Некоторые важные темы по коронавирусу

Некоторые важные темы по коронавирусу

Как хоронить умерших от коронавируса мусульман? 

Какой хукм при омовение и заворачивание в кафан тела человека, который умер от коронавируса, если существует опасение, что инфекция может перейти на омывающего покойника? 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его посланнику! Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин. 

На вопрос отвечает шейх Али аль-Карадагы — генеральный секретарь Международного союза исламских ученых: 

"Если все так, как вы говорите, похороните его как есть, потому что он — шахид. Как приводится в достоверном хадисе от Абу Хурайры, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: „Кого из вашего числа вы причисляете к шахидам?" (Люди) ответили: „Убитого на пути Аллаха". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: „В таком случае шахидов в моей общине было бы мало. Убитый на пути Аллаха — шахид; умерший на пути Аллаха — шахид; умерший из-за болезни живота — шахид; умерший из-за чумы — шахид; утонувший — шахид". Этот хадис передал Ибн Маджах (2804). 

Ибн Акиль упомянул: „Если нет воды или есть страх, что после омовения покойного тело может распасться, как в случае со сгоревшим, утонувшим или болеющим оспой, то покойному следует сделать таяммум. Но если есть возможность омыть хотя бы часть тела, следует ее омыть, а на оставшуюся часть сделать таяммум. И совершить молитву в соответствии с его положением. Но все же желательно омыть тело полностью, даже если просто лить воду без касания, поскольку цель омовения покойного — чистота, а таяммум не дает этой чистоты. Аллах знает лучше!" 

Также имам Аль-Авзаи сказал: „Если вы уверены что инфекция перейдет на того, кто омывает тело, то похороните его без омовения и таяммума". Что касается кремации, как это делается в некоторых странах с телами тех, кто умер от коронавируса, то Ислам строго это запрещает. Но умершего нужно похоронить максимально быстро и аккуратно — во избежание инфицирования окружающих его людей и распространения болезни". 

Всевышний Аллах знает лучше.

islam.plus/ru/fatwa

Не наносите вред себе и другим Харам

«В Исламе, если мусульманин умирает, его предписано омыть, завернуть в саван и похоронить его в соответствии с законами шариата. Если существует возможность причинения вреда человеку в процессе совершения этих действий, то согласно правилам фикха «Наносить вред себе и другим запрещено» и «Затруднение влечет за собой облегчение», разрешается совершать эти действия без нанесения вреда исполнителям. Потому что намеренно рисковать своей душой – значит, погубить самого себя.

Такие крайне заразные и опасные заболевания требуют соблюдения особых требований к омовению, окутыванию и погребению умерших мусульман. То есть необходимо предотвратить возможность передачи вируса омывающим и могильщикам.

В настоящее время, по опыту мусульманских стран мира, обряд омовения, окутывания и погребения тела совершается в соответствии с шариатом с помощью санитарного персонала. В выполнении этих действий родственники покойного не участвуют. Близкие родственники покойного присутствуют только на совершении намаза Джаназа и на похоронах.

На основе взаимных консультаций с Министерством здравоохранения, в условиях карантина, умерших от коронавируса, по возможности будут омывать, заворачивать в саван и хоронить соответствии с требованиями шариата. В этом процессе будет принимать участие представитель управления мусульман.

Участники похорон, на которых будут присутствовать только близкие родственники покойного, должны следовать медицинским инструкциям, в том числе использовать маски и перчатки, а после церемонии проводить дезинфекцию и процедуры личной гигиены на основании карантинных требований.

Стоит отметить, что процедуры Джаназа, похорон, соболезнований (таъзия) проводятся по мере возможности компактно, при этом необходимо строго соблюдать требования эпидемии и карантина, в частности, правила гигиены. Они также проводятся в строго ограниченном составе на основании решения специальной комиссии.

Что должен мусульманин в эти дни, когда распространяется вирус COVID-19, и как Аллах спасет нас от этой напасти?

Хвала Аллаху Господу миров.

