Ношение никаба - ваджиб, сунна или бид'а?

Ношение никаба - ваджиб, сунна или бид'а?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Немалое число мусульманок в мире сегодня ходят в одежде, скрывающей лицо. Но среди исламских богословов остаётся спорным вопрос о статусе ношения никаба. Одни считают это обязательным, другие – дозволенным, третьи – нововведением.

Бид'а

Часть учёных, которые составляют явное меньшинство, утверждали, что ношение никаба – это бидгат. В частности, такую точку зрения отстаивали алимы из Египта, которые аргументировали свою позицию тем, что никаба не было во времена Пророка (мир ему и благословения Аллаха) и его сподвижников. Но это мнение опровергается многими оппонентами при помощи всего лишь одного хадиса: «Пусть женщина не носит никаб и перчатки, будучи в состоянии ихрама» (Бухари). В этом сообщении явное доказательство того, что такой стиль одежды существовал ещё при жизни Милости миров Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха).

Ваджиб

Другие мусульманские богословы например основоположник ханбалитского мазхаба Ахмад ибн Ханбаль утверждали, что ношение никаба относится к обязательным действиям.

В качестве довода этой позиции могут служить слова Асмы бинт Язид: «Мы закрывали наши лица от взоров мужчин!» (Хаким). Сторонники этого мнения приводят в качестве доказательства также следующий аят: ЕСЛИ ВЫ ПРОСИТЕ У НИХ (ЖЁН ПРОРОКА) КАКУЮ-ЛИБО УТВАРЬ, ТО ПРОСИТЕ У НИХ ЧЕРЕЗ ЗАВЕСУ. ТАК БУДЕТ ЧИЩЕ ДЛЯ ВАШИХ СЕРДЕЦ И ИХ СЕРДЕЦ. (33:53). Толкуя эти слова Всевышнего, они утверждали, что лицо относится к аурату женщины, а поэтому ей следует скрывать его завесой, чем и объясняется необходимость ношения никаба.

Сунна

Подавляющее же большинство алимов считало ношение никаба желательным, но не обязательным. Такого мнения придерживались имамы Абу Ханифа, Малик, Шафии, а также некоторые учёные-ханбалиты.

Имам Тахави писал: «Дозволено взглянуть на то, что не относится к харамному, это касается лица и рук женщины, однако, это было запрещено для супруг Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Так считал Абу Ханифа». В обоснование подобной точки зрения можно привести аят: ПУСТЬ ОНИ НЕ ВЫСТАВЛЯЮТ НАПОКАЗ СВОИХ ПРИКРАС, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ, КОТОРЫЕ ВИДНЫ. (24:31).

Такие видные сподвижники, как Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) и Аиша бинт Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) считали, что здесь под исключениями подразумеваются лицо и кисти рук.

Кроме того, доказательством тому, что ношение этого предмета гардероба не считается обязательным, можно привести множество случаев с упоминанием сподвижниц Пророка (мир ему и благословения Аллаха), жён сахабов или табиинов. Например, когда халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был при смерти, его жену Асму видели без никаба (Табарани). На основании этого богословы сделали вывод, что если бы прикрытие лица относилось к обязательным действиям, то было бы невозможно, чтобы такие праведные женщины ходили без никаба.

Почему никаб был обязателен для жен Пророка?

Если женщина-мусульманка решает носить никаб (вуаль на лицо), никто не должен винить ее за это. Она также не должна винить других женщин, которые предпочитают носить только хиджаб. 

Что касается жен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в некоторых случаях для них действуют особые предписания, которые не имеют отношения к другим мусульманкам. "Если бы никаб был обязателен для женщин, это было бы четко указано Всевышним Аллахом и Его Посланником (да благословит его Аллах и приветствует). Но таких доказательств нет. 

С другой стороны, у нас имеются многочисленные примеры женщин, которые ходили без никаба во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и после его смерти. Согласно одному сообщению, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был в прощальном хадже, его молодой кузен Фадл ибн Аббас ехал за ним на верблюде. Когда они проезжали мимо группы молодых девушек, юноша Фадл смотрел на них, а они посмотрели на него; Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отвернул его лицо, но когда он убрал руки, Фадл все равно продолжал смотреть. Если бы никаб был обязателен, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал бы девушкам соблюдать это требование. 

Далее, Аиша сообщила, что Асма бинт Аби Бакр (да будет доволен ими Аллах) пришла не в подобающе скромной одежде. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отвел глаза от нее и сказал: «Асма, когда девушка достигает половой зрелости, ничто из ее тела не должно быть видно (посторонним), кроме лица и кистей рук» (Абу Дауд, Аль-Альбани классифицировал его как «хасан»). 

Это только два случая, но есть много других, которые ясно свидетельствуют о том, что никаб не является обязательным. Кроме того, вывод, что женщины не обязаны закрывать лицо, можно сделать непосредственно из Священного Корана; Аллах говорит: «Скажи верующим, чтобы не поднимали они взора своего на женщин и держали в целомудрии лоно свое… И скажи женам верующим, чтобы не поднимали они своза своего на мужчин и держали в целомудрии лоно свое… » (Коран, 24: 30-31). 

Если бы женщины должны были закрывать лицо, зачем им нужно было бы опускать взор? Что касается жен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), некоторые из законов, применимых к другим, к ним не применяются. Так, они не могут выйти замуж после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но это не относится к другим женщинам".

Хукм никаба. Есть три мнения на этот счет:

Первое мнения среди ученных: «Покрывать лицо, глаза и кисти рук — все это суннатуль-мустахаб (желательная сунна)».

Второе мнения среди ученных: «Покрывать лицо — это суннатуль-ваджиб (обязательная сунна), за исключениям глаз и кисти рук которые покрывать является суннатуль-мустахаб (желательной сунной)».

Третье мнения среди ученных: «Покрывать лицо, глаза и кисти рук — все это суннатуль-ваджиб (обязательная сунна)».

Однако, наличие разногласие само по себе еще не о чем не говорит, ибо в основном без должного исследование нельзя определить сильную сторону. Тем не менее мы не будем поднимать тут подробно все три стороны, так как это очень удлинило бы работу. Но, сделаем акцент на том мнение который мы сами считаем более сильны в связи с весомой аргументацией, также покажем читателю коротко суть доказательств обратной стороны и дадим объяснения тому почему же их мнения является слабым.

Хоть разногласие в фикхе является милостью от Аллаха, но это не по этой теме. Ибо это касается той темы где нет окончательного мнения, когда вопрос упирается всего лишь в понимание тех или иных сообщений, где нельзя расставить точки.

Как сказал имам Малик: “Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” (См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82).

Итак, что касается тех ученных которые считали не обязательным покрывать лицо — это были:

Ханафиты (См. “Шарх ма’ани аль-асар” 2/392.),
Шафииты (См. “аль-Умм” 1/89.),
и лишь некоторые Маликиты и Ханбалиты. 

(См. “Шарх аль-Мууатта” 7/252 и “аль-Инсаф” 1/452).

Те же кто считал это обязательным — это были часть

Ханбалитов («Маджмуу ал фатва», 22/110)
и подавляющее большинство Маликитов.

(См. Акам аль-Коран ибн Аль-Араби 3/1578, 1579).

