Не бойся бедности и не стесняйся ее

Не бойся бедности и не стесняйся ее

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Хвала Аллаху Господу миров!

Данная статья является напоминанием мне, если я забуду, а лишь затем другим. В последнее время среди относящих себя к религии людей слова о заработках упоминаются намного чаще, чем слова о религии. Одержимость стать богатым и «успешным» дошла до того, что люди стали пренебрегать братскими узами, поступая вероломно; строят отношения на взаимовыгодных началах, а покрытые женщины мечтают выйти лишь за «успешного», считая, что дороговизна машины отражает успех человека перед Аллахом. В силу этого, стараясь поспевать за «модой» много зарабатывать, благочестивые в основах мусульмане, которым Аллах не предначертал возможности иметь большое состояние, начинают менять себя, свой образ жизни и прежний уклад. А отсутствие большого достатка становится для них поводом для стеснения перед другими.

В этой работе я хочу постараться немного раскрыть данный вопрос, надеясь, что читающему это принесёт пользу.

Передал аль-Кады Абу Яг‘ля, великий ханбалитский имам, а также его сын Абу аль-Хусейн в своей книге «ат-Тамам» от Абу Бакра аль-Марузи, что имам Ахмад Ибн Ханбаль, да помилует его Аллах, сказал: «Чем у человека меньше мирских (благ), тем легче будет его расчёт».

ما قل من الدنيا كان أقل للحساب

Также передал ранний ханбалитский имам Абу Исхакъ Ибн Шакъля в своих примечаниях к книге Абу Бакра аль-Халляля под названием «аль-Иляль», что имам Ахмад Ибн Ханбаль, в толковании слов Всевышнего: «Нет греха на немощных» — сказал:

فقال: قوله تعالى: ليس على الضعفاء - دليل على فضل الفقر

«Это довод на достоинство бедности».

Имам Аль-Кады Абу Яг’ля добавил: «И об этом сказало большинство». [См.Тафдыль аль-Факр 2]

Это основное из двух мнений имама Ахмада, на котором было подавляющее большинство его соратников. И доводов на это очень много. Я лишь упомяну часть из них.

Передал ат-Тирмизи в своём сборнике от Анаса Ибн Малика, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Боже, дай мне прожить бедным и умереть бедным, и воскреси меня в день Стояния в числе бедных».

Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила: «А почему, о посланник Аллаха?»

Он ответил: «Потому что они войдут в рай прежде богатых на сорок лет. О Аиша, не пренебрегай бедными даже половиной финика. О Аиша, люби бедных и приближай их (к себе). И тогда Аллах приблизит тебя (к Себе) в день Стояния». [См. 2509]

اللهم أحيني مسكينا و أمتني مسكينا و احشرني في زمرة المساكين يوم القيامة. فقالت عائشة: و لما يا رسول الله ؟ قال: إنهم يدخلون الجنة قبل الأغنياء بأربعين خريفا، يا عائشة لا تردي مساكين و لو بشق تمرة، يا عائشة أحبي المساكين و قربيهم فإن الله يقربك يوم القيامة

Аль-Кады Абу Яг‘ля и другие соратники имама Ахмада, в толковании этого хадиса, сказали:

فمن الخبر دليلان: أحدهما: أنه سأل الله تعالى المسكنة في حياته و مماته، فلو لا أنها أعلى منزلة من الغنى لم يسألها. و الثاني: أنه قال: يدخلون الجنة قبل الأغنياء بأربعين خريفا، و ليس هذا إلا لفضيلتهم على الأغنياء، إذ لو يكن كذلك لم يستحقوا السبق

«В этом сообщении содержатся два указания: первое из них — что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) просил у Всевышнего Аллаха) бедности как при жизни, так и в смерти. И если бы (бедность) не была выше степенью, чем состоятельность, то он не просил бы об этом. Второе, он сказал: «Они войдут в рай прежде богатых на сорок лет», и сказано это лишь потому, что (бедные) имеют превосходство над богатыми. Ведь если бы это было не так, то они бы не заслужили (право) на опережение». [См. Тафдыль аль-Факр Аля аль-Гъына 4].

