Напоминание в день Джума. Рамадан 1445х.

Напоминание в день Джума. Рамадан 1445х.

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. Аль-Бакара (Корова), 185-й аят.

Проходит половина месяца Рамадан, и уже можно подвести предварительные итоги того, как мы проводим этот месяц. Стал ли он для нас месяцем поста, развития, очищения, взаимопомощи, самоотчёта, попытки удержать себя от совершения дурного и стать лучше, или это были дни только лишь физического самоограничения в еде и питье, не мешающие продолжать вести прежний – праздный и даже грешный образ жизни?

Или же эти дни и вовсе прошли без какой-либо увязки с постом? То, что мусульмане должны соблюдать пост в месяце Рамадан, уже давно не является новостью ни для кого. Об этом знают даже немусульмане. Веление соблюдать его приводится в нескольких аятах Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам»; «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься».

Но в чём смысл этого предписания? Особенность Рамадана в том, что в этот месяц открываются врата рая, закрываются врата ада, а шайтаны сковываются цепями. То есть это время, когда человеку максимально облегчено совершение добрых дел и рядом с ним нет того, кто подталкивал бы его к совершению греховного. То есть это месяц, который обнажает наши души. Это время, когда мы сталкиваемся с нашей сущностью. Рамадан как зеркало, в которое смотрит каждый из нас и видит себя настоящего и может разглядеть свои изъяны, а значит и попытаться что-то с ним сделать. Приведённые выше аяты об обязательности поста заканчиваются словами «быть может, вы устрашитесь», «быть может, вы будете благодарны».

Страх перед Аллахом... 

Месяц Рамадан с его постом, частым чтением или слушанием Корана, в котором говорится о величии Аллаха, о том, что Ему ведомо о твоих явных делах и потаённых мыслях, Его гневе и наказании за ослушание и грехи, при том, что Он Милостивый, Милосердный и Прощающий, способствует тому, чтобы человек отказался от совершения запретного в отношении себя и других. Богобоязненность удерживает человека от того, чтобы обмануть или оболгать кого-то; от того, чтобы посягнуть на жизнь, честь или имущество кого-то; от того, чтобы нарушить чьи-то права, обогатиться за счёт обворовывания других. Страх перед наказанием Аллаха приводит дела человека в порядок, а его самого делает правильным. Если к этому не приводит любовь к Аллаху, приведёт страх.

Благодарность Аллаху… 

Постящийся, испытывающий голод и жажду, начинает понимать положение бедных людей, которые вынуждены голодать на протяжении всего года, и он должен благодарить Аллаха за те блага, которыми Он наделил его. Доброта, которую он испытывает на себе, заряжает его на то, чтобы быть добрым и по отношению к другим и помогать им. Бедный человек, видя то, как люди в этот месяц стараются помочь ему как можно больше, начинает благодарить Аллаха. Он начинает убеждаться в том, что Аллах – Ар-Раззак (Дающий пропитание), и от этого крепнет его вера, а само общество становится сплочённым. Все мы, зная о своих грехах, должны быть благодарны Аллаху за Его терпение по отношению к нам: мы живём на Его земле, грешим на Его земле, пользуемся Его благами, а Он даёт нам возможность исправиться. Более того, создав нас, Он не оставил нас на произвол судьбы, а дал Своё Писание в качестве верного руководства, чтобы человек мог отличить прямой путь от заблуждений, чтобы мог понять, что есть добро, а что зло, что даёт нам успех во всех мирах. Это ещё один повод быть благодарным Аллаху.

Однако может возникнуть вопрос: если дело обстоит так, как описано выше, то почему при таком большом количестве постящихся так мало боящихся Аллаха и благодарящих Его? Ответ кроется в тех же аятах о посте, когда Всевышний говорит: «быть может, вы устрашитесь», «быть может, вы будете благодарны». «Быть может». То есть всего этого не будет, если человек станет воспринимать свой пост только лишь как дежурное воздержание от еды и питья. В то время как его желудок ограждён от физического попадания в него пищи, его руки, его глаза, его язык, его помыслы продолжают неудержимо грешить.

«Быть может»

То есть, чтобы это заработало, человек должен приложить некие усилия в отношении самого себя, преодолеть свои низменные желания и страсти, избавиться от пороков, стать лучше, чем он был прежде. Месяц – это достаточный срок, чтобы в течение этого времени какое-то действие стало привычкой, а со временем эта привычка станет чертой характера.

Уже проходит половина месяца Рамадан. Если он прошёл для нас с каждодневными мыслями о том, как бы побыстрее открыть пост и ничегонеделанием; если ты провел эти дни в грехах и беспечности; если ты в это время незаконно притеснял молящихся в мечетях мусульман или даже, если для тебя это был просто месяц, и ты вовсе не постился, то не отчаивайся – ещё осталась половина месяца Рамадан, а значит у тебя есть возможность покаяться и изменить себя.