Для получения дополнительной информации о мнениях маликитски факихов относительно обязательности покрытия лица, см.: аль-Муяар аль-Мураб аль-Ванширеси (10/165 и 11/226 и 229), Мавахиб аль-Джалиль аль-Хаттаб (3/141), аль-Дакира аль-Карафи (3/307) и Хашият аль-Дасук Аля аль-Шарх аль-Кабир (2/55).

Резюме:

Мы считаем что в вопросе покрытии лица, некоторые ушли в крайности и это первая и третья группа. Первая группа ушла в крайность тафрита (послабления), а последняя (третья группа) в крайность ифрата (чрезмерности). И считаем что истина она посередине, а это мнения второй группы, и оно является умеренным. Уа Аллаху аълям.

Почему никаб суннатуль-ваджиб, а не суннатуль-мустахаб?

Большая часть маликитов сказало, что не допустимо для женщины раскрыть лицо (помимо глаз) перед мужчинами не махрам, не потому что это — аврат, а потому что раскрытие этого приводит к фитне. Т.е. запрет тут у них лежит через обще известное правила «садду аз-зарайи’» (закрытии средств ведущих к злу). И это справедливо, так как не для кого не секрет что если ты ищешь красоту у женины, то находишь ее в первую очередь в ее лице. А некоторые из них (малекитсяких и ханбалистких ученных) даже полагают, что лицо женщины это — аврат. Ведь Пророк (да пребудут с ним мир и благословления Аллаха) сказал: «Женщина это аврат и когда она выходит на улицу у шайтана просыпаются надежды». (Передано ат-Тирмизи 1173, хадис сахих.)

Следовательно, должно быть понятно что основа в этом вопросе такова: что в общим запрещено женьшене показывать свои прикрасы чужим мужчинам. И это касается всей частей тела женьшене будь это лицо, глаза или ногти, ибо в хадисе пришло в общем «женщина это аурат».

Теперь, чтобы сделать исключения из общего (умум) на это нужны отдельные доказательство, и они у нас есть только в отношении глаз и рук (см. доказательство снизу №3). А в отношении лица мнения слабоваты. Отсюда также становится ясно что перегнули некоторые ученные когда посчитали что покрывать глаза и руки тоже фард. И упустили (дали послабления) те кто предположил что нет проблем также и в непокрытом лице. Более подробно читайте ниже.

Доказательство №1

Всевышний Аллах говорит: «Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу». (Коран 33/53).

Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики сказал: «Вся женщина — аурат, и ее тело и ее голос, и ей не допустимо раскрываться, кроме как в случаях необходимости, например, когда против нее даются показания, или для лечения, или чтоб узнать о ее проблемах со здоровьем (или например, для женитьбы, раскрывать лицо когда пришли сватать — прем. ред.)». (См. Акам аль-Коран ибн Аль-Араби 3/1578, 1579). И доказательством того что хукм этого аята распространяется как на жен пророка (мир ему и благословения Аллаха) так и на всех женщин Уммы, это то что в хадисе было передано без исключения: «женщина это аурат», (Тирмизи 1173, хадис сахих).

Имам Аль-Куртуби аль-Малики сказал: «Этот аят указывает, что Аллах разрешил спрашивать у них через завесу, если есть потребность, или когда они задают вопрос чем-нибудь. Это касается всех женщин. Поскольку это – основной принцип шариата, что вся женщина является аурой, и ее тело и ее голос – как указано выше – и не допустимо раскрывать это, кроме как в случаях необходимости (когда нет иного варианта) типа того, когда против нее даны показания, или для лечения, или чтоб спрашивать ее о ее здоровье». (тафсир куртуби сура 33/ аят 53).

Доказательство №2

Всевышний сказал: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала (джильбаб). Так их будут легче узнавать и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Всепрощающий, Всемилостивый.» (Коран 33/59).

Шейхуль Ислам Ибн Таймия сказал: «Аллах приказывает женщинам опускать джильбаб ВНИЗ (т.е. с головы на их лица и ниже) что бы их узнавали (как уважаемых женщин) и чтобы они не были раздосадованы или встревожены. … Убайда аль-Сальмаани и другие заявили, что раньше женщины носили джильбаб снисходящий от макушек их голов, таким образом ничего кроме их глаз, открытых, что бы видеть дорогу, не было видно». (Маджмуу ал фатва, 15/371-372).

Джилбаб — это покрывало, которое носили поверх головных уборов (химаров), как абая. Т.е. это накидка, в которую женщина оборачивается поверх одежды, согласно самому верному мнению, и чаще всего оно используется при выходе из дома.

Айша, описала женский джилбаб, как спадающий с головы, сказав: « … каждая из нас опускала свой джильбаб со своей головы на лицо и когда они проезжали мимо мы открывали свои лица». (Абу Дауд 1833; Ибн Маджа 2935, Ахмад 24067).

Слова в аяте: «так их будут легче узнавать, и не подвергнут оскорблениям», обозначают, что женщина, покрытая джильбабом будет узнана, как целомудренная, и не подвергнется словесным оскорблениям распутников, в отличие от женщины, не покрытой. Ибо этого то и желают от нее распутники. И Всевышний Аллах велел всем верующим женщинам укрыться хиджабом и никабом для предотвращения попадания во зло.

Доказательство №3

Всевышний сказал: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры (от взглядов на запретное) и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей прикрасы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете.» (Коран 24/31).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Что касается слова: «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас (зиинах), за исключением тех, которые видны, …», то Абдуллах ибн Масууд сказал: «красота, которая видна — это ее одежда, т.е. покрывало», он сказал так потому что арабское слово зиинах, изначально использовалось для обозначения одежды и украшений, как мы видим в сурах в которых Аллах говорит: «Облекайтесь в свои украшения (одевая одежды)». (Коран 7/31). «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» (Коран 7/32). «…и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают…» (Коран 24/31).

Стучащие ногами — это выявляет ножные браслеты (хулхаал) и другие виды драгоценностей и одежд. Аллах запретил женщине показывать любые виды украшений, корме того, что очевидно, но Он разрешил показывать, скрытые от остальных украшения, тем кто является женщине махрамом.

Общеизвестно, что вид украшений, которые обычно видны у женщины, хочет она того или нет — это одежда, тут нет у нее выбора, а что касается тела, то у нее есть возможность скрыть его или показать. Все это показывает, что то, что видно из прикрас (зиинах), это одежда.

Ахмад сказал: «прикрас (зиинах), которые видны, это одежда». И еще он сказал: «каждая часть женщины является ауратом, даже ее ногти». В хадисе было передано, «женщина это аурат», (Тирмизи 1173, хадис сахих.) Поэтому это касается всех женщин.

Также это потому, что не является нежелательным покрывать руки во время намаза, значит они часть аурата, так же как и ступни. Следовательно по аналогии предполагается, что лицо так же будет ауратом, кроме случаев, когда необходимость заставляет оставлять лицо открытым во время намаза, в отличии от рук». (Шарх аль-Умда, 4/267-268).

Также имеются и другие толкование относительно этого аята «кроме тех из них, которые видны», например, есть мнения что под этим Аллах имел ввиду места для украшений, а не сами украшения.

