем своим голосом, забравшись на возвышение.   

Сказано было Посланником (саллалаху алейхи уассалам): «Когда Бид’ат распространится повсеместно, и пришедшие позже будут проклинать предыдущих, пусть тот, кто знает, сообщит об этом всем! Если не будет говорить и скроет, то (будет считаться, что) он скрыл Священный Коран, ниспосланный Аллахом». [Ибни Асакир].

Бид’ат, - это то, что появилось позже: Новшество, Нововведение

Нововведение может быть:В мирской Жизни, Обычаях. В Поклонениях Бид’ат в Мирской Жизни, Обычаях: К примеру, носить не противоречащую шариату неисламскую одежду, обувь, или же пить чай, кофе, - религия не запрещает. В хадисе сообщается, что Пророк (саллалаху алейхи уассалам) иногда надевал обувь, которую обычно носили священники, пользовался одеждой греческого покроя. [Тирмизи].

От таких новшеств не ожидают каких-либо духовных вознаграждений от Аллаха. Их цель – получение лишь мирских благ. Если такое новшество не нарушает какое-либо религиозное поклонение, или же не является чем-либо запрещенным (харам) в Исламе, то за это нововведение не будет греха. Различные нерелигиозные науки и научные исследования не являются Бид’атом в религии. Напротив, - шариат предписывает изучать науки, стремиться к научным достижениям. В книге «Мевдуат-уль-улюм» приводятся хадисы, в которых сказано: «Получайте знания, даже если они в Китае!» «Науки и искусство, - утраченные имущества верующего. Пусть берет, где бы ни нашел их».

Бид’ат в Поклонениях: - Это выдуманные или привнесенные из других конфессий убеждения, слова, действия в религии, отсутствовавшие во времена Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уассалам) и четырех праведных халифов. Некоторые Нововведения (Бид’ат) в поклонениях являются большим грехом, а некоторые – куфром (выводящим из веры). Сказано в хадисе в переводе смысла: «Всякое нововведение в религии – Бид’ат, а каждый Бид’ат – заблуждение. И каждое заблуждение ведет в Ад». [Бухари, Муслим, Ибни Маджа, Насаи].

Те, кто вносит нововведения в религию, считают, что в шариате есть недостатки и выдумывают новые условия. Например, они считают, что в сборниках выдающихся мухаддисов могут быть выдуманные хадисы. Это неуважение к ученым, как правило, объясняется их гордыней, повышенной самооценкой.

Ахмад б. Мухаммад ат-Тахтави (ум. в 1231/1816) в своих комментариях к книге «Дурру’ль-Мухтар»[i] пишет: «Спасшаяся община (Фырка-и наджиййа) объединилась в 4-х мазхабах ахли сунна валь-джамаа (Ханафи, Малики, Шафии, Ханбали). Кто не следует ни одной из этих 4-х религиозно-правовых школ, относится к числу Ахл-и Бид’ат, которые стоят на пути, ведущий к Аду». ["Хашийату аля-д-Дурр-уль-Мухтар шарху Танвир-уль-Эбсар"].

О Бид’ате, Сунне и Различии в Мнениях (в Иджтихаде) ученых

Имам Раббани (рахматуллахи алейх) считает, что принимать словесное намерение перед вступлением к молитве, является бид’атом. Он не принимает выражение «Бид’ат-уль-хасана» - хорошее деяние. Так что же теперь, принимающие словесное намерение совершают бид’ат, а ученые, считающие это бид’атом хасана, - в заблуждении?

Ответ: Различие во мнениях муджтахидов по одному и тому же вопросу – это милость Аллаха! Об этом говорится в хадисе от Байхаки. Один ученый по какому-либо вопросу может сказать, что это бид’ат; другой – что это дозволено, а третий может сделать вывод (иджтихад), что это сунна. И таких выводов среди муджтахидов по религиозному праву - великое множество. Даже в одном мазхабе могут быть разные иджтихады алимов. Например, на сегодняшний день начало времени Предвечерней молитвы (Саляту’ль-Аср) дается по иджтихаду Имамейна.[ii] А по иджтихаду Имама А’зама Абу Ханифы, намаз, исполненный в это время – будет недействительным. Такое положение существует как внутри мазхабов, так и между мазхабами. К примеру, участие в праздничной молитве по мазхабу Ханафи – ваджиб, а по остальным трем – сунна. Может быть и такое различие в иджтихаде: чтение «аят-аль-курси» после фард намаза по мазхабу Шафии – сунна, а по мазхабу Ханафи – бид’ат, так как «аят-аль-курси» у ханафитов читается после полного окончания молитвы (фард+сунна). Нельзя обвинять ученых из-за такого различного иджтихада, ведь шариат обязывает их, достигших уровня вынесения решений, действовать только по своему личному пониманию существа вопроса.

Принятие перед молитвой намерения в душе, является условием обязательным (фардом) во всех 4-х мазхабах. Ни в одном из них не будет намерение действительным, если оно произнесено только словесно. Человек должен быть готов к молитве, прежде всего, – душой. Есть ученые, которые считают, что дозволено произносить намерение еще и словесно. Такое же положение и при поднятии пальца при ташаххуде в молитве. Одни алимы говорят, что лучше этого не делать, а другие – что это сунна. Что делать в этом положении нам, обычным мусульманам? У нас один единственный путь познания Шариата, и это – следование выводам ученых своего мазхаба! Нет таких проблем, которые бы не были разрешены в нашей религии!

Ученые Ислама разделили Нововведения – Бид’аты на два вида: Бид’ат-уль-хасана и Бид’ат-ус-сеййиа. Появление школ и книг ученые относят к хорошим нововведениям - Бид’ат-уль-хасана. В книге «Хадика…» говорится: «Наша религия дает разрешение на использование таких новшеств из-за того, что они помогают совершать определенные поклонения».

Хазрат Имам Раббани считает, что нельзя осквернять хорошие вещи, дозволенные религией, словом Бид’ат, а надо их называть «Суннат-уль-хасана» - «Хорошие деяния». Слово «Сунна» применяется здесь в значениях путь, дело, которые могут быть и хорошими, и плохими. Об этом сказано в хадисе от Муслима, да будет милостив к нему Аллах.[iii] Нельзя считать, что хазрат Имам Раббани не принимает Бид’ат-уль-хасана. Он не принимает лишь такое название хорошему деянию. К примеру, если назвать слово «бид’ат» скверной, то получится, что скверна бывает хорошая (Бид’ат-уль-хасана), и бывает плохая (Бид’ат-ус-сеййиа). Если совершаемое деяние – хорошее, то и называть его надо «хорошим деянием» - Суннат-уль-хасана, а не осквернять это деяние словом «Бид’ат».

Бид’ат, совершаемый в наши дни

Как известно, Пророк (алейхиссалям) после окончания намаза (сунны или фарда), произносил: «Аллахумма антассаляму ва минкяссалям табаракта йа зель-джеляле вель-икрам», и сразу вставал к исполнению фарда или сунны. Однако в наши дни вместо того, чтобы после этого сразу встать на следующую молитву, читают дуа. Известно так же, что после полного окончания молитвы (сунна+фард+сунна) обращаться с мольбой (дуа) к Всевышнему Аллаху надо в соответствие с сунной только после прочтения Аят-аль-Курси и произнесения тасбихов, но в наши дни, часто, вместо Аят-аль-Курси читают дуа «Салятан Тунджина» или еще какую-либо мольбу к Аллаху. Это и есть нововведение, которое меняет сунну Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Если эти действия совершать постоянно, то получится, что в религию добавлено новшество – Бид’ат. А ведь сказано было Посланником, (саллалаху алейхи уассалам): «Кто совершает поклонения не так как мы, тот не из нас». [«Мизан-уль-Кубра» - книга Имама Абд-уль-Ваххаба аш-Ша'рани].

Еще некоторые из бид’атов (новшеств в религии):

Бид’ат: - Между молитвами «Сунна» и «Фард», а так же «Фард» и «Сунна», делать дуа, читать три суры «Ихляс», делать зикр и т.п. [Об этом новшестве сказано в «Рэдду’ль-Мухтар…» Имама Ибни Абидина].

Бид’ат: - После исполнения молитвы и дуа, делать земной поклон благодарения (суджуд-уш-шукр). [«Дурру’ль-Мухтар…» Имама аль-Хаскафи].