Если происходят беды и эпидемии, то лечение — это покаяние Всевышнему Аллаху и моление Его со смиренностью и покорностью, это отвержение и остановка любых видов притеснений и обид, это многочисленные обращения к Аллаху с просьбой о прощении, с восхвалениями Его и с благословениями Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует. Также во время бед и эпидемий следует просить Аллаха об исцелении и применять меры профилактики и излечения от болезни, например, самоизолироваться, делать прививки, проходить лечение и пр.

1. Покаяние и смиренность пред Аллахом.

Всевышний Аллах сказал:

وَلَقَدْ أَرْسَلْنَآ إِلَىٰٓ أُمَمٍ مِّن قَبْلِكَ فَأَخَذْنَٰهُم بِٱلْبَأْسَآءِ وَٱلضَّرَّآءِ لَعَلَّهُمْ يَتَضَرَّعُونَ ، فَلَوْلَآ إِذْ جَآءَهُم بَأْسُنَا تَضَرَّعُوا۟ وَلَٰكِن قَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَزَيَّنَ لَهُمُ ٱلشَّيْطَٰنُ مَا كَانُوا۟ يَعْمَلُونَ

Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они проявили смирение. Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не проявили смирение? Но их сердца ожесточались, а дьявол приукрашивал для них то, что они совершали[1].

В толковании Корана Ибн Касира, да помилует его Аллах, сказано: «Слова Аллаха:

وَلَقَدْ أَرْسَلْنَآ إِلَىٰٓ أُمَمٍ مِّن قَبْلِكَ فَأَخَذْنَٰهُم بِٱلْبَأْسَآءِ وَٱلضَّرَّآءِ لَعَلَّهُمْ يَتَضَرَّعُونَ

„Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали их нищете", то есть бедности и стесненности в средствах, „…и недугам", то есть болезням, боли и любым видам нездоровья. „Дабы они проявили смирение", то есть дабы они стали обращаться к Аллаху с мольбами с полным смирением и покорностью.

Далее Аллах сказал:

فَلَوْلَآ إِذْ جَآءَهُم بَأْسُنَا تَضَرَّعُوا۟ وَلَٰكِن قَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَزَيَّنَ لَهُمُ ٱلشَّيْطَٰنُ مَا كَانُوا۟ يَعْمَلُونَ

„Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не проявили смирение?", то есть почему, когда Мы испытывали их этим, они не стали проявлять смирение, показывать свою нужду в Нас, „Но их сердца ожесточались", их сердца не смягчились и не стали покорными, „а дьявол приукрашивал для них то, что они совершали", то есть их грехи и многобожие, которое они проявляли»[2].

Всевышний Аллах сказал:

أَوَلَا يَرَوْنَ أَنَّهُمْ يُفْتَنُونَ فِى كُلِّ عَامٍ مَّرَّةً أَوْ مَرَّتَيْنِ ثُمَّ لَا يَتُوبُونَ وَلَا هُمْ يَذَّكَّرُونَ

Неужели они не видят, что каждый год они подвергаются испытанию один или два раза? Они не раскаиваются после этого и не поминают назидание[3].

Беды и несчастия приходят только из-за грехов и не уходят без покаяния. Об этом сказал аль-‘Аббас, да будет доволен им Аллах, в своей мольбе во время испрашивания дождя.

Аль-Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: Аз-Зубайр ибн Баккар в своей книге „аль-Ансаб" разъяснил вид мольбы, с которой аль-‘Аббас обратился к Аллаху во время этого происшествия. Он привел ее с цепочкой передатчиков, что аль-‘Аббас, испрашивая Аллаха о дожде и отвечая на просьбу ‘Умара об этом, сказал: „О Аллах, воистину, несчастия не приходят, кроме как из-за грехов, и не уходят, кроме как после покаяния"[4].

2. Мольба о прощении является причиной дарования здоровья, силы и хорошей жизни.

