Намаз мусафира-путешественника. Совмещение

Намаз мусафира-путешественника. Совмещение

С именем Аллаха Милостивого Милосердного! Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Объединение молитв, его виды и степени:

Из книги «Салятуль-мусафир: мафхум уа ануа’, уа адаб, уа дараджат, уа ахкам фи дуиль-Китаби уас-Сунна» шейха Са’ида ибн ‘Али ибн Уахфа аль-Кахтани.

1. Объединение молитв в долине ‘Арафат:

Ал-Ляйс передал от ‘Укайля, а он от ибн Шихаба, сказавшего: «Салим сообщил мне, что аль-Хадджадж ибн Йусуф спросил ‘Абдуллу ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «Как ты поступаешь, находясь на стоянке в день ‘Арафата», тогда Салим ответил ему: «Если ты хочешь Сунны, то объединяй молитвы в день ‘Арафата» и ‘Абдулла ибн ‘Умар сказал: «Он сказал верно. Они объединяли молитвы аз-зухр и аль-‘аср, поступая в соответствии с Сунной». Я (ибн Шихаб) спросил Салима: «А делал ли так посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?», на что он ответил: «А разве вы следуете чему-то другому кроме его Сунны?!» См. «Сахих аль-Бухари»/1662.

Также «Ибн ‘Умар, если случалось, что он пропускал коллективную молитву вместе с имамом (в день ‘Арафата), то совмещал их сам». См. «Сахих аль-Бухари»/Глава «Объединение молитв в долине ‘Арафат».

В хадисе Джабира, да будет доволен им Аллах, о прощальном паломничестве посланника Аллаха, мир ему и благословение, передается: «…Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достигнув середины долины (‘Арафат), обратился к людям с проповедью, затем был провозглашен азан, а после, призыв к молитве (икама), и он встал и совершил молитву аз-зухр. Затем опять было провозглашено о начале молитвы (икама) и он встал и совершил молитву аль-‘аср. И между ними он не совершил никаких других молитв…» См. «Сахих Муслим»/1218.

А на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитвы аз- зухр и аль-‘аср по два рака’ата, указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах: «Мы выдвинулись вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, из Медины в Мекку, и он совершал молитвы по два рака’ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину». А в версии Муслима сказано: «Мы выдвинулись из Медины для совершения хаджа…» Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/1081, «Сахих Муслим»/693.

2. Объединение молитв в Муздалифе:

В хадисе Джабира, да будет доволен им Аллах, также передается, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из долины ‘Арафата, то «…достиг Муздалифы, где совершил молитвы аль-магриб и аль-‘иша с одним азаном и двумя призывами о начале молитвы (икама). И между этим двумя молитвами он не прославлял (тасбих) Аллаха». См. «Сахих Муслим»/1218.

Под словами «между этим двумя молитвами он не прославлял Аллаха» имеется ввиду, что он не совершал между ними никаких дополнительных молитв (нафиль). См. «Джами’ аль -Усуль» Ибн Асира 5/721.

От Усамы ибн Зайда, да будет доволен им Аллах, передается: «…Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел в Муздалифу, он спешился и совершил омовение должным образом, затем было провозглашено о начале молитвы (икама) и он совершил молитву аль-магриб в три рака’ата, после чего люди опустили своих верблюдов на колени и было провозглашено о начале молитвы аль-‘иша, и он совершил ее. И между ними он не совершал никаких молитв». Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/1672 и «Сахих Муслим»/1280.

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединил молитвы аль-магриб и аль-‘иша, не совершив между ними ни одного земного поклона. И аль-магриб он совершил в три рака’ата, а аль-‘иша – в два». См. «Сахих Муслим»/1288/Книга хаджа/Глава о переходе из ‘Арафата в Муздалифу и желательности объединения молитв там.

3. Объединение молитв в других поездках, во время военных походов. Допустимость подобного объединения как по наступлению времени первой молитвы, так и второй, а также и между ними.

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, передается, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы аз-зухр и аль-‘аср будучи в военном походе, а также аль-магриб и аль-‘иша». См. «Сахих аль-Бухари»/1107.

От Ибн ‘Умара, да будет Аллах доволен ими обоими, передается, что: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы аль-магриб и аль-‘иша, если его поход был чрезвычайно важным ». Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/1106 и «Сахих Муслим»/703.

Под словами «если его поход был чрезвычайно важным (اذا جد به السير)» имеется в виду, что он уделял ему особое внимание и торопился. См. «ан-Нихая фи гариб аль-ахадис» 1/244.

Хафиз ибн Хаджар же сказал: «Под словами اذا جد به السير имеется в виду, когда поход становился тяжелым и трудным». См. «Фатх аль-Бари» 2/580.

От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы аль-магриб и аль-‘иша будучи в путешествии (сафар)». См. «Сахих аль-Бухари»/1108.

Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «В этой главе (Главе об объединении молитв во время поездок) аль-Бухари привел три хадиса. Хадис ибн ‘Умара, связанный со сложностью военного похода, хадис Ибн ‘Аббаса, связанный с нахождением пророка в военном походе и хадис Анаса, сказанный в обобщенном виде. И автор, в названии этой главы, использовал это обобщенное высказывание как указание, что нужно действовать по общему тексту, так как любая частная ситуация является лишь его частью. То есть, как будто он считает, что допустимо объединять молитвы во время любых поездок, независимо от того, является ли эта поездка военным походом или нет, становится ли этот поход трудным или нет». См. «Фатх аль-Бари» 2/580. И этого придерживались многие сподвижники, да будет доволен ими Аллах.

Так Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Если Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился в пути до того, как солнце миновало зенит, то он откладывал молитву аз-зухр до наступления времени аль-‘асра, а затем делал привал и совершал обе молитвы вместе. Если же солнце уже миновало зенит, то он вначале совершал полуденный намаз, а затем продолжал путь». См. «Сахих аль-Бухари»/1111, 1112.

В версии аль-Хакима, переданной в сборнике «аль-Арба‘ун», говорится: «…то он совершал полуденный и послеполуденный намазы, а затем продолжал путь».

Хафиз Ибн Хаджар, привел этот хадис в «Булюг аль-Марам»/426. И сказал: «Цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса достоверная». См. также «Фатх аль-Бари» 2/583 и «Зад аль-Ма’ад» Ибн аль-Кайима 1/477-480.

В сборнике «Мустахрадж Муслим» Абу Ну‘ейм передал другую версию, в которой говорится: «Когда он находился в поездке, то после прохождения солнцем зенита он совершал вместе молитвы аз-зухр и аль-‘аср, а затем уже продолжал свой путь».

Ас-Сан’ани в «Субуль ас-салям» 3/144 в отношении этой версии сказал: «О ней нет никаких критических высказываний». Шейх аль-Альбани после того как привел пути передачи данного хадиса, сказал: «…из вышесказанного становится ясно, что в хадисе Анаса, через три пути передачи, достоверно установлено предварительное объединение молитв (такдим)». См. «Ируа аль-Галиль» 3/32-34.

Также я слышал как наш шейх имам ‘Абдуль-Азиз ибн ‘Абдуллах ибн Баз, да помилует его Аллах, говорил: «Все это указывает на то, что при объединении учитывается и поездка, с точки зрения того, когда объединять, до наступления времени следующей молитвы или же по прошествии времени предыдущей. То есть, если человек уже находится в пути до наступления времени молитвы, то он объединяет две молитвы, откладывая первую (джам’у та`хир), если он отправляется в путь, после наступления времени молитвы, то объединяет обе молитвы во время первой (джам’у такдим). Поступать таким образом - предпочтительней! Однако допускается объединять в любое время, поскольку (в путешествии) времена обоих молитв становятся одним единым временем, и поэтому нет никаких проблем в том, чтобы совершить молитвы в начале этого времени или в конце. Итак, в пути или во время болезни время молитв аз-зухр и аль-‘аср становятся одним временем, также как и время молитв аль-магриб и аль-‘иша. Но все же предпочтительней поступать так как мы описали выше».

Также доказательством о дозволенности объединения во время первой молитвы (джам’у такдим) является хадис Му’аза, да будет доволен им Аллах, рассказывавшего: «Мы вышли вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поход на Табук, и в этом походе он совершал молитвы аз-зухр и аль-‘аср вместе, также вместе он совершал и молитвы аль-магриб и аль-‘иша». См. «Сахих Муслим»/106.

Эту краткую версию, более подробно разъясняет версия, приводимая ат-Тирмизи и Абу Даудом от Му’аза, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В походе на Табук посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находясь в пути до того, как солнце миновало зенит, откладывал молитву аз-зухр для объединения ее с молитвой аль-‘аср, и затем совершал их вместе. Если же солнце проходило зенит до того, как он отправлялся в путь, то он заранее приближал молитву аль-‘аср к аз-зухру и совершал их вместе, и затем продолжал свой поход. И также если во время заката он находился в пути, то он откладывал молитву аль-магриб до наступления аль-‘иша, если же закат застигал его до отправления, он заранее приближал молитву аль-‘иша к аль-магрибу и совершал ее с аль-магрибом». См. «Сунан ат-Тирмизи»/533 и «Сунан Аби Дауд»/1120, 1208. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Ируа аль-Галиль» 3/38 - № 578, «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 1/307 и «Сахих Сунан Аби Дауд» 1/330.

Относительно объединения молитв в пути ученые, да помилует их Аллах, разделились на различные мнения:

1 – Полная допустимость объединения молитв, как во время первой молитвы, так и второй (т.е. как во время аз-зухра, так и во время аль-‘асра; и как во время аль-магриба так и во время аль-‘иша). Это мнение большинства ученых, многих сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, многих таби’инов (последователей сподвижников). Из числа факихов это мнение принадлежит ас-Саури, аш-Шафи’и, Ахмаду ибн Ханбалю и Малику.

