Не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево…

Не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево…

Сказал Имам ибн Раджаб: «Сообщается, что когда ибн Масавея – известный врач, (живший на рубеже третьего века по хиджре), прочитал хадис из книги Абу Хейсама, в котором пророк, ﷺ, сказал:

“Оставляйте в сосуде (желудке) треть для еды, треть для воды и треть для воздуха” – сказал: “Если бы люди воплощали бы эти слова (в жизнь), то убереглись бы от болезней и недомогания, и опустошались бы больницы и аптеки”.

Ибн Масавея сказал об этом потому, что основой болезней является (несварение) и пресыщение едой. (Передается в книге «аль-Аг’лям» 8/211).

Сказал Саляма ибн Саид, да смилуется над ним Аллах: «Человека ускоряет обжорство также, как и грехи, которые он совершает». (Передал ибн Аби Дунья в «аль-Джуг’» 83).

Сказал Аль-Хасан аль-Басри: «Несчастьем вашем отца Адама – стала еда, и это – будет вашим несчастьем до судного Дня». (Передал ибн Аби Дунья в «аль-Джуг’»150).

Сказал один из праведных предков: «Если бы у обитателей кладбища спросили:

“Что стало причиной вашего конца?”, то они бы ответили: “Несварение желудка”». (Джамигʹ аль-Улюм ва аль-Хикам 1/372).

Сказал Абу Имран Аль-Джауни, да смилуется над ним Аллах: «Кто желает, чтобы его сердце озарилось светом – пусть меньше ест». (Передал ибн Аби Дунья в «аль-Джуг’»142).

Сообщается, что аль-Микъдам ибн Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем (его собственное) чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину, (т.е., поддерживать свои силы), а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть — для питья, а ещё треть — для (лёгкости) дыхания». Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Этот хадис хороший достоверный».

Этот хадис передали Ахмад 4/132, ат-Тирмизи 2380, Ибн Маджах 3349, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 6770, Ибн Хиббан 1348, ат-Табарани, аль-Хаким 4/121, который назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2135, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5674, «Ирвауль-гъалиль» 7/41, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2265, «Тахкъикъ рияду-с-салихин» 521.