Напоминание в день Джума. 9 Зуль Каада 1445х.

Напоминание в день Джума. 9 Зуль Каада 1445х.

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Кого не заботят беды мусульман, тот не из них. Видя и слыша о том, что происходит с мусульманами в различных уголках земли, которых мучают, пытают и убивают многобожники и безбожники, я посчитал обязательным для себя поднять эту тему в этой статье, о том, что мусульмане обязаны проявлять заботу и оказывать помощь друг другу, независимо от местоположения, расы и языка. Ведь многие из числа мусульман даже не интересуются тем, что происходит в исламском мире и мусульманами. Некоторые проявляют безучастие даже в искренней мольбе, а некоторые говорят: «Аллах меня не спросит за то, что происходило с мусульманами той или иной страны, ведь я не из числа обладателей власти и влияния, которым Аллах велел решать такие вопросы».

Однако мы из числа тех, кто способен и должен проникнуться болью, которую испытывают наши братья и сёстры по вере; мы из числа тех, кто может искренне переживать и обращаться с мольбами за мусульман нашей Уммы. Данное напоминание касательно того, что мусульмане обязаны проявлять заботу и переживать за общину пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха).

И я прошу Всевышнего Аллаха сделать это небольшое напоминание полезным для себя и для вас!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в многочисленных хадисах часто указывал на то, как важно проявлять мусульманам заботу друг о друге, помогать и защищать друг друга, и не оставлять друг друга без помощи.

Доводы из Корана и Сунны призывают нас проявлять заботу и интересоваться проблемами сестёр и братьев наших из числа мусульман, будь это отдельные люди или целые общества, в любом уголке земли. Следует интересоваться их состоянием, знать про их положение, испытывать на себе их боль, оказывать помощь в их нуждах, знать о том, в чём они нуждаются. И затем каждому следует оказывать им помощь по мере своих возможностей, отдавая предпочтение первостепенным вещам.

Каждый мусульманин обязан проявлять заботу о положении мусульман по мере своих возможностей. Взгляни, например, на достоверный хадис: «Не уверует никто из вас (полноценно) до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе». аль-Бухари (13), Муслим (45).

Это проявление желания и любви, что является деянием сердца, различаются ли в способности на это мусульмане, будь это рядовой мусульманин, образованный, учёный или требующий знания? Нет, не различаются, а, следовательно, подобное является обязательным для каждого мусульманина, чтобы он любил для мусульман то, что любит для себя.

Исар – это предпочтение чужих интересов своим, даже если сам испытываешь в этом нужду. Это готовность принести себя в жертву ради спасения других людей, готовность к самопожертвованию.

Всех великих людей объединяет одна черта – ставить чужие интересы и проблемы выше своих. И самые прекрасные примеры проявления этого свойства ярко прослеживаются в жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и его благородных сподвижников, которые прошли суровое воспитание в его школе. Всевышний Аллах в Коране восхваляет великий подвиг первых мусульман, готовых идти на любые жертвы ради достижения милости Создателя.

وَالَّذِينَ تَبَوَّؤُوا الدَّارَ وَالإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ

يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَ لاَ يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً

مِمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ

وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«А те, которые жили в Медине до них (т. е. до прихода мекканцев) и [обратились в новую] веру, любят переселившихся [из Мекки] к ним и не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, – они и суть преуспевшие».
(Сура «Аль-Хашр» 59/9)

Причиной ниспослания данного откровения Аллаха является истинная щедрость Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников, их готовность в любой момент оказать помощь людям.

В жизни сподвижников можно встретить множество подобных примеров. И поэтому Всемогущий Аллах хвалил их следующим образом:

وَيُطْعِمُونَ الطَّعَامَ عَلَى حُبِّهِ مِسْكِيناً

وَيَتِيماً وَأَسِيراً إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لاَ نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَاء وَ لاَ شُكُوراً

إِنَّا نَخَافُ مِن رَبِّنَا يَوْماً عَبُوساً قَمْطَرِيراً فَوَقَاهُمُ اللَّهُ شَرَّ ذَلِكَ

الْيَوْمِ وَلَقَّاهُمْ نَضْرَةً وَسُرُوراً

«Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, [и говорят]: “Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день”.
Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью».

Нет никаких сомнений в том, что такое отношение к людям, готовность отдать все самое дорогое нуждающимся им привил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако при всем этом, ни один смертный не сможет повторить все его деяния, продиктованные переживаниями за судьбы других, сочувствием и стремлением помочь людям. Жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) полна такими поступками, ибо он был самым благородным человеком планеты. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда любил и уважал тех мусульман, которые предпочитали сначала помочь другим.

Вследствие чувства сопереживания и сострадания, присущего многим сподвижниками, люди в то время жили в благоденствии и довольстве. Невзирая на это, благородные сподвижники не считали свои пожертвования достаточными и часто переживали за то, что не могут еще больше помочь людям. Психологическое и духовное состояние людей того времени, всегда готовых на самопожертвование и ставивших чужие интересы выше своих, хорошо передают следующие слова Умара (радыйаллаху анху): «Мы жили в такие времена, что ни один из наших братьев не считал себя подлинным владельцем золота и серебра, бывших у них на руках. Они считали, что другие люди имеют больше прав на это имущество, чем они».

К сожалению, мы живем в такие времена, что золото и серебро любим больше, чем своих братьев по вере. Читая эти слова Умара (радыйаллаху анху), мы невольно замираем от восхищения и изумления перед поступками сподвижников, которые на первый план ставили интересы и нужды других людей. Деяния сподвижников вызывают у нас не только чувство восхищения, но и зависти, ибо не каждый из нас сможет поступать таким образом.

В наше время многие люди живут по принципу «Человек человеку враг». Слова о сопереживании и любви к человечеству витают в воздухе. Даже когда люди занимаются благотворительностью, они делают это с помпезной пышностью, чтобы все видели «благородные деяния». Помощь оказывается с определенной целью, ожидая какой-либо услуги или слов благодарности. Выход из такого положения один – овладеть нравственностью сподвижников Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и быть всегда готовыми прийти на помощь нуждающимся людям. Как ни горько, но очевидно одно – мы забыли о сопереживании и ощущении тревоги за судьбы людей, а ведь эти чувства являются главенствующими в моральном облике Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Печально, что мы любим друг друга не ради Аллаха, а только тогда, когда это приносит нам некоторую выгоду.

В этом преходящем мире нужно хорошо осознать, что предпочтение чужих интересов своим означает подготовку для себя прекрасного места в Райском саду. Так жил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) – Посланник мирам, так жили его благородные сподвижники. Поэтому и нам остается только следовать их примерам и стараться жить так, как жили они.

Вспомните о том, с какими трудностями столкнулся наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), что ему пришлось вынести на пути призыва. Берите с него пример и продолжайте свои добрые дела. Никто не знает, что ждёт в будущем того или иного человека, к чему он придёт. По этой причине мы должны надеяться на лучшее и ждать от людей исправления, а не ухудшения их дел.

Да поможет нам Аллах и сделает причиной исправления людей!