«Нет веры у того, кто ненадежен (в ком нет преданности, честности). И нет религии у того, кто необязателен (кому нельзя что-то поручить, вверить)» Хадис от Анаса; Ахмада и Ибн Хиббана

«Нет веры у того, кто ненадежен (в ком нет преданности, честности). И нет религии у того, кто необязателен (кому нельзя что-то поручить, вверить)» Хадис от Анаса; Ахмада и Ибн Хиббана

«Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие — от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего» Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи.

«Находчивый (сообразительный) человек — это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции], страсти (знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется) и не забывает в делах и поступках о вечном [работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной]. Слабый же, немощный — это тот, кто идет на поводу своих желаний, хотений и постоянно надеется на Бога [сидит сложа руки, не делая ничего особенного для их воплощения]» Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима.

«Среди людей [верующих и благородных делами, поступками] есть те, которые не относятся к пророкам, а также не являются отдавшими свои жизни за веру и Отчизну, но в Судный День именно им будут завидовать белой завистью и первые, и вторые по причине привилегированности пред Богом и особого Его отношения к ним». У Пророка спросили: «Просим тебя, дай нам знать, кто они и каковы их характеристики (их дела, поступки), мы [хотя бы] полюбим их [будем уважительно относиться к ним, дружить с ними]!» «Они — выстраивающие хорошие, добрые отношения с другими лишь на любви к Богу, притом что в этом общении они никак не связаны [долгом] родственных связей и нет материальной подоплеки. Клянусь Аллахом (Господом миров)! Их лица — свет, и они как в свете (окружены им). Когда другие боятся, они — не боятся [страх не пускает свои корни в их душах и сознании, он минует их, не задерживаясь], когда другие опечалены [угрюмы, опускают уже свои руки от усталости, тягот жизни, долгого отсутствия ожидаемого результата], они — не печалятся [все также идут вперед, несмотря на душевные переживания]», — пояснил посланник Всевышнего (Мир ему и благословения). 

Вахб ибн Мунаббих, вспоминая мудрость рода пророка Дауда (мир ему), говорил: «Умный должен знать (понимать, чувствовать) время, в котором живет; придерживать язык (когда это необходимо) и полностью отдаваться своему делу».

Благой нрав будет тяжелейшим на чаше весов деяний в День Воскресения. Человек, нрав которого был наиболее лучшим, будет ближе сидеть к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в День Суда.

Сообщается от Джабира, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Поистине, самыми любимыми из вас для меня и самыми близкими из сидящих рядом со мной в День Суда будут те из вас, кто обладает наилучшим нравом[1].

Сообщается от ‘Амра, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Воистину, наилучший из вас тот, кто обладает наилучшим нравом[2].

Улучшить нрав и воспитать себя возможно посредством следующих средств:

- узнавать больше о достоинстве хорошего нрава и о благой награде, которая будет следствием его в этом мире и в мире дольнем;

- узнавать о пагубности скверного нрава и том плохом итоге, который является его последствием;

- изучать жизнеописания предшественников и истории о праведниках;

- отдаляться от гнева, украшать себя терпением и избавляться торопливости;

- общаться и находиться с людьми благого нрава, отдаляться от собраний с людьми скверного нрава;

- тренировать свою душу и приучать ее к хорошему нраву, проявлять терпение и переносить трудностей на этом пути, как сказал поэт:

Будь щедрым, чтобы привыкнуть к (совершению) благого, ведь ты никогда не увидишь обладателя щедрости, который бы (ранее) не приучил себя быть щедрым;

- молить Всевышнего Аллаха, чтобы Он улучшил нрав человека и помог ему в этом; мольбой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была: „О Аллах, сделай мой нрав таким же прекрасным, каким прекрасным сделал ты мой облик"[3].

Если человек поскользнулся в какой-то ситуации и повёл себя неверно, то он должен поспешить извиниться и исправить то, что испортил, а также иметь намерение улучшить свой нрав.

Мусульманин, улучшая свой нрав, делает это из повиновения Всевышнему Аллаху и из желания снискать Его довольство, а также стараясь брать пример с Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как и во всех видах поклонения. Он не делает это из-за того, чтобы его хвалили люди, ведь в подобном случае он теряет свою награду и заслуживает наказания за совершение этого напоказ /рийа/.

Как старается верующий в Аллаха быть искренним во всех своих делах поклонения и делать их только ради Аллаха, так же он должен поступать и в отношении улучшения своего нрава. Перед глазами должны быть всегда только веление Аллаха, расчет за деяния в Судный День, Весы, Рай и Ад, а также убеждение, что люди не смогут принести ему никакой пользы и ничем навредить ему.

Воспоминание о Последнем Дне более всего помогает мусульманину быть искренним /ихляс/ и совершать деяния только ради Всевышнего Аллаха.

А Аллаху ведомо лучше.


[1] Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 2018; ат-Тирмизи сказал, что хадис хороший; аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверный.

[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 6035; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 2321.

[3] Ахмад. Аль-Муснад, № 24392; исследователи аль-Муснада сказали, что хадис достоверен; аль-Альбани в Сахих аль-джами‘ (№ 1307) сказал, что хадис достоверен.