Всевышний Аллах сказал:

وَأَنِ ٱسْتَغْفِرُوا۟ رَبَّكُمْ ثُمَّ تُوبُوٓا۟ إِلَيْهِ يُمَتِّعْكُم مَّتَٰعًا حَسَنًا إِلَىٰٓ أَجَلٍ مُّسَمًّى وَيُؤْتِ كُلَّ ذِى فَضْلٍ فَضْلَهُ

Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого[5],

وَيَٰقَوْمِ ٱسْتَغْفِرُوا۟ رَبَّكُمْ ثُمَّ تُوبُوٓا۟ إِلَيْهِ يُرْسِلِ ٱلسَّمَآءَ عَلَيْكُم مِّدْرَارًا وَيَزِدْكُمْ قُوَّةً إِلَىٰ قُوَّتِكُمْ وَلَا تَتَوَلَّوْا۟ مُجْرِمِينَ

О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь и приумножит вашу силу. Посему не отворачивайтесь, будучи грешниками[6].

3. Восхваление и прославление Аллаха.

Аллах сообщил, что таким образом спасся Йунус, мир ему, от великой печали и указал, что таким образом Он спасает верующих.

Аллах, преславен Он, сказал:

وَذَا ٱلنُّونِ إِذ ذَّهَبَ مُغَٰضِبًا فَظَنَّ أَن لَّن نَّقْدِرَ عَلَيْهِ فَنَادَىٰ فِى ٱلظُّلُمَٰتِ أَن لَّآ إِلَٰهَ إِلَّآ أَنتَ سُبْحَٰنَكَ إِنِّى كُنتُ مِنَ ٱلظَّٰلِمِينَ فَٱسْتَجَبْنَا لَهُۥ وَنَجَّيْنَٰهُ مِنَ ٱلْغَمِّ وَكَذَٰلِكَ نُۨجِى ٱلْمُؤْمِنِينَ

«Помяни также человека в рыбе (Йунуса), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!. Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих»[7].

Всевышний также сказал:

فَلَوْلَآ أَنَّهُۥ كَانَ مِنَ ٱلْمُسَبِّحِينَ لَلَبِثَ فِى بَطْنِهِۦٓ إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ

Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены[8].

Сообщается от Са’да, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Мольбой Зу-н-Нуна (Йунуса), которую он произнёс, находясь в чреве кита, (была): „Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя (Аллах)! Пречист Ты от всякого недостатка! Воистину, я был одним из беззаконников". И какой бы мусульманин ни попросил что-либо, произнеся эту мольбу, ему обязательно будет дан ответ![9].

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: Ибн Мас’уд сказал: „Какой бы из пророков не испытывал печаль, он обязательно взывал к Аллаху с прославлениями"[10].

4. Благословения Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует, являются одной из величайших причин исчезновения бед и печалей.

Передается от Убайя ибн Ка’ба, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, когда проходили две три ночи вставал и говорил: О люди, поминайте Аллаха! Поминайте Аллаха! В тот день сотрясется сотрясающаяся (раздастся первый трубный глас, после которого творения умрут), вслед за чем последует еще одно сотрясение (раздастся второй трубный глас, после которого начнется воскрешение). Пришла смерть со всем, что ей присуще. Пришла смерть со всем, что ей присуще!

Убай сказал: Я сказал ему: „О Посланник Аллаха, поистине, я часто молюсь за тебя, но сколько из моих мольб (мне следует посвящать) тебе?" Он сказал: „Сколько хочешь". Я спросил: „Четверть?" Он ответил: „Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше". Я спросил: „А половину?" Он ответил: „Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше". Я спросил: „А две трети?" Он ответил: „Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше". Я сказал: „(Тогда) я буду только тебя благословлять!" На что он сказал: „В таком случае Аллах избавит тебя от тревог (в этой жизни) и от грехов (в последней)"[11].

В версии у Ахмада говорится: Туфейль ибн Убайа ибн Ка’б передал от своего отца, что один человек сказал: „(Что будет) если всю мольбу я буду только благословлять тебя?" Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: „В таком случае Аллах избавит тебя от того, что тебя беспокоит в этой жизни и в последней".

