Не рой другому яму, сам в нее попадешь!

Не рой другому яму, сам в нее попадешь!

Как-то раз вож­ди пле­мени ку­рей­ши­тов соб­ра­лись об­су­дить воп­рос, как обуз­дать но­вого Про­рока Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Все­выш­не­го) в ли­це Му­хам­ма­да, ко­торый ос­ме­лил­ся по­кусить­ся на ве­рова­ния их от­цов и де­дов. Они дол­го спо­рили и ни­как не мог­ли прий­ти к еди­ному мне­нию. Вот тог­да сло­во взял че­ловек по име­ни Абу Джахль и ска­зал: «Дай­те мне срок, и я при­думаю, как из­ба­вить­ся от это­го че­лове­ка». На том и ос­та­нови­лись.

Че­рез не­делю вновь соб­ра­лись и зас­лу­шали Абу Джах­ля. За­говор­щик рас­ска­зал о сво­ем пла­не: «Все вы прек­расно зна­ете, что Му­хам­мад сре­ди но­чи идет в ме­четь чи­тать на­маз. Я пред­ла­гаю у по­рога ме­чети вы­копать глу­бокую яму, что­бы он про­валил­ся в нее, и как толь­ко это про­изой­дет я дам вам знак, что­бы прий­ти и по­кон­чить с ним». Ку­рей­ши­ты одоб­ри­тель­ны­ми воз­гла­сами встре­тили сло­ва ора­тора.

И вот Абу Джахль со сво­ими под­ручны­ми вы­рыл глу­бокую яму у са­мой две­ри хра­ма, прик­рыв свер­ху листь­ями и вет­вя­ми фи­нико­вой паль­мы. Ра­сул Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Все­выш­не­го) по сво­ему обык­но­вению сре­ди но­чи соб­рался на на­маз в ме­четь, и вдруг к не­му явил­ся ан­гел Джаб­ра­ил и ска­зал: «О, Му­хам­мад! Все­выш­ний при­ветс­тво­вал те­бя и пе­редал, что­бы ты по­ос­те­рег­ся, так как идо­лопок­лонни­ки во гла­ве с Абу Джах­лем под­го­тови­ли ло­вуш­ку для те­бя, дой­дя до две­ри хра­ма, про­из­не­си ду’а: وَأُفَوِّضُ أَمْرِي إِلَى اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ بَصِيرٌ بِالْعِبَادِ

Пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Все­выш­не­го) сде­лал все так, как ука­зал ан­гел Джаб­ра­ил. Пос­ле этих слов чу­дес­ным об­ра­зом яма бы­ла на­деж­но прик­ры­та, и Ра­суль Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Все­выш­не­го) спо­кой­но про­шел в ме­четь. Абу Джахль, при­та­ив­шись, нес­коль­ко дней по но­чам сле­дил за вхо­дом в храм, од­на­ко все бы­ло тщет­но. И на­конец, ког­да тер­пе­ние его ис­сякло, он нап­ра­вил­ся ос­мотреть свою ло­вуш­ку. Толь­ко вот ямы он не об­на­ружил, а сту­пив на ее мес­то, по во­ле Ал­ла­ха Та’аля, с гро­хотом про­валил­ся в яму. Ког­да Про­рок Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Все­выш­не­го) ус­лы­шал об этом, то из­рек: «Не рой дру­гому яму, сам в нее по­падешь!»

В то вре­мя око­ло ямы соб­ра­лись идо­лопок­лонни­ки и по­реши­ли спус­тить нес­час­тно­му ко­нец ар­ка­на, что­бы вы­тянуть его на по­вер­хность, од­на­ко это им ни­как не уда­валось, и ка­кой бы дли­ны вервь не бы­ла, она не мог­ла дос­тичь стра­даль­ца. Пос­ле дол­гих му­чений, со дна ямы проз­ву­чала моль­ба пос­тра­дав­ше­го: «Сту­пай­те к Му­хам­ма­ду и уго­вори­те его вы­ручить ме­ня из бе­ды!» Ког­да друзья пос­тра­дав­ше­го яви­лись к Ра­сулю Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Все­выш­не­го), что­бы приз­вать его на по­мощь, он ска­зал: «Ка­ков смысл по­могать вра­гу?» Од­на­ко в этот миг вновь явил­ся ан­гел Джаб­ра­ил и ска­зал: «О, Му­хам­мад! Все­выш­ний при­ветс­тво­вал те­бя и пе­редал, что­бы ты по­шел и спас Абу Джах­ля».

