Напоминание в день Джума. 30 Сафар 1445х.

Напоминание в день Джума. 30 Сафар 1445х.

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Современный мир заметно отличается от того, в котором жили наши предки, особенно дальние. В чём-то он, пожалуй, стал хуже, в чём-то — лучше. Но невозможно не заметить одно: с каждым днём этот мир предлагает человеку всё больше комфорта и легкодоступных удовольствий. Тем, кто может пользоваться благами цивилизации, жить становится удобнее. И в этом есть много положительного. 

Но эта же особенность нашего времени таит в себе огромную опасность. Мир, в котором мы живём сейчас, приучает нас к разного рода удобствам и упрощениям. Человек привыкает к приятному, бесполезному, а кто-то даже умудряется превратить это в свою профессию и источник доходов. И мы всё больше желаем покоя, тогда как трудности представляются нам всё большим злом, всё более нежеланным явлением. 

Осознание того, что испытания не перестают постигать верующих до тех пор, пока они не встретят Аллаха без единого греха, ослабевает и отходит куда-то на второй план. И мы незаметно для себя забываем о том, что земная жизнь — это всегда сквозь тернии к звёздам. И о том, что движение — это жизнь. Не покой, а именно движение. Ничего не делать проще, чем прилагать усилия. Трудности были, как мы знаем, всегда: «Или вы полагали, что войдёте в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: “Когда же придёт помощь Аллаха?” Поистине, помощь Аллаха близка». (сура 2 «Корова», аят 214). 

Сколько всего пришлось им претерпеть на своём пути! Сколько испытаний выпало на долю пророков от Адама до нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Но они принимали это как данность, понимая природу земного существования, и продолжали движение вперёд, несмотря ни на что. Разумеется, движение это не должно превращаться в крайность: «Аллах не возлагает на душу ничего непосильного для неё». (сура 2 «Корова», аят 286). 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил чрезмерность в поклонении и возложение на себя непосильного, и сообщил, что Аллах не перестанет прощать и вознаграждать людей, пока им самим не наскучит совершать праведные дела и вымаливать прощение. Поэтому нам следует возлагать на себя то, что мы способны делать регулярно, дабы эти деяния постоянно приносили нам награду и благо. 

Получается, что движение не должно быть надрывным, чрезмерным, но и прекращаться это движение не должно. Ведь шайтан одинаково любит обе крайности — и чрезмерность, и нерадение, и ему неважно, в какую сторону человек свернёт с прямого пути. Шайтан любит наши порывы, которые истощают нас и которых хватает на считанные дни, после чего мы выбиваемся из сил и теряем желание что-либо делать. Сколь бы благородное и достойное дело ни избрал для себя человек, он не должен превращать его в самоистязание и отходить от восхваляемой и проповедуемой исламом золотой середины. Нежелательно доводить себя поклонением до изнеможения. Если молящийся почувствует, что его одолевает сон, ему следует прервать молитву либо довести её до конца, а потом прилечь отдохнуть, дабы не получилось так, что из-за сильной усталости он ненароком обратится к Аллаху с мольбой против самого себя. 

Шайтан радуется, когда мы добровольно превращаем себя в загнанную лошадь, не рассчитываем свои силы, взваливая на себя слишком много всего, но вскоре просто останавливаемся и падаем. Но главный враг рода человеческого не меньше любит и когда мы чрезмерно стремимся к покою. Островки покоя, радости и благополучия, конечно же, есть в жизни каждого из нас, и нет ничего предосудительного в том, чтобы причаливать ненадолго к таким островкам, переводя дух и собираясь с силами для новых свершений. Да и стремление к благополучию и испрашивание его у Всевышнего Аллаха — нечто вполне естественное. 

Но мы не можем позволить себе остаться на одном из таких островков безмятежности насовсем, потому что наша жизнь должна быть постоянным движением вперёд. Постоянный покой в земной жизни — это противоестественное состояние, оно противоречит самой цели нашего сотворения, самому смыслу нашего существования и природе земной жизни, какой сотворил её Всевышний. Иблис убаюкивает верующего, умело пользуясь инструментами нашей цивилизации, постоянно нашёптывая ему: отдохни, посиди, полежи, посмотри в телефон, посмотри в телевизор, поброди в интернете, поболтай в чате, поиграй на планшете, посмотри, что там нового в соцсетях, и послушай новости, от которых в твоей жизни всё равно ничего не изменится. Главное — не двигайся. Ищи покоя. Ищи, где удобнее, приятнее, комфортнее и легче. 

