Напоминание в день Джума. 23 Сафар 1445х.

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Воистину, религия Ислам, с которой направил Всевышний Аллах Своего последнего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) ко всем людям – одна, и она не подлежит изменению. И точно так же основные положения Шариата, и в частности вопросы вероубеждения, едины, и они неизменны вне зависимости от времени или местности.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я оставил вас на ясном пути, ночь которого подобна дню, с которого не собьётся после меня никто, кроме погибшего!» А в Книге Всевышнего Аллаха сказано: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь». (6: 153).
Итак, истинная религия Господа миров лишь одна, и это – Ислам. А истинные сторонники этой славной религии, следующие прямым путём – это приверженцы Сунны и пути праведных предшественников (ас-саляф). Это и есть истинный и единственно верный путь и окрас нашей славной и великой религии. А что касается различных прочих путей и окрасов, то всё это не что иное, как заблуждение и хамелеонство в религии.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: “Воистину, настоящее заблуждение – это считать благим то, что ты раньше считал порицаемым, и считать порицаемым то, что ты раньше считал благим. Остерегайся же хамелеонства в религии, ибо, поистине, религия Аллаха одна!”
Как часто такие качества, как следование за страстью, самообольщение, лицемерие, упорство в непринятии истины, а также отсутствие понимания таких вещей, как «приемлемое разногласие среди имамов ахлю-Сунна» приводили к таким опасным последствиям, как переменчивость взглядов в религии, к так называемому «хамелеонству». А ведь не просто так саляфы во главе со сподвижниками предостерегали от переменчивости и хамелеонства в религии, когда человек бросается от одного мнения к другому, из одной крайности в другую.
Известный пример хамелеонства, сомнения, замешательства и изменчивости в религии – это Шабас ибн Риб’и ат-Тамими, родившийся ещё во времена джахилии, принявший Ислам, но не увидевший Пророка (мир ему и благословение Аллаха) при его жизни. Хафиз Ибн Хаджар касательно его биографии писал: “Вначале этот человек был муаззином у (лжепророчицы) Саджах, после чего принял Ислам. Затем он был в числе оказавших помощь в восстании против ‘Усмана. Затем он стал сторонником ‘Али. После этого он стал хариджитом, выступившим против ‘Али. Затем он покаялся. Затем он присутствовал при убийстве аль-Хусейна (внука Пророка). После чего был в числе тех, кто требовал возмездия за кровь аль-Хусейна, вместе с (бунтовщиком) аль-Мухтаром. Затем он был назначен главой стражи в Куфе (аль-Мухтаром). А после этого он принимал участие в казни самого аль-Мухтара”. См. “Такъриб ат-тахзиб” 429-430. Поэтому имам аль-‘Иджли сказал о нём: “Он был скверным человеком”. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 530.
А шейх аль-Альбани сказал: “Относительно биографии этого Шабаса были высказаны очень удивительные вещи, которые в совокупности указывают на то, что этот человек обладал колеблющимся разумом, иногда склоняясь «направо», а иногда «налево»”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 11/510. Свят Аллах, обратите внимания на то, сколько раз этот человек менял свои убеждения и позиции. Да упасёт нас Всевышний Аллах от такого хамелеонства в религии!
Есть ещё один пример хамелеонству в религии – это аль-Мухтар ибн Аби ‘Убайд ас-Сакъафи, против которого в итоге выступил упомянутый Шабас. Аль-Мухтар был лжецом и хамелеоном, как это упоминали имамы-историки. Сначала он был хариджитом. Затем он стал поддерживать Ибн аз-Зубайра. После этого он вышел против Ибн аз-Зубайра. Затем он стал шиитом. После чего стал притворно призывать к тому, чтобы халифат перешёл к Мухаммаду ибн аль-Ханафии – сыну ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах), хотя сам Ибн аль-Ханафия не был к нему причастен. А под конец он стал заявлять, что знает сокровенное и что к нему приходит с откровениями сам ангел Джибриль (мир ему). И таким образом он продолжал проявлять своё хамелеонство, пока не был убит в месяце рамадан в 67 г.х. См. “Маъкалят аль-ислямиин” 1/91, “аль-Миляль уа-ннихаль” 147.
И как же много таких «хамелеонов» в наше время, которые меняют свои убеждения и позиции чаще, чем свои привычки, начиная считать заблуждением то, что ещё вчера для них было чуть ли не небесной истиной, или же наоборот, начинают считать чуть ли не единственно верной истиной то, что вчера считали заблуждением. Например, ещё вчера один из таких «хамелеонов» мог считать крайней пагубностью методы нововведенцев, бракующих приверженцев Сунны по своим прихотям, а сегодня он сам в их рядах. Ещё вчера один считал аш’аритов и матуридитов заблудшими, а сегодня, они для него из числа сторонников Сунны, более того, они и есть для него олицетворение истинных суннитов. Ещё вчера один порицал мазхабный фанатизм и слепой такълид, а сегодня – это несомненная истина, да и вообще, оказывается, что мазхабного фанатизма не существовало никогда.
И примеров подобного хамелеонства во взглядах и убеждениях очень и очень много. Да упасёт нас Всевышний Аллах от подобного! С дозволения Всевышнего Аллаха в этой хутбе хотелось бы ознакомить мусульман с такой смертельной болезнью, как «хамелеонство в религии», а также указать на её причины, поскольку множество мусульман даже не ведают об этом.