Ибн аль-Кайим упомянул[12], что шейху Ибн Таймие задали вопрос об этом хадисе и он ответил: У Убаййа ибн Ка‘ба была мольба, которую он говорил за себя. Он обратился к Пророку, да благословит его Аллах и облагодетельствует, с вопросом о том, стоит ли ему четверть этой мольбы сделать благословением его. На это Пророк ответил: „Если ты прибавишь, то это будет благом для тебя". Он уточнил: „А половину?" Пророк ответил: „Если ты прибавишь, то это будет благом для тебя". И так продолжалось до тех пор, пока Убай не сказал: „(Тогда) я буду молиться только за тебя!", то есть моя мольба полностью будет состоять из благословений тебя. На что Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: „В таком случае ты будешь избавлен от тревог, и тебе простятся твои грехи". Ибо того, кто произнесет благословение Пророку, да благословит его Аллах и облагодетельствует, Аллах станет благословлять десять; а тот, кто станет благословлять Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует, Аллах избавит его от тревог и простит ему грехи.

5. С мольбой о благополучии можно обращаться утром и вечером. Это узаконено, и во время эпидемий это становится еще более важным.

Пе­реда­ет­ся от ‘Аб­дулла­ха ибн ‘Ума­ра, да бу­дет до­волен Ал­лах им и его отцом: Про­рок, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и облагодетельствует, не ос­тавлял эти моль­бы ни ут­ром, ни ве­чером: „О Ал­лах, по­ис­ти­не, я про­шу Те­бя о бла­гопо­лучии в ми­ре этом и в ми­ре последнем! О Ал­лах, по­ис­ти­не, я про­шу Те­бя о про­щении и бла­гопо­лучии в мо­ей ре­лигии и мо­их мир­ских де­лах, в мо­ей семье и в мо­ём иму­щес­тве. О Ал­лах, прик­рой мою на­готу и ог­ра­ди ме­ня от стра­ха! О Ал­лах, защити ме­ня спе­реди, и сза­ди, и спра­ва, и сле­ва, и свер­ху, и я при­бегаю к величию Тво­ему от то­го, что­бы быть уби­тым сни­зу"[13].

Сообщается от ‘Абд ар-Рахман ибн Аби Бакра, что он сказал своему отцу: Я слышал, как ты каждое утро обращаешься с мольбой: „О Аллах, избавь (от недостатков) моё тело, о Аллах, избавь (от недостатков) мой слух, о Аллах, избавь (от недостатков) моё зрение, (ибо) нет бога, кроме Тебя!" И повторяешь ее трижды когда наступает утро, и трижды когда приходит вечер. На это он ответил: „Воистину, я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, говорил эти слова, а я люблю следовать его Сунне"»[14].

Подходящие к этой ситуации мольбы передаются в хадисах.

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, взывал к Аллаху с такими словами: О Аллах, дай нам пользоваться моим слухом, зрением, и сделай их моими наследни­ками! По­моги мне (в борьбе) против того, кто враждует со мной, отомсти за меня тому, кто притеснял меня![15]

И сделай их моими наследни­ками, то есть оставь их здоровыми до моей смерти.

Сообщается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, говорил: О Аллах, воистину, я прибегаю к Твоей защите от проказы, сумасшествия, лепры и от плохих болезней[16].

Передается от ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: „Того, кто каждый вечер по три раза станет говорить: „С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он − Слышащий, Знающий!" − не постигнет нежданная беда до утра. И кто станет трижды говорить ее каждое утро, то его не постигнет нежданная беда до вечера"[17]».

6. На профилактику (такую как самоизоляция, карантин и лечение) указывает путь нашего Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует, так как он велел лечится.

Он велел остерегаться болезней, велел запрещать больному входить к здоровому и запрещал держать путь в селения, где распространена чума.

Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: Лечитесь. Воистину, Аллах не создал болезни, от которой бы не создал исцеление. Исключением является только один недуг". „О, посланник Аллаха, что это за недуг?" – спросили сподвижники. И он ответил: „Старость"[18].

Пророк, мне ему и благословение, также сказал: Кто съедает с утра семь фиников сорта ‘аджуа, тому не повредит в этот день ни яд, ни колдовство[19].

