Напоминание в день Джума. 21 Раджаб 1445х.

Напоминание в день Джума. 21 Раджаб 1445х.

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Аллах охраняет Сунну и хадисы так же, как и Коран! Никто из мусульман не сомневается в том, что Коран Всевышнего Аллаха не искажён и останется таковым вплоть до Судного Дня, поскольку Аллах сам оберегает его, как об этом говорится в Коране. 

Однако по причине сомнений, сеемых врагами Ислама, некоторые невежды стали сомневаться в сохранности Сунны и достоверности пророческих хадисов. Нет никаких сомнений в том, что непризнание Сунны даёт повод врагам Ислама и заблудшим нововведенцам открыть пути для самопроизвольного понимания и толкования Корана, что впоследствии приводит к искажению важнейших основ и законоположений религии! И о том, что в нашей общине появятся те, кто будет толковать Коран не в соответствии с Сунной, предвещал ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). 

‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал: «Гибель моей общины содержится в Книге и молоке!» Его спросили: “О Посланник Аллаха, что означают: Книга и молоко?!” Он ответил: «Люди станут изучать Коран и толковать его не в соответствии с тем, что ниспослал Всевышний Аллах. И будут любить молоко, по причине чего станут уходить в степи (со своим стадом), оставляя джамаат и пятничные молитвы»”. 

Таким образом, в этом пророческом назидании содержится предостережение от двух вещей, которые приведут к гибели нашу общину: 

Первое, толкование Корана не в соответствии с Сунной. 

Второе, чрезмерное увлечение мирским, что отдалит человека от религиозных предписаний. 

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр назвал главу, в которой привёл упомянутый хадис, следующим образом: «О том, кто толковал Коран и размышлял над ним, будучи неосведомлённым о Сунне», после чего сказал: “Приверженцы нововведений сошлись в оставлении Сунны и стали толковать Коран не в соответствии с тем, как разъяснила его Сунна, по причине чего они впали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других!” 

С дозволения Всевышнего Аллаха в этой хутбе хотелось бы опровергнуть ересь невежд, отвергающих Сунну и хадисы, используя в качестве опровержения однозначные и нерушимые аргументы Корана, указывающие на то, что пророческая Сунна является частью откровения, которую необходимо принять, и что она оберегаема Аллахом точно так же, как и Коран. 

Мусульмане не сомневаются в том, что Коран Всевышнего Аллаха не искажен и останется таким вплоть до Судного дня. 

Имам аль-Аджурри, умерший в 361 году по хиджре, говорил: “Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал что-то относительно какого-то вопроса, что является достоверным для учёных, а обладатели знания и разума услышат, как какой-то невежда воспротивиться этому и скажет: «Я не принимаю ничего, кроме того, что сказано в Книге Аллаха!», то они обязаны ему сказать: «Ты – скверный человек! И ты – тот, от кого предостерегал нас Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и от кого предостерегали учёные!»”. 

Необходимо знать, что хадисы – это такое же откровение Всевышнего Аллаха, как и Коран! Всевышний Аллах сказал о Своем Пророке (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, он не говорит по прихоти, это только откровение, которое ниспосылается!» (53: 3-4). 

Этот аят ясно указывает на то, что любые слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о религии являются откровением от Всевышнего Аллаха! Имам Ибн аль-Къайим писал: “Всевышний Аллах избавил Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) от того, чтобы он говорил, основываясь на страсти, и в этом указание на его совершенство и то, что он был ведом Аллахом. 

И Всевышний Аллах сообщил, что все сказанное Пророком (мир ему и благословение Аллаха), является откровением, и это охватывает как Коран, так и Сунну!”. Коран указывает на то, что Сунна – это откровение от Аллаха, и об этом также говорил сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Пророческие постановления обязательно принимать точно так же, как и коранические постановления. Всевышний Аллах сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам!» (59:7). 

Исма’иль ибн ‘Убайдуллах говорил: “Нам необходимо оберегать и принимать то, что пришло от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и это (Сунна и хадисы) для нас по положению подобно Корану!” Следует отметить, что, несмотря на величие Корана и его универсальность, который охватил всё необходимое для творений из числа джинов и людей, многие законоположения и аспекты религии в нём упомянуты поверхностно, но что подробно разъясняет уже пророческая Сунна. Ведь Всевышний сказал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Мы ниспослали тебе Напоминание (Коран), чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано». (16: 43-44). 

Если бы одного Корана было достаточно для мусульманина, то для чего же Аллах велит Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) разъяснять его людям?! И если в его разъяснении нуждались даже сподвижники, которые были свидетелями ниспослания откровения, то разве можно себе представить, что последующие поколения не будут нуждаться в разъяснении Корана?! 

Как людям выполнять такие веления Корана, как намаз, зякат, ураза, хадж без Сунны и хадисов, которые подробно разъяснили и описали эти обряды?! Мало того, что большинство обрядов поклонения невозможно выполнить без Сунны, так еще и понимать должным образом смысл Корана невозможно без Сунны. 