Сказал Абу Бакр аль-Джассас: «Слова Ибн Мас‘уда о том, что «кроме тех из них, которые видны» — это одежда, не имеют смысла, ибо известно, что здесь упомянуты прикрасы (зиинах), и значением этого является орган, на котором расположено эти прикрасы. Разве вы не видите, что все остальные прикрасы из драгоценностей, браслетов, колец на ногах, ожерелья дозволено показывать этим мужчинам, когда она и не покрыта (одеждой). Из этого мы узнаем, что значением (этих слов) является места украшений, как (Аллах) сказал по порядку в этом аяте после этого: «и пусть они не показывают своих прикрасы (зиинах), кроме как своим мужьям …». И здесь имеется в виду места украшений, и толкование этой красы (зиинах), как одежды не имеет смысла. Ибо было тогда указано, что одежда на ней и ее непокрытой одеждой тело, являются разными вещами». (См.«Ахкамуль-Куръан» 3/316)

И мы считаем что имам аль-Джассас был прав в своем толковании относительно того что в аяте сказано не про украшения а про места для украшений, однако он не совсем был прав отвергая толкование Ибн Масуда, ибо одежда джильбаб тоже может являться полноценной площадкой для украшений, следовательно оно тоже является местам для украшения. Тем не менее, возникает вопрос: «Что же является местом для украшения?»

В тафсире имама ат-Табари (18/84) есть не мало преданий от саляфов по поводу пояснения аята 31 суры 24 «Ан-Нур». Вот некоторые из них:

Сказал ибн Аббас, разъясняя этот аят: «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» — это сурьма и кольца».

Также от негоже передается: «это ее лицо и кисти». Но было сказано что это слабое сообщения от него.

Сказал Катада: « за исключением тех, которые видны « — это сурьма, браслеты и кольца».

Сказал Муджахид: « за исключением тех, которые видны « — это сурьма, крашенье кисти рук хиной » .

Сказал Амир:» за исключением тех, которые видны « — это сурьма, крашенье кисти рук хиной и одежда».

Сказал Ибн Зайд: « за исключением тех, которые видны « — это сурьма, крашенье кисти рук, кольца — это та красота, которую люди могут видеть!»

И в этом же тафсире также приводится мнение Айши, которая говорит, что ношение браслета на улице не является харамом.

Итог:

«За исключением тех, которые видны» — не есть сами украшения, однако это места для этих украшений, такие как: глаза куда обычно мажут сурьму; кисти рук которые обычно покрывают узорами хины, и на которые обычно одевают браслеты; пальцы рук куда обычна надевают кольца; верхняя одежда которая обычна бывает покрыта узорами. Это та красота, которую допускается видеть всем. И суда не относится лицо как это полагают некоторые опираясь на слабое сообщения от Ибн Аббаса, к тому же от него же есть и другое сообщение в котором нечего не сказано про лицо, коль дело обстоит так — значить сообщение с лицом является шазз (отклоняемое). Уа Аллаху аълям.

Доказательство №4

Также было передано, что Айша сказала: «Да смилуется Аллах над женщинами Мухаджиров. Когда Аллах ниспослал слова (перевод смысла): «…и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (Коран 24:31), они разорвали части своих юбок и прикрыли ими СВОИ ЛИЦА.» (Бухари 4480).

Доказательство №5

Было передано, что Айша сказала: «Всадники проезжали мимо нас, когда мы были в ихраме с Посланником Аллаха (да пребудут с ним мир и благословления Аллаха). Когда они приближались, каждая из нас опускала свой джильбаб со своей головы на лицо и когда они проезжали мимо мы открывали свои лица.» (Передано Абу Даудом, 1833; Ахмадом 24067, Ибн Маджа 2935).

Хорошо известным является то, что женщинам нельзя закрывать лица, когда они в ихраме (во время хаджа), но Айша и жены сахабов, которые были с ней опускали части своих покрывал на лица из за того, что обязанность закрывать свои лица, когда мужчина не являющийся махрамом, сильнее, чем обязанность открывать лица, когда они в ихраме.

Ибн Умар передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть женщина не надевает никъаб будучи в ихраме и перчатки». аль-Бухари 4/42.

Ибн Таймия сказал: «В аль-Сахихе доказано, что женщинам в ихраме, запрещено одевать никааб и перчатки. Это служит доказательством тому, что никааб и перчатки были известны среди женщин не находящихся в ихраме. Это означает, что они покрывали лица и руки». (Маджмуу ал фатва, 15/371-372). — Тут шейх аль-Ислам указывает на то что перчатки они из Сунны.

Асма бинт Язид рассказывала: «Мы скрывали наши лица от мужчин!» (аль-Хаким 1/343. Достоверность хадиса подтвердил имам аз-Захаби).

Из всего выше сказанного также становится ясно что покрывать глаза и руки это суннатуль-мустахаб.

Доказательство №6

Было передано от Айши (да будет доволенн ею Аллах): «… Сафваан ибн ал Муаттал аль-Сулами аль-Дакваани отставал от армии. «Он подошел к тому месту, где я остановилась и увидел черный силуэт спящего человека. Когда он увидел меня, то он узнал меня, потому что он видел меня ДО ТОГО КАК ХИДЖАБ БЫЛ ПРЕДПИСАН. Я проснулась, когда я услышала, как он говорит «поистине мы принадлежим Аллаху и к нему мы возвращаемся», при виде меня, И Я ЗАКРЫЛА ЛИЦО своим джильбабом». (Бухари 3910; Муслим 2770).

Доказательство №7

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина это аврат и когда она выходит на улицу у шайтана просыпаются надежды» (Передано ат-Тирмизи 1173, хадис сахиих.) И этот хадис является лишь вспомогательным далилям, который разъясняет нам мудрость постановления относительно покрытия лица из того почему же это суннатуль фаджиб а не суннатуль-мустахаб.

Заключение

В итоге, истина состоит в следовании обоим аятам сур 24 «Свет» и 33 «Сонмы» — для женщины обязательно при выходе из дому надевать платок и поверх него полностью оборачиваться в покрывало (джильбаб), с головы вниз, за исключениям глаз, ибо это, закрывает ее больше и меньше всего очерчивает форму от ее головы до плеч и ниже. И это является комментарием некоторых саляфов к аяту о джильбабе.

Например, Ибн Абу Хатим передал от Са‘ида ибн Джубайра о словах Аллаха: «Опустят на себя покрывала», что он сказал: «Набросят на себя джильбаб, а это покрывало поверх платка. И недозволенно для женщины, чтобы ее видел посторонний без (этого) покрывала поверх платка, этим ее голова и грудь (укрываются) сильнее». (См.«Дурр» 5/222).

Также есть похожие комментарий от Ибн Сирина, где говорится про покрытие покрывалом так чтобы видны были только глаза.

Обязательность этого совмещения — платка и покрывало подтверждается хадисом Ибн Аббаса, где он горит: «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры…» до конца аята, и (Аллах) сделал исключение из этого для «престарелых женщинах, которые не надеются на замужество, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своей красы. Но воздерживаться от этого лучше для них. Аллах – Слышащий, Знающий». (Свет-60.).

В одной версии от Ибн Аббаса от читал этот аят: «снимут что-либо из верхней одежды». Он сказал: «Это джильбаб». То же сказал Ибн Мас‘уд.

Эти тексты в пользу того, что женщины обязаны надевать джильбаб поверх платка, прикрывая лицо помимо глаз, и кроме открывание для престарелых женщин, «которые не вызывают влечения из-за своей старости». Им дозволено не надевать джлильбаб вообще.