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал, Пророк, мир ему и благословение, сказал: Пусть больной не навещает здорового[20].

Также он, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: Пусть же тот из вас, кто услышит о чуме на (какой-то) территории, ни в коем случае не входит в нее. А если чума окажется на территории, на которой вы находитесь, то не покидайте эти края[21].

Просим Всевышнего Аллаха избавить нас от этой беды и эпидемии.

А Аллаху ведомо лучше.

________________________________________________

[1] Коран. Сура Скот 6:42-43.

[2] Ибн Касир. Тафсир Ибн Касир. Т. 3. С. 256.

[3] Коран. Сура Покаяние 9:126.

[4] Ибн Хаджар. Фатху-ль-Бари. Т. 2. с. 497.

[5] Коран. Сура Худ 11:3.

[6] Там же 11:52.

[7] Коран. Сура Пророки 21:87-88.

[8] Коран. Сура Выстроившиеся в ряд 37:143-144.

[9] Ахмад. Аль-Муснад, № 1462; ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 3505; аль-Альбани сказал, что хадис достоверен.

[10] Ибн аль-Кайим. Аль-Джауабу-ль-кафи. С. 14.

[11] Ахмад. Аль-Муснад, № 21242; ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 2457; аль-Альбани и исследователи „аль-Муснада" сказал, что хадис хороший.

[12] Ибн аль-Кайим. Джала’у-ль-афхам. С. 79.

[13] Ахмад. Аль-Муснад, № 4785; Абу Абу Дауд. Ас-Сунан, № 5074; Ибн Ибн Маджа. Ас-Сунан, 3871.

[14] Ахмад. Аль-Муснад, № 20430; Абу Абу Дауд. Ас-Сунан, № 5090.

[15] Ат-Тирмизи. Ас-Сунан.

[16] Ахмад. Аль-Муснад, № 13004; Абу Абу Дауд. Ас-Сунан, № 1554; ан-Насаи. Ас-Сунан, 5493.

[17] Ахмад. Аль-Муснад, № 538; Абу Абу Дауд. Ас-Сунан, № 5088; Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 3388; Ибн Ибн Маджа. Ас-Сунан, № 3869.

[18] Ахмад. Аль-Муснад, № 17726; Абу Дауд. Ас-Сунан, № 3855; Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 2038; Ибн Маджа. Ас-Сунан, № 3436; аль-Альбани в „Сунан Аби Дауд" сказал, что хадис достоверен.

[19] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 5445; Муслим. Ас-Сахих, № 2047.

[20] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 5771; Муслим. Ас-Сахих, № 2221.

[21] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 5728; Муслим. Ас-Сахих, № 2218.

islamqa.info

Считается ли шахидом человек, который умер от коронавируса? Как быть мусульманину в эти трудные дни, когда распространился коронавирус? Считается ли тот, кому Аллах предопределил умереть от коронавируса, распространенного сейчас, мучеником /шахидом/?

Человек, который умер от коронавируса, мы надеемся, также будет из числа умерших мученической смертью /шахада/. И это по двум причинам.

Во-первых, этот вирус уничтожает легкие, и если человек умер из-за этого, то его смерть можно сравнить со смертью от туберкулеза и даже тяжелее, чем это. Туберкулез - это поражение и повреждение легких. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Смерть от туберкулёза – мученичество/шахада/[1]. Хадис передаётся от Салмана у ат-Табарани и от ‘Убады у Абу аш-Шейха. Аль-Альбани сказал, что этот хадис передал Ахмад от Рашида ибн Хубайша. Также сказал и Ибн Хаджар в Аль-Фатх.

Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «У него есть подобный хадис от Рашида ибн Хубайша. В нем упоминается силль[2], то есть буква син с кясрой, а — лям удвоенная»[3].