Определение понятия «хамелеонство» (ат-таляуун). Ибн Манзур сказал: “аль-Ляун (цвет) – также означает «разновидность». Говорят: «Такой-то человек муталяууин (переменчивый)», если он не способен устоять на одном качестве”. «Такой-то муталяууин», если он не способен устоять на одном качестве и одном характере. И отсюда извлекается выражение «окрас хамелеона». Суть этого в том, что хамелеон по причине особенности своего тела способен принимать любой окрас, меняя свой цвет то на один, то на другой”.
Строгое предостережение от хамелеонства в религии
Халид ибн Са’д и Хабиб ибн Аби Сабит рассказывали: “Как-то Абу Мас’уд аль-Ансари вошёл к Хузайфе (да будет доволен ими Аллах), когда он был уже при смерти, и сказал: “Сделай мне завещание, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал тебе хадисы”. Хузайфа спросил: “Разве не явилась к тебе убеждённость?” Абу Мас’уд ответил: “Конечно, клянусь Величием Господа!” Тогда Хузайфа сказал: “Знай, что истинное заблуждение – это считать благим то, что ты считал порицаемым и считать порицаемым то, что ты считал благим. Так остерегайся же хамелеонства в религии, ибо, поистине, религия Всевышнего Аллаха одна!”
А Риб’и ибн Хараш передал, что перед своей смертью Хузайфа сделал следующее завещание Абу Мас’уду (да будет доволен ими Аллах): “Придерживайся того, что ты знал из истины, и не будь хамелеоном в постановлениях Всевышнего Аллаха!” Впоследствии подобное наставление делал людям и сам Абу Мас’уд ‘Укъба ибн ‘Амр аль-Ансари (да будет доволен им Аллах): Абу аш-Ша’са рассказывал: “Как-то мы вышли вместе с Абу Мас’удом аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) и сказали ему: «Дай нам наставление». На что он сказал: «Вам следует бояться Аллаха и следовать аль-джама’а! Воистину, Аллах не соберёт общину Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на заблуждении. И воистину, религия Аллаха – одна, так остерегайтесь же хамелеонства в религии Аллаха!»”
А Шакыкъ ибн Саляма рассказывал: “Как-то мы пришли к Абу Мас’уду ‘Укъбе ибн ‘Амру аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) и сказали: «Дай нам завещание». И он сказал: «Бойтесь Аллаха, и остерегайтесь хамелеонства в религии! То, что вы считаете правильным сегодня, не начинайте считать порицаемым завтра, а то, что вы считаете порицаемым сегодня, не начинайте считать правильным завтра»”. Ахмад в “аз-Зухд” 1018.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, искушение/смута быстрее всего устремляется к сердцам людей, и кто отведал её, она оставляет на его сердце чёрное пятно, а кто отверг её, то на его сердце проявляется белое пятно. И кто из вас желает узнать, постигло ли его искушение или нет, пусть посмотрит, стал ли он считать дозволенным то, что считал запретным, и стал ли считать запретным то, что считал дозволенным?”
Когда Мухаммада ибн Ка’ба аль-Къуразы (да будет доволен им Аллах) спросили: «Каков признак того, что Аллах оставил Своего раба без помощи?» Он ответил: “Когда человек начинает считать отвратительным то, что считал хорошим, и начинает считать хорошим то, что считал отвратительным”. Строгое порицание хамелеонства в религии было мазхабом саляфов во главе со сподвижниками. Ибрахим ан-Наха’и сказал: “Они (саляфы) порицали хамелеонство в религии!”
Предостережение от хамелеонства в религии передаётся даже от самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сидевший в кругу своих сподвижников, упомянул о смуте и сказал: «Что вы будете делать, когда застанете худших из людей, которые нарушают свои договора, утратили доверие и стали такими» после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сплёл пальцы. Тогда я встал, подошёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “Что же мне делать в такое время?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пребывай в своём доме, придерживай свой язык, совершай то, что знаешь из благого, и оставь то, что знаешь из порицаемого. И придерживайся того, что связано с тобой, оставив всеобщие дела»”.
Итак, исходя из всего сказанного, нам становится ясно, почему саляфы называли хамелеонство в религии смертельной болезнью, как это говорил имам Малик: “Переменчивость в религии – это смертельная болезнь!” Также ранние имамы предостерегали от дружбы с хамелеонами, часто менявшими свои взгляды. Имам Ибн Хиббан сказал: “Разумный человек не водит дружбу с тем, кто ведёт себя как хамелеон, и не избирает себе в качестве братьев того, кто часто меняет свои взгляды”.
И именно из-за опасности проявления хамелеонства в религии многие ранние имамы в своих трудах, посвящённых вопросам вероубеждения ахлю-Сунна уаль-джама’а, упоминали эти асары от сподвижников и таби’инов с предостережением от хамелеонства и изменений взглядов в религии.
Следует отметить, что причиной хамелеонства является слабое сердце, которому свойственно изменяться, если в него проникли сомнения, искушения и следование за страстью, ведь сердце (кальб) было названо так именно по причине того, что оно имеет свойство переворачиваться и изменяться (такъаллюб). «О Переворачивающий сердца, укрепи моё сердце на Своей религии».
يا مقلب القلوب ثبت قلوبنا على دينك