Нарушители таухида аль-асма уа-с-сыфат

Нарушители таухида аль-асма уа-с-сыфат

С Именем Аллаха. Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Это ашариты (аль-ашария) и матуридиты (аль-матуридийа) и те, которые за ними последовали...

Ашариты – это те, которые считают себя последователями мазхаба (пути, школы) каляма – это так называемая исламская философия «аль-калям», как они ее называют – одна из школ Абу Хасана аль-Ашари. Но они являются последователями его учения до того момента, когда он совершил тауба (покаяние) и вернулся к учению Ахлю сунна уаль-джама’а, к учению саляфу ас-салих, то есть праведных предшественников. Они же остались на каком этапе его учения? На том этапе, когда он еще не совершил тауба, не вернулся к учению Ахлю сунна уаль-джама’а. То, что они считают себя его последователями – это не совсем верно, а более верно, что они последователи его какого-то жизненного этапа.

И матуридиты – последователи человека по имени Абу Мансур аль-Матуриди.

В чем расхождение этой группы: ашаритов и матуридитов – с учением Ахлю сунна уаль-джама’а в вопросах таухида аль-асма уа-с-сыфат?

Они утверждают имена Аллаха и утверждают некоторые атрибуты Аллаха, отрицая остальные. Если открыть любую ашаритскую или матуридитскую книгу, то мы видим там некоторые атрибуты сущности: семь – у ашаритов, восемь – у матуридитов. Все остальные они отрицают.

Ашариты – это как бы те, которые ушли от школы му’тазилитов и направились в сторону учения Ахлю сунна уаль-джама’а, но не дошли до него и остались где-то посередине, не дойдя до учения Ахлю сунна уаль-джама’а и праведных предшественников.

Что объединяет все эти три группы, и где тот камень преткновения или та ошибка, на которых строятся заблуждения всех этих трех групп, почему они все отошли от правильного представления в вопросах имен и атрибутов Аллаха?

У всех один и тот же пункт, у всех одно и то же, на чем они споткнулись: они думают, что избегают уподобления Аллаха творениям, потому что у творения есть некоторые имена или есть некоторые атрибуты, которые называются так же, как они называются у Аллаха. Например, у Аллаха есть Руки, и у творений есть руки. И они говорят:

«Раз называется одинаково, то есть в названии - общность, в смысле - общность, то это означает и общность самой сути».

Понятна их ошибка?

Они говорят: «Если что-то называется одинаково у Аллаха и у творений, и смысл, на который указывает, тот же самый – это означает, что и сущность этого та же самая. А раз сущность этого та же самая, то отсюда следует, что творение подобно Творцу. Это значит, что нужно сделать две вещи:

- Либо как-то тексты Корана и Сунны, где рассказывается об именах и атрибутах Аллаха, отклонить от их очевидного смысла (захир) и сделать трактовку (таъуиль). Например, у Аллаха есть Лик (Уаджх) и у творения есть лик (уаджх), и смысл у них одинаковый, раз так, значит и Лик Аллаха, и лик творений одинаковы по своей сущности, значит происходит уподобление Аллаха творениям, и поэтому нужно от этого убегать. Убегать куда? Первое – сделать таъуиль, т.е сказать, что мы не признаем очевидный смысл (захир). И значит должны сказать, что Лик Аллаха – это Сущность Аллаха (Зат). Или сказать, что Рука (Йад) – это Милость Аллаха (Ни'ма) или Мощь (Кудра). То есть необходимо таким образом истолковать атрибуты, иначе получается, что Аллах подобен творениям.

- Либо второй путь: сказать, что мы не знаем смысл текстов, рассказывающих об атрибутах Аллаха, то есть сделать тафуид, сказав, что смысл атрибутов знает только Аллах, Субхана уа Тааля. Да, у Аллаха есть две Руки (Йадан), говорится: «Его две Руки распростерты» (5:64), но что такое «Руки» мы не знаем, и только Аллах знает, что такое «Руки». Но в любом случае нельзя понимать эти тексты согласно их очевидному смыслу, а нужно это знание о смысле препоручить только Аллаху».

Итак, причины, почему эти группы отклонились от правильного пути в вопросах имен и атрибутов Аллаха, потому что, по их представлению, утверждать наличия у Аллаха атрибутов – это значит уподоблять Аллаха творениям.

«Как можно сказать, что Аллаха есть Рука и у творения есть рука, называется так же и означает то же самое, что и у творений? - говорят они. Они представляют себе какие-то руки, а потом ужасаются и говорят:

«Нет, у Аллаха нет Руки. И нужно либо сказать, что мы не знаем, что Аллах имеет в виду под словом "рука" (йад), и только Аллах знает, что это такое (то есть сделать тафуид - препоручить знание о смысле только Аллаху). Либо нужно сделать трактовку (таъуиль) и отклонить атрибут от его очевидного смысла. Под Рукой Аллаха иметь в виду Мощь Аллаха или Милость Аллаха». На этом сомнении построено их заблуждение.

Если коснуться истории отрицания имен и атрибутов Аллаха, то первыми были не джахмиты, а первыми, кто отрицал имена Аллаха, были мушрики-курейшиты, к которым пришел Мухаммад да восхвалит его Аллах и приветствует.

Всевышний Аллах сказал: «Так Мы отправили тебя к народу, до которого жили другие народы, чтобы ты прочел им то, что Мы внушили тебе в откровении, но они не уверовали в Милостивого». (сура Ар-Раад 13: аят 30).