Передал Хафиз аль-Бейхакы в своей книге «Шуаб аль-Иман» и аль-Кады Абу Яг’ля в одной из своих книг, что Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

اللهم توفني فقيرا و لا توفني غنيا و احشرني في زمرة المساكين فإن أشقى الأشقياء من اجتمع عليه فقر الدنيا و عذاب الآخرة

«Боже, упокой меня бедным и не упокой меня богатым, и воскреси меня в числе бедных. Ибо самым несчастным является тот, в ком сошлись бедность в мирской жизни и наказание в последней». [5111].

Передал аль-Кады Абу Яг’ля в своей книге от Али Ибн Абу Толиба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

الفقر على المؤمن أزين من العذار على خد الفرس

«Бедность украшает верующего больше, чем поводья на щеке лошади».

В виде хадиса данный текст является слабым, но он передаётся в приостановленной форме (маукуф) от Абдуррахмана Ибн Зияда Ибн Анг’ама, да помилует его Аллах.

Также передаётся от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал среди сподвижников, и сказал: «Кто из людей самый лучший?» — Некоторые сказали: «Богатый человек, который даёт принадлежащее ему и свое имущество». На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

نعم الرجل هذا و ليس به و لكن خير الناس مؤمن فقير يعطي على جهد

«Как же прекрасен этот человек, [но это не он]. Однако лучший из людей — это верующий бедняк, который даёт по мере возможности».

Передал аль-Кады Абу Яг’ля по цепочке Абу Мухаммада от Зияда Абу ан-Надра аль-Джуг’фи, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

خير هذا الأمة فقراؤها

«Лучшие представители этой общины — ее бедняки», - часть хадиса.

Передаётся от Абу Барза аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إن فقراء المسلمين ليدخلون الجنة قبل أغنيائهم بمقدار أربعين خريفا حتى يتمنى أغنياء المسلمين يوم القيامة أنهم كانوا في الدنيا فقراء و إن أغنياء الكفار ليدخلون النار قبل فقرائهم بمقدار أربعين عاما حتى يتمنى أغنياء الكفار أنهم كانوا فقراء

«Воистину, бедные мусульмане непременно войдут в рай прежде богатых на сорок лет, так, что богатые мусульмане в день Стояния возжелают оказаться в ближнем мире бедными. И, поистине, неверующие богачи непременно войдут в огонь прежде их бедняков на сорок лет раньше, так, что богатые неверующие возжелают оказаться бедняками».Передал ад-Дейлями в своём муснаде [883]. Хадис слабый.

Аль-Кады Абу Яг’ля в примечаниях к этому хадису сказал:

و هذا صريح في تفضيلهم لأجل فقرهم لأنه بين أن الأغنياء يتمنون أنهم كانوا فقراء

«Это ясный текст, указывающий на их превосходство в силу их бедности. Ибо он пояснил, что состоятельные захотят оказаться бедными».

Передал имам Абдуррахман Ибн Хумейд в своём «муснаде» от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

اطلعت في النار فإذا عامة أهلها النساء و اطلعت في الجنة فإذا عامة أهلها الفقراء و المساكين

«Я увидел огонь, и оказалось, что большинство его обитателей - женщины, и я взглянул на рай, и оказалось, что большинство его обитателей бедняки и неимущие».

Передал имам Ибн Шахин аль-Ханбали, ранний предводитель ханбалитов со своей цепочкой передатчиков от Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

ركعتان من الفقير الصابر في فقره أحب إلى الله تعالى من سبعين ركعة من غني شاكر و ركعتان من الغني أحب إلى الله تعالى من الدنيا و ما فيها

«Два рака’ата (выполненных) терпеливым бедняком в его бедности любимей для Всевышнего Аллаха, чем семьдесят рака’атов от благодарного богача. А два рака’ата, выполненные богатым - любимей для Аллаха, чем весь этот мир и всего, что в нем есть».

Этот хадис упомянул от Ибн Шахина имам аль-Кады Абу Яг’ля в своей книге «Тафдыль аль-Факр Аля аль-Гъына».

