Напоминание в день Джума. 7 Раджаб 1445х.

Напоминание в день Джума. 7 Раджаб 1445х.

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Всевышний Аллах дарует нам бессчётное множество милостей. Это прописная истина, и ни одному верующему не придёт в голову её оспаривать. Куда ни глянь, всюду нас окружают милости, большие и малые. Но среди них есть те, которые мы замечаем, а есть те, о которых мы не знаем или о которых просто не задумываемся. А стоило бы. 

К тем милостям, которые достойны долгих и глубоких размышлений, принадлежит и милость, относящаяся, вроде бы, к миру вечному, но на самом деле неразрывно связанная с нашим земным существованием. А редко задумываемся мы о ней как раз потому, что относим её к жизни загробной, тогда как наши мысли большей частью заняты сиюминутными делами и мирскими заботами. 

Милость, о которой мы говорим, заключается в том, что в Судный день Всевышний Аллах подвергнет всех нас исключительно справедливому расчёту. Что это означает на практике? Что каждый получит лишь то, что заслужил. Каждый будет отвечать лишь за то, что он сделал сам. И каждому поставят в вину только то, в чём он действительно виноват. Что посеешь, то и пожнёшь. И расхлёбывать нам придётся только то, что мы сами сознательно сделали. Не будет ни малейшей несправедливости. Ведь Сам Господь сказал, раз и навсегда успокаивая нас и избавляя нас от тревог по этому поводу: «…и Я не поступаю несправедливо с рабами». (сура 50 «Каф», аят 29). 

Я не стану наказывать никого за чужие грехи, и Я не стану наказывать никого ни за что, кроме его собственных грехов, и лишь после того, как против него был получен довод. Но есть и обратная сторона... Учтено ведь будет не только благое, но и скверное, поэтому человек разумный должен быть предельно осторожен в своих словах и действиях в этом мире. О событиях Судного дня в Книге Аллаха сказано следующее: «В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдётся нечто весом с горчичное зёрнышко, Мы принесём его. Довольно того, что Мы ведём счёт». (сура 21 «Пророки», аят 47). 

Всевышний Аллах установит беспристрастные, точные весы-мизан для расчёта в Судный день, и ни с кем не поступят несправедливо, и даже если это благое или скверное дело было размером с пылинку, оно непременно будет учтено при расчёте. Достаточно того, что Аллах учитывает деяния Своих рабов и воздаёт им за них. Из этого аята можно понять, что поведение человека по отношению к Аллаху и по отношению к Его творениям имеет огромное значение, хотя осознают это только разумные люди. Ведь именно оно навлекает на человека гнев Аллаха и кару Его либо помогает ему снискать довольство Аллаха и вечное блаженство. Это нечто столь значимое, что человек дальновидный просто не может не заботиться об этом самым усердным образом. 

Господь будет судить по справедливости, и в свитке со своими деяниями мы не найдём ничего лишнего, и ни у кого из нас не будет повода сказать: «Господи, я этого не делал!» Поэтому, придя в Судный день и обнаружив благое, человек восхвалит Всевышнего, Который помогал ему вершить благое в земной жизни. Если же он обнаружит нечто иное, то ему некого будет упрекнуть, кроме самого себя, ведь эти грехи совершали его же руки, язык, глаза, уши: «В тот день, когда каждая душа увидит всё добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и её злодеяниями было огромное расстояние. Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам». (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 30). 

В Судный день каждая душа обнаружит всё то благо, которое она совершала, в целости и сохранности, приготовленное для того, чтобы воздать за него. Обнаружит она и то скверное, что она сделала, также приготовленное для того, чтобы воздать за него, и она пожелает оказаться очень далеко от этих деяний. Главный вывод из этого аята: готовьтесь к встрече с Аллахом, бойтесь наказания, которому Он может подвергнуть вас, и надейтесь на Его прощение, ибо милость Его совершенна и Он ни с кем не поступает несправедливо. 

В Судный день главным богатством человека и его основным капиталом будут его благие деяния — те самые, которые мы совершаем за короткую земную жизнь. И перед нами стоят две задачи: не только собрать этот капитал, чтобы он был у нас с собой в Судный день, но и сохранить его — сберечь, не растратить. Увы, мы в большинстве своём напрочь забываем о том, что возможен и такой вариант развития событий: придём мы, как положено, с запасом благих дел, только вот после того, как между нами и теми, кого мы тем или иным образом задели в земной жизни, будут сведены счёты, мы вдруг, к своему ужасу, останемся ни с чем. 