В хадисе Рашида ибн Хубайша[4] говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, вошел к ‘Убаде ибн ас-Самиту, когда тот болел, и сказал: Знаете ли вы, кто является мучеником /шахидом/ в моей общине? Все замолчали. А ‘Убада сказал: Помогите мне сесть, ему помогли сесть, и он сказал: О Посланник Аллаха, (это) терпеливый и надеющийся на награду. Тогда он, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: В таком случае шахидов в моей общине было бы мало. Смерть на пути Аллаха — мученичество /шахада/; смерть от чумы - шахада, смерть от утопления - шахада; смерть от болезни живота - шахада; а женщину, которая умерла из-за родов, ребенок потянет в Рай за пуповину. Также он добавил, что в версии Абу аль-‘Аууама, служителя Иерусалима, сказано: «Смерть от огня и смерть из-за сайль[5]».

Аль-Мунауи, да помилует его Аллах, сказал: „Сайль", то есть от утопления в воде. То есть над буквой син - фатха. Так я воочию видел это слово в книге, написанной самим автором. Иное написание слова, которое встречается в других копиях книги, - ошибка того, кто переписывал книгу[6].

Исследователи аль-Муснада сказали: Слово „сайль" /сель/ - так оно упоминается во всех копиях. В „Гайату-ль-максад" это соответствует значению ‘утопленник’, однако аль-Хафиз в „аль-Фатх" (Т. 6. С. 43) сказал: „Буква син с кясрой и удвоенная лям. Оно указывает на известную болезнь, и, возможно, в этом случае это похоже на того, кто умер от чумы"[7].

Хадис Смерть от туберкулёза – мученичество/шахада/ был упомянут ранее.

Аль-Мунауи сказал: „Смерть от туберкулёза – мученичество/шахада/" и это гнойник (поражение) в легких, который сопровождается повышением температуры[8].

Во-вторых, если у человека повреждаются печень или почки, и он от этого умирает, то он считается тем, кто умер от болезни живота. А Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: Мучеников - пять (видов. К ним относится) заболевший (и умерший) от чумы, (умерший из-за болезни) живота, утонувший, тот, который умер под обломками, и мучеником /шахид/является тот, кто умер на пути Аллаха[9].

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: Что касается „(умершего из-за болезни) живота", то это о том, кто умер от болезни живота, из-за поноса. Аль-Кады сказал, что это человек, у которого вздулся живот и в брюшной полости собралась жидкость. Также были те, кто сказал, что к этому относится человек, у которого болит живот. А также сказали, что это человек, умерший из-за болезни живота, вообще[10].

Шейху Ибн ‘Усаймину, да помилует его Аллах, задали вопрос: В хадисе упоминается, что человек, умерший от болезни живота /мабтун/, является шахидом. Что означает болезнь живота? Относится ли к этому тот, кто умер от фиброза печени?

Он ответил: Как сказали ученые, „мабтун" это человек, который умер от болезни в животе. Очевидно, к этому относится и тот, кто умер из-за аппендикса, потому что это относится к болезням живота, брюшной полости, из-за которых умирают. Также, возможно, к этому относится и тот, кто умер из-за повреждений печени, так как она также относится к смертельным болезням живота[11].

Таким образом, есть надежда на то, что человек, умерший от этого вируса, будет считаться умершим смертью мученика.

Просим Всевышнего Аллаха отдалить от нас это испытание и эту эпидемию, избавить нас и всех мусульман от этого.

А Аллаху ведомо лучше.

______________________________________

[1] Ат-Табарани; Аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в Сахих аль-джами‘.

[2] То есть туберкулез — прим. пер.

[3] Ибн Хаджар. Фатху-ль-Бари. Т. 6. С. 43.

[4] Ахмад. Аль-Муснад, № 15998.

[5] То есть сель — прим. пер.

[6] Аль-Мунауи. Файду-ль-Кадир. Т. 4. С. 533.

[7] Ахмад. Аль-Муснад. Т. 25. С. 380.

[8] Аль-Мунауи. Файду-ль-Кадир. Т. 4. С. 145.

[9] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 2829; Муслим. Ас-Сахих, № 1914.

[10] Ан-Науауи. Шарху сахихи-ль-Муслим.

[11] Фатауа-ш-шейх Ибн ‘Усаймин. Маджаллату-д-да‘уа.

islamqa.info