Бид’ат: - Вместо мытья ног при малом омовении (вуду, абдест), протирать по тонким носкам или по голым ногам. [В книге «Дурар ва Гурар» Имама Молла Хусрева].

Бид’ат: - В мечети после каждого намаза пожимать руки друг другу.[iv] [«Рэдду’ль-Мухтар…» Имама Ибни Абидина ад-Димашки].

Бид’ат: - Обвинять кого-либо из сахабов, или принижать достоинства кого-либо из них. [«Шарх-и Акаид» Имама Тафтазани].

Бид’ат: - При сопровождении покойника и при захоронении произносить громко такбиры, или еще что-либо громким голосом. [«Халеби-уль-Кабир» Имама Ибрахима аль-Халеби ].

Бид’ат: - В благословенные, праздничные ночи развешивать между минаретами светящиеся надписи в виде гирлянды. [«Мират-уль-Харамейн» Имама Эййуба Сабри Паша].

Бид’ат: - Не верить в мучения в могиле. [«Акаид-и Шэйбаниййа» Имама Мухаммада аш-Шэйбани].

Бид’ат: - Раздавать сладости из дома покойника в день захоронения. Зажигать поминальные свечи. Отмечать 3-й, 7-й (9-й), 40-й, 52-й (53-й) дни после смерти кого-либо.[v] [Об этом Бид’ате говорится в книге «Хашияту аля Мараки’ль-фалях шарху Нуру’ль-Изах» имама Тахтави].[vi]

Некоторые хадисы об Ахли-Бид’ат

- «Каждое нововведение – заблуждение» [Муслим].

- «Всевышний Аллах не примет у ахли-бид’ат ни дуа, ни закят, ни хадж, ни намаз, ни милостыню. Он выйдет из религии так же легко, как волос из масла». [Дейлеми].

- «Пока Ахли Бид’ат не оставит свое новшество ради Аллаха, никакие его поклонения не будут приняты». [Дейлеми, Ибни Наджар, Абу Наср, Ибни Аби Асым].

- «Ни один из Ахли Бид’ат не сможет пройти через мост Сырат. Он свалится в Ад». [Ибни Асакир]. 

- «Пусть будут прокляты те, которые выдумали и практиковали новшество. [Дара Кутни].

- «Да будет проклят тот, кто выдумал новшество, и тот, кто его защищает». [Бухари]. 

- «Самые лучшие поклонения – фарды, а самые худшие – бид’аты». [Байхаки].

- «Ахли Бид’ат – наихудшие из всех созданных». [Абу Нуайм].

- «Не оказывай уважения Ахли Бид’ат! Всевышний Аллах враждует с ними». [Ибни Асакир].

- «Тот, кто выказывает уважение нововведенцу, - принимает участие в разрушении Ислама». [Табарани].

- «Когда появятся нововведения в религии (бид’аты), пусть знающие оповестят об этом. Если же скроют, - да будут прокляты». [Дэйлеми].

[i] "Хашийату аля-д-Дурр-уль-Мухтар шарху Танвир-уль-Эбсар" – Книга имама ат-Тахтави (Саййид Ахмад б. Мухаммад б. Исмаил аль-Ханафи аль-Мисри. Умер в 1231/1816 г.). Является комментариями к книге "Дурр-уль-Мухтар" имама аль-Хаскафи (ум. в 1088/1677).

[ii] "Имамейн"; "Сахабейн" – Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шэйбани, - наиболее известные ученики Имама А’зама Абу Ханифы, достигшие уровня «Муджтахид филь-Мазхаб», да будет милостив к ним Аллах. Значимость согласованного мнения этих двух имамов, приравнивается к мнению Имама А’зама. [См. «Люди Сунны и Согласия – Кто Они» Абу Асада аль-Ханафи, СПб-2009].

[iii] Сказано в хадисе в переводе смысла: «Тому, кто даст начало хорошему деянию (Суннат-уль-хасана), запишется вознаграждение, а также вознаграждения тех, которые до судного дня будут продолжать эти деяния после него, и это не уменьшит наград, принадлежащих им. А тому, кто положит начало плохому деянию (Суннат-ус-сеййиа), запишется его грех, а также грехи тех, которые до судного дня будут продолжать это деяние после него». [Муслим].

[iv] Речь не идет о том, что запрещено после молитвы приветствовать друг друга, а о том, что не надо связывать данный салям с молитвой. В последнее время стало распространяться новшество (бид’ат) в виде хождения по кругу в зале мечети, для того, чтобы дать салям друг другу. Оно возникает в результате своего рода чинопочитания (или имамопочитания), которое отсутствовало в духовной практике мусульман времен сахабов, табиинов и их последователей. Особенно заметно это после Пятничного намаза: Имам остается стоять в михрабе и к нему (справа со стороны джамаата) выстраивается длинная череда желающих отдать ас-саляму алейкум вначале лично ему, а уж потом тем, кто встал за имамом. Причем, стоящие в левой части зала, торопятся туда, вправо, и становятся друг за другом!?! И попробуйте пожать руку кому-нибудь из таких братьев в левой половине, - он смерит вас непонимающим взглядом, и поспешит в правую часть зала. И что мы в результате имеем? Вместо того чтобы пожать руку брата, находящегося рядом, мусульманин идет занимать очередь. Налицо оставление сунны взамен нововведению – Бид’ату. А ведь избавиться от этого - легко! Надо только после молитвы имаму не оставаться в михрабе, а пожав руку первому же брату, начинать движение в сторону выхода. Кто имеет сильное желание поздороваться лично с ним за руку прежде, чем с другими, может сделать это в любой части мечети, или во дворе. Ладно бы все имамы, практикующие это нововведение, не понимали происходящее. Многие понимают, но оправдываются тем, что везде так делают, что джамаат к этому привык, и что люди не поймут их, если они это оставят. Очень интересно! А кто же тогда их к этому приучил? Возможно, этот обычай перешел к нам от шиитов, у которых почитание имамов имеет особенный смысл. Но мы, альхамдулильЛях, – Сунниты! Мы тоже уважаем наших имамов! Ведь они, прямо скажем, в это смутное время изо всех сил стараются объеденить джамаат. Однако их желание объединить джамаат и наше уважение к ним не должно обретать форму Нововведения - Бид’ата!

[v] Для того чтобы читать Коран, давать милостыню, обращаться с мольбой о прощении душ умерших, и т.п., не следует ждать определенного дня после смерти, а надо делать это при первой же возможности, чтобы хоть на миг раньше прийти покойному на помощь. И делать это по возможности каждый день. Отодвигать такую помощь на 3-й, 7-й (или 9-й), 37-й (или 40-й), 52-й (или 53-й) дни, это все равно, что предложить утопающему подождать несколько дней, а уж там мол, мы тебе поможем, кинем спасательный круг. Мухаммад Ма’сум аль-Фаруки (ум. в 1079/1668, да будет милостив к нему Аллах) пишет в своей книге "Мактубат-и Ма’сумиййа", что если кто-либо накормит бедных, раздаст милостыню, а возможные благости Аллаха посвятит душам умерших, то окажет им большую помощь. Однако не надо это делать в определенные дни. Нет никаких надежных сообщений по этому поводу, а значит, нет и оснований для установления таких сроков. [См. выше, главу: «Нежелательные и Запрещенные действия во время Похорон»].

[vi] Имам Тахтави: - Саййид Ахмад б. Мухаммад б. Исмаил аль-Ханафи аль-Мисри; ум. в 1231/1816.

Можно ли строить отношения с нововведенцем-бидаатчиком?

Не разрешено дружить с нововведенцами. Хазрат-и Имам Раббани говорит: ''Запомните! Разговаривать с нововведенцем во много крат хуже чем дружить с неверным. Избегать нововведенца нужно как дикого зверя, как ядовитой змеи.'' [1/260].

Ко всем кроме нововведенца, к другу и врагу, к мусульманину и кафиру, всегда нужно быть доброжелательным и мягким. Потому как не разрешается дружеское отношение к нововведенцам, лицемерам и открыто совершающим грехи, то нужно постараться с ними не видеться, пока нет безвыходной ситуаций, а если и пришлось с ними встретиться, то не оставаться при них дольше необходимого. [Никая].

