Нельзя служить Богу и маммоне

Нельзя служить Богу и маммоне

Всевышний не возлагает на нас больше, чем мы можем осилить. Эта мысль многократно повторяется в Коране для того, чтобы мы уразумели, что Господь не ставит перед нами недостижимых целей. И тем не менее даже от людей верующих можно услышать, что всё происходит согласно Божьему замыслу, а значит, мир вокруг нас невозможно исправить и вообще от нас мало что зависит. Но разве, говоря так, мы не перекладываем на Аллаха ответственность за несправедливость, которую совершают люди, и за своё бездействие?

Мы с особым благоговением говорим о деяниях сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, как они поклонялись Аллаху и не жалели на Его пути ни своего имущества, ни самих себя. А ведь они не делали ничего сверхъестественного, и они были такими же людьми, как и мы с вами. И они тоже совершали ошибки и грехи, а потом раскаивались и молили Аллаха о прощении. Они были примером для нас, и всё, что требовалось от них, в той же мере требуется от нас. И если кто-либо из нас не собирает тех плодов веры, что удавалось собрать сподвижникам и праведникам после них, то только потому, что он проявляет беспечность и малодушие.

Никто не будет спрошен за то, что он был не в силах сделать. Но если он мог сделать и не захотел… Израильтянам нужно было только последовать за Мусой и пройти через врата, и Аллах одарил бы их победой, но они отказались, потому что усомнились в Божьей помощи. А во времена Талута они поверили своему пророку, и одного броска камня оказалось достаточно, чтобы обратить врагов в бегство. Нужно лишь захотеть и поверить, и тогда с помощью Аллаха можно добиться всего. Именно всего, потому что нет для верующего ничего больше и желаннее, чем Его довольство.

Разве возможностей поклоняться Аллаху и жить правильно сегодня меньше, чем в прошлом? Зарабатывать на жизнь стало проще, и люди лучше защищены от произвола власть имущих, и даже в тех странах, где мусульмане составляют меньшинство, есть условия для того, чтобы изучать и проповедовать ислам. Только вот в сердцах нет прежней решимости, и мы надеемся обойтись малой кровью. И в Рай попасть хотим, и земными благами насладиться вдоволь, чтобы ничего из них не упустить. И оправдания себе находим, непременно из Корана и Сунны, а многие другие аяты забываем, будто их нет вовсе, чтобы они не омрачали нашей радости.

Израильтяне, которые не вошли в святую землю, тоже были верующими, и ради их спасения Всевышний погубил Фараона и его войско. Но их веры было недостаточно для того, чтобы принять всю Божью милость и благодать. Всевышний ждал от них большего и от нас ждёт большего, предостерегая нас от беспечности. «О вы, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей. Он будет любить их, и они будут любить Его. Они будут благодушны к верующим и суровы к неверующим, будут бороться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих» (сура 5 «Трапеза», аят 54).

Потому что нельзя служить Богу и маммоне. Нельзя любить Аллаха и радеть о том, что отдаляет от Него, стремиться к Аллаху, а сердцем и взором обращаться в противоположную сторону. Это не значит, что нужно отказаться от мирских благ, перестать учиться и работать, а только молиться и поститься. Ничего такого нет ни в Коране, ни в Сунне, и никто из праведных имамов не призывал к такому. Но нужно отказаться от грехов и всего, что противно Аллаху. Нужно подчинить свои желания тому, что принёс Посланник, мир ему и благословение Аллаха, и не идти на компромиссы в вопросах веры, больше думать о мире вечном и заботиться о земном благополучии ровно в той мере, в которой оно необходимо для исполнения Божьих велений.

Если ты полон решимости жить так, то у тебя всё получится, потому что на самом деле религия Аллаха — лёгкая, и прямой путь — широкий, и каждый может выбрать для себя деяния, соответствующие его темпераменту и наклонностям. Один приходит к довольству Аллаха через ночные молитвы и дополнительные посты, другой много зарабатывает и занимается благотворительностью, третий посвящает себя изучению Корана и обучает ему других, четвёртый не имеет возможности делать ничего из этого, но растит праведных и благодарных детей. При этом всех их объединяет одно: они ухватились за Аллаха, уповают на Него и предпочитают Его довольство всему остальному. Они — настоящие верующие, о которых сказал Всевышний: «Для верующего мужчины и женщины нет выбора при принятии решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (сура 33 «Полчища», аят 36).