2 – Мазхаб Абу Ханифы, согласно которому объединение молитв допустимо лишь в день ‘Арафата и лишь на ‘Арафате, а также ночью в Муздалифе.

3 – Допустимость объединения только лишь способом откладывания первой молитвы на время второй (джам’у та`хир). Это мнение также передавалось от Малика и от Ахмада. Этому мнению отдал предпочтение Ибн Хазм.

Верным же является то, на что указывают достоверные и прямые доводы, а это первое мнение. См. «аль-Мугни» 3/127 Ибн Кудамы; «Шарх аль-кабир матбу’ ма’а ль-Мукни’ уаль-Инсаф» 5/85; «Фатауа шейх аль-Ислям ибн Таймия» 24/22; «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара 2/580; «Шарх ан-Науауи ‘аля Сахих Муслим» 5/220; «аль-И’лям бифауаид аль-‘Умдати ль-ахкам» 4/71 Ибн аль-Муляккына.

Однако шейх аль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллаха уточнил, что совершение молитв в свое время, но в сокращенном виде, предпочтительнее, если в объединении нет никакой нужды, поскольку в большинстве случаев, за исключением некоторых, во время путешествия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал все молитвы в свое время. Что же касается объединения молитв на ‘Арафате и в Муздалифе, то это является единогласным мнением и передается таким количеством передатчиков, которое исключает подлог и фальсификацию данного факта (мутауатир), и это Сунна. Однако объединение молитв не подобно их сокращению, ибо сокращение является закрепленной Сунной, тогда как объединение всего лишь послабление (рухса), связанное с наличием необходимости. См. «Фатауа ибн Таймия» 24/19, 23,27.

Также он сказал: «Те из простолюда, кто уравнивает понятия объединения (джам’) и сокращения (каср), являются невеждами относительно Сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и слов ученых мусульман». См. «Маджму’ аль-Фатауа» 24/27., а также «Хашияту ар-Роуд аль-мурбби’» Ибн Касима 2/396.

Аль-Мардауи сказал: «В соответствии с правильным мнением ханбалитского мазхаба, оставление объединения молитв является предпочтительным». См. «аль-Инсаф аль-матбу’ ма’а Шарх аль-Кабир» 5/85.

Шейх Мухаммад Салих аль-‘Усаймин сказал: «Правильным является то, что объединение молитв, с наличием причин для этого, является Сунной. Во-первых, потому, что это является послаблением Аллаха, велик Он и славен, а Он любит, когда пользуются Его послаблениями. Во-вторых, потому что это является следованием посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как он объединял молитвы при наличии причин, разрешающих это». См. «Шарх аль-Мумти’» 4/548.

Три степени объединения молитв:

Первая степень: Если мусафир находится в пути во время наступления первой молитвы, то он останавливается для ее совершения только во время наступления следующей, и объединяет их, откладывая первую на время второй (джам’у та`хир). И этот способ объединения достоверно установлен в обоих «Сахихах» в хадисах Анаса и Ибн ‘Умара. И это является способом объединения молитв в Муздалифе.

Вторая степень: Если мусафир сделал остановку, когда наступило время первой молитвы, а продолжать путь он будет во время наступления второй, то он объединяет молитвы в первое время, заранее совершая вторую (джам’у такдим). И это способ объединения молитв в ‘Арафате. Это тоже является достоверно установленным в хадисах Анаса, да будет доволен им Аллах в версии Хакима и Абу Ну’ейма в «Мустахрадж Муслим», также это достоверно установлено в хадисе Му’аза, да будет доволен им Аллах, в «Сунан ат-Тирмизи» и «Сунан Аби Дауд», как мы уже говорили выше.

Третья степень: Если мусафир не находится в пути на протяжении продолжительного времени и в таком состоянии застает время обеих молитв, то в большинстве подобных случаев в Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы видим, что молитвы не объединяются, однако читаются сокращенно, каждая в свое время. Как, например, он, да благословит его Аллах и приветствует, поступал в большинстве своих поездок в Мину.

Однако иногда, не находясь в пути в течение продолжительного времени, он совмещал молитвы, как об этом рассказывается в хадисе Му’аза, да будет доволен им Аллах, о том, что они вышли вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поход на Табук «…и он, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитвы аз-зухр и аль-‘аср вместе, также вместе он совершал и молитвы аль-магриб и аль-‘иша. В один день он отложил молитвы, затем вышел к нам и совершил молитвы аз-зухр и аль-‘аср вместе, после этого вошел к себе. Потом вышел и совершил молитвы аль-магриб и аль-‘иша вместе». См. «Сунан ан-Насаи», № 587; «Сунан Аби Дауд», № 1206; «Муватта аль-имами Малик» 1/143-144. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих Сунан Аби Дауд» 1/330 и в «Сахих Сунан ан-Насаи» 1/196.