Шайтан обычно не приходит к человеку, прямо побуждая его совершать зло или запрещая делать добро. Он делает своим орудием и помощником ленивый человеческий нафс, который тянется к наслаждениям, неге, покою и праздности. И шайтан нередко идёт именно по этому пути. Он напоминает человеку о том приятном, что кроется в этом ничегонеделании или пустом и бесполезном времяпрепровождении, что так любит нафс и к чему он склоняется. Когда наступает время утренней молитвы, шайтан говорит ему: «Спи! Ведь постель тёплая, а ты устал, ты хочешь спать…»

А если Рамадан выпадает на лето, когда дни длинные и жаркие, шайтан напоминает человеку о прохладной воде, приятном питье и блюдах, которые он любит, и заставляет его тяготиться постом. И так всегда, везде и во всём. 

Шайтан пытается обмануть разум и убедить его в том, что-то, что он считает неподобающим и предосудительным, на самом деле хорошо и безобидно. Он начинает подсказывать человеку разного рода оправдания и предлоги для остановок и губительного простаивания в то время, как годы бегут и бегут вперёд и земная жизнь каждого из нас неумолимо приближается к неизбежному завершению. 

Но спасение верующего — как раз в этом не всегда простом, но жизненно важном движении. И это движение должно быть равномерным. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил, что «больше всего Всевышний Аллах любит дела пусть и малые, но постоянные» [Муслим]. На какое бы достижение, религиозное или мирское, мы ни посмотрели, за ним всегда стоят труд, усердие, усилия, старания, действия, упорство. 

Пророки (мир им) исполняли свои пророческие миссии, донося до человечества послание Аллаха, ценой огромных усилий. Знакомясь с историей любого из них, мы непременно убеждаемся в этом. Их пример помогает нам понять, как важно не останавливаться и постоянно идти вперёд, не позволяя никому и ничему задерживать нас. И как важно помнить, что если мы желаем покоя, то сейчас слишком рано, это не здесь, это там, куда нам ещё только предстоит добраться с позволения Всевышнего — в Раю. Покой нужно заслужить. До него нужно дойти. А это снова движение. 

Земная жизнь мусульманина — это лестница, ведущая в Рай. Мы с рождения до смерти поднимаемся по ней. Мы можем остановиться ненадолго, отдышаться, а потом должны снова шагать вверх и вверх, чтобы не остановиться совсем и не повернуть назад. Жизнь — это бег с препятствиями, и пока дистанция не закончилась, наше дело — бежать, преодолевая препятствия. А на финише, с позволения Создателя, будет отдых и долгожданный покой. 

Торопливость — от шайтана. А мы часто торопимся, желая обрести то, время для чего ещё не настало. И шайтан делает всё, чтобы мы торопились, проявляли нетерпение, малодушно прятали голову в песок и останавливались перед препятствиями, которые Господь поставил на нашем пути для того, чтобы мы их честно преодолевали, приближаясь к заветной и прекрасной цели.

Наиболее отличительной чертой спасенной группы является приверженность пути Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), в акыде (вероубеждении), ибада (поклонении), манерах и в отношениях с другими. 

Спасенная группа имеет определенные отличия в этих четырех сферах. В вопросах акыды вы увидите, что они следуют тому, что сказано в Книге Аллаха и Сунне Его посланника т.е. абсолютному Единобожию (Таухиду) в Божественности, в поклонении Аллаху, и в Именах и Атрибутах Аллаха. В вопросах поклонения вы увидите, что эта группа отлична своим полным следованием и применением того, что совершал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) в отношении различных актов поклонения, как они совершались, как долго, где и когда и в чем была причина. 

Вы не увидите у них нововведений в религии Аллаха, напротив они показывая предельное уважение к Аллаху и Его посланнику, они не опережают Аллаха и Его посланника, привнося новшества в акты поклонения, на которые не было дано разрешение.

В вопросах манер и отношении, вы также увидите, что они отличаются от других своим благим отношением, например желают мусульманам блага, у них доброжелательные лица, хорошо разговаривают, щедрые, отважные и другие благие и прекрасные качества. 

В отношениях с другими вы увидите, что они общаются в открытой и откровенной манере. Они те о ком сказал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует): «Когда две стороны заключают сделку и у них есть выбор продолжить дело или прекратить до того как они разойдутся. Если они искренни и открыты, то их дело будет благословлено для них, и если они лживы и обманывают, то благословение будет потеряно». 

Если какой-нибудь человек не подходит под какую-либо из этих характеристик, то это не значит, что он не принадлежит спасенной группе, но для всех будут ступени в соответствии с тем что они делали. Недостатки в вопросах Таухида могут вывести человека из спасенной группы, например недостатки в ихласе (искренности и намерении). Тоже самое относится к бида (нововведениям), когда человек совершает деяния которые выводят его из спасенной группы.

Недостатки в вопросах морали и общения с другими эти недостатки не выводят человека из этой группы, но понижают его статус. 

Одним из самых важных вопросов является единство в Истине. Это то, что нам приказывает Аллах в аяте: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему». (42:13).

Да упасёт нас Аллах от всего вредного и незаконно внесённого в религию Ислам! Аминь!