Все эти решения, предписания и заповеди не нужны Аллаху. Они установлены для нас самих, чтобы защитить нас от самих себя и вернуть нас туда, откуда мы вышли, когда поддались соблазну и забыли об Аллахе. Мы нуждаемся в этих заповедях для того, чтобы помнить, что Аллах не бросил нас и не предоставил самим себе. Он всегда рядом с нами, отвечает на наши мольбы и исполняет наши желания. Он проявляется бесприметно, но хочет, чтобы мы ощущали Его присутствие. Он хочет, чтобы мы сделали Его частью нашей жизни и признали в Нём самого близкого и надёжного Покровителя, Помощника и Защитника. «Совершайте молитву, платите закят и крепко держитесь за Аллаха. Он ваш Покровитель. Какой прекрасный покровитель, какой прекрасный защитник!» (сура 22 «Хадж», аят 78).

Эльмир Кулиев

e-minbar

    Что такое мамона?

    “Никто не может быть рабом двух хозяев, потому что он будет либо ненавидеть первого, а второго любить, либо презирать второго, сохраняя верность первому. Не можете вы быть рабами и Бога, и денег.” (Матф.6:24)

    Было бы точнее, если бы мы поставили вопрос не «что такое мамона?», а «кто такой мамона?».

    Мамон, мамона (по арамейскому слову ma’mon, означающему имущество, состояние. Мамона-Бог денег у древних сирийцев и евреев).

    Возникшее отсюда выражение «служить мамоне» употребляется в значении: заботиться о богатстве, о материальных ценностях, предаваться грубым, чувственным наслаждениям. Мамона обычно изображается в виде золотого идола, схожего с фигурой дьявола, который рассыпает вокруг себя деньги.

    Этим он прельщает людей и соблазняет их наслаждаться земными радостями, а после смерти бросает их на произвол судьбы. В эпоху Ренессанса жадных до денег людей называли рабами мамоны. Слово «мамон» в просторечии получило значение: утроба, брюхо.

    Маммона (или богатство) – это такой господин, который поработил, и продолжает порабощать сегодня многие души. Как он это делает?

    В основном он играет на двух факторах человеческой жизни:

    Во-первых, на греховной природе человека, желающего самоудовлетворяться любым путем. А маммона может дать то, чего хочется греховной натуре человека.

    А во-вторых, на нуждах людей (на естественных потребностях, таких как: что есть, что пить, во что одеться). И когда человек не возрожден, то у него есть все предпосылки, чтобы служить этому господину.

    Даже рожденный свыше человек может на каком-то этапе своей жизни не сбодрствовать, и подпасть под обольщение богатством, так и не принеся плоды Богу, либо перестав их приносить.

    Сребролюбие является главным грехом человечества по следующим причинам.

    Во-первых, богатство создает человеку возможность для удовлетворения любой низменной прихоти, для исполнения любого греха. Потому что при помощи денег (богатства) человек может создать себе условия для осуществления любого греховного действия. Например при помощи богатства человек может купить себе почести, власть, славу, удовольствия блуда и реализовать иные свои греховные наклонности и стремления.

    Во-вторых, богатство духовно развращает человека, ложно вселяя ему мысль о безнаказанности за его греховные поступки и о вседозволенности его любых действий. Богатый человек ложно полагает, что он может за свои деньги купить весь мир, приобрести любые удовольствия. Однако такой человек забывает о справедливом и неотвратимом воздаянии Божьем за поступки людей. Господь “воздаст человеку по делам его” (Притч. 24:12). “Человек пожинает то, что сеет. Те, которые по-прежнему сеют в поле своего старого естества, угождая ему, в конце концов, пожнут разрушение; а сеющие в поле Духа, пожнут от Духа вечную жизнь.” (Гал. 6:7-8).

    Часто богач забывает о том, что без Бога, сам по себе человек слаб, а любое неправедное богатство временно и преходяще. “Поскольку всё, что в мире — желания старого естества, желания глаз, житейские притязания — не от Отца, но от мира. Мир же исчезает, и вместе с ним — его желания. Но тот, кто исполняет волю Бога, будет жить вовеки.” (1Иоан. 2:16-17).

    Богач также забывает о том, что главным богатством для человека являются не сокровища земные, а сокровища небесные. Таким образом, неправедное богатство развращает ум человека, вызывая иллюзию вседозволенности и безнаказанности, толкает на греховные поступки, создает условия для проявления гордыни, властолюбия, тщеславия, похоти и других греховных страстей. В таком образе жизни многие люди ошибочно видят счастье, думая об удовлетворении земных потребностей и забывая о духовных, и поэтому стремятся к приобретению большого богатства. А большое богатство, за редким исключением, приобретается путем преступления и греха. То есть является богатством неправедным. Поэтому, определяя разлагающее влияние богатства на нестойкого в служении Богу человека, в Библии мудро говорится: “Ибо корень всех зол — любовь к деньгам” (1Тим. 6:10).

    Источник