Шейх аль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах сказал: «Из очевидного смысла хадиса мы видим, что, будучи в путешествии, он не был в пути и находился в шатре. Он отложил молитву аз-зухр, потом вышел и совершил ее вместе аль-‘асром, после чего вернулся к себе в шатер. Потом опять вышел и совершил молитвы аль-магриб и аль-‘иша вместе. Входить в шатер и выходить из него он мог, только находясь в стоянке. Человеку же находящемуся в пути не применимы слова «вошел» или «вышел», в отношении его говорят лишь «спешился» или «продолжил путь»… И это является указанием на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, иногда в поездке объединял молитвы, а иногда - нет (и это было в большинстве его путешествий)… Также это разъясняет, что объединение молитв не является Сунной путешествия подобно сокращению, но допустимо при наличии необходимости, независимо от того возникнет ли она в путешествии или же нет. Ведь бывало, что он объединял молитвы и не находясь в путешествии, чтобы не усложнять своей Умме. Таким образом, если мусафир нуждается в объединении молитв, то он может это сделать, и не важно будет ли он находится в пути во время наступления второй молитвы или же во время первой и ему будет проблематично сделать остановку, или же сделав привал у него возникнет иная нужда, например, он захочет поспать и отдохнуть во время аз-зухра и аль-’иша. Так, например, во время аз-зухра он сделал привал, уставшим, не выспавшимся, голодным, нуждающимся в еде, сне и отдыхе, и он откладывает молитву аз-зухр до наступления времени аль-‘асра. Также он нуждается в совершении молитвы аль-‘иша заранее вместе с аль-магрибом, чтобы поспать после этого с намерением встать в середине ночи и продолжить путешествие. В такой и подобной ситуации он может объединить молитвы. Что же касается того, кто находится в селении или городе в течение дней, и подобен их жителям, то хоть он и сокращает молитвы, будучи мусафиром, не объединяет их!» См. «Маджму’ аль-Фатауа шейх аль-Ислям Ибн Таймия» 24/64-65.

Ученик же Ибн Таймийи Ибн аль-Кайим не считал что во время стоянки можно объединять молитвы. (См. «Зад аль-Ма’ад» 1/481), что касается нашего шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База, то он считал, что нет ничего страшного в том, что мусафир, не находясь в пути, будет объединять молитвы, однако лучше этого не делать. См. «Маджму’аль-Фатауа ибн Баз» 12/297.

Доводом тому, что мусафир при наличии необходимости, может объединять молитвы не находясь непосредственно в пути является хадис Абу Джухайфы, да будет доволен им Аллах, о том что он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который остановился в местечке аль-Абтах близ Мекки во время своего прощального паломничества. И Абу Джухайфа, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нам в полдень, совершил омовение, а Биляль произнес азан. Затем для него была заколота овца. После чего он совершил молитвы аз-зухр аль-‘аср, каждая из которых состояла из двух ракатов». Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/187; «Сахих Муслим»/503.

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис является указанием на допустимость сокращения молитв и их объединения. Также он содержит в себе указание на то, что тому, кто сделал остановку во время первой молитвы и хочет объединить молитвы, лучше заранее прочитать вторую молитву вместе с первой. Тому же, кто находится в пути лучше отложить первую молитву на время второй». См. «Шарх ан-Науауи ‘аля Сахих Муслим» 4/468.

Шейх Мухаммад Салих аль-Усаймин, да помилует его Аллах, упомянул что между учеными были разногласия относительно объединения молитв мусафиром во время его пути а также во время остановок:

1 - Одни утверждали, что мусафиру дозволено объединять молитвы, только находясь в пути, но не допускается во время остановок. И шейх привел их доводы.

2 – Другие считали, что мусафир имеет право объединять молитвы, независимо от того, находится ли он в пути или сделал остановку. И эта группа ученых привела следующие доводы:

а) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы в походе на Табук, и при этом он не находился в пути а сделал привал.

б) очевидный смысл хадиса Абу Джухайфы, приводимого в обоих «Сахихах», о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будучи в аль-Абтахе во время своего прощального паломничества, совершил аз-зухр вместе с аль-‘асром, по два рака’ата.

в) общий смысл хадиса ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Находясь в Медине, объединил молитвы аз-зухр и аль-’аср, а также аль-магриб и аль-‘иша, и при этом он не был в поездке и ему ничто не угрожало». См. «Сахих Муслим»/Книга о молитве мусафира и ее сокращении/Глава об объединении молитв в своей местности.

г) если допустимо объединять молитвы во время дождя, то объединять их во время путешествия можно тем более.

д) мусафиру затруднительно совершать молитвы, каждую в свое время, или из-за усталости, или из-за того, что у него мало воды для омовения, или по какой-либо другой причине.

