Напоминание в день Джума. 20 Шаабан 1445х.
بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Говоря о цели совершения какого-либо поступка, следует сказать, что любой мусульманин при совершении поступка должен иметь цель, ради которой он совершает данный поступок. Этой целью и будет считаться ценность поступка. Следовательно, каждое действие должно иметь ценность, которую человек стремится обрести, предпринимая соответствующее действие, иначе оно было бы напрасным.
Человек не должен понапрасну и без цели совершать поступки. Совершая поступок, он должен учитывать осуществление его ценности, ради которой он совершает его. Ценность поступка может быть материальной, как, например, торговые, сельскохозяйственные, производственные и тому подобные дела. Ведь целью выполнения этих дел является извлечение материальных выгод, т.е. прибыли. Эта ценность имеет своё место в жизни человека.
Ценность поступка может быть и гуманной, например, спасение утопающих, оказание помощи тем, кто находится в беде, ибо здесь целью поступка является спасение человека вне зависимости от расы, национальности, религии и других вещей.
Ценностью поступка может быть и нравственность, например, честность, верность, милосердие, так как целью здесь является нравственная сторона, невзирая на материальную выгоду или же гуманность. Так нравственное отношение помимо человека может быть обращено и к кому-то другому, как, например, забота о животных, птицах и растениях.
Иногда от нравственного поступка может исходить материальный убыток, тем не менее, осуществление его ценности является обязательным, чем и будет нравственный аспект.
Существует и духовная ценность поступков, как, например, совершение обрядов поклонения. Ибо здесь целью не является приобретение материальной прибыли, гуманности и нравственных качеств. Единственной целью исполнения вышеназванных поступков является поклонение. Поэтому при выполнении обрядов поклонения необходимо учитывать осуществление только духовной ценности, невзирая при этом на другие ценности.
Эти четыре ценности являются ценностями для всех поступков человека, и он стремится осуществить их, когда выполняет каждый свой поступок. Оценка любого человеческого общества в жизни осуществляется в соответствии с этими ценностями и в соответствии со степенью их реализации в обществе, а также тем, что обеспечивает им достижение комфорта и спокойствия. Поэтому для того, чтобы участвовать в деле достижения процветания и прогресса своего общества и в то же время обеспечить процветание и спокойствие самого себя, мусульманин должен прилагать все свои усилия для осуществления этих ценностей в каждом своём поступке.
На самом деле, эти ценности сами по себе не преобладают друг над другом и не равны между собой. Это объясняется отсутствием в них признаков, на основе которых можно было бы поставить одну ценность над другой или же уравнять их между собой.
Ценность — это результат, который человек намеревается получить от выполнения определённого поступка. Люди, у которых преобладают духовные чувства и сильны склонности к ним и которые безразличны к материальным ценностям, ставят духовные ценности выше материальных. В результате чего они уделяют внимание только обрядам поклонения и ведут аскетический образ жизни. Таким образом, они пренебрегают жизнью, ибо она является материей. Вследствие этого появляется материальная отсталость общества. Благодаря таким людям падает уровень развития общества, в котором они живут, и в нём широко распространяются безделье и застой.
А те люди, у которых преобладают материальные склонности, которые одержимы своими страстями, которые безразличны к духовным ценностям, ставят на первое место материальную ценность и только её стремятся достичь. Поэтому идеалы у них бывают многочисленными. По причине таких людей общество дестабилизируется, и в нём процветает порочность и зло.
Следовательно, будет ошибкой предоставить человеку самому определять эти ценности. Определять эти ценностей должен Создатель человека, Господь миров — Аллах. Поэтому необходимо, чтобы Шариат Аллаха определял для человека ценности и время их осуществления, а человек в соответствии с этим приобретал их.
Шариат разъяснил решения жизненных проблем посредством повелений и запретов Аллаха и предписал человеку жить в соответствии с этими повелениями и запретами. Он также разъяснил поступки, которыми достигается духовная ценность, чем и являются обязательные и дополнительные виды поклонения. Он также разъяснил качества, которыми достигается нравственная ценность.