Приведем несколько хадисов о запрете встречаться с нововведенцами:

«Проявивший уважение к представителю ахл-и бид'а (нововведенцу), тем самым помог в разрушений Ислама». [Табарани]

«Убегайте от них! Пусть не ввергнут вас в заблуждение и смуту». [Муслим]

«Не посещайте их если они заболели!» [Абу Дауд]

«Если встретитесь с ними, не здоровайтесь!» [Ибни Маджа]

«Не будьте с ними вместе, не ешьте с ними с одного стола!» [Укайли]

«Не участвуйте в их джаназа (заупокойная молитва), не совершайте вместе с ними намаз!» [Ибни Хиббан]

«Они не из моих, я не из них. Джихад против них, как джихад против неверных». [Дейлеми]

«Со смертью нововведенца, в Исламе происходит подобие завоевания». [Хатиб]

«Того кто вывел бид'а (нововведение), еще до смерти постигнет мерзость своего же нововведения». [Табарани]

«Пытаться учиться у ахл-и бид'а, из признаков приближения Судного Дня». [Табарани]

«Шайтан заставляет нововведенца совершать много поклонений и много плакать». [Муктубат-и Ма'сумийа]

«Будь строг по отношению к нововведенцу! Аллаху тааля их враг». [Ибни Асакир]

«Аллах Тааля наполнит иманом и освободит от страха сердце того кто с ненавистью посмотрит на представителя ахл-и бид'а. А того кто строг в общении с ахл-и бид'а, сделает спокойным в самый страшный день. А того кто презирает и опозорит нововведенца, поднимет на сто уровней в Раю. Кто здоровается с представителем ахл-и бид'а и встречает с тем что радует нововведенца, тем самым унижает Священный Коран». [Хатиб]

Сейид Абдулкадир-и Гейлани говорит: В хадис-и шарифе сказано: «Аллах Тааля наполнит верой сердце того кто ради Аллаха строго смотрит на нововведенца и освободит от страха». Один из великих представителей тасаввуфа Фудайл бин Йад сказал: ''Аллах Тааля не примет поклонения сказавших бид'а и совершающих бид'а и выведет из их сердец веру. Пусть у того кто не любит нововведенца мало поклонений, но есть надежда что Аллах Тааля простит за это. Поменяй дорогу если на пути встретится нововведенец.''

А Суфйан бин Уайна сказал: ''Аллах Тааля будет гневаться на того кто присутствует на похоронах нововведенца пока тот не покинет джаназа''. [Гуния]

Причиной такого отношения к нововведенев является огромный вред от нововведения. Потому что нововведенец вводит дополнения к религий, выводит собственные решения не считаясь с мнением Всевышнего Аллаха и пророка (алейхиссалям). Он не доволен решениями Аллах тааля и Расулуллаха. Это попытки распространить свой путь. Совершает грех который хуже всех остальных грехов.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) сказал «Моя умма разделится на 73 общины, 72 из них (нововведенцы) пойдут в Ад, и спасется только одна община, это те кто идут по моему пути и пути моих сподвижников», а ученые общины Ахл-и сунна истолковали этот хадис что речь идет об общине Ахл-и сунна, а некий безмазхабник говорит: ''эта одна община, в которой и нововведенцы и представители разных мазхабов, я люблю их всех, никого из них не буду критиковать''. Любить, уважать нововведенцев это восставать против Аллаха и Расулуллаха?

Ответ: В Исламе настоятельно рекомендуется избегать нововведений и нововведенцев. ''Нельзя любить и симпатизировать нововведенцам, нужно сообщить о вреде которую они несут''. «Кимийа-и саадат».

Имам Мухаммед Масум передает: ''Каждому верующему необходимо быть последователем вероучения ахл-и сунна, избегать испорченной веры. Нет нужды спорить с нововведенцами, нужно держаться от них подальше. Не посещать их в праздники и знаменательные даты, не совершать над ними джаназа намаз. Так как их вероучение испорченное, то нелюбовь к ним считать поклонением. Поклонения тех кто симпатизирует последователям нововведений, не примутся. Аллаху тааля простит тех кто не любит нововведенцев. Любовь, это любить друзей возлюбленного и не любить его врагов.'' (1/29)

Еще хазрат-и Мухаммед Масум говорит: ''Не участвуй в собраниях нововведенца! Не слушай его речи! Даже будь далеко от города где они обитают, чтобы твое сердце со временем не стало ближе к ним! Не нужно следовать им. Эти люди не имеют отношения к религий, они украдут твою религию. Они, это сети расставленные шайтаном. Не надо обманываться их пылким, проникновенным речам, нужно убегать от них как бегут при виде льва''. (2\110)

Мазхар-и Джаны Джанан сказал: ''Было велено не любить неверующих, нововведенцев и постоянно открыто совершающих грехи. Нельзя с ними говорить, идти к ним в дом, посещать их собрания, здороваться, заводить с ними дружбу.

Нововведенец (ахл-и бид'а), тот кто занимается распространением своего нововведения, чтобы разрушить веру и поклонения мусульман. Ислам приказывает не симпатизировать им, а наоборот презирать и унижать их. Проявлять к ним уважение, харам. Отвергать нововведения и вред от них, во времена когда они получат широкое распространение, говорить мусульманам о их вреде, является фарзом. Это один из важных фарзов, о чем есть согласованное мнение ученых (иджма-и умма). Салаф-и салихин (мусульмане первых трех поколений), поступали таким же образом. Тот кто отверг этот фарз, отделился от иджмы''. [Саадат-и Абадийа]

В хадис-и шарифе говорится: «Когда распространится бид'а, и поздние будут проклинать ранних, те кто знают истину пусть всем передают свои знания! Если не будут распространят знания и скрывать, то это не что иное, как сокрытие ниспосланного Всевышним Аллахом священного Корана.» [Ибни Асакир]

В «Мактубате» Имама Раббани говорится: ''Дружить с нововведенцем хуже чем дружба с кафиром''. Это значит быть нововведенцем хуже чем кафиром?

Ответ: Речь не об этом. Не говорится что лучше быть кафиром. Сказано что, хуже чем дружить с кафиром. Потому что мусульманин знает что кафир является кафиром и не верит ему. Но видя как нововведенец совершает намаз, живет в соответствий с мусульманскими нормами, то хочет он или нет, его сердце будет предрасположено к нему. После такого можно остаться под впечатлением от неправильных слов и неверного вероучения нововведенца. А это навлечет на человека несчастья, потому что намаз представителя бид'ата, пост и другие поклонения не будут приняты. От нововведенца нужно убегать как убегают от змеи и льва. В одном хадис-и шарифе передается: «Вера человека такая же как у его друга, будьте внимательны в выборе друга!» [Хаким].

Не лучше ли дружить с нововведенцем чем с неверующим?

Ответ: Нет, это наоборот хуже. Представитель ахл-и бид'а вступив в неверие, продолжает считать себя мусульманином, совершает намаз, держит пост, избегает харамов. И поэтому он не считается чужим человеком. А словам кафиров, мусульмане не придают значения. Если например коммунист скажет ''в нашей религий нет веры в предопределение, Аллах не знает сокровенное'', то никто из мусульман этому не поверит. Но если такое скажет мулла из числа нововведенцев, то люди могут подумать что наверное это так и есть, уж мулла то знает. Стать противником какой-то части книг ученых ахл-и сунна, не будучи при этом нововведенцем, тоже несет большой урон. Потому что такому противнику могут доверять, так как его знают как представителя ахл-и сунна. 

В книгах ученых, про ахл-и бид'а говорится: Вред наносимый нововведенцем нашей религий, сильней чем вред от неверующего. Запомните, общение с нововведенцем, в разы хуже дружбы с неверующим. Бежать от нововведенца нужно как от змеи или хищного животного. (1/260).

Всё больше и больше становится книг написанных нововведенцами. Могут ли они разрушить нашу религию?