И после этого шейх, да помилует его Аллах, сказал: «Правильным же является то, что мусафир имеет право объединять молитвы. Что касается объединения во время пути, то это желательно (мустахабб), что касается объединения во время остановки, то это не является желательным, однако допустимо (джаиз), т.е. если объединит, то ничего страшного, если не будет – то это лучше». См. «Шарх аль-Мумти’» 4/550-553.

Аллаху же ведомо лучше!

Дополнения и комментарии:

Если действительно очень острая нужда в совмещении молитв и будет проблематично остановиться на дороге для этого, можно совместить их находясь у себя дома, в соответствии со следующим хадисом: Ибн 'Аббас рассказывал: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объединил обеденную (зухр) молитву с послеобеденной ('аср), а вечернюю (магъриб) с ночной ('иша) в Медине. И это было не в пути и не во время дождя". В другой версии сказано: "Не во время страха и не в пути". Когда же Са'ид ибн Джубайр спросил Ибн Аббаса: "Почему он так поступил?", Ибн Аббас ответил: "Он желал не утруждать свою умму!" См. «Сахих Муслим»/Книга о молитве мусафира и ее сокращении/Глава об объединении молитв в своей местности/705.

Необходимо усвоить одно - объединение молитвы является послаблением от Аллаха, и оно не связано конкретно с путешествием. Трудности могут возникнуть и дома, как например сильная болезнь, или порыв трассы водопровода, или проведение хирургом сложнейшей, многочасовой операции и т.п. ситуации, при которых постоянное отлучение недопустимо.

Шейх аль-Ислям Ибн Таймийя сказал: "...объединение молитв не является Сунной путешествия подобно сокращению, но допустимо при наличии необходимости, независимо от того возникнет ли она в путешествии или же нет. Ведь бывало, что он объединял молитвы и не находясь в путешествии, чтобы не усложнять своей Умме". См. «Маджму’ аль-Фатауа шейх аль-Ислям Ибн Таймия» 24/64-65.

Однако вы не должны будете сокращать их, так как в это время вы не будете находиться в сафаре-путешествии. И подобные действия не должны носить постоянный характер.

Имам ан-Науауи сказал: "Группа из числа ученых считала дозволенным совмещать две молитвы не в пути при необходимости, если это не носило постоянный характер. Об этом говорили Мухаммад ибн Сирин и Ашхаб из числа сторонников Малика. также аль-Хаттаби сказал, что это было мнением аль-Къафаля и аш-Шаши из сторонников аш-Шафи'и и Абу Исхакъа аль-Маруази. Также это мнение было группы из числа мухаддисов и его выбрал Ибн аль-Мунзир. И это мнение усиливается смыслом слов Ибн Аббаса: "Он желал не утруждать свою умму!" И он не связал причину с чем-то конкретным, ни болезнью, ни чем-либо другим". См. "Шарх Сахих Муслим" 5/219.

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединил молитвы аль-магриб и аль-‘иша, не совершив между ними ни одного земного поклона. И аль-магриб он совершил в три рака’ата, а аль-‘иша – в два». См. «Сахих Муслим»/1288/Книга хаджа/Глава о переходе из ‘Арафата в Муздалифу и желательности объединения молитв там.

Шейху ибн Усеймину был задан следующий вопрос: Если я намерился выйти в путь и совершаю обеденную (зухр) молитву дома, можно ли сразу помолиться и послеобеденную (аср) молитву, если я опасаюсь, что не смогу совершить ее вовремя, так как машина не моя и она не остановится, кроме как после захода солнца, или же мне можно будет помолится сидя в машине во время поездки?

Ответ: Нет проблем, чтобы объединить молитвы в такой ситуации, так как объединение молитв - это послабление или же дозволение (рухса) от Аллаха. И если человек нуждается в этом, то объединяет. И утверждено в "Ассахихе" со слов ибн Аббаса то, что пророк, салляЛлаху алейихи уа саллям, объединил в Медине молитвы и не было причиной этому ни страх, ни дождь. Его (ибн Аббаса) спросили: "Почему он так сделал?", - на что ибн Аббас ответил, что пророк, салляЛлаху алейхи уа саллям, не хотел затруднять свою умму. То есть если будет затруднение в том, чтобы совершить молитвы в отведенное для них время.

Шейх аль-Исламу Ибн Таймийе, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Дозволено ли человеку, сокращать молитвы, если он знает, что задержится в какой-либо местности на два месяца».

Шейх ответил: «Хвала Аллаху. Относительно этого вопроса среди ученых были споры. Некоторые заявляли, что такому человеку необходимо совершать молитвы полностью, не сокращая, а некоторые - что такому человеку является обязательным (уаджиб) сокращать молитвы.

