Неужели вы променяете то, что лучше, на то, что хуже!?.

Неужели вы променяете то, что лучше, на то, что хуже!?.

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах:

«Узнав о том, для чего они сотворены и какова цель их бытия, те, кому содействует Всевышний Аллах, подняли головы и увидели, что знамя Рая уже поднято для них. Они устремились к нему с усердием и серьёзностью и увидели, что прямой путь, ведущий к нему, уже ясно обозначен для них. Они стали неуклонно придерживаться этого пути и сочли, что это крайне неприбыльная сделка — продавать то вечное и прекрасное, чего не видело око, о чём не слышало ухо и что даже не может представить себе человек, за жалкие мирские блага, исчезающие, словно сон, сопряжённые с горечью и смешанные со страданиями. Принося улыбку и смех ненадолго, они потом заставляют человека долго плакать, и день радости сменяется месяцем печали. Боли в этом мире намного больше, чем наслаждений, а горестей — намного больше, чем радостей. Начало его — то, что внушает страх, а конец его — гибель и разрушение.

И остаётся лишь удивляться глупцу в образе кроткого и выдержанного и недалёкому в образе разумного. Он предпочитает бренную и ничтожную долю доле вечной и бесценной и продаёт Рай, ширина которого — ширина небес и земли, за тесную тюрьму в окружении тех, на кого сыплются беды и испытания. Он продаёт благие жилища в Садах Эдема, возле которых текут реки, за узкие загоны, которые ждёт уничтожение и разрушение. И он предпочитает прекрасным девственницам-сверстницам, подобным яхонтам и кораллам, скверных, развратных обладательниц дурного нрава или берущих себе любовников, а чернооким гуриям, сидящим в шатрах, — недостойных и скверных из представительниц рода человеческого. Он предпочитает рекам райского вина, доставляющего удовольствие пьющим его, нечистый, туманящий рассудок напиток, портящий и мирскую жизнь, и религию человека. И наслаждению от созерцания Лика Могущественного, Милостивого он предпочитает созерцание лика омерзительного, отвратительного. И вниманию речам Милостивого он предпочитает внимание музыкальным инструментам и пению. И сидению на возвышениях из жемчуга, рубинов и изумрудов в День добавления он предпочитает сидение на собраниях нечестивцев вместе со всяким непокорным шайтаном. И воззванию глашатая: «О обитатели Рая! Поистине, у вас теперь будет наслаждение и не будет тягот и будет жизнь и не будет смерти, и вы пребудете здесь и не покинете Рай, и вы будете вечно молодыми и никогда не состаритесь!» — он предпочитает [непристойные] песни. То, что эта сделка была неприбыльной, станет явным в Судный день. Глупость заключившего эту сделку станет очевидной в День горького сожаления и скорби, когда богобоязненные прибудут к Милостивому, подобно делегации, а преступников поведут в Геенну. Тогда глашатай возвестит во всеуслышание, дабы все участники предстояния знали, кто из Его рабов больше заслуживает почёта.

Если бы отставший от этой [почтенной делегации] увидел, какой почёт приготовлен для них, и какое благоволение и милости ожидают их, и какая услада для очей сокрыта для них - а это нечто невиданное, о чём никогда не слыхало ухо и что человек даже не в состоянии представить себе, он понял бы, какой товар он упустил и что нет блага в его жизни и сам он ничтожен. И он бы понял, что эти люди — в великом царстве, которое не постигают беды и которое не разрушится, и преуспели, обретя вечное блаженство под покровительством Великого, Возвышенного. Они гуляют по райским садам и восседают там на сиденьях с занавесками и возлежат, прислонившись, на ложах, выстланных снизу парчой, наслаждаясь обществом райских гурий, а также разными плодами: «Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком [вином], от которого не болит голова и не теряют рассудок, с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают. Их жёнами будут черноокие, большеглазые девы, подобные сокрытым жемчужинам. Таково воздаяние за то [благое], что они совершали» (сура 56 «Неизбежное», аяты 17-24).

«В Раю их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза. Вы пребудете там вечно» (сура 43 «Украшения», аят 71).

Клянусь Аллахом, всё это выставили на продажу на рынке, на котором не идёт торговля, и лишь немногие заинтересовались и стали торговаться. Удивительно, как же спит тот, кто стремится [к Раю]? Как же сватающийся [к жизни вечной] отказывается давать ей брачный дар? И как может казаться хорошей жизнь в этом мире тому, кто слышал о Рае? И как может скучающий по Раю найти покой, не имея возможности обнять прекрасных дев Рая? Как, чему радуются скучающие по Раю? И как терпит вдали от него тот, кто убеждён в [его существовании]? И как же отвращены от Рая сердца большинства представителей миров? И какую замену Раю найдут для себя отворачивающиеся?»

См. «Хади аль-арвах»; «Избранное», 3/417-420