На что Пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Все­выш­не­го) спро­сил у ан­ге­ла: «О, Джаб­ра­ил! Абу Джахль – враг Ал­ла­ха, так в чем смысл его спа­сения?» Ан­гел от­ве­тил: «О, Му­хам­мад! В этом зак­лю­чен глу­бокий смысл – пусть все не­пови­новав­ши­еся те­бе зна­ют, что Абу Джахль нес­мотря на то, что мно­гобож­ник, по во­ле Ал­ла­ха был спа­сен из глу­бокой ямы. Вот и в День Су­да Все­выш­ний не ос­та­вит без по­мощи твою ум­му. Во­ис­ти­ну, бла­года­ря Те­бе мно­гие бу­дут спа­сены». Пос­ле это­го Про­рок Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Все­выш­не­го) про­шел к яме и про­тянул ру­ку и из не­опи­су­емой глу­бины из­влек Абу Джах­ля. Пос­ле это­го Он приз­вал идо­лопок­лонни­ка про­из­нести ша­хаду, но тот упор­но сто­ял на сво­ем и ска­зал: «Все это твои ма­гичес­кие про­дел­ки» О, сын мой! Во­ис­ти­ну, ес­ли Все­выш­ний ли­шит ко­го-то бла­говос­пи­тан­ности, то в этом че­лове­ке не бу­дет и ве­ры!

Из кни­ги Ка­юма На­сыри «Фа­ваки­хуль джу­люса» («Пло­ды для уго­щения со­бесед­ни­ка»).

Ком­мента­рии:

Не рой яму дру­гому, сам в нее по­падешь - пос­ло­вица, оз­на­ча­ющая: Не сле­ду­ет го­товить неп­ри­ят­ности ко­му-ли­бо. Мо­жешь сам по­пасть в та­кую же си­ту­ацию.

Ис­точни­ком этой пос­ло­вицы яв­ля­ет­ся Биб­лия. В кни­ге Ек­кле­си­аст гла­ва 10, стр. 8 ска­зано: "Кто ко­па­ет яму, тот упа­дет в нее, и кто раз­ру­ша­ет ог­ра­ду, то­го ужа­лит змей".

На­род­ная муд­рость за­мети­ла, что ес­ли один че­ловек что-то пло­хое де­ла­ет дру­гому че­лове­ку, то стра­да­ет и сам, нар­вавшись в та­кую же си­ту­ацию или пос­тра­дав от пос­ледс­твий сво­их же дей­ствий.

Нель­зя де­лать зло лю­дям, ты сам мо­жешь по­том по­пасть в си­ту­ацию, ког­да кто-то на­пакос­тит те­бе. Это не обя­затель­но бу­дет тот, ко­му ты стро­ил коз­ни. Су­щес­тву­ет кру­гово­рот доб­ра и зла в при­роде. И доб­рое де­ло то­же воз­вра­ща­ет­ся к нам.

В при­веден­ной пос­ло­вице от­ра­жены мно­голет­ние наб­лю­дения, свя­зан­ные с же­лани­ем не­кото­рых ин­ди­виду­умов подс­тро­ить ко­му-ни­будь за­пад­ню или злую ка­вер­зу. Как пра­вило, та­кие злые за­мыс­лы за­вер­ша­лись тем, что сам ин­три­ган неп­ре­мен­но по­падал в та­кие же ло­вуш­ки, ко­торые не­ког­да рас­став­лял сам.