Передал имам Ахмад в своём «муснаде», что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إن من أمتي من يدخلون الجنة بغير حساب هم الذين لا يكثرون و لا يسترقون و على ربهم يتوكلون

«Воистину, из моей общины будут те, кто войдёт в рай без расчета. Они — те, которые не преумножали (имущество), не просили читать им заклинания (рукъя) и на своего Господа уповали».[19966]

Передал Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Хафиф от Убады Ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إن لكل أمة فتنة و إن فتنة أمتي المال

«Воистину, для каждой общины отведена (своя) смута, и, поистине, смута моей общины — это богатство». Этот же хадис вывел имам Ахмад в своём «муснаде» [17471].

Также имам Ахмад передал от Аишы, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

الدنيا دار من لا دار له و مال من لا مال له و لها يجمع من لا عقل له

«Мирская жизнь — пристанище тех, кто не имеет обители, и богатство того, у кого нет богатств. И копит для неё тот, кто не имеет рассудка».

Передал имам Ахмад от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

خير الرزق ما يكفي و خير الذكر الخفي

«Лучшее пропитание – то, которого хватит. А лучшее поминание – скрытое». [1477]

Абу Бакр аль-Марузи передал в своей книге «аль-Уарг’», что, когда у имама Ахмада спросили о первой части этих слов, и он ответил: «Это провизия, достаточная для одного дня, не обращая внимание на пропитание завтрашнего дня».

Это упомянул аль-Кады Абу Яг’ля в своей книге «Фадлюль Факри Аля аль-Гъына» [13].

Передал имам Ахмад в своём «муснаде», что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

لو تعلمون ما لكم عند الله لأحببتم أن لو أنكم تزدادون فاقة و حاجة

«Если бы вы знали, что будет с вами перед Аллахом, то вы бы хотели, чтобы ваши бедность и нужда увеличились» — часть хадиса. [23938].

Передал Ибн аль-Фахир в своей книге «Муджибат аль-Джанна» от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إن لكل أمر مفتاحا و مفتاح الجنة حب المساكين و الفقراء و هم جلساء الله يومئذ بقيامته

«Воистину, для каждой вещи есть свой ключ, а ключ рая – это любовь к бедным и неимущим. Они – собеседники Аллаха в день Стояния».

Передал ат-Табарани в своей книге «Муг’джам аль-Кабир» от Саи’да Ибн А’мира аль-Джухами, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

يجيء فقراء المسلمين يزفون كما تزف الحمام، قال: فيقال لهم: قفوا للحساب، قال: فيقولون: و الله ما تركنا شيئا نحاسب به قال: فيقول: صدق عبادي فيدخلون الجنة قبل الاغنياء بسبعين عاما

«Бедные мусульмане придут (в день Суда), спешно проходя, подобно голубям. Им будет сказано: “Задержитесь для отчета”. Они ответят: “Клянусь Аллахом, мы не оставили ничего, за что были бы отчитаны”. И (Господь) скажет: “Сказали правду Мои рабы”. Затем они войдут в рай прежде богатых на семьдесят лет». [5508]

Некоторые приводят следующие слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пытаясь приукрасить свою страсть к приумножению: «Прошу у Аллаха защиты от бедности, заставляющей забывать».

Они говорят: «Вот, сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха защиты от бедности. Так как наша занятость мирским и желание стать богатыми может осуждаться».

Вас привело к такому выводу ваше неверное понимание хадисов и то, что вы оторваны от толкования имамов сунны. Под словом «бедность» не имеется ввиду отсутсвие денежного состояния. Передал Абу Бакр аль-Асрам в «аль-Масаиль», что когда имама Ахмада спросили: «Как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мог просить защиты от бедности, если пришло относительно бедности столько достоинств?» — Имам Ахмад ответил: «Пророк просил защиты лишь от бедности сердца».

Имам Ахмад прямо сказал, что под «бедностью» в словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имеется виду бедность сердца. Это позиция аль-Кады Абу Яг’ля и многих других имамов сунны.