К примеру, Всевышний Аллах сказал: «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них – безопасность, и они на верном пути». (6:82). Как можно понять данный аят Корана без разъяснения Сунны?! Когда этот аят был ниспослан, сподвижники поняли слово «несправедливость» в его общем значении, имея в виду, что каждый совершает ошибки, даже если они незначительны. Поэтому они и сказали: “О Посланник Аллаха, разве есть кто-либо, кто не причинил себе несправедливость (совершением греха)?” На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пояснил, что под «несправедливостью» в аяте речь идет о многобожии, и сказал: «Разве вы не слышали, что сказал Лукман своему сыну: “Поистине, многобожие – великая несправедливость!”» (31:13). 

Или другой аят Корана: «А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тому уготован Адский огонь, в котором он пребудет вечно!» (72:23). Но разве любое ослушание Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) приводит в Огонь навечно?! Каким же образом собираются понимать подобные аяты отрицатели Сунны без обращения к Сунне и пониманию саляфов?! ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Появятся люди, которые будут препираться с вами посредством иносказательных аятов Корана, так одерживайте верх над ними посредством Сунны! Ведь, поистине, знатоки Сунны являются самыми знающими Книгу Всевышнего Аллаха!”.

Аллах не принимает от человека что-то из Сунны, если он отрицает часть Сунны. То есть знает, что это достоверная Сунна, и отрицает — это значит, что он не верит во всю Сунну. Как нельзя верить в часть Корана и не верить в часть его, точно так же Сунна — не будет правильной вера в Сунну, если человек не верит во всю Сунну, если он отвергает что-то из того, что достоверно передано от Пророка (ﷺ), потому что это смысл свидетельствования «Мухаммад — Посланник Аллаха» («Мухаммадур Расулю Ллах»). 

Ты должен принимать всё, о чём сообщил Посланник Аллаха (ﷺ), должен выполнять то, что он приказывает, подчиняться ему, оставлять то, что он запретил. А если ты говоришь: «Мухаммадур Расулю Ллах», но отвергаешь то, с чем он пришёл, или часть этого, потому что это не соответствует твоей страсти, методологии (манхаджу), представлению, это значит, что такой человек является неверующим. 

Кто отвергает что-то из Сунны и говорит: «Достоверно, но я отвергаю, не верю». Это является очевидным неверием (куфр). Есть отвержение Сунны всякими хитрыми путями, как это делали, например, му'тазилиты, последователи калама — они отвергали Сунну под предлогом, что это хадисы, переданные немногочисленными путями передачи (аль-ахад). 

Мутаватир в терминологии учёных хадиса — то, что передала группа передатчиков от группы передатчиков от группы передатчиков от группы передатчиков от Пророка (ﷺ). Есть ахад — это значит, где-то в цепочке передачи есть один, или два, или три, или четыре передатчика. Если передаёт 'Умар ибн аль-Хаттаб от Пророка (ﷺ), можешь ли ты это отвергать, сказав, что только 'Умар передал и всё? Нет. 

Хадис ахад, по их убеждению, не даёт тебе убеждённость, хоть хадис приводится в обоих «Сахихах». Конечно, такие убеждения — это заблуждение и хитрый способ отвергнуть Сунну, построить свои убеждения на своих представлениях, на том, что тебе нравится. Они не могут открыто сказать: «Мы не хотим Сунну», придумывают подобные разные хитрые способы, доводы. 

То, что достоверно передано от Пророка (ﷺ), даёт тебе знание ('ильм), убеждённость, ты обязан в это верить, потому что это слова того, который «не говорит по пристрастию. Это не иначе как Откровение (Вахи), которое было открыто Пророку (ﷺ). Кто отвергает что-то из Сунны зная, что это достоверно, тот отвергает всю Сунну, т.е., если что-то и принимает, потому что это ему не нравится, это ему не поможет, пока он не примет всё. «О вы, которые уверовали! Входите в Ислам целиком не берите оттуда то, что вам нравится». (Сура «Корова», 2:208). 

Оставьте такие вещи, как мумахаля и ляджжаджа. Мумахаля — споры, ляджжаджа — это такие споры, под которыми вообще нет никаких оснований, когда человек повышает свой голос ради того, чтобы победить оппонента. То, что присуще приверженцам нововведений (ахлю ль-бид'а), — споры: они любят спорить, повышать голос, чтобы заглушить оппонента. Это вообще не имеет никакого отношения к религии Аллаха. 

Все эти споры на основе лжи не относятся к религии Аллаха, поэтому Он предостерегает во многих местах Корана и говорит: «Спорят в отношении аятов Аллаха только те, которые не веруют». (Сура «Прощающий», 40:4).

Аллах Знающий и Мудрый!