Напоминание в день Джума. 10 Шауваль 1445х.

Напоминание в день Джума. 10 Шауваль 1445х.

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Неправильные убеждения и распространение нововведений в среде мусульман — одно из главных препятствий на пути возрождения мусульманской общины. Мусульмане не дождутся помощи от Всевышнего до тех пор, пока не станут правильными их убеждения, и пока они не начнут поклоняться Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей. 

Именно к этому призывали Посланники, и именно это было внушено им Всевышним: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: "Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!"» (21:25). 

Воистину, смута (фитна) является причиной множества бедствий, как для Ислама, так и мусульман, по причине чего от смуты предостерегали Аллах, Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и праведные предшественники этой общины. Всевышний Аллах сказал: "Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании." (8: 25). 

В основе языковое значение слова «смута» (фитна) – это «искушение», «испытание», «раскол». Смута имеет множество печальных последствий, как для мирской жизни человека, так и для его религии, и по этой причине посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что для человека смерть лучше, чем смута. 

Мы нуждаемся в обсуждении последствия смут, дабы принять меры предосторожности, поскольку знание признаков чего-либо, его последствий и вредоносности, дает мусульманину некоторую защищенность и возможность принять меры по предотвращению этого. 

Рассмотрение последствий дел, отсутствие поспешности и проявление терпения – это самый эффективный фактор недопущения смуты. И это подтверждается словами славного сподвижника Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Поистине, появятся сомнительные, неясные дела, и тогда вам следует проявлять выдержку и рассудительность. И поистине, быть последователем в благом лучше, чем быть предводителем в плохом!” 

Мусульманин должен обращаться к обладателям знаний, прежде чем отважно бросаться в смуту, ибо может оказаться так, что он станет главой этой смуты и ключом к злу. А ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, среди людей есть те, кто являются ключами к добру и замками к злу. И среди людей есть те, кто являются ключами к злу и замками к добру. Да будет Туба (дерево в Раю) для тех, кого Аллах сделал ключами к добру, и горе тем, кого Аллах сделал ключами к злу!» Ибн Маджах. 

Таким образом, знание последствий смут, ее опасностей и вреда, приносит мусульманину великую пользу.

Последствия смут: 

Во время смуты люди оставляют дела поклонения, то ради чего они были созданы. Послушание приходит в упадок, сердца приходят в беспорядок и запутываются, их охватывают тревога и волнение, рождаемые смутой. Они не находят спокойствие и умиротворение, вследствие чего не могут поминать Аллаха должным образом. Поэтому за поклонение, совершаемое во время смут, полагается большая награда, чем за поклонение в спокойное и благополучное время. 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поклонение Аллаху в неспокойное время подобно (по награде) переселению (хиджра) ко мне». Муслим. В этом хадисе указание на то, что занятый поклонением во время смуты, будет иметь успех и будет избавлен от ее вреда. 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спешите совершать благие дела до наступления смут, которые явятся подобно частям темной ночи». Муслим. Это побуждение к совершению благих дел во время смут, так как когда вспыхивают смуты, люди отвлекаются от дел поклонения, за исключением немногих. 

Из последствий и влияний смут то, что они отдаляют людей от собраний, где передаются знания, отдаляют от изучения установлений шариата, от познания религии в общем. Люди перестают обращаться к знающим и посещать их собрания, поскольку сердца поглощены заботой и в них горит огонь смуты, а человек в таком состоянии не может уделить себя приобретению знания, не может сопровождать ученых в их собраниях, и он оказывается отдаленным от знаний и его носителей. 

Во время смуты многие люди смеют открыто проявлять к ученым непочтительность, оскорблять их, обзывать, обвинять в самых мерзких вещах. Смута рождает в людях непочтение к ученым, и они начинают умолять их достоинства, пренебрегать ими, порочить и ругать их, и это самое опасное, что может случиться с человеком во время смуты. 

Из последствий и влияний смуты также то, что к главенству приходят глупцы. Те, у кого нет ни знаний, ни понимания религии выходят вперед и начинают занимать почетные места, порой даже место имама. И занимают они такое положение не по причине своего знания, не по причине понимания религии, не из-за наличия таких качеств как терпение, выдержка, рассудительность, а лишь по причине своих амбиций.