Также передал Ибн Аби Дунья в своей книге «аль-Факр», что великий имам Ухейб Ибн аль-Уард сказал: «Бедность, от которой он просил защиты — это бедность сердца».

الفقر الذي كان يتعوذ منه فقر القلب

Также передал Ибн Аби Дунья в своей книге «Ислях аль-Маль», что имам Суфьян Ибн Уеейна сказал: «Слышно, как люди говорят: “Бедность — это великая смерть”, и считают, что бедность – это малая доля. Но бедность, о которой пришли (угрожающие тексты) — это малое довольство предопределением Аллаха и Его решением».

То есть, наши ранние имамы прямо пояснили, что в этих хадисах, в которых пророк просил защиты от бедности, не имеется ввиду бедность в вашем понимании.

Это подкрепляется хадисом, который передал Абу Хатим аль-Бусти в своём достоверном сборнике от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

يا أبا ذر، أترى كثرة المال هو الغنى؟ قال: نعم هو الغنى. قال: أترى قلة المال هو الفقر؟ قال: نعم، هو الفقر. قال: الغنى غنى القلب و الفقر فقر القلب

«О Абу Зарр, считаешь ли ты обширный достаток богатством?» Он ответил: «Да, это богатство». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А считаешь ли ты малое имущество бедностью?» Он ответил: «Да, это бедность». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Истинное) богатство – это богатство сердца, а (истинная) бедность – это бедность сердца». И хадисов в таком значении много.

Передал аль-Муафи в своей книге «аз-Зухд» от Мус’аба Ибн Саг’да, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إنما تنصر هذه الأمة بضعفائها بدعواتهم و صلواتهم و إخلاصهم

«Этой общине оказывается поддержка лишь по причине ее слабых; их мольб, молитв и их искренности».

Также они приводят следующий хадис: передал Ибн Аби Дунья от аль-Хасана аль-Басри, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أربعة من قواصم الظهر: إمام تطيعه و يضلك و زوجة تأمنها و تخونك و جار إن علم خيرا يستره و إن علم شرا نشره و ذكره و فقر حاضر لا يجد صاحبه عنه متلددا

«Четверо ломают хребет: имам, которому ты подчиняешься, а он вводит тебя в заблуждение, жена, которой ты доверяешь, а она предает тебя, сосед, который узнав о благе (твоем), скрывает его, а когда узнает плохое (о тебе), то разглашает его и упоминает, и настоящая бедность, от которой человек не находит избавления».

Под бедностью имеется ввиду то, что упоминалось выше - бедность сердца и души. А помимо слабости данного хадиса, он противоречит многим текстам о достоинствах бедности. Я упомяну ряд преданий, указывающих на это помимо приведенных.

Сказал аль-Фудейль Ибн Ияд: «Кто желает величия в вечной жизни, пусть пребывает среди бедных».

Сказал Сулейман ат-Тейми: «Когда мы искали лучших из числа наших соратников, то находили их в обществе бедных и обездоленных».

Сказал Дырар Ибн Мурра, описывая дни правления Али ибн Абу Толиба, да будет доволен им Аллах: «Он чтил набожных и любил обездоленных».

Передали аль-Бухари и Муслим, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был спрошен об описании жителей Рая, на что он ответил: «Это немощные и слабые люди».

Передал ат-Тирмизи в своем сборнике, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обездоленные переселенцы самыми первыми изопьют из райского водоема. Это люди с запачканными (от бедности) одеждами, и растрепанными волосами. Которые не заключали брачные договора с живущими в роскоши женщинами, и для которых не распахивались двери».

Сказал имам Ибн Раджаб аль-Ханбали: «Обездоленные — это последователи пророков. Как сообщил Всевышний Аллах о Нухе (мир ему), что народ укорял его за то, что за ним последовали слабые люди. Они говорили Нуху: «Неужели мы поверим тебе, если за тобой последовали самые жалкие?»

Также Ираклий спросил у Абу Суфияна о последовавших за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «За ним пошли знатные люди или только немощные?» Он ответил: «Нет, лишь слабые из них». Ираклий сказал: «Они и есть последователи посланников».