Примечание:

Что касается аргументов аль-Албани которые он собрал в своем труде «Покрывало женщины«, где попытался доказать что покрывать лицо не обязательно. То мы считаем его аргументы сомнительными и недостаточными для утверждения того что он пытался доказать. И на это есть ряд веских причин:

Во-первых: автор не ставит разницу между тем когда происходил тот или иной события, до приказа полного запрета или после. Касательно покрытия лиц, ибо есть мнения что вначале это не было фардом (обязательным), а было лишь действиям мустахаб (желательным). Следовательно, этот момент уже ставит под вопрос большую часть его «доказательств».

Во-вторых: автор иногда там использует слабые асары, которые он либо пытается усилить и вытащить сахаих, либо умалчивает о их слабости.

В-третьих: автор приводя свои аргументы не освещает такие вопросы: «а сколько было лет той женщины? может она была пожилой?», а это важны момент, ибо не дав на него убедительного ответа невозможно использовать в качестве доводов многие его «доказательства».

В-четвертых: помимо всего вышесказанного, есть еще множество тонких вопросов что не были освещены автором, которые возникаю при детально исследовании его работы. Все это также делает кране слабым его мнения и несостоятельным его аргументы. Уа Аллаху аълям. Субханакя Аллахумма уа бихамидикя, уа ашхаду анля иляхя илля ант уа астагфиру уа атубу илейк.

Относительно цвета женской одежды

Сегодня, многие ошибочно полагают что черный цвет является желательной сунной (суннатуль-мустахаб) или даже ваджибом (обязательным). Однако это не так, совсем не так. Ибо относительно ваджиба вообще нет указаний ни косвенного, ни прямого. Что касается желательности, то это вопрос понимание хадиса передаваемый от Умм Салама, в котором она сказала: «Когда был ниспослан аят: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Всемилостивый». (33:59).

Женщины ансары выглядели так, как будто на их головах были вороны, по причине их одежды» (Сунан Абу Дауд, Китаб Либас, Бааб фи гайлихи тала….)

Автор книги Аун аль Мабуд фи Шарх Сунан Абу Дауд сказал, в отношении этой фразы: «Они были сравнены с воронами по причине черного цвета (их одежды)» وعن عائشة رضي الله عنها « ما رأيت خيراً من نساء الأنصار ، لما نزلت هذه الآية قامت كل واحدة منهن إلى مرطها فصدعت منه صدعة فاختمرت فأصبحن على رؤوسهن الغربان »

Передается от Аиши (р.а.), как она сказала: «Я не видела женщин лучше, чем женщина Ансара. Когда был ниспущен этот аят, каждая из них взяла свой плащ, оторвала от него кусок и покрылась. И стали они, как будто на их головах вороны.» (Тафсир Рази, аят 24/31). И некоторые сказали что черный цвет просто был модным для той среды, другие же посчитали это желательным только потому что женины ансары так одевались. Опят таки тут момент спорный, ибо дело понимание. И даже если кто-то станет считать это желательным, то по любому это не является обязательным в чем нет разногласие.

Одежда мусульманки не обязательно должна быть черного цвета, разрешено ей надеть одежду любого цвета, если только:
— она закрывает аврат,
— в ней нет уподобления мужчинам,
— она не является обтягивающей, обозначающей ее части тела,
— не является прозрачной, показывающей то, что за ней,
— не является вызывающей фитну.

Разъяснения шубхата про ворону:

Амара ибн Хузайма рассказывал: “Когда мы были с ‘Амром ибн аль-‘Асом в Хадже или в Умре, с нами была женщина, на которой были браслеты и кольца, которые стали видны, когда она высунула руку из паланкина, и ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал: “Когда мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были в этом ущелье, он сказал: «Посмотрите, видите ли вы что-нибудь?»

Мы сказали: “Мы видим ворону с белым животом, красным клювом и красными лапками”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдут в Рай женщины, если только одна из них не будет подобна этой вороне из числа других ворон!»” (Ахмад 4/197, Абу Я’ля 1/349. Достоверность этого хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, и ас-Сафарини).

Что касается его значения, то ас-Сафарини сказал: “Аль-Гъазали говорил, что смысл этого хадиса в том, что праведных женщин мало, и что лишь малое количество из числа женщин войдет в Рай!” (См. “Гъизауль-альбаб шарх манзума аль-адаб” 2/35). Т.е. смысл хадиса в том, что праведная и истинная верующая женщина такая же редкость, как и ворона с белым животом, красным клювом и красными лапками. А не в том что женщина не войдет в рай пока не будет одета в черное, как это ошибочно полагают сегодня некоторые.

И это наглядно видно и в других хадисах, например:

قالت عائشة يا رسول الله أى أهل الجنة أكثر وأيهم أقل قال أكثرهم المساكين وأقلهم الأغنياء والنساء قالت ما النساء فى الجنة قال كغراب أبيض فى غربان سود

Спросила Аиша: «О посланник Аллаха! Кто составляет большинство обитателей рая, а кто меньшинство? Ответил посланник (мир ему и благословения Аллаха): «Большинство обитателей это бедные, а меньшинство — богатые и женщины». 

Спросила Аиша: «Какова женщины в раю?». Ответил посланник (мир ему и благословения Аллаха): «Как белая ворона посреди черных». (Собрание хадисов Суютъи, 13/291).

مثل المرأة المؤمنة كمثل الغراب الأبلق فى غربان سود لا ثانية لها ولا شبه لها

«Верующая женщина подобна пестрой вороне среди черных. Нет (в этой стае) такой второй вороны и нет похожей на нее.» (Собрание хадисов Суютъи, 19/390). Уа Аллаху аълям.

Является ли никаб нововведением (бид’а)?

Никаб – это порицаемое нововведение (бид’а), которое не упоминается в Коране и не существовало во времена Пророка (мир ему), утверждается в книге, изданной министерством вакуфов Египта: «Это негативная народная традиция, способствующая радикализации в обществе и не имеющая оснований в Шариате», - пишут авторы книги «Никаб есть традиция, а не элемент поклонения», и рекомендуют запретить ношение этого головного убора в государственных учреждениях, больницах и школах. В книге приводятся фетвы министра вакуфов Махмуда Закзука, ученого из университета Аль-Азхар шейха Мухаммада Тантави и муфтия Египта шейха Али Джума. 100-тысячный тираж планируется распространить среди имамов египетских мечетей, сообщает IslamNews со ссылкой на IslamOnline.

Это ошибочное мнение, не опирающееся ни на что из Корана, Сунны или слов саляфов. Это опровергали многие ученые, и шейх аль-Альбани в своей известной книге: "Джульбаб маратиль-муслима" тоже опровергал это мнение и приводил хадисы, указывающие на то, что такое является как никъаб и ношение перчаток было известно во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), и сказал, что заявившие о том, что никъаб - это излишество и нововведение находятся в противоположной крайности тех, кто утверждает что его не носить харам!

Достаточно одного хадиса, чтобы опровергнуть это мнение Азхаровских шейхов. Ибн Умар передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Пусть женщина не надевает никъаб будучи в ихраме (во время Хаджа) и перчатки". аль-Бухари 4/42.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "В этом доказательство на то, что ношение никъаба и перчаток было известны среди женщин не во время ихрама, которые покрывали ими лицо и кисти рук!" См. "Тафсир сура ан-Нур" 56.