Ответ: В какой бы сильный в упадок не пришло какое-либо общество, среди них найдется та которая находится на истинном пути. Потому что в хадис-и шарифах сказано:

«Одна группа моей общине, до самого Судного Дня всегда будет одерживать победу. Те кто оставит их без своей помощи, не навредят им». [Тирмизи]

«Одна группа моей общины, которая истинно является из моей общины, до самого Дня Предстояния (Кыямат) будет вести победоносную борьбу». [Ибни Асакир]

«До самого Кыямата, на одну группу моей общины будет ниспосылаться помощь Аллаха. Те кто отделятся оставив их, не нанесут им никакого вреда». [Ибни Маджа]

«Одна группа моей общины, будет вести борьбу победную войну с врагами. В завершении, они будут воевать с Даджалом». [Абу дауд]

«Одна группа моей общины, при помощи Всевышнего Аллаха не остановит свою борьбу». [Бухари]

И хадис-и шариф из книги «Мишкат-уль-масабих»: «Настанут времена, одна часть моей общины станет мушриками, станут поклоняться идолам, появится человек выдающий себя за пророка. Я последний пророк. После меня не будет пророка. Среди моей общины всегда будут те кто на правильном пути. Те кто выступят против тех кто на правильном пути, не нанесут им вреда пока не будет на то воля Аллаха Тааля» показывает что, нововведенцы не разрушат нашу религию до самого Киямата. Пусть в библиотеках и книжных магазинах много испорченной мусульманской литературы, но есть и много правильных трудов. Эти правильные книги никогда не исчезнут, и никто их не сможет уничтожить. Эти книги охраняет Аллаху Тааля. Остается только поздравить тех кто искал, нашел, изучил эти книги и тем самым направился к счастью!

Сообщается что одна группа мусульман будет вести борьбу до самого Судного Дня. Какая это группа?

Ответ: нет никаких сомнений, это фырка-и наджийа (группа спасшаяся от огня) из числа Ахл-и сунна валь джамаа. В наше время многие причисляют себя к этой группе, но это не так. И не важно в какой стране мира эта группа находится. Важнее всего быть в вероучений Ахл-и сунна валь джамаа.

Что лучше, вовсе не выполнять приказы, или же исполнять некоторое их количество? Например:

1 – в намазе много ракатов. Не лучше ли совершить 1 или 2 раката. Ведь это лучше чем вовсе не совершать?

2 – отращивать бороду не по сунне а лишь на подбородке. Ведь это лучше чем ходить вовсе без бороды?

3 – на Курбан, не стал резать барана. Зарезал курицу. Ведь это лучше чем вовсе не резать Курбан?

4 – трое друзей, из-за нехватки денег совместно зарезали одного барана на Курбан. Ведь так лучше, чем вовсе не делать жертвоприношение?

5 – если тасбихи после намаз считать не по 33, а всего лишь по 3 раза, то это ведь будет лучше чем вовсе не читать тасбих?

Ответ: Все перечисленное, поклонения. Изменять поклонения, еще больший грех чем их не исполнение. Потому что не совершение поклонений, возникает из-за лености. Но изменять поклонения, это предпочтение своего мнения, мнению Всевышнего Аллаха. Ибадат (поклонение), это следовать книге Аллаха и Его посланнику. Если какое-либо деяние совершать не потому что это приказ Всевышнего Аллаха, а посчитав про себя что это дело хорошее, то это не будет поклонением Аллаху тааля, и не считается выполнением приказов Ислама. В хадис-и шарифе сказано: «Любое нововведение, заблуждение». [Муслим]

«Намаз, пост, хадж, джихад, тауба, фарз, нафиля и любое другое поклонение выведшего на свет нововведение, не примется, ему будет очень легко покинуть веру, также как вынимается волос из масла». [Ибни Маджа, Дейлеми]э

«Если появится то чего нет в Ислама, это отвергается». [Бухари]

Эти хадисы говорят что, если выйдет что-либо чего нет в Исламе и примется как поклонение, или же совершая больше или меньше положенного в Исламе, станут ждать савабов, то эти изменения считаются бид'атом (нововведением). Подобное не считается следованием Исламу. Ответы на заданные вопросы:

1 – совершить меньшее или большее количество ракатов, все равно что не совершить намаз. А из-за того что изменили приказ, то это нововведение, большой грех.

2 – борода, как и чалма, относится к суннат-и заваид. Отрастить волосы только на подбородке, внесение изменения в сунну, а это бид'ат и харам. Потому что в некоторых безвыходных ситуациях, не носить бороду, не будет грехом. Но изменять сунну, утверждая что это сунна, грех. Если человек будет выполнять гимнастические движения и говорить что это намаз, то совершит еще больший грех чем если бы не совершал намаз.

3 – в Исламе нельзя в качестве жертвоприношения, резать курицу. Утверждать что такое возможно, опровергать Всевышнего Аллаха. В Исламе мусульманке запрещено выходить замуж за немусульманина. Тот кто говорит что можно, из-за того что противоречит Всевышнему Аллаху, становится кафиром.

4 – по всем нормам Ислама, один человек должен принести в жертву одну овцу. А сказать: ''одну овцу в жертву могут принести трое'', попытка изменить приказы Ислама.

5 – если в 33-х метрах от дерева закопан клад, а вокруг все заминировано, но несмотря на это, мы начнем копать не в 33 метрах а в 13 или 43 метрах, то нарвемся на мину, к тому же останемся без клада. Потому что клад зарыт в 33-х метрах. Так и со всеми велениями в Исламе. Бид'аты и харамы, как мины. А фарзы и сунны, клад. 

veraislam

На­маз за има­мом би­да­ат­чи­ком[1]

Ка­ково суж­де­ние Ша­ри­ата от­но­ситель­но че­лове­ка, ко­торый про­жива­ет в стра­не, жи­тели ко­торой при­дер­жи­ва­ют­ся би­да­атов, мож­но ли ему чи­тать за ни­ми джу­ма-на­маз и джа­ма­ат-на­маз, или же он дол­жен мо­лить­ся от­дель­но, или же обя­затель­ность джу­ма-на­маза во­об­ще от­ме­ня­ет­ся для не­го? Что ес­ли сто­рон­ни­ков Сун­ны (Ах­лю-Сун­на) в го­роде мень­ше две­над­ца­ти че­ловек, то дей­стви­тель­ным ли бу­дет их джу­ма-на­маз?

От­ве­ча­ет шейх Аб­дуль’Азиз ибн Баз (да ода­рит его Ал­лах сво­ей ми­лостью):

Вы­пол­не­ние джу­ма-на­маза яв­ля­ет­ся обя­затель­ным за лю­бым му­суль­ма­нином, пра­вед­ным или греш­ным. Ес­ли би­да­ат има­ма, ко­торый про­водит джу­ма-на­маз, не от­но­сит­ся к би­да­атам вы­водя­щим его из Ис­ла­ма, то за ним мож­но мо­лить­ся.

Имам Абу Джа­фар ат-Та­хави (да ода­рит его Ал­лах сво­ей ми­лостью) в сво­ём прос­лавлен­ном тру­де по акы­де (ве­ро­убеж­де­нию) ска­зал: «Мы убеж­де­ны в дей­стви­тель­нос­ти мо­лит­вы за лю­бым пра­вед­ни­ком и греш­ни­ком, из чис­ла тех, кто мо­лить­ся в нап­равле­нии на­шей Киб­лы, так­же счи­та­ем доз­во­лен­ным чи­тать джа­наза-на­маз за лю­бого из них» [ко­нец ци­таты].

Тол­ко­ватель это­го тру­да[2] Ибн Аб­дуль’ызз ад-Ди­маш­кы, ко­торый яв­ля­ет­ся од­ним из учё­ных из­вес­тных сво­ими глу­боки­ми поз­на­ни­ями (му­хак­кык), разъ­яс­няя ра­нее упо­мяну­тое вы­раже­ние, ска­зал:

Про­рока (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: صلوا خلف كل بر وفاجر «Мо­литесь за лю­бым пра­вед­ни­ком и за лю­бым греш­ни­ком»[3].

Этот ха­дис пе­реда­ёт­ся от Мак­ху­ля, со слов Абу Ху­рай­ры, его при­вёл ад-Да­ракут­ни и за­метил, что Мак­хуль не встре­чал­ся с Абу Ху­рай­рой, и в ис­на­де[4] при­сутс­тву­ет Му­авия ибн Са­лих, от­но­ситель­но на­дёж­ности ко­торо­го, у му­хад­ди­сов име­ют­ся оп­ре­делён­ные на­река­ния. Но тем не ме­нее имам Мус­лим опи­рал­ся на ри­ва­яты дан­но­го пе­редат­чи­ка в сво­ём сбор­ни­ке «ас-Са­хих».