Почему Аллах ниспослал этот аят?

Рассказывается, что когда курейшиты услышали, что пророк Мухаммад мир ему и восхваление Аллаха упомянул имя Аллаха «Ар-Рахман», они высказали свое порицание и стали отрицать это, поэтому Аллах ниспослал аят: «они не уверовали в Милостивого (Рахман)».

Ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире упоминает, что этот аят был ниспослан по поводу Худейбиского мира, который заключил пророк Мухаммад мир ему и восхваление Аллаха в 6 году хиджры, когда он отправился, чтобы совершить Умру, но курейшиты не дали ему войти в Мекку для совершения Умры. Потом было заключено 10-летнее перемирие между мусульманами и мушриками Мекки. И когда секретарь (писец) записал текст договора и начал писать «БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим…», тогда сказали курейшиты: «Кто такой Рахман, мы не знаем, мы отрицаем это. Пиши: «Во имя Твое, о Аллах»

Ибн Джарир передает от Ибн Аббаса, что когда пророк мир ему и восхваление Аллаха находился в суджуде, взывая к Аллаху, и говорил «Йа Рахман, Йа Рахим», мушрики, услышав это, стали смеяться и говорить: «Этот говорит, что поклоняется одному Богу, а почему-то взывает к двоим (к Рахману и к Рахиму)»

И тогда Аллах в суре аль-Исра ниспослал аят: «Скажи: «Взывайте к Аллаху или взывайте к Милостивому! Как бы вы ни взывали к Нему, у Него — самые прекрасные имена». ( сура аль-Исра, 17: аят 110).

Поэтому в суре Фуркан говорит Аллах: Когда им говорят: «Падайте ниц перед Милостивым!» — они говорят: «Что такое Милостивый? Неужели мы будем падать ниц перед тем, кому ты нам приказываешь?» (сура Фуркан, 25: аят 60).

Итак, эти мушрики-арабы являются предшественниками джахмитов, му’тазилитов и ашаритов в этом заблуждении, потому что они отрицают то, что утвердил Аллах для Себя. Аллах говорит, что это у Меня есть, это Мое имя или это Мой сыфат (атрибут), а они говорят «нет». Плох предшественник и плох последователь.

Итак, это о том, кто заблудился в этом вопросе и почему.

Теперь мы должны дать им ответ на их заблуждения, дать опровержение их заблуждению.

Первый пункт, в котором мы дадим ин ша'а Ллах опровержение тому, что они говорят.

Во-первых, Аллах утвердил для Себя определенные имена и атрибуты. И пророк мир ему и восхваление Аллаха утвердил в своей Сунне определенные имена и определенные атрибуты для Аллаха. Поэтому тот, кто отрицает какие-либо имена или атрибуты Аллаха, все или часть из них, тот значит отрицает то, что утверждают Аллах и Его посланник да восхвалит его Аллах и приветствует. Что это, как не противодействие и вражда с Аллахом и Его посланником мир ему и восхваление Аллаха?

Это первое: если Аллах и его посланник мир ему и восхваление Аллаха утвердили, то как они могут это отрицать?!

Второй пункт, и наличия у творений атрибутов, которые так же называются, как и у Аллаха Субхана уа Тааля, или то, что творения называются какими-либо именами, которые есть у Аллаха Субхана уа Тааля, не вытекает подобия атрибутов Аллаха атрибутам творений. У Аллаха имена и атрибуты, которые соответствуют Ему, а у творений – имена и атрибуты, которые соответствуют им и их уровню. Точно так же, как у Аллаха есть Сущность (Зат), и у творений есть сущность (зат). Никому не придет в голову сказать, что Сущность Аллаха такова, как сущность творений. Так вот, говорить об атрибутах Аллаха – это то же самое, что говорить о Его Сущности. Точно так же, как в сущности нет подобия, точно так же и в атрибутах нет подобия. Если атрибут у творения называется так же, как и атрибут у Аллаха, и имеет такой же общий смысл, это не значит, что этот атрибут такой же по своей сущности, например, что Рука Аллаха, как рука творений. Из этого не вытекает это. У Него имена и атрибуты, которые не похожи на имена и атрибуты творений. Общность в названии или общем смысле не означает общности в сущности.

Если скажем, что у творения есть нога, то каждый из нас представит ногу по-разному: кто-то представит ногу слона, кто-то представит ногу муравья, кто-то представит ножку стола и т.д. Название одинаковое, общий смысл – одинаковый, НО СУЩНОСТЬ РАЗНАЯ. Нога слона не подобна ноге муравья. Если таково положение даже среди творений, то что тогда говорить о разнице между атрибутами Аллаха (Субхана уа Тааля) и атрибутами творений?! Если атрибуты называются одинаково и имеют одинаковый общий смысл - это не значит, что атрибуты имеют одинаковую сущность или одинаковый образ, или одинаковый полный смысл. Нет, они имеют разную сущность, разный образ, разный полный смысл.

Аллах называет Себя в Коране Алим (Знающий), называет себя Халим (Кроткий) и называет некоторых Своих рабов в Коране алим и халим. Аллах говорит про Исхака: «Воистину, мы принесли тебе благую весть об умном (знающем) мальчике». (Сура Аль-Хиджр, 15: аят 53).