Асма бинт Язид рассказывала: "Мы скрывали наши лица от мужчин!" аль-Хаким 1/343. Достовреность хадиса подтвердили имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани. Подобных доводов очень много.

Нет сомнения в дозволенности и правомочности прикрытия как лица, так и кистей рук, и это заявление можно даже не принимать в расчет. Однако известным разногласием, имеющим основу, является вопрос: уаджиб ли покрывать лицо и кисти рук, не совершив чего женщина зарабатывает грех, или же это желательно но не обязательно?

На эту тему высказывались имамы много. Нет относительно обязательности никъаба прямого указания ни в Коране, ни в Сунне, все дело в понимании аятов о хиджабе. Одни ученые опираются на одних саляфов, другие на других. При этом ученые, считающие никъаб уаджибом говорят, что не обязательно для того, чтобы говорить об обязательности чего-либо необходимо иметь прямое указание с Корана и Сунны, ибо многие законоположение часто извлекаются из косвенных текстов. На это ученые, считающие что никъаб не уаджиб отвечают, что в таком случае косвенных указаний на то, что никъаб не уаджиб еще больше, чем указывающих на то, что он уаджиб. Ведь сколько есть сообщений как видели с открытым лицом многих сподвижниц и жен имамов таби'инов. Трудно представить себе тот факт, что это было обязательным но они не следовали этому, но даже если они не следовали этому допустив скажем оплошность, тогда почему не порицали их те сподвижники, которые их видели?!

Что касается имамов, то большинство ученых считают, что никъаб не уаджиб, однако придерживающиеся того мнения, что никъаб уаджиб, говорят об обратном, что большинство ученых считают никъаб уаджибом. Конечно количество ученых, если речь идет не об иджмае не указывает на правильность того или иного мнения, но для справедливости следует отметить, что из 4 имамов известных мазхабов только имам Ахмад считал никъаб уаджибом. Но даже и в его мазхабе такие известные ханбалиты и самые знающие мазхаб Ахмада как Ибн Къудама и Ибн муфлих не считали никъаб уаджибом. Уа-Ллаху а'лям.

Но дело каждого, чему следовать и что выбирать, но нет сомнения в том, что ношения никъаба, особенно когда нет в этом трудностей никаких, является лучше и в этом выход из разногласия. Однако никто не имеет права, опираясь на слова какого-либо ученого, порицать или же обвинять женщину, не покрывающую лицо, если она придерживается противоположного мнения. Ведь если ей скажет кто-то: "Ибн Масуд в отношении аята: "Пусть (женщины) прикрывают все, кроме того, что остается видно", сказал что это одежда!", то ведь со своей стороны та женщина может смело сказал: "А Ибн Аббас, Ибн Умар и Аиша к этому же аяту сказали, что речь идет о лице и кисях рук!" 

Если ей скажут, да но такие шейхи как Ибн Баз и Ибн Усаймин понимают лучше тебя слова саляфов и они сказали, что не носить никъаб харам", она может ответить: "А три имама из четырех: Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи'и лучше Ибн База и Ибн Усаймина понимали слова сахабов, а из современных ученых об этом же сказал и шейх аль-Альбани, что не харам. А он не хуже их понимал слова саляфов и имамов!" И на этом спор можно прекратить. Уа-Ллаху а'лям.

Более строгое мнение по поводу ношения никаба: Коран и Сунна с полной ясностью, что никаб является обязанностью

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:

Я, с помощью Милостивого Милосердного, ознакомлю вам с основными доказательствами этой темы. Не буду приводить все тексты, толкования, высказывания, опровержения. Я лишь укажу самые сальные доводы этой темы. Так как хадисов много. А асаров еще больше. А трудов куда больше. Цитировать все это здесь представляется нецелесообразным.

Поэтому я собрал самый смак этой темы, оставив двусмысленные доказательства и спорные доказательства. Нет нужды в них. Укажи самые ясные.

Внимание, я не буду приводить слова поздних ученых, которые разногласии на эту тему. Их огромное количество. Не разумно их цитировать здесь. Я ограничусь первыми тремя поколениями и первыми тремя столетиями.

1. Доводы из Корана

Аят №1:

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ

Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей.

Что означает «Тех, которые видны»?

• Сказал ат-Табари: «Нам рассказал Ибн Хумейид: нас рассказал Харун ибн аль-Мугъира, от аль-Хаджаджа, от Абу Исхакъа, от Абу аль-Ахуаса, от Ибн Мас’уда:

الزينة زينتان: فالظاهرة منها الثياب، وما خفي: الخَلْخَالان والقرطان والسواران

Красота бывает двух видов: внешняя — как одежда, и внутренняя — как кольца и ожерелья.

• Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллаh:

الزينة زينتان : فزينة لا يراها إلا الزوج : الخاتم والسوار ، وزينة يراها الأجانب ، وهي الظاهر من الثياب

«Украшение бывает двух видов: украшение, которое видит только муж: кольца и ожерелья. И украшения, которое видят посторонние мужчины: внешняя одежда».

• Сказал ат-Табари: «Рассказал мне Юнус: сообщил нам Ибн Уаhб: мне рассказал ас-Саури, от Абу Исхакъа, от Абу аль-Ахуаса, от ‘АбдуЛлы (Ибн Мас’уда): «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» — это одежда»

  • Ибн Уаhб, это ‘АбдуЛла бин Муслим аль-Мисри — сподвижник имама Малика, имам.
  • Ас-Саури — это Суфьян. Все ясно.
  • Абу Исхакъ — это ‘Амр бин ‘АбдиЛля, ученик Ибн ‘Аббаса.
  • Абу аль-Ахуас — это ‘Ауф бин Малик, сподвижник Ибн Мас’уда. Не путать с Абу аль-Ахуасом Саллям бин Сулейм аль-Ханафи.

Нет нужды разбирать эти иснады подробно. В нем одни имамы.

Этот же тафсир Ибн Мас’уда от Абу аль-Ахуаса и Абу Исхакъа передал Шу’ба, а от него Мухаммад бин Джа’фар — учитель Ахмада, а от него Ибн аль-Мусанна.

Всевышний в этом аяте запретил женщине показывать лица и кистей рук посторонним мужчинам. Сделал исключением из запрета мужей, отцом, детей и т.д.

• Аль-Къуртуби в своем тафсире передал слова имама аз-Зуhри, сказавшего:

لا يصلح النظر إلى شيء منهن ممن يشتهى النظر إليهن وإن كانت صغيرة

«Нельзя смотреть ни на какую их часть (тела), которое желает взор, даже если она маленькая».

На этом же мнении Ибн Сирин, Ибраhима ан-Наха’и, Абу аль-Джауза и другие.

Аят №2:

وَالْقَوَاعِدُ مِنَ النِّسَاءِ اللَّاتِي لَا يَرْجُونَ نِكَاحًا فَلَيْسَ عَلَيْهِنَّ جُنَاحٌ أَن يَضَعْنَ ثِيَابَهُنَّ غَيْرَ مُتَبَرِّجَاتٍ بِزِينَةٍ ۖ وَأَن يَسْتَعْفِفْنَ خَيْرٌ لَّهُنَّ ۗ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

Нет греха на престарелых женщинах, которые не надеются на замужество, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своей красы. Но воздерживаться от этого лучше для них. Аллах — Слышащий, Знающий.