Месяц Рамадан – это благоприятное время, чтобы посадить в своём сердце семена перемен, которые при должном уходе со временем дадут ростки надежды и плоды благополучия. И тогда Аллах поможет тебе и приведёт твои дела в порядок. И если таких людей станет много, то станет здоровым и само общество.

Дорожите каждой секундой

Рамадан – это дни, в которые многократно увеличивается награда за добрые дела; которые дал нам Всевышний Аллах, чтобы мы могли использовать их для приближения к Нему. Мы должны постараться оставить всё плохое, к чему были склонны. Постараться воспитать себя так, чтобы больше к этому плохому не возвращаться. Рамадан – это отличная возможность изменить свою жизнь и стать лучше. Нам следует дорожить каждой секундой: не совершать запретного и нежелательного, стараться улучшить обязательное и усердствовать в желательном. Не смотреть туда, куда нельзя смотреть; не слушать то, что нельзя слушать; не раздражаться, не гневаться; быть мягким и кротким, больше читать Коран, больше посещать мечеть, пытаться превратить в благие дела весь день, вкладывая хорошее, правильное намерение во всё, что мы делаем.

Необходимо понять одну простую вещь, которая нам во всём этом поможет: то, что человек обязан делать, приоритетнее других дел, даже если они являются поклонением.

Например, женщине нужно присмотреть за ребёнком, и никто за неё этого не сделает. В таком случае при правильном намерении она может получить больше награды, чем если бы провела это время только в поклонении.

Например, мужчине необходимо пойти и призвать близких, встретить гостя или сделать какую-то работу. При правильном намерении он может получить больше награды, чем если бы провёл это время только в поклонении. Это касается всех наших обязанностей и обязательств. Для того чтобы превратить их в дела, которыми доволен Аллах, нам порой не хватает лишь соответствующего намерения.

На самом деле подобные намерения делают нас лучше. Они делают бдительными и отзывчивыми наши сердца. В таком положении мы всегда готовы к добрым делам, получаем при этом от них удовольствие и хотим сделать их как можно больше. При этом нельзя забывать, что Рамадан – это время особенного поклонения Всевышнему Аллаху. Это время Корана, время дополнительных ночных молитв Тараувих, время поста.

Шейх Абдуррахман ас-Саади говорил: «Если ты обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы застать месяц Рамадан, то не забудь попросить Его и о том, чтобы Он сделал этот месяц благословенным для тебя. Ведь главное не дожить до Рамадана, главное – как ты его проведёшь». В этот месяц, как говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), открываются врата Рая и закрываются врата Ада. Пусть Всевышний Аллах простит нам наши грехи, увеличит награду за наши добрые дела, поможет провести этот месяц наилучшим образом и сделает нас лучше.

Является ли воздаяние за соблюдение поста одинаковым у Аллаха, или же оно зависит от трудностей, которые претерпевает постящийся?

Бывает, что кто-то соблюдает пост в холодных странах и не испытывает при этом жажду, тогда как другой постится в жаркой стране. Я имею в виду только пост, не касаясь других благих деяний, которыми он может сопровождаться. Если поклонение становится сопряженным с какой-либо трудностью, настолько, что, не перенося этой трудности, его невозможно будет исполнить, то по мере увеличения этой трудности будет увеличиваться и награда.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал ‘Аише (да будет доволен ею Аллах!): «Воистину, ты приобретаешь награду соразмерно твоим расходам и претерпеваемым тобою трудностям». Ан-Навави в своём комментарии к «Сахиху» Муслима пишет: "Его – мир ему и благословение Аллаха! – слова: «соразмерно претерпеваемым тобою трудностям (или же он сказал: «… твоим расходам»)» — являются ясным указанием на то, что вознаграждение и его надбавка за поклонение увеличиваются с увеличением степени сложности и объёма расходов. Здесь идёт речь о таком перенесении трудностей, которое не возбраняет шариат. То же самое касается и расходов".

Вместе с тем, принцип о соразмерности награды испытываемым трудностям распространяется не на все случаи. Есть такие поступки, награда за которые бывает больше, когда они исполняются более лёгким способом. В некоторых случаях наименьшее деяние бывает лучше наибольшего. Из них можно выделить следующие:

— Сокращение намаза лучше для путника, нежели его полноценное совершение.

— Укорачивание двух рак’атов утреннего намаза лучше, чем их удлинение.

— Пожертвовать мясом принесённого в жертву животного, разделив его на три части и поев его прежде от него кусок, лучше, чем отдать всё мясо целиком.

— Чтение в намазе короткой суры лучше, чем чтение части суры, пусть оно и длительное, поскольку из практики Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – известно, что чаще всего он поступал именно так".

А Аллах же знает лучше!