В дру­гом ха­дисе, ко­торый при­вели ад-Да­ракут­ни и Абу Да­уд так­же от Мак­ху­ля, со слов Абу Ху­рай­ры (да бу­дет им до­волен Ал­лах) со­об­ща­ет­ся, что Пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал:

الصلاة واجبة عليكم مع كل مسلم براً كان أو فاجراً وإن عمل الكبائر، والجهاد واجب عليكم مع كل أمير براً كان أو فاجراً وإن عمل الكبائر

«На­маз яв­ля­ет­ся обя­затель­ным для вас под ру­ководс­твом лю­бого му­суль­ма­нина, как пра­вед­но­го, так и греш­но­го, да­же ес­ли он со­вер­ша­ет боль­шие гре­хи. И джи­хад обя­зате­лен для вас вмес­те с лю­бым ами­ром, как пра­вед­ным, так и греш­ным, да­же ес­ли он со­вер­ша­ет боль­шие гре­хи»[5].

В сбор­ни­ке «Са­хих» аль-Бу­хари со­об­ща­ет­ся, что Аб­дулла ибн Умар (да бу­дет до­волен им Ал­лах) со­вер­шал на­маз за аль-Хад­жаджем ибн Юсу­фом ас-Са­кафи, так­же пос­ту­пал и Анас ибн Ма­лик, в то вре­мя как аль-Хад­жадж был из­вес­тным греш­ни­ком и дес­по­тич­ным при­тес­ни­телем.

В том же сбор­ни­ке при­водит­ся ха­дис, что Про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал про има­мов:

يصلون لكم فإن أصابوا فلكم ولهم وإن أخطئوا فلكم وعليهم

«Они про­водят для вас на­маз, и ес­ли они пос­ту­па­ют пра­виль­но, то это вам на поль­зу и им на поль­зу, а ес­ли они оши­ба­ют­ся, то вам бу­дет на поль­зу, а им во вред»[6].

Со­об­ща­ет­ся от Аб­дуллы ибн Ума­ра (да бу­дет до­волен им Ал­лах), что Пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал:

صلوا على من قال لا إله إلا الله، وصلوا خلف من قال لا إله إلا الله

«Чи­тай­те джа­наза-на­маз[7] за каж­до­го, кто го­ворил „Ля иля­ха ил­ля-Ллах", и мо­литесь за каж­дым, кто го­ворит „Ля иля­ха ил­ля-Ллах"»[8].

Знай, да ода­рит те­бя Ал­лах сво­ей ми­лостью, что мо­лящий­ся мо­жет чи­тать на­маз за че­лове­ком, о ко­тором не из­вес­тно, что он со­вер­ша­ет би­да­аты или гре­хи, от­но­ситель­но ко­торых су­щес­тву­ет еди­ное мне­ние всех учё­ных на­шей Ум­мы. И ес­ли ты мо­лишь­ся за кем-то, то знай, что не обя­затель­но че­лове­ку, сто­яще­му за има­мом знать об акы­де (убеж­де­ни­ях) има­ма, это не яв­ля­ет­ся ус­ло­ви­ем при­ем­ле­мос­ти на­маза. Так­же, мо­лящий­ся не обя­зан доп­ра­шивать има­ма о его взгля­дах, и спра­шивать: «Ка­ковы твои убеж­де­ния?» Мо­лить­ся сле­ду­ет за вся­ким че­лове­ком, по­ложе­ния ко­торо­го ты не зна­ешь.

Что ка­са­ет­ся со­вер­ше­ния на­маза за би­да­ат­чи­ком, ко­торый при­зыва­ет к сво­ему би­да­ату, и за греш­ни­ком, ко­торый со­вер­ша­ет гре­хи от­кры­то, и при этом он яв­ля­ет­ся пос­то­ян­ным наз­на­чен­ным има­мом (имам ра­тиб), и нет воз­можнос­ти со­вер­шать на­маз за кем-то кро­ме не­го во вре­мя джу­ма-на­маза, праз­днич­ных на­мазов или на­маза во вре­мя па­лом­ни­чес­тва на Ара­фате и дру­гие на­мазы, то мо­лящий­ся дол­жен мо­лить­ся по­зади не­го по мне­нию всех учё­ных, как из чис­ла пра­вед­ных пред­шес­твен­ни­ков (са­ляфов) так и учё­ных бо­лее поз­дних по­коле­ний (ха­ляф).

И тот, кто от­ка­зыва­ет­ся чи­тать джу­ма-на­маз и джа­ма­ат-на­маз за има­мом греш­ни­ком, тот сам яв­ля­ет­ся би­да­ат­чи­ком по мне­нию боль­шинс­тва учё­ных. И пра­виль­ным мне­ни­ем в этом воп­ро­се яв­ля­ет­ся то, что пос­ле это­го он не обя­зан со­вер­шать свой на­маз пов­торно.

Из­вес­тно, что спод­вижни­ки (да бу­дет до­волен ими Ал­лах) со­вер­ша­ли джу­ма-на­маз и джа­ма­ат-на­маз за греш­ны­ми има­мами и за­тем не пов­то­ряли свою мо­лит­ву.

Как го­вори­лось ра­нее, Аб­дулла ибн Умар со­вер­шал на­маз под ру­ководс­твом аль-Хад­жаджа ибн Юсу­фа, и то же са­мое де­лал Анас ибн Ма­лик (да бу­дет до­волен им Ал­лах). Так­же Аб­дулла ибн Мас’уд (да бу­дет до­волен им Ал­лах) и дру­гие чи­тали на­маз за аль-Ва­лидом ибн ’Ук­бой ибн Абу Му’ай­том, ко­торый пил ви­но.

В дос­то­вер­ном ха­дисе со­об­ща­ет­ся, что ког­да мя­теж­ни­ки оса­дили дом Ус­ма­на (да бу­дет до­волен им Ал­лах), то джа­ма­ат-на­маз стал про­водить не­кий че­ловек [из чис­ла мя­теж­ни­ков]. Тог­да лю­ди спро­сили Ус­ма­на: «Ведь ты об­щий имам, а этот, ко­торый про­водит на­маз с людь­ми — это имам сму­ты (фит­ны)?» Ус­ман от­ве­тил: «Брат мой, во­ис­ти­ну на­маз это луч­шее из то­го, что де­ла­ют лю­ди, и по­тому ес­ли они де­ла­ют что-то хо­рошее, то де­лай хо­рошее вмес­те с ни­ми, ес­ли же они де­ла­ют сквер­ное, то сто­ронись их сквер­ных дел».

На­маз греш­ни­ка и би­да­ат­чи­ка сам по се­бе яв­ля­ет­ся дей­стви­тель­ным, и ес­ли чи­тать на­маз за ни­ми, то на­маз по­зади них не пор­тится.

Тем не ме­нее, есть та­кие учё­ные, кто счи­та­ет не­допус­ти­мым (ли­бо не­жела­тель­ным) со­вер­шать на­маз за ни­ми, по­тому что по­буж­де­ние к доб­ру, и удер­жа­ние от зла — это обя­зан­ность му­суль­ма­нина. Из это­го сле­ду­ет, что че­ловек, яв­но со­вер­ша­ющий би­да­аты и гре­хи не дол­жен наз­на­чать­ся има­мом для му­суль­ман. По Ша­ри­ату его не­об­хо­димо под­вер­гнуть со­от­ветс­тву­юще­му на­каза­нию, по­ка он не при­несёт по­ка­яние. Ес­ли же есть воз­можность от­пра­вить его в ссыл­ку до по­ка­яния, то это хо­рошая ме­ра.

Так­же ес­ли лю­ди пе­рес­та­нут мо­лить­ся за та­ким има­мом и нач­нут мо­лить­ся за дру­гим, и это ста­нет дей­ствен­ным по­рица­ни­ем его гре­ха, и он по­ка­ет­ся, или его сни­мут с дол­жнос­ти, или это при­ведёт к то­му, что лю­ди пе­рес­та­нут де­лать гре­хи, ко­торые де­ла­ет дан­ный имам, то в та­ком ос­тавле­нии на­маза за этим че­лове­ком бу­дет ша­ри­ат­ская поль­за (мас­ля­ха шар’ыйя), и при этом мо­лящи­еся не про­пус­тят джу­ма-на­мазы и джа­ма­ат-на­мазы.