Лю­бые злые умыс­лы, нап­равлен­ные про­тив ко­го-ни­будь, воз­вра­ща­ют­ся к зло­пыха­телю той же мо­нетой. Пос­ло­вица пре­дос­те­рега­ет всех, кто хо­чет нав­ре­дить ближ­не­му, что он обя­затель­но ис­пы­та­ет на се­бе то, что и лю­ди, ко­торые по­пали по его во­ле в неп­ри­ят­ную ис­то­рию. За­кон Жиз­ни: зло, ко­торое ты со­вер­ша­ешь по от­но­шению к дру­гому, обя­затель­но к те­бе вер­нется сто­рицей.

Мне очень нра­вит­ся дан­ная пос­ло­вица, по­тому что она ана­логич­ная дру­гой, что нель­зя пле­вать в ко­лодец, по­тому что из не­го при­дет­ся впос­ледс­твии пить. Так и в дан­ном слу­чае, ес­ли бу­дешь рыть яму для дру­гого , по­тому что мож­но в нее сва­лить­ся са­мому. И есть та­кой тип лю­дей, ко­торые лю­бят де­лать под­лости по­та­ен­но и сва­ливаю че­лове­ка в та­кую яму мо­раль­но, т.е ис­подтиш­ка. По­тому что все и всег­да в на­шей жиз­ни виб­ри­ру­ет и воз­вра­ща­ет­ся в ви­де бу­меран­га.

Есть лю­ди, ко­торые идут к сво­ей це­ли по го­ловам дру­гих и счи­та­ют, что это нор­маль­но, но в ито­ге жизнь с ни­ми рас­счи­тыва­ет­ся по пол­ной. Толь­ко ка­ять­ся бу­дет по­том поз­дно. Ни­ког­да ни ко­му не нуж­но при­носить вре­да, что­бы не пос­тра­дать са­мому.

Не строй коз­ни дру­гим лю­дям, мо­жешь нар­вать­ся на та­кие же. В ми­ре все вза­имос­вя­зано, и зло всег­да воз­вра­ща­ет­ся злом к ис­то­ча­юще­му его. Рыть яму зна­чит об­разно рыть мо­гилу при жиз­ни, же­лать смер­ти че­лове­ка еще жи­вого.

Го­ворят в жиз­ни все воз­вра­ща­ет­ся бу­меран­гом, то есть нель­зя де­лать зло ко­му-то, оно обя­затель­но вер­нется к те­бе. Есть еще по это­му смыс­лу по­говор­ка "Что по­се­ешь, то и пож­нешь". Но в жиз­ни это не всег­да ра­бота­ет. Нап­ри­мер сде­лал те­бе кто-то пло­хо без при­чины, вить не то что­бы на­гадить, но на­казы­вать его (хо­тя бы слег­ка) мож­но, ес­ли не мо­жешь прос­тит или за­быть. А ес­ли мо­жешь, то еще луч­ше-зна­чит ве­лико­душ­ный ты че­ловек. Но да­же на­казы­вая че­ловек не по­казы­ва­ет что он пло­хой. Прос­то иног­да тер­петь не­кото­рых ста­новить­ся прос­то не­воз­можным.

Смысл этой по­говор­ки зак­лю­ча­ет­ся в том, что нель­зя лю­дям де­лать зло и вре­дить, рыть че­лове­ку яму, так как это зло мо­жет и не сей­час, но обя­затель­но в бу­дущем обер­нется про­тив са­мого че­лове­ка, ко­торый на­нес вред. Это зло мо­жет уда­рить по са­мому че­лове­ку нам­но­го силь­нее. По­луча­ет­ся че­ловек на­рыл яму дру­гому че­лове­ку и в ре­зуль­та­те сам в нее по­падет.

Заключение:

Некоторые муфтияты прилагали много сил и средств, включая силовой и административный ресурс для давления на параллельные мусульманские структуры. Делали всё чтобы закрыть, засудить конкурентов, упразднить общины и мечети. А в итоге по Воле Всевышнего сами закрыли свои мечети и трясутся от коронавируса! Аллаху Акбар!