• Сказал ат-Табари: «Это покрывало, которое бывает над никхабом». Это передается от ‘Ата, ад-Даххак.

Если Всевышний разрешил старым женщинам снять верхнее покрывало с лица, значит молодым нельзя снимать, ибо Всевышний упомянул старых как исключение, значит основа — запрет.

Это еще одно очевидное доказательство на то, что женщинам, особенно молодым, запрещено показывать свои лица и руки.

Аят №3:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ

О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала…

• Сказал ат-Табари: «Рассказал нам ‘Али: рассказал нам Абу Салих: рассказал нам Му’авия, от ‘Али, от Ибн ‘Аббаса, сказавшего:
«Аллаh приказал женщинам, когда они выходят по нужде из своих домов, прикрывать свои лица с головы. И пусть оставят открытым лишь один глаз».

Тоже самое передается от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллаh.

• Ибн Аби Хатим и ат-Табари передали, что Ибн Сирин спросил ‘Абиду бин ‘Амра ас-Сальмани об этом аяте, он сказал: «Она закрывает своей одеждой свою голову и лицо».

‘Абида — это один из больших табиинов. Он принял ислам еще при жизни пророка ﷺ, но так его и не встретил. Здесь он как Увейс и Абу Уаиль.

Аят №4:

وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعاً فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ

Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу…

Лицо ‘аура, поэтому надо просить через завесу. А если они в никъабе, тогда не необязательно через завесу. А если лицо не ‘аура, тогда зачем Всевышнему приказывать нам просить через завесу?

2. Доводы из Сунны

Хадис №1:

Аль-Бухари и Муслим передали, что когда пророк повелел женщинам совершать праздничную молитву, одна из них сказала: «А ведь у одной из нас «джильбаба» может и не быть». Тогда он ﷺ сказал:

لتلبسها أُختها من جلبابها
Тогда пусть ее сестра даст свой джильбаб.

Джильбаб — это платье, которое закрывает все тело с головы до ступней.

Хадис №2:

Абу Дауд передал, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала:

كَانَ الرُّكْبَانُ يَمُرُّونَ بِنَا وَنَحْنُ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُحْرِمَاتٌ فَإِذَا حَاذَوْا بِنَا سَدَلَتْ إِحْدَانَا جِلْبَابَهَا مِنْ رَأْسِهَا عَلَى وَجْهِهَا فَإِذَا جَاوَزُونَا كَشَفْنَاهُ

Когда мы находились с посланником Аллаhа ﷺ и мы в ихраме, мимо нас проходили всадники. Когда они приближались к нам, мы отпускали джильбаб с головы и накрывали лица. А когда они миновали нас, мы открывали.

Хадис №3:

Имам аль-Хаким передал, что Асма сказала:

كنا نغطي وجوهنا من الرجال في الإحرام

Мы закрывали свои лица от мужчин.

Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с ним согласился аз-Заhаби. Шейх аль-Альбани сказал, что хадис на условиях Муслима.

Если сподвижник говорит: «Мы делали так-то и так-то», то это сообщение принимает форму «хадис-марфу» — возводящий к пророку ﷺ».

Хадис №4:

Передал ат-Тирмизи и Ибн Хиббан от Ибн Мас’уда, что пророк сказал:

المرأة عورة، فإذا خرجت استشرفها الشيطان

Женщина ‘аура. Когда она выходит, шайтан приукрашивает ее.

Хадис №5:

Также хадис Умму Салямы, когда пророк ﷺ велел отпускать их платья ниже пятки на локоть. Спрашивается: если пятки надо закрывать, тогда что о лице говорить? Лицо центр женской красоты.

Хадис №6:

Аль-Бухари и Муслим передали, что ‘Аиша, да будет доволен Аллаh ею и ее отцом, отстала от войска. А Сафуан ибн Му’атталь шел сзади войска и обнаружил мать правоверных.

• Мать правоверных сказала: «Когда я услышала его звук (или голос), я сразу закрыла лицо химаром (никъабом). Он видел меня без никъаба до (ниспослания аяте) о никъабе»

• Ибн Баз сказал в комментарии: «С этого (хадиса) понимается, что раньше не закрывали лица никъабом. А после (аяте о никъабе) стали закрывать свои лица химаром (никъабом)».

3. Ответ на доводы оппонентов

Довод №1: Хадис Ибн ‘Умара

Они упираются на хадис, который передал аль-Бухари от Ибн ‘Умара:

لَا تَنْتَقِبْ الْمَرْأَةُ الْمُحْرِمَةُ ، وَلَا تَلْبَسْ الْقُفَّازَيْنِ

Женщина, которая в ихраме (во время хаджа), не надевает никъаб и перчатки

ОТВЕТ:

• Во-первых: этот хадис как раз-таки в нашу пользу. Если пророк ﷺ велел женщинам открыть лицо и кисти рук в Хадже, значит в другое время оно не дозволено. Ведь нельзя же повелевать открыть лицо и кисти именно в Хадже, если они и так всегда открыты?

• Во-вторых: пророк ﷺ имел ввиду не закрывайте лицо и кисти именно той тканью, которой обычно закрывают, но закрывайте другой тканью.

• Сказал имам Ибн Къайим, да помилует его Аллаh: «Пророк ﷺ не разрешил (женщине) открывать лицо, ни вовремя ихрама (Хаджа), ни в другое время. Пришел запрет (во время Хаджа) именно на запрет никъаба и перчаток. Также пришел запрет надевать рубаху и штаны (во время хаджа). А ведь понятно, что запрет надевать это (во время хаджа) не означает, что (тело) остается оголенным. Ученые единогласны, что человек (во время хаджа) закрывает свое тело халатом или изаром».

Подтверждением словам Ибн Къайима является начальный текст данного хадиса: «Не надевайте ни рубаху, ни штаны, ни чалму…».

Т.е именно это не надевайте. Хадис не означает, что запрет надевать штаны, указывает на то, что мужчины должны быть в Хадже без штанов, нет! Они надевают изар или халат. Также и женщина: запрет на никъаб в Хадже не означает, что она открывает лицо, но означает, что она закрывает другим материалом — косынкой, к примеру.

• Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал: «Пророк ﷺ запретил ей никъаб и перчатки (в хадже), подобно тому, как запретил он мухриму (т.е мужчинам на Хадже) надевать рубаху и хуф (кожаные носки). Но вместе с этим ему не запрещается прикрыть свои руки и ноги по единогласному уммы».

• Сказал Ибн Баз: «Т.е не надевайте то, что было изготовлено и сшито специально для лица: как никъаб. Или то, что было изготовлено специально для рук: как перчатки».

