Намаз в одной одежде

Намаз в одной одежде

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Ан-Навави (да помилует его Всевышний Аллах) говорит по поводу этого хадиса: «В этом хадисе [мы видим] указание на дозволенность совершения намаза в одной одежде», потому что Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили про совершение в одной одежде и он сказал:

أَوَلِكُلِّكُمْ ثَوْبَانِ؟ «А что, у каждого из вас есть две одежды?» Хадис передали аль-Бухари (358) и Муслим (515).

И говорит ан-Навави: «И нет разногласий в этом вопросе, кроме того, что передано от Ибн Мас'уда (да будет доволен [Всевышний] Аллах), и я не знаю, насколько это достоверно, но единодушие (иджма') среди учёных, что намаз в двух одеждах лучше».

То есть в одной одежде можно, если прикрыты плечи, но в двух одеждах — это лучше, т. е. если у человека есть верхняя (рида) и нижняя (изар) накидки, то надеваешь риду и изар, если есть только рида, то он надевает так, чтобы прикрыть плечи. «Но две одежды — это лучше, это иджма'», — говорит ан-Навави (да помилует его Всевышний Аллах).

«Смысл этого хадиса, — говорит он, — что иметь две одежды нет возможности у каждого. Если бы это было обязательно (ваджиб), тогда это было бы не по силам тем людям, у которых нет двух одеяний, т. е. люди, у которых нет двух одежд, не смогли бы совершать намаз, и это было бы затруднением.

Аллах (пречист Он и возвышен) сказал:

مَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ «Он [Аллах, пречист Он и возвышен] не сделал для вас в религии никакого затруднения». Коран, сура «Паломничество», 22:78.

Что касается того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижники (да будет доволен им Аллах) совершали намаз в одной одежде (одеянии), то это либо потому, что в это время у них было только одно одеяние не было двух: риды и изара, либо иногда они это делали при наличии двух одеяний, чтобы показать (разъяснить), что это дозволено, как это сделал Джабир (да будет доволен им Всевышний Аллах) который сказал:

لِيَرَانِي الْجُهَّالُ «...чтобы меня увидели невежественные (незнающие) люди [и поняли, что это дозволено]». Хадис передали аль-Бухари (370) и Муслим (3008).

[А так, конечно], как было сказано, [совершение намаза] в двух одеждах — это лучше».

Когда мы говорим «две одежды», мы имеем в виду изар и риду, потому что некоторые читают хадисы и при переводе спрашивают: «Что значит две одежды и что значит одна одежда?»