Они становятся во главе мечети или общины, затем слепо, наугад выносят разные сомнительные решения и вносят новшества в религию Аллаха. В то время как они неизвестны своим знанием, своим благоразумием и здравомыслием. Поэтому шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Когда наступает смута, благоразумные оказываются бессильны остановить глупцов”. 

Смуты и испытания поражают не только несправедливых ослушников, но и невинных людей. Когда наступает смута, грязь ее задевает каждого, кроме тех, кого избавит от этого Аллах. Из числа последствий смуты то, что вошедший в нее не извлекает из нее блага и не несет благо другим, он непременно будет иметь печальный исход и его ожидания не оправдаются. 

Также из числа отрицательных последствий смуты то, что если в нее вступает человек из числа обладающих знанием, это приводит к тому, что он теряет свое достоинство и уважение. Но кто спасется от смуты, тот возвысится, и люди будут извлекать пользу из его знаний, а спасение этого ученого означает продолжение существования блага, что осуществляется только с содействием Всевышнего Аллаха. Истина смешивается с ложью и становится невозможным их различить. 

Абу Муса аль-Ашъари сказал: “Поистине, когда наступает смута, она неразличима, и только после ее завершения проясняется ее суть”. Табари. То есть, когда людей настигает смута, они ее не видят и она неясна им, а после того как она уходит людям становится ясно, что это была смута и познают ее суть. Мутарриф ибн Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: “Поистине, смута наступает не для того чтобы вывести людей на прямой путь, а для нанесения вреда верующему в его религиозных делах”. 

Из губительных последствий смут также – разделение общества, ослабление братства и религиозной связи, распространение среди людей злобы, ненависти и вражды. Когда разгораются смуты, меняются сердца и теряются братские отношения, основанные на вере. Всевышний Аллах сказал: "Воистину, верующие являются братья. Так примиряйте же братьев ваших! И бойтесь Аллаха, быть может, вы будете помилованы". (49:10). А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будьте братьями, о рабы Аллаха! Ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», — и при этом он трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе». Муслим.

Также из числа опасных последствий смуты – это нарушение существующего порядка и безопасности. Ведь безопасность – это одна из самых великих милостей Всевышнего Аллаха, которую он даровал верующим, как сказано в Коране: "Который накормил их после голода и избавил их от страха". (106: 4). 

Спокойствие и безопасность за сохранность своей жизни, своего имущества, своей чести и прочих вещей, сохранность чего заботит человека, все это является величайшей милостью Аллаха. Однако, когда дела приходят в беспорядок и разгораются смуты, то начинается кровопролитие, имущества уничтожаются, дети сиротеют, женщины вдовеют и происходят прочие беды. 

Активизация заблудших в распространении своих заблуждений. Также из числа последствий смуты то, что она открывает перед людьми двери заблуждений, будь то заблуждения в вопросах убеждения или же в вопросах нравственности. И воспользовавшись смутой, заблудшие люди начинают распространять свое заблуждение и сеять нечестие, поскольку в это время сторонники истины охвачены смутой, которая поглощает их время и отвращает от призыва и принесения пользы. Пользуясь таким положением, приверженцы зла и нечестия без опасения активно распространяют свое заблуждение, призывают к злу, к своим ложным убеждениям и порочным учениям. Подобные последствия смуты должны самым сильным образом удерживать каждого мусульманина от смуты и обязывать его остерегаться ее. 

Также из числа последствий смут то, что они дают возможность противникам Ислама главенствовать над верующими. В то время, когда сторонники истины в разногласии, среди них распространяются убийства, беспокойства, смуты, то недруги пользуются этим и захватывают власть над верующими, а затем всячески начинают притеснять их. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: "Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил". (8: 46). 

Обязательным является для верующих проявлять крайнюю осторожность и остерегаться смут, и всего того, что может разжечь ее. Они должны искренне обратиться к Аллаху Всевышнему и молить Его об избавлении от смут, как явных, так и скрытых. Они должны просить Его, чтобы Он исправил их положение и объединил их на истине и правильном пути.