Довод №2: Хадис ‘Аиши

Ссылаются на хадис ‘Аиши, сказавшей:

أَنَّ أَسْمَاءَ بِنْتَ أَبِي بَكْرٍ دَخَلَتْ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَعَلَيْهَا ثِيَابٌ رِقَاقٌ فَأَعْرَضَ عَنْهَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَقَالَ : ( يَا أَسْمَاءُ إِنَّ الْمَرْأَةَ إِذَا بَلَغَتْ الْمَحِيضَ لَمْ تَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلا هَذَا وَهَذَا- وَأَشَارَ إِلَى وَجْهِهِ وَكَفَّيْهِ

Имам Абу Дауд сказал: ам рассказал аль-Уалида бин Муслима, от Са’ида бин Башира, от Къатады, от Халида ибн Дурейка, от ‘Аиши: «Асма бинт Аби Бакр (сестра ‘Аиши) зашла к пророку ﷺ, а на ней тонкая одежда. Тогда пророк ﷺ отвернулся от нее и сказал: «О Асма! Когда женщина достигает половой зрелости, смотреть на нее непозволительно, кроме как на это и это» — и указал на лицо и кистей рук.

ОТВЕТ:

В этом иснаде сразу 6 проблем: 5 в иснаде, и 1 в матне.

• Во-первых: что касается иснада:

1. Аль-Уалид бин Муслим имам. Но он известный мудаллис. Его тадлис из худшей категории таллиса — тадлису ат-тасуия.

2. Са’ид бин Башир аль-Азди. Его послабил Ахмад, Ибн Ма’ин, ибн аль-Мадини ан-Насаи и другие. ‘АбдуЛла бин Нумейр и вовсе назвал его «мункар» — отвергаемый.

3. Хадисы Са’ида, передаваемые от Къатады, усиливаются. Ибн Нумейр сказал: «Он передает от Къатады отвергаемые вещи».

4. Сам Къатада, не смотря на свое высокое положение, тоже мудаллис. Здесь он не сказал: «Нам рассказали».

5. Халид бин Дурейк не застал ‘Аишу. Сам Абу Дауд, приводя этот хадис у себя в «Сунан», указал на это.

• Во-вторых: что касается матна:

Аль-Хаким передал, что та-же Асма сказала

كنا نغطي وجوهنا من الرجال في الإحرام

Мы закрывали свои лица от мужчин.

Это противоречит тому, что передал от Асмы Ибн Дурейк. Это сообщение сильнее со стороны иснада и матна. Его удостоверил аль-Хаким, аз-Заhаби и шейх аль-Альбани. Последний сказал, что иснад на условиях Муслима.

Но даже если-бы он был достоверным, то и там нет для них доказательства.

≡ Сказал Ибн ‘Усеймин:

«Если предположить, что он достоверный, то возможно это было до приказа никъаба».

Т.е возможно Асма зашла к нему ﷺ до ниспослания аята о никъабе. Как-бы там ни было, хадис очень слабый.

Довод №3: Хадис Джабира

Имам Муслим передал от Джабира, да будет доволен им Аллаh, сказавшего:

عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللهِ، قَالَ: شَهِدْتُ مَعَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الصَّلَاةَ يَوْمَ الْعِيدِ، فَبَدَأَ بِالصَّلَاةِ قَبْلَ الْخُطْبَةِ، بِغَيْرِ أَذَانٍ وَلَا إِقَامَةٍ، ثُمَّ قَامَ مُتَوَكِّئًا عَلَى بِلَالٍ، فَأَمَرَ بِتَقْوَى اللهِ، وَحَثَّ عَلَى طَاعَتِهِ، وَوَعَظَ النَّاسَ وَذَكَّرَهُمْ، ثُمَّ مَضَى حَتَّى أَتَى النِّسَاءَ، فَوَعَظَهُنَّ وَذَكَّرَهُنَّ، فَقَالَ: «تَصَدَّقْنَ، فَإِنَّ أَكْثَرَكُنَّ حَطَبُ جَهَنَّمَ»، فَقَامَتِ امْرَأَةٌ مِنْ سِطَةِ النِّسَاءِ سَفْعَاءُ الْخَدَّيْنِ، فَقَالَتْ: لِمَ؟ يَا رَسُولَ اللهِ قَالَ: «لِأَنَّكُنَّ تُكْثِرْنَ الشَّكَاةَ، وَتَكْفُرْنَ الْعَشِيرَ»، قَالَ: فَجَعَلْنَ يَتَصَدَّقْنَ مِنْ حُلِيِّهِنَّ، يُلْقِينَ فِي ثَوْبِ بِلَالٍ مِنْ أَقْرِطَتِهِنَّ وَخَوَاتِمِهِنَّ

«Я вместе с пророком совершал праздничную молитву. Он начал молитву без азана и икъамата. Затем, упираясь, поднялся и начал призывать к богобоязненности. Побуждать к служению. Увещевал людей и напоминал им. Продолжал пока не пришли женщины. Начал увещевать их тоже. Сказал (женщинам): «Давайте милостыню, ведь большинство из-вас дрова для ада». И тогда, одна из тех, которая сидела в центре (толпы), с загорелыми щеками, сказала: «Почему, о посланник Аллаhа?» Он сказал: «Потому, что вы много жалуетесь и проявляете неблагодарность (мужьям)». Тогда они начали давать милостыню из своих украшений, снимая свои серьги и кольца и бросая их в одежду (мешочек) Биляля»».

Оппоненты говорят, что «с загорелыми щеками» указывает на то, что лицо у нее было открыто.

ОТВЕТ:

• Во-первых: какая это женщина была, свободная или рабыня? Если рабыня, то они не закрывают свои лица. Одного лишь этого факта достаточно, чтобы не брать этот хадис в довод

• Во-вторых: слова: «с загорелыми щеками» это слова Джабира. Это то, что он увидел, а не пророк ﷺ. Ведь там сказано «…сидел в центре (толпы). Т.е он мог не разглядеть ее. День праздничный, народу много. Смотреть каждому в лицо в толпе невозможно. Поэтому, он ﷺ мог ее не видеть, по этому и не сделал замечание.

• В-третьих: пророк ﷺ в хадже велел не закрывать лица никъабом. Не все могли понять это одинаково. Кто-то закрыл другим материалом, а кто-то мог не закрыть.

• В-четвертых: не обязательно с этого понять, что она намеренно открыла. Ведь в Хадже лицо закрывают не никъабом, который плотно сидит, а другими, не привычными материалами. Такое легко может спадать с лица. Вот Джабир и увидел ее именно в этот момент.

• В-пятых: это могла быть взрослая женщина, не искушающая. А таким Всевышний разрешил открывать свои лица. Выше мы уже приводили аяты с тафсирами.

Довод №4: Хадис Аль-Фадля Ибн ‘Аббас

Аль-Бухари передал от Ибн ‘Аббаса, который передал от своего брата аль-Фадла ибн ‘Аббаса, что последний сопровождал пророка ﷺ в прощальном Хадже.

Он ﷺ увещевал людей и отвечал на их вопросы. И тут одна красивая девушка задала вопрос пророку ﷺ. А аль-Фадл был рядом. Тогда он начал смотреть на нее, а она на него. Пророк ﷺ увидел это и положил свою руку на его щеку и отвернул его лицо от нее. Затем аль-Фадль снова посмотрел на ее, а пророк сделал тоже самое.

Оппоненты говорят: как аль-Фадль понял, что она красивая, если она была в никъабе? И пророк ﷺ не возразил ей.