Клятвы бедного не отвергаются Аллахом

Сказал имам Ибн Раджаб: «Из них есть те, чья клятва исполняется Аллахом. Как сообщается в достоверном сборнике, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Они (жители рая) — слабые и немощные люди, клятвы которых не отвергаются Всевышним». Также посланник Аллаха, описывая их качества, сказал: «Они люди, с потрепанными и неухоженными волосами», в другой версии: «Они — короли Рая. Также сообщается в известном хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Человек с потрепанными волосами, неухоженной одеждой, (из-за бедности которого), перед ним захлопывают двери. Если они поклянутся Аллахом, то (сказанное ими) будет исполнено». Вывел аль-Хаким, и назвал хадис достоверным».

Сказал Абдуллах Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах: «Будьте людьми с непорочными сердцами, в изношенных одеждах, светильниками ночей, лампой (источающей свет) во мраке, известными для царства небес и скрытыми для обитателей земли».

Сказал имам Ибн Раджаб: «Знай же, что в любви к обездоленным есть много пользы: она вызывает искренность в делах, (совершаемых) для Аллаха, свят Он и Могуч. (Ибо за любовью к ним) не следует приобретение мирской пользы, любовь к ним в основе своей проявляется лишь ради (довольства) Всевышнего. Что касается того, кто относится к обездоленным снисходительно и заботливо, дабы обрести похвалу от людей, то такой не преследует ничего, кроме любви от приверженцев мирской обители, и старается добиться их расположения посредством фальшивой любви к бедным».

Польза от общения с обездоленными

Сказал имам Ибн Раджаб: «Нахождение на их собраниях становится причиной абсолютного довольства тем пропитанием, которым наделил Аллах. А присутствие на собраниях богатых людей вызывает негодование своей долей, взгляд устремляется к прелестям их владений. Всевышний запретил это в Своем Писании: «Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это – блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее». Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Смотрите на тех, кто ниже вас и не смотрите на тех, кто выше вас, и это поспособствует тому, что вы не станете принижать блага Аллаха, (дарованные вам)».

Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завещал смотреть на того, кто меньше меня (в мирском уделе), и не смотреть на тех, кто выше. И завещал любить обездоленных и находится подле них».

Сказал Умар аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Остерегайтесь причастности к обладающим обширным имуществом людям, ибо (пребывание с ними) вызывает недовольство своим уделом».

Скрывай свои нужды и не полагайся на людей

Имам Ибн Раджаб сказал: «Многие праведные предки скрывали свою нужду, показывая людям самодостаточность из-за своего целомудрия и скромности, из них: Ибрахим ан-Наха‘и, который выходил на люди в опрятной одежде, хотя они видели, что от бедности и нищеты (даже) мертвечина стала для него дозволенной».

То есть, нищета некоторых праведных предшественников приводила к тому, что в таком их бедственном положении запретная пища становилась дозволенной. Но вместе с этим, они старались обнародовать людям какой-то внешний достаток, чтобы никто не подумал об их обнищании.

Сказал имам Ибн Раджаб: «Некоторые праведники облачались в красивые одежды, и вкладывали в рукав большой ключ, обычно предназначавшийся для больших домов, но в жизни у них не было никакого прибежища кроме мечетей».

О достоинствах скромных одежд

Передал ат-Тирмизи, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто оставил дорогие одежды из-за смиренности перед Всевышним Аллахом, будучи тем, кто может позволить себе их, того в Судный День воззовёт Господь, выделив его среди всех остальных творений, и даст ему выбор — облачится в любою одежду из имана, которою он пожелает».

Абу Дауд вывел это сообщение в другой интерпретации: «Кто оставил красивые одежды из-за скромности перед Аллахом, того Всевышний облачит в одеяние благородства и великодушия».

Что бы ты не накопил, с какими бы состоятельными людьми ты не находился, конечным домом твоим окажется узкая яма, в которой твою плоть медленно съедят черви. И единственное, что ты может оставить после себя, что приносило бы тебе свет в твою могилу и спокойствие в день Стояния - благой след в этом мире.

И вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров!

Источник