Только представьте себя — хотя бы на мгновенье — на месте человека, о котором говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Кто нанёс своему брату обиду, затрагивающую его честь или имущество, пусть загладит её сегодня — до того как с него будет взыскано за неё в День, когда не будет ни динаров, ни дирхамов: если у него найдутся благие дела, из них возьмут в соответствии с той обидой, а если у него не найдётся благих дел, то у обиженного им возьмут соответствующее количество дурных дел и возложат на обидчика» [Бухари]. 

Скольким людям мы нанесли обиды за свою жизнь? А сколько из этих обид мы сумели загладить или хотя бы прилагали усилия для этого? Копить благие дела — достойнейшее из занятий, и именно ему и должна быть посвящена наша земная жизнь. Вот только не прийти бы к разорению из-за собственной неосторожности, от чего нас тоже заботливо предостерегал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, разорившимся из числа членов моей общины окажется тот, кто в День Воскрешения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал того, присвоил имущество этого, пролил кровь того и ударил этого. И тогда что-то из его благих дел будет отдано этому и что-то — другому. А если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных им станут брать что-то и возлагать на него, а потом его ввергнут в Огонь!» [Муслим]. 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) недаром обрисовал нам эту картину во всех подробностях, потому что в подобную беспечность впадает множество людей. Вроде бы человек соблюдающий — совершает намаз и соблюдает пост, и вроде бы всё хорошо, ведь эти благие дела потихоньку совершаются… Но есть права Всевышнего помимо намаза и поста, и есть права Его рабов, которые нужно соблюдать и несоблюдение которых ложится на душу человека бременем греха. Вот почему Посланник (мир ему и благословение Аллаха) настойчиво напоминал о том, что несправедливость никогда не приведёт ни к чему хорошему, и не имеет значения, в отношении кого она совершается. Он учил: «Остерегайтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость обернётся густым мраком в Судный день» [Муслим]. 

Мрак или свет: чего мы желаем для себя в самый важный для каждого из нас день? Несправедливость может принимать, как мы знаем, самую разную форму, в том числе и материальную. Соответственно, серьёзная опасность угрожает и тем, кто присваивает чужое имущество, не соблюдает права Всевышнего и права людей в отношении собственного имущества и беспечно набирает деньги в долг, не думая о том, как и когда будет он эти долги отдавать. Получается, что ты можешь прийти в Судный день с целой горой благих деяний, а потом эта гора начнёт таять, как снег, на твоих глазах, и тогда ты будешь отчаянно ругать себе за мелочность, за жадность, за скупость, за трусость, за чрезмерную любовь к мирским благам, подтолкнувшую тебя к несправедливости, за глупый эгоизм, за легкомыслие, беспечность и недальновидность, за то, что редко смотрел дальше мира этого… 

Если в Судный день счёты будут сведены даже между животными, то у нас, людей, ещё больше поводов остерегаться этого и избавляться от «долгов» материальных и моральных перед другими людьми сейчас, пока мы в этом мире и пока мы не оказались в положении человека, который стоит, понурив голову, перед справедливым Господом, с грустью взирая на то, как его благие дела уменьшаются и уменьшаются, и со всей ясностью осознавая, что в происходящем сейчас не виноват никто, кроме него самого. Недаром Пророк (мир ему и благословение Аллаха) настаивал на том, что мы должны неуклонно соблюдать право каждого обладающего правом — чтобы не прийти в Судный день раздавленными тяжестью этих многочисленных прав, которые мы не пожелали соблюдать в земной жизни.

Завтра каждый из нас придёт к Господу для расчёта. Поэтому очень важно подумать сегодня вот о чём: если бы Судный день наступил сегодня и Всевышний Аллах спросил наших родителей, наших детей, наших родных, наших соседей, наших деловых партнёров, наших коллег и подчинённых, наших друзей и знакомых, а также других наших братьев и сестёр по вере о том, как мы соблюдали их права, что бы они ответили?

Думать об этом непросто. Но лучше найти на это время и силы сегодня, чем отвечать перед Всевышним завтра за свои многочисленные упущения. Безусловно, лучше спросить с самого себя за свою лень, жадность, халатность и прочие проступки до того, как это сделает Господь миров в день Страшного суда. И, наконец, стоит чаще вспоминать об этом Дне — Дне, «когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, [и спасутся] лишь те, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем». (сура 26 «Поэты», аяты 88–89).

Сердце не может быть непорочным, если оно наполнено злобой и завистью, самолюбованием и высокомерием, хитростью и жадностью. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поставил условие тому, кто стремится быть истинно верующим: желать брату своему того же, чего желаешь самому себе. А Аллах помогает в этом по милости Своей. Поэтому мусульманин должен очищать сердце своё от всякой злобы, которая мешает ему относиться к своему брату по вере именно так, и соблюдать его права так, как он желает, чтобы соблюдались его собственные права, — а может быть, и ещё более тщательно, ревностно и неуклонно.