Ес­ли же ос­тавле­ние на­маза за та­ким има­мом при­ведёт к то­му, что му­суль­ма­нин ста­нет про­пус­кать джу­ма-на­маз и джа­ма­ат-на­маз, то в та­ком слу­чае на­маз за ним ос­тавля­ет толь­ко би­да­ат­чик, про­тиво­реча­щий пу­ти спод­вижни­ков (са­хабов) (да бу­дет до­волен ими Ал­лах).

Так­же ес­ли пра­витель наз­на­чил има­ма, и в ос­тавле­нии на­маза за ним нет ка­кой-ли­бо ша­ри­ат­ской поль­зы (мас­ля­ха шар’ыйя), то тог­да не сле­ду­ет ос­тавлять со­вер­ше­ние на­мазов за има­мом, бо­лее то­го на­маз со­вер­шённый за ним луч­ше[, чем на­маз без не­го].

И ес­ли у че­лове­ка есть воз­можность не ста­вить пе­ред со­бой има­ма, ко­торый яв­но де­ла­ет по­рица­емые дей­ствия, то он обя­зан не ста­вить его има­мом. Но ес­ли дру­гие лю­ди пос­та­вили его, и нет воз­можнос­ти снять его с дол­жнос­ти има­ма, или снять его мож­но толь­ко пос­редс­твом дей­ствий, ко­торые при­несут ещё боль­ший вред, чем тот, ко­торый ис­хо­дит от са­мого има­ма, то это не доз­во­лено. Нель­зя унич­то­жать ма­лое зло, при­нося ещё боль­шее. Нель­зя про­тивос­то­ять мень­ше­му из двух зол, ес­ли это при­ведёт к боль­ше­му злу.

Бо­жес­твен­ные за­коны да­ны для то­го, что­бы при­носить лю­дям поль­зу и до­водить их до со­вер­шенс­тва, а так­же для то­го, что­бы уда­лять сквер­ну и вред, и умень­шать их по ме­ре сво­их сил и воз­можнос­тей.

И по­тому не­соб­лю­дение джу­ма-на­мазов и джа­ма­ат-на­мазов на­носит го­раз­до боль­ший вред, чем со­вер­ше­ние этих на­мазов за греш­ным има­мом. Это осо­бен­но ак­ту­аль­но, ес­ли ос­тавле­ние это­го има­ма не от­вра­тит ни­како­го зла, и тог­да ша­ри­ат­ская поль­за бу­дет от­бро­шена, а зло всё рав­но не прек­ра­тит сво­его су­щес­тво­вания.

Ес­ли же есть воз­можность со­вер­шать джу­ма-на­маз и джа­ма­ат-на­маз за пра­вед­ным че­лове­ком, то это ко­неч­но луч­ше чем со­вер­шать на­мазы за греш­ни­ком.

Ес­ли же в та­ком слу­чае (т.е. при на­личии пра­вед­но­го има­ма) му­суль­ма­нин со­вер­шит на­маз за има­мом-греш­ни­ком без ува­житель­ной при­чины, то от­но­ситель­но та­кой си­ту­ации сре­ди учё­ных су­щес­тву­ют раз­личные мне­ния (ид­жти­хадат). Не­кото­рые ска­зали, что пос­ле это­го на­маз на­до пе­речи­тать за­ново. Дру­гие ска­зали, что пе­речи­тывать не на­до. Этот воп­рос под­робно опи­сыва­ет­ся в кни­гах по фик­ху. [Ко­нец слов Ибн Аб­дуль’ыз­за ад-Ди­маш­кы].

И на­ибо­лее близ­ким к ис­ти­не в пос­леднем воп­ро­се яв­ля­ет­ся от­сутс­твие не­об­хо­димос­ти пе­речи­тывать на­маз, вви­ду вы­ше­упо­мяну­тых до­водов. По­тому что ос­но­ва зак­лю­ча­ет­ся в том, что на­маз не пе­речи­тыва­ет­ся, и нель­зя обя­зывать ко­го-ли­бо де­лать это без кон­крет­но­го ша­ри­ат­ско­го до­вода, ко­торый обос­но­вал бы дан­ное дей­ствие, а мы та­кого до­вода не зна­ем.

Что ка­са­ет­ся вто­рого воп­ро­са, то от­вет на не­го та­ков: От­но­ситель­но это­го воп­ро­са су­щес­тву­ет из­вес­тное раз­ногла­сие сре­ди учё­ных Ис­ла­ма, и бо­лее пра­виль­ным мне­ни­ем яв­ля­ет­ся то, что до­пус­ти­мо про­веде­ние джу­ма-на­маза в сос­та­ве трёх че­ловек и бо­лее, ес­ли они про­жива­ют в на­селён­ном пун­кте, в ко­тором не со­вер­ша­ет­ся джу­ма-на­маз. Что ка­са­ет­ся мне­ний, из ко­торых сле­ду­ет, что для со­вер­ше­ния джу­ма-на­маза не­об­хо­димо на­личие со­рока че­ловек или две­над­ца­ти че­ловек, или боль­ше то­го, или мень­ше, то на это нет ни­каких до­каза­тель­ств, о ко­торых нам бы­ло бы из­вес­тно. Обя­затель­ным ус­ло­ви­ем яв­ля­ет­ся на­личие джа­ма­ата (кол­лекти­ва), а са­мый ма­лый джа­ма­ат – это три че­лове­ка. Это яв­ля­ет­ся мне­ни­ем боль­шо­го чис­ла учё­ных и в том чис­ле Шейх-уль-Ис­ла­ма ибн Тай­мийи (да ода­рит его Ал­лах сво­ей ми­лостью), и это мне­ние яв­ля­ет­ся пра­виль­ным, как бы­ло ска­зано ра­нее.

Пе­ревёл и оз­ву­чил: Абу Ясин Ма­ликов Р. Х.

Для сай­та www.whyislam.ru

[1] Бидатчик – еретик, человек совершающий новшества (бидаат) в Религии.

[2] Речь идёт об известнейшем труде Абу Джафара ат-Тахави, который носит название «аль-Акыда ат-Тахавийя».

[3] Хадис привёл ад-Даракутни, «ас-Сунан» (2/57) и аль-Байхакы, «ас-Сунан аль-кубра» (4/19).

[4] Иснад — цепочка передатчиков хадиса.

[5] Хадис привели Абу Дауд (2171) и ад-Даракутни, «ас-Сунан» (2/56).

[6] Хадис привёл аль-Бухари (653).

[7] Джаназа-намаз – намаз, который совершается за умершего человека перед похоронами.

[8] Хадис привёл ад-Даракутни в сборнике «Сунан» (2/56), он привёл различные пути передачи и указал на их слабость.

О совершении намаза за приверженцами нововведений-бид'а

Я живу в районе, где рядом мечеть, в которой имамы суфии накшбандийского тариката. Они разрешают приближение к Аллаху посредством шейхов, а один из них в другой мечети сказал, что готов умереть за своего наставника-шейха. Я стараюсь читать солят в других мечетях. Но позволено ли мне читать солят за ними?

Можно ли читать намаз за имамом который делает бид'а распространнные в России (зикр кальб, поездки в Туркестан, Болгары и т.д.). а так же он призывает к этому других (даже медресе есть). В Поволжье не так много мечетей, почти во всех распространенны эти вещи. А так же что делать если услышал азан или икаму в мечети с таким имамом.

Важно понимать, что имамы ахлю-Сунна говорят, что за любым мусульманином, будь он праведный или нечестивый, суннит или же приверженец нововведений, дозволено совершать молитву, пока их нечестие и нововведение не вывело их из Ислама и если они не оставляют таких элементов молитвы, которые делают ее недействительной.

Это и есть позиция саляфов и большинства имамов после них. И довод этому пророческие хадисы и поступки саляфов во главе со сподвижниками:

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Имамы совершают молитвы для вас и для себя, и если они все делают правильно, то награда и вам и им, если же они ошибаются, то вам все равно награда, а их ошибка оборачивается против них». аль-Бухари 694.