Осуществление материальной ценности, которая необходима человеку для удовлетворения основных своих нужд и потребностей, а также тех нужд и потребностей, которые выходят за рамки необходимых, должно быть строго в соответствии со специальной системой законов. Эта система законов определена человеку Шариатом, и ему запрещено отклоняться от этой системы.
Человек должен действовать, чтобы достичь этих ценностей через повеления и запреты Аллаха и оценивать их согласно разъяснениям Шариата и Сунны пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Запрещается накапливать богатство, даже если с него выплачивается закят. Накопление подразумевает бесцельное собирание, накопление и сбережение денег, невзирая на то, является ли накопитель богатым или бедным. Как богатый, не имеющий определённой нужды, так и бедный, имеющий определённые нужды, могут накапливать богатство и хранить его без всякой цели, требующей определённых расходов.
Некоторые проживающие под навесом мечети бедняки во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) испытывали определённые потребности, и поэтому они жили за счёт подаяния со стороны людей. Однако среди них оказались такие, которые накапливали золото и хранили его без всякой нужды, требующей расходов.
В книге «Экономическая система в Исламе» подробно объясняется тема «Канз» (накопление) и запрет этого действия. Вы можете обратиться к этому материалу и получить исчерпывающий ответ с дозволения Аллаха.
Накопление имущества — это его скопление без всякой необходимости. Однако если имеется законная необходимость, как, например, для постройки дома, покупки земли, постройки какого-либо производственного предприятия, для женитьбы, для обучения детей в учебных заведениях, для покупки автомобиля и т.п. вещей, то подобное накопление будет ради необходимости, и оно не будет считаться запретным накоплением. Напротив, это дозволенное откладывание, и если имущество достигает нисаба, то по прошествии лунного года с него выплачивается закят.
Скапливать средства для обеспечения самого себя и тех, кого человек обязан обеспечивать, в достаточном на целый год размере является дозволенным и это не считается накоплением.
Шариат запрещает без всякой необходимости просить у людей денег и других материальных ценностей, являющихся для просящего основным средством дохода. Шариат приказывает дееспособному человеку трудиться для получения денег: — Аллах восхваляет добродетельных бедняков.
В Коране говорится: «Милостыня полагается неимущим, которые задержаны на пути Аллаха или не могут передвигаться по земле. Неосведомлённый считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво. Какое бы добро вы ни израсходовали, Аллах знает об этом». 2:273. Данный аят даёт понять о запрете попрошайничества.
Передал Муслим в своём сборнике достоверных хадисов сообщение от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто просит у людей их имущество с целью увеличить свой достаток, поистине, просит горящий уголь. Мало попросит — мало угля, много попросит — много угля». В объяснении данного хадиса имам ан-Навави пишет: «Аль-Кади сказал, что такой человек будет наказан огнём. По всей вероятности, здесь речь идёт о милостыне, которую человек даёт из-за незнания реального положения просящего. И кто возьмёт эту милостыню, тот обретёт уголь, который будет обжигать его подобно тому, как не выплаченная милостыня будет обжигать человека, отказавшего выплачивать закят».
Передал Муслим в своём сборнике достоверных хадисов другое сообщение от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отправиться утром собирать дрова, принести их на спине, продать их и стать не нуждающимся в людях лучше для каждого из вас, чем обращаться за милостыней к человеку, который может дать или отказать. Рука, которая сверху (дающая), лучше руки, которая снизу (берущая). Начинай с тех, кто находится на твоём попечительстве».
Всевышний Аллах говорит: «Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый». 9:60.
Стоит отметить, что распространение такого явления, как попрошайничество, в исламских землях связано с отдалением исламского законодательства от фактического применения в жизнь, а также со страшным упущением со стороны правителей в вопросах управления делами людей. Очень досадно и жалко видеть целые толпы попрошаек в мусульманских странах, которые стоят перед мечетями, на улицах и на перекрёстках дорог, несмотря на то, что мусульманские страны являются кладезем богатства и нескончаемых ресурсов. Вина ложится в первую очередь не на нищих и бродяг, а скорее, на правителей, которые не применяют исламское законодательство, не заботятся о делах людей, не покрывают их нужды, не обеспечивают их средствами к существованию.
Да поможет нам Аллах избежать такого позора в обоих мирах!