Правильным же является то, что допустимо, как и сокращение молитв, так и полное их выполнение. То есть тот, кто совершает их полностью, не заслуживает порицания, как не заслуживает его и тот, кто сокращает. Также между учеными шли споры относительно того, как предпочтительнее с точки зрения Шариата совершать молитвы в таком положении. Поэтому для того, кто сомневается в дозволенности сокращения молитв, из предосторожности будет лучше совершать их полностью. Для того же, кому стала очевидна Сунна, и он знает что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил для путешественника молитву в два рака’ата, не ограничив понятие путешествие (сафар) определенным расстоянием и временем, и что также, для допустимости сокращения молитв, он не установил временного срока для задержки в той или иной местности. Как, например сроком в три, четыре, двенадцать или пятнадцать дней. Кто знает все это, то пусть сокращает свои молитвы, как поступали многие саляфы. Так, например Масрукъ, будучи назначенным наместником, занимая эту должность многие годы, сокращал молитвы. Также мусульмане находились в Нахаунде в течение шести месяцев, и все это время они сокращали молитвы. И сокращали они ее, несмотря на свое знание о том, что цель их путешествия не может быть достигнута в течении четырех или более дней. Также и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками, после покорения Мекки, сокращали молитвы в течение около двадцати дней. И также, будучи в Мекке в течение десяти дней, они не соблюдали обязательный пост Рамадана. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что после покорения Мекки, ему надо будет остаться там больше чем на четыре дня. Итак, раз ограничение путешествия расстоянием или временными сроками не имеет под собой никаких основ в Шариате, и мусафир продолжает оставаться мусафиром, то он может сокращать свои молитвы, находясь в какой-то местности в течении многих месяцев. А Аллаху же ведомо лучше!» См. «Маджмуъ аль-Фатауа» 17/24.

Шейх Ибн Баз, рахимаху Ллах, сказал: "Из того, что нам известно, нет никаких доводов в пользу того, что можно объединять молитву джум'а и 'аср, подобное не передается ни от пророка, салляЛлаху алейхи уа саллям, а также ни от одного из его сподвижников. Поэтому необходимо (уаджиб) воздержаться от этого. Тому же кто совместил эти молитвы, нужно совершить 'аср заново, когда наступит его время". См. "Маджму' Фатауа уа макъалят мутанаууи'а лисамахати-ш-шейхъ аль-'алляма 'Абдуль-'Азиз ибн 'Абдуллах ибн Баз, рахимахуЛлах"/ 12том, 300 стр.

Мнение сторонников имама аш-Шафи'и: разрешено объеденить намаза джума и аср...

Как быть, если прочитав фаджр отправляешься в путь и точно знаешь, что возможность прочитать зухр появится только ко времени магриба - делать его сидя в автобусе или дозволяется прочитать зухр сразу после фаджра? Зимой временные отрезки между намазами очень короткие, особенно на севере. Времени в междугородних автобусах на остановках не хватает, чтобы найти место и возможность прочитать намаз где-нибудь на автовокзале.

Совмещаются молитвы Зухр с Асром, и Магриб с Иша. Молитва Фаджр не совмещается с другими намазами. Если вы Зухр сделаете до наступления его времени, то молитва ваша будет недействительна, так как наступление времени является одним из условий молитвы, как и наличие омовения. Вам же надо совершить молитву стоя, если есть возможность стоять, может на остановках, или в проходе в конце автобуса (заранее предупредив других пассажиров, чтобы 5 минут потерпели и сидели на местах). Если же стоя никак не получается, то делайте, как можете. Да поможет вам Аллах и наладит ваши дела.

Если я соберусь отправить в путь на расстояние более 100 миль (≈ 160 км), то, сколько рака‘атов мне совершать до отправления в путь и после отправления? Я считаю, что следует совершать два рака‘ата до отправления в путь и после, это верно?

Во-первых: В Сунне пророка нет точного расстояния, определяющего путешествие. Ученые имели сильные разногласия относительно того, путь на какое расстояние считается путешествием. Верным мнением является то, что для определения этого расстояния следует обращаться к пониманию этого вопроса в отдельной местности. То расстояние, которые люди определенной местности по обычаю считают путешествием, и будет путешествием, во время которого можно сокращать молитвы и разговляться в рамадан. Это мнение избрала группа ученых, среди которых Ибн Кудама аль-Макдиси и шейху-ль-ислам Ибн Теймийа. 

Во-вторых: Путник входит в положение путника, а значит, может использовать дозволенные ему послабления только после того, как покидает свое селение (город). И он считается путником (а значит и пользуется послаблениями) до тех пор, пока не вернется в свой город. Ему запрещено сокращать молитву, пока он не отъедет от зданий в своем городе или селении. Ему не дозволено сокращать молитву, пока он находится в своем доме или в своем городе.

Ученые придерживались разных мнений относительно разговения

Некоторые ученые говорили, что ему можно не поститься, если он имеет твердое намерение выйти в путь и уже подготовился к путешествию. Большинство же ученых считало, что ему можно разговляться только тогда, когда ему станет дозволенным сокращать молитву, то есть пока он не отъедет от своего дома. Это мнение сильнее и ближе к предосторожности.

Шейху Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, задали вопрос: Может ли человек разговеться, если он твердо намерился выйти в путь и подготовился к этому, или условием является то, чтобы он отдалился от своего селения?