И сподвижники (да будет доволен ими Аллах) совершали молитву за такими нечестивцами и грешниками-тиранами, как аль-Мухтар, ‘Убейдуллах ибн Зейд и аль-Хаджадж, а аль-Мухтар к тому же был заблудшим приверженцем нововведений, утверждавшим, что ангел Джибриль (мир ему) приносит ему откровения!

Имам Ибн Хазм сказал: "Мы не знаем никого, из числа сподвижников, кто запрещал бы совершать молитву позади аль-Мухтара, ‘Убейдуллаха ибн Зейда и аль-Хаджаджа. И это, не смотря на то, что эти трое были самыми нечестивыми из всех нечестивых!" См. "аль-Мухалля" 4/214.

Поэтому, когда имама саляфов – аль-Хасана аль-Басри спросили о совершении молитвы позади приверженца нововведений, он сказал: "Молись, а его нововведения будут против него". аль-Бухари 1/238. Этот асар от аль-Хасана аль-Басри привёл имам аль-Бухари в своем сборнике «ас-Сахих» в главе, которую назвал: "Молитва позади смутьяна и нововведенца".

Следует отметить, что в этом вопросе многие мусульмане впадают в крайности, не совершая молитву за имамами, чьи убеждения они не знают, или же не совершая молитву за грешниками и нечестивцами. Что же касается такфиристов, обвиняющих в неверии не по праву мусульман, то они даже придумали целую систему о том, как следует молиться позади имама, о вероубеждении которого они ничего не знают. Все это заблуждение, не имеющее никакого основания в Исламе.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если молящийся знает о том, что имам является приверженцем нововведений, призывающим к нововведениям (бид’а), или явным нечестивцем (фасикъ), и этот имам является постоянным имамом мечети (имам-ратиб), и нет возможности поставить другого имама на пятничные (джуму’а) или праздничные (‘ид) молитвы, или это имам, проводящий молитву в день ‘Арафа и т.п., то мусульмане должны молиться за ним. И это является мнением первых (саляф) и последних (халяф) поколений". См. "Маджму’уль-фатауа", 23/352.

Также Ибн Таймия сказал: "Слова человека: «Я не буду молиться кроме как за тем, кого я знаю», являются словами невежды (джахиль), которые не произносил ни один имам". См. "Маджму’уль-фатауа", 23/351.

Имам Ибн Абиль-‘Изз сказал: "Не является условием для совершающего групповую молитву позади имама, знать его убеждения". См. "Шарх аль-‘акъида ат-Тахауия" 309.

Шейх аль-Альбани сказал: "Мы следуем тому, что переняли поздние поколения от саляфов в правомочности совершения молитвы позади каждого мусульманина, будь он праведным или нечестивцем. Как и правомочна молитва позади имамов из числа приверженцев нововведений, пока молящийся за ним, несмотря на нововведения, что есть в нем, считает, что он из числа мусульман. Однако следует знать, что не каждый приверженец нововведений является неверным! И раз дело обстоит таким образом, то я говорю, что если человек совершает молитву за имамом–нововведенцем, будь то суфием, или матуридитом, или аш’аритом, или каким-то сторонником иных сект и партий, и он считает, что этот имам не вышел из лона мусульман, то вступает в силу упомянутое правило, что молитва правомочна за каждым мусульманином, будь он праведным или нечестивым". Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 754.

И если это касается даже нововведений, связанных с убеждением, как нововведение суфиев, шиитов, аш’аритов и т.п., то нововведения в делах, как коллективные тасбихи и мольбы с джама’атом после обязательных молитв, и т.п., тем более не препятствуют молитве за таким имамом.

А если кто-то спросит: "Если позиция ахлю-Сунна состоит в том, что дозволяется совершать молитву за приверженцами нововведений, тогда почему от некоторых саляфов передается запрещение этого? Например, имам Ибн Раджаб сказал, что имам Ахмад запрещал совершать молитву позади рафидита, ругающего сподвижников, или же за мурджиитом, призывающим к нововведению. И также передал, что имам Абу ‘Убайда вообще говорил, что молитву, совершенную позади джахмита или рафидита необходимо переделывать. См. "Фатхуль-Бари" 6/190-191.

Ответом на это является следующее:

Во-первых, саляфы, которые запрещали совершать молитву позади джахмитов или рафидитов делали это по той причине, что выносили обобщенный такфир этим крайним сектам, а выше было сказано, что молитва действительна за любым грешником и нововведенцем, если это не доходит до стадии неверия.

Во-вторых, причина их слов была в том, чтобы бойкотировать нововведенцев и устрашить их, поэтому имам Ахмад разделял совершение молитвы позади мурджиита, призывающего к своему нововведению и не призывающего, запрещая за первым и дозволяя за вторым. Поэтому шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Слова тех саляфов, кто сказал, что от призывающего к нововведению не принимают свидетельство (на суде), не совершают за ними молитву, не берут от них знание и не выдают за них замуж, являются истиной. Это является наказанием для них до тех пор, пока они не прекратят. По этой причине они сделали разницу между призывающим к нововведению и не призывающим, поскольку призывающий проявил свои грехи открыто, поэтому заслужил наказание, в отличие от скрывающего (свои воззрения)". См. "Маджму’уль-фатауа" 28/205.

В-третьих, во всем упомянутом речь идет о тех случаях, когда имам находится у власти, как заблудший правитель мусульман, или официальный назначенный имам мечети, и т.п. И дозволенность совершения молитвы за грешниками и нововведенцами не означает, что в Исламе вообще не придается значения тому, кто должен становиться имамом в молитве и за кем совершать молитву.

Нет сомнения в том, что изначально в Исламе назначаться имамом для проведения молитвы должен самый лучший, праведный, богобоязненный, суннит, который лучше всех читает Книгу Аллаха. И не должен назначаться и избираться на роль имама плохо читающий Книгу Аллаха, невежественный человек, и тем более известный своими грехами или нововведениями.

Абу Сахль ас-Саиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды, когда один человек руководил людьми в молитве, он плюнул в сторону Къиблы, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) смотрел в это время. Когда он закончил молитву, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть он не руководит вашей молитвой!» А когда после этого он пожелал вновь совершить вместе с ними молитву (имамом), они запретили ему это, и передали ему слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Когда же он сообщил об этом посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он подтвердил это, сказав: «Да». И я полагаю, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты оскорбил Аллаха и Его посланника!» Ахмад 4/56, Абу Дауд 481. Хадис достоверный. См. "Шарх ат-такъриб" 1/380, "Сахих ат-таргъиб" 288.

Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил назначать имамом в молитве того, кто просто плюнул во время молитвы в сторону Каабы, то что сказать о добровольном назначении имамом явного грешника или нововведенца?!

Имам аз-Зухри говорил: "Мы не считаем, что следует совершать молитву за женоподобным мужчиной, кроме как при вынужденной необходимости". аль-Бухари 1/238.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Имамы единодушны в том, что совершать молитву за нечестивцем нежелательно, но они разногласили в ее действительности. И они не разногласили в том, что изначально назначать нечестивца на место имама нельзя". См. "Маджму’уль-фатауа", 23/375.

Когда ученых Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом спросили: «Человек – хафиз Корана, но без бороды, а другой знает мало из Корана, но с бородой. Кого из них следует выдвигать в качестве имама в молитве?», они ответили: "Следует выдвигать того, кто с бородой, даже если он мало знает из Корана, нежели того, кто знает Коран полностью, но бреет бороду. Дело в том, что первый не совершает греха за то, что знает мало из Корана, тогда как второй совершает грех за бритье бороды". См. "Фатауа аль-Ляджна" № 6391.

И если даже молитва за бородатым имамом лучше, чем молитва за бритым, то что сказать о том, чтобы совершать молитву за шиитом, суфием, аш’аритом, и прочими нововведенцами, имея возможность совершить молитву за саляфитом?!

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Можно ли совершать молитву позади приверженца нововведений?»

Он ответил: "Я дам тебе правило: Все, чья молитва является действительной, действительна и молитва позади него, кроме молитвы мужчины позади женщины. Например, бреющий бороду, опускающий края своей одежды ниже щиколотки, курящий, нововведенец, чье нововведение не вывело из Ислама, за всеми такими людьми молитва действительна. Исключением является то, чтобы совершение молитвы за кем-то из них (нововведенцев) не обольщала их в том, на чем они, что они станут говорить: «Ма ша Аллах, такой-то молится за нами, значит, мы следуем истине!» За такими людьми мы не молимся. Но если молящийся за ним из числа простолюдинов, который для этого имама не представляет веса, то пусть молится за ним". Сл. "Ликъа Баб аль-мафтух" № 148.

Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: "Если совершение молитвы за каким-то нововведенцем становится причиной того, что люди обольстятся им, что это увеличит его авторитет перед людьми и усилит его нововведение, тогда нельзя молиться за ним, независимо от степени его нововведения". Сл. "Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб" № 285.

Когда шейха Ибн База спросили о молитве позади тех, кто противоречит вероубеждениям приверженцев Сунны, как аш’ариты, шейх ответил: "Итог таков, что молитва является действительной за любым приверженцем нововведений, чье нововведение не вывело его из Ислама, как и за явным нечестивцем, чье нечестие не вывело его из Ислама. Однако, необходимо выдвигать в качестве имама приверженца Сунны, как и если соберется группа мусульман для совершения молитвы, им необходимо выдвигать лучшего из них". См. "Фатауа Ибн Баз" 12/117.

Когда шейха Ибн Джибрина спросили мусульмане с Америки о молитве за аш’аритом, которого они выдвигают на место имама, отвечая на этот вопрос и говоря об отклонениях аш’аритов в вопросах качеств Аллаха, шейх ответил: "Если вы найдете того, кто из ахлю-Сунна уаль-джама’а в утверждении качеств Аллаха, упомянутых в Коране и Сунне, отрицая при этом уподобление Аллаха творениям, который вместе с этим является чтецом Корана, то такой человек больше заслуживает место имама. А если же нет такого, то молитесь за этим аш’аритом, и вам не навредит его аш’аритская ‘акыда, так как молитва за ним действительна. А Аллаху это ведомо лучше". См. "Фатауа Ибн Джибрин" № 10892.

Когда шейха ‘Абдуль-‘Азиза ар-Раджихи спросили: «Можно ли совершать молитву за аш’аритом?», он упомянул о том, что молитва за нововведенцами и нечестивцами является действительной, пока они являются мусульманами, а потом сказал: "Однако, если есть имам не являющийся нечестивцем, то не совершают молитву за нечестивцем. Непозволительно, чтобы имамом людей был нечестивец или приверженец нововведений! Если есть имам из числа нечестивцев или нововведенцев, который проводит молитву с людьми, то о нем необходимо сообщить обладателям власти, чтобы его сместили и поставили на его место имама из ахлю-Сунна уаль-джама’а, с саляфитским вероубеждением, а не аш’аритским, и чтобы был не нечестивцем, а праведным. Однако, если ты вынужден был совершить молитву за таким, то молитва действительна. Или если ты не находишь джама’ата мусульман, кроме его джама’ата, тогда молись за ним. Но если ты находишь иного имама, то не молись за этим (аш’аритом), молись за другим. Ведь если ты молишься за таким, то это означает, что ты соглашаешься с этим порицанием, исходящим от него. Поэтому ученые говорили: «Кто совершает молитву за нечестивцем, имея возможность совершать молитву за другим, то он не выразил должного порицания порицаемому!» Ведь наименьшее выражение порицания – это чтобы ты не совершал молитву за таким. Если ты не порицаешь порицаемое языком, то хотя бы не молись позади такого. Но если ты совершаешь за ним молитву, то молитва действительна согласно правильному мнению ученых. Однако при условии, чтобы нововведение или нечестие имама не доходило до большого неверия или большого многобожия". Сл. "Дурус филь-‘акыда" № 6.

Итак, что нам стало ясно исходя из всего изложенного?

Нам стало ясно, что молитва является действительной за любым имамом, будь он праведный или нечестивый, саляфит или нововведенец, если его нечестие и нововведение не доходят до неверия и многобожия.

Также нам стало ясно, что изначально в качестве имама нельзя ставить нововведенца или грешника, известного своим открытым совершением греха.

Также нам стало ясно, что если есть две мечети, в одной из которых имам саляфит, а в другой нововведенец, или в одной известный своим нечестием, а в другой известный своей праведностью, то следует молиться именно в той мечети, где имам является саляфитом и праведным.

Также нам стало известно, что если мечеть одна и если имам нововведенец, который был назначен на эту должность, и нет возможности его сменить, то нет проблем в молитве за ним, более того, молитва за ним лучше, чем молитва дома.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если в деревне нет мечетей, кроме одной, то молитва в ней за имамом-нечестивцем лучше, чем молитва человека дома в одиночку, дабы оставление молитвы за таким имамом не привело к оставлению выстаиваний коллективных молитв. Но если у человека есть возможность совершать молитву за тем, кто не является нововведенцем, то это без сомнений является лучше и прекрасней". См. "аль-Фатауа аль-кубра" 3/43, "Маджму’уль-фатауа", 23/356.

Теперь заключительный вопрос: Можно ли молиться за имамом, от которого исходят виды неверия и многобожия?

В этом случае необходимо учитывать, как положение самого имама, так и виды неверия и многобожия, совершаемого им.

Если имам не из числа простолюдинов, и совершает сознательно большое многобожие, как рафидиты, взывающие к ‘Али, или к аль-Хусайну, и т.п., или же суфийские имамы, вызывающие к устазам, и т.п., то среди учёных нет разногласий в том, что молитва за ними запрещается, и что она является недействительной.

Если же имам совершает виды малого неверия и многобожия, тогда молитва за ним дозволяется, так как он остается в лоне Ислама, о чем сказал шейх Ибн Баз, разграничив положения имама, совершающего большой ширк и малый:

А если имам совершает большие виды неверия и многобожия, но делает это по незнанию и из-за невежества своего, то как быть в таком случае?

Спросили ученых Постоянного комитета: «Можно ли совершать молитву за тем, кто пишет амулеты для людей?»

Они ответили: "Дозволено молиться за тем, кто пишет амулеты из Корана и узаконенных молитв. Однако не следует ему писать это, как и вешать это людям на себя. Но если то, что он пишет людям из числа того, что содержит в себе многобожие, то не молись позади него. Является обязательным разъяснить ему, что это - многобожие". См. "Фатауа аль-Ляджна" 3/65.

Спросили шейха Ибн База: «Является ли действительной молитва того, кто совершает ее позади того, кто известен тем, что обращается с мольбами помимо Аллаха? И каково положение того, кто молится позади него?»

Шейх ответил: "Тот, кто делает молитву позади того, кто совершает многобожие, то молитва его недействительна, пока этот имам взывает к кому-то помимо Аллаха, прибегает за помощью не к Аллаху, дает обеты не Аллаху! Ученые не дозволяют совершение молитвы позади него, и не совершается молитва позади неверного, ибо недействительна молитва позади неверного. И есть разногласие только касательно молитвы позади нечестивца, а что касается молитвы позади кафира, то нет в этом разногласий". Сл. "Нурун ‘аля ад-дарб". Это ответ ученого, от которого передаются два мнения по вопросу оправдания по незнанию в совершении большого неверия и многобожия.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «В нашей деревне есть имам мечети, который призывает людей взывать за помощью к умершим и считает, что это из деяний, которые приближают к Аллаху. Каково, по-вашему, постановление Ислама в отношении этого человека и каково положение совершения молитвы позади него?»

Шейх ответил: "Я говорю, что этот человек, который призывает обращаться помимо Аллаха, является многобожником, призывающим к ширку! И не позволено ему быть имамом у мусульман, и не совершается молитва позади него. Ему необходимо принести покаяние Аллаху прежде, чем он умрет". Сл. "Фатауа нурун аля ад-дарб" № 374. Это ответ ученого, от которого передается мнение, что есть оправдание по незнанию в совершении большого неверия и многобожия.

Что касается шейха аль-Альбани, то отвечая на вопрос о молитве позади совершающего большой ширк, он ответил, что если человек сомневается в Исламе такого имама, то пусть не совершает молитву за ним в качестве подстраховки. Но при этом шейх сказал, что такфир пусть сам ему не выносит, так как он из числа простолюдинов, а не обладателей знания. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 343. Это также ответ ученого, от которого передается мнение, что есть оправдание по незнанию в совершении большого неверия и многобожия.

Уа-Ллаху а'лям