ОТВЕТ:

• Во- первых: в хадисе не говорится, что ее лицо было открыто. Сказал имам Мухаммад Амин аш-Шанкъити:

«Ни в одном из риваятов этого хадисе не упоминается, что ее лицо было открыто, и что пророк ﷺ одобрил это. Максимум что в этом хадисе, что она была красивой…»

• Во-вторых: оголить красивое лицо и увидеть его можно ненамеренно. Покрывало могло просто сойти с лица. Сказал имам Мухаммад Амин аш-Шанкъити: «Знание о ее красоте не обязательно должно указывать на то, что ее лицо было открыто… У нее мог сползти материал с лица и ее могли непреднамеренно увидеть мужчины»

• В-третьих: Он мог знать ее раньше. Сказал имам Мухаммад Амин аш-Шанкъити:«Возможно, что ее красота была известна до этого. Допустимо, что он знал ее раньше и узнал ее (в Хадже).

• В-четвертых: необязательно, чтобы судить о ее красоте надо смотреть на ее лицо. Для этого достаточно посмотреть на ее фигуру. Чтоб понять, что девушка красивая, достаточно посмотреть на ее глаза и тело.

Сказал шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид: «Женскую красоту можно определить, посмотрев на нее даже укрытой. Посмотрев на ее стройную фигуру».

• В пятых: лицо женщины в Хадже открывается как исключение из общего запрета. (Согласно мнению).

• В шестых: разве пророк ﷺ одобрил взгляд аль-Фадля? Нет, он как раз-таки отвернул его от нее. Вот это доказывает то, что ее лицо аврат, иначе зачем его отворачивать?

• В седьмых: они скажут: но сам пророк ﷺ посмотрел ведь на нее. Мы скажем: пророк ﷺ имеет некоторые особенностей.

Сказал Ибн ‘Усеймин: «Ибн Хаджар, да помилует его Аллаh, упомянул, что пророку ﷺ дозволено смотреть на женское лицо, уединяться с ней. Это то, что не дозволено другим. Ему также дозволяется жениться на женщине без маhра, уали и больше, чем на четырех…»

Довод №5: Тафсир ‘АбдуЛлы ибн ‘Аббаса

Достоверно известно от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллаhа, что он говорил о обязанности закрытия лица. Выше мы уже приводили иснады.

Но есть сообщения от Ибн ‘Аббаса об обратном. Я разберу их иснады, иншаАлла.

• Ат-Табари сказал: «Рассказал нам Абу Курайб: рассказал нам Маруан: рассказал нам Муслим аль-Маляи, от Са’ида ибн Джубейра, от Ибн ‘Аббаса: «…за исключением тех, которые видны» — это сурьма и кольца».

В иснаде аль-Маляи. Ахмад и Ибн Ма’ин послабили его. ан-Насаи сказал: «Матрук» (оставленный).

Также Ат-Табари передал это сообщение по другой цепочке тоже: «Рассказал нам Ибн Хумейид: рассказал нам Харун от Абу ‘АбдуЛлы Наhшаля, от Даххака, от Ибн ‘Аббаса: это сурьма…»

Наhшаль — это Ибн Са’ид аль-Къураши. Имам Ибн Раhавейhи обвинил его во лжи. Ибн Хаджар сказал: «Матрук».

Довод №6: аль-Мисвар бин Махрама

• ‘Абду-Раззакъ сказал: «Мне рассказал Ма’мар, от аз-Зуhри, от одного человека, от аль-Мисвара бин Махрама, да будет доволен им Аллаh: «…за исключением тех, которые видны» — это сурьма и кольца»

Кто это «один человек» ?

4. Мнение табиинов

• Са’ид бин Джубейр.

Приводит ат-Табари по пути ‘Амра бин ‘Абдиль-Хамида, от Маруана, от аль-Маляи, от Ибн Джубейра. До Ибн Джубейра он не доходит из-за аль-Маляи.

От Ибн Са’ида также передал ‘АбдуЛла бин Муслим бин Хурмуз. последний слабый.

• ‘Ата.

Затем это также передают от ‘Ата. Но путь к нему через аль-Уалида, а он серьезный мудаллис, хоть и большой имам.

• Къатада.

Передал ат-Табари и по пути от ‘Абду-Раззакъа, от Ма’мара, от Къатады, сказавшего: это кольца и сурьма.

Иснад безупречный. Къатада действительно не считал лицо ‘ауратом.

• Муджаhид.

Сообщается, что он сказал: «Кольца и сурьма». Но о достоверности мне ничего не известно. Но известное мнение Муджаhида, что лицо не ‘аврат.

• Аль-Хасан аль-Басри.

Он сказал, что только лицо. Это достоверно.

• Ад-Даххак.

Достоверно, что он сказал: «Лицо и кисти рук».

• Аль-Ауза’и.

Он сказал: «Лицо и кисти рук». Достоверноظ

5. Мнение мазhабов

По мнению имама Ахмада и аш-Шафии, женщина обязана закрыть свое лицо. По мнению Абу Ханифы и Малика она обязан закрыть лицо тогда, если есть опасение или распространение фитны. Сегодня как раз тот случай.

Нет нужды приводить поздних ученых мазhаба, так как мы обещали, что остановимся на трех столетиях.

6. Выводы

В чем единогласие?

  • Что красивая девушка обязана закрыть все.
  • При распространении фитны и разврата женщина обязана закрыть все свое тело.
  • Чище для души закрыть свое тело.

В чем разногласие:

  • Если нет фитны, девушка не наделена особой красотой, обязана ли она?

Лишь в этом последнем пункте разногласие. Но мы доказали, что Коран и Сунна приказывает любой женщине закрыть лицо и кисти рук.

А что касается мнения имама Муджаhида (если достоверно) ‘Ата и Къатады, которые дозволили сурьму и кольца на выход, то это не доказательство. В этом они противоречат Корану и Сунне. Да, они оба гиганты в области фикха, тафсира и всего прочего. Но они люди, хоть и великие, но даже такие иногда бывают не совсем правы. Тем более те, кто лучше них — сподвижники, такое не говорили. Мы не нашли ни одного достоверного текста от сподвижников.

В любом случае, даже согласно Къатаде и ‘Ата сегодня надо закрывать лицо и кисти, так как они говорили за свое время — время сподвижников. Сегодня время зина и зла. В такое время женщина должна закрывать себя и беречь свое целомудрие, в чем нет разногласий ни у кого из умму Мухаммада ﷺ. Конечно, есть оправдание тем сестрам, которые не могут закрыть свои лица и кисти рук из-за запретов со стороны закона тех, или иных государств, но они должны покинуть это государство при первой возможности. Об это я писал в нашей работе: 15. Важность и обязанность хиджры!

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.

7. Использованная литература:

  • Тафсир Мукъатилль бин Сулейман аль-Азди (150).
  • Тафсир аль-Къуръан мин аль-Джами’ Ибн Уаhба (197).
  • Тафсир Яхья бин Саллям (200).
  • Тафсир ‘Абду-Раззакъ (211).
  • Татфсир Ат-Табари (310).
  • Тафсир Абу Исхакъа ас-Зуджаджа (311).
  • Тафсир Ибн Аби Хатим (327)
  • Тафсир аль-Багъауи (510).
  • Тафсир ибн аль-Джаузи (597).
  • Тафсир аль-Къуртуби (671).
  • Тафсир Ибн аль-Джузай (741).
  • Тафсир Ибн Касир (774).
  • Адуау аль-Баяна имама аш-Шанъкити
  • Фетвы аль-Мунаджида.

Источник