Ответ: В отношении этого предшественники высказывали два мнения.

Некоторые ученые считали, что человек может разговляться, если он подготовился к путешествию, и ему осталось лишь отправиться в путь. Упоминается, что Анас, да будет доволен им Аллах, поступал подобным образом.

Если поразмышлять над смыслом аята:

وَمَنْ كَانَ مَرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَر

„А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время“, то станет ясно, что это мнение не верно, так как человек в этом положении все еще не в пути, он еще здесь, на месте.

Поэтому, человеку запрещено разговляться, пока он не оставит строения своего города (села). До выхода в путь – нет, так как он все еще не отправился в путь.

Верным является мнение, что человек не может оставлять пост, пока не покинет своё селение. По той же причине, по которой ему запрещено сокращать молитву, пока он не покинет свой город, ему запрещено разговляться, пока он не выедет из города» (аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 6. С. 346).

Поэтому, человеку, который твердо решил выйти в путь, запрещено сокращать молитву, пока он находится в доме. Допустимость сокращать молитвы связана с путешествием, а человек, находясь в доме, еще не считается путником. Таково мнение большинства ученых. В этом вопросе есть некоторые другие малочисленные мнения: одно мнение гласит, что человек может начинать сокращать молитву уже дома, другое – он не может сокращать молитву, если вышел в путь днем, пока не наступит ночь, и третье – он может сокращать молитву, как только покинет стены своего дома.

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: Наш мазхаб (шафи‘итов – прим. пер) считает, что человек может начинать сокращать молитву только тогда, когда покинет строения своего поселения. Он не сокращает молитву до этого, даже если уже покинул свой дом. Этого же мнения придерживался Малик, Абу Ханифа, Ахмад и большинство ученых. Ибн аль-Мунзир рассказал о аль-Харисе ибн Раби‘а, что когда он решил выйти в путь, то в доме совершил с ними молитву в два рака‘ата. Среди них был аль-Асвад ибн Йазид и несколько сподвижников Ибн Мас‘уда. Ибн аль-Мунзир сказал: „Этот смысл мы передали от ‘Аты и Сулеймана ибн Мусы“. Ибн аль-Мунзир сказал: „Аль-Муджахид сказал: „Путник не сокращает молитву днем, пока не начнется ночь““. Ибн аль-Мунзир сказал: „Мы не знаем никого, кто бы согласился с ним“. Аль-Кады Абу ат-Тайиб и другие передали слова аль-Муджахида: „Если человек вышел в путь днем, то он не сокращает молитву, пока не наступит ночь. А если он выйдет в путь ночью, то он не сокращает молитву, пока не наступит день“. Передается от ‘Аты, что он сказал: „Если он отойдет от стен своего дома, то может сокращать молитву“. Эти два мазхаба (мнения) неверны. Мнение аль-Муджахида опровергается достоверными хадисами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что он, покидаяМедину, сокращал молитву в Зу-ль-Хулейфе. А мнение ‘Аты и тех, кто согласился с ним, опровергает само определение путешествия (аль-Маджму‘. Т. 4. С. 288).

Путник может совмещать две молитвы до выхода в путь, если ему в пути вторую молитву вовремя совершить будет сложно. Что касается сокращения молитвы, то – нет.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «(Возможность) сокращать молитву при пребывании на одном месте не ограничено определенным сроком, пока вы намереваетесь вернуться в себе на родину. Таково верное мнение в этом вопросе. Если же вы намереваетесь остаться в определенном месте постоянно, то путниками вы уже не считаетесь.

Все нормы, связанные с путешествием, начинают действовать с того момента, как путник покидает родину и отъезжает от строений своего селения и города. Вам не дозволено совмещать молитвы, пока вы не покинете город, если только вы не опасаетесь, что вам во время путешествия будет тяжело совершить вторую молитву» (Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 15. С. 346).

Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказа: «Если вошло время полуденной молитвы /зухр/, и ты все еще не вышел в путь, то ты обязан совершить полуденную молитву полностью, без сокращения.

Что же касается послеполуденной молитвы /‘аср/, то если твое путешествие закончится во время полуденной молитвы, то ты также совершаешь её полностью и своевременно. Если же путешествие продолжится с полудня до заката, то есть до момента, когда время послеполуденной молитвы уже выйдет, и ты не сможешь покинуть автомобиль, как ты сказал, водитель не согласен останавливаться, то нет плохого в том, чтобы совместить в этом случае молитвы. Так как совмещать молитвы, имея уважительную по Шариату причину, дозволено. Однако молитвы следует совершать полностью.

Все еще оставаясь в своем доме, ты совершаешь полуденную и послеполуденную молитвы, совмещая их и совершая послеполуденную раньше её времени. Но ты совершаешь обе молитвы полностью, каждую из них по 4 рака‘ата. Ничего плохого в совмещении молитв нет, так как в этом случае оно дозволено. Что же касается сокращения молитв, то в доме действие этой нормы еще не начинается. Сокращать молитвы можно только после того, как ты покинешь строения того города (селения), где проживаешь» (аль-Мунтака мин фатауа аш-шейх аль-Фаузан. Т. 3. С. 62).

Он, да хранит его Аллах, также сказал: «Нормы, связанные с путешествием, действуют с момента выхода (выезда) из города (селения), когда человек выезжает из города, в котором он постоянно проживает, с момента, когда он отъезжает от строений этого города. Именно с этого момента начинают действовать нормы путешествия: сокращение молитв, разговение в рамадан и другие. Если же человек находится среди строений своего селения, то нормы путешествия для него еще не действуют.

Если вошло время обязательной молитвы, когда человек все еще находился среди строений своего селения, то он совершает эту молитву полностью и своевременно, как и остальные постоянные жители. Потому как нормы путешествия еще не начались, даже если он, выйдя в путь, проехал из одного квартала (улицы) в другой. Он не считается путником, пока не отдалится от всех строений своего города (селения)» (аль-Мунтака мин фатауа аш-шейх аль-Фаузан. Т. 3. С. 62, 63).

А Аллах знает лучше.

asar-forum

Объединение намаза при болезни или вынужденности

Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил полуденную/зухр/ молитву объединив с послеполуденной/аср/, а закатную – с вечерней в то время, когда он не испытывал страха и не будучи в поездке». Этот хадис передали Малик 1/161, Ахмад 1/283, Муслим 705, Абу Авана 2/353, Абу Дауд 1210, ан-Насаи 1/290, ат-Тахави 1/95, аль-Байхакъи 3/166.

Абу аз-Зубайр сказал: - Я спросил Са’ида (ибн Джубайра): «А почему он это сделал?» Он ответил: «Я спросил Ибн ‘Аббаса так же, как ты спросил меня, и он сказал: “Он не хотел усложнять (жизнь) никому (из членов) своей уммы”». Этот хадис передал Муслим 705.

Имам ан-Навави сказал: «Группа из числа ученых считала дозволенным совмещать две молитвы не в пути при необходимости, если это не носило постоянный характер. Об этом говорили Мухаммад ибн Сирин и Ашхаб из числа сторонников Малика. Также аль-Хаттаби сказал, что это было мнением аль-Къафаля и аш-Шаши из сторонников аш-Шафи’и и Абу Исхакъа аль-Марвази. Также это мнение было группы из числа мухаддисов и его выбрал Ибн аль-Мунзир. И это мнение усиливается смыслом слов Ибн ‘Аббаса: “Он не хотел усложнять (жизнь членам) своей уммы!” И он не связал причину с чем-то конкретным, ни болезнью, ни чем-либо другим». См. «Шарх Сахих Муслим» 5/219.

Имам Абу Сулейман аль–Хаттаби в своей работе «Ма’алим ас–Сунан» сказал: «Данный хадис не используются большинством правоведов …».
Ибн Аль–Мунзир говорил, что данный хадис приводили множество хадисоведов, а также, что он слышал, что Абу Бакр аль–Кафаль приводил его от Абу Исхакъа аль–Марвази. Ибн Аль-Мунзир сказал: «Неправильно будет ограничивать хадис одной конкретной причиной, так как Ибн ‘Аббас сообщил нам об общем смысле хадиса, в своих словах: “Он не хотел усложнять (жизнь членам) своей уммы”».

Передается от Ибн Сирина, что он не считал проблемой объединить две молитвы между собой при наличии потребности или какой–либо причины, однако с условием, чтобы человек не сделал это привычкой. Также Ибн Къудама в “аль–Мугъни” передает от Ибн Шабрама, что он сказал тоже самое, что сказал Ибн Сирин.

Также хафиз Ибн Хаджар сказал в «аль–Фатх»: «Часть имамов взяли внешний смысл хадиса и разрешили объединять молитвы по любой необходимости для ненаходящегося в поездке, однако, при условии, что он не сделает это постоянной привычкой и из тех, кто сказал подобное: Ибн Сирин, Раби’а, Ашхаб, Ибн аль–Мунзир, аль–Кафаль аль–Кабир, также аль–Хаттаби передал это от группы хадисоведов».

Ибн Таймиййа говорил: «Имам Ахмад, Малик и группа ученых из числа шафи’итов считали дозволенным объединение двух молитв при болезни». См. «Маджму’уль-фатава» 24/28.

Имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни» сказал: «Болезнь дозволяет совместить две молитвы, ибо при болезни совершение каждой молитвы в свое время влечет затруднение и слабость». См. также «Фикъху-с-Сунна» 1/291.

Шейх Хусайн аль-‘Аваиша, ученик шейха аль-Албани сказал: «Я спросил шейха нашего (аль-Албани), да исцелит его Аллах (это было в период его болезни): “Каково твое мнение в отношении совмещения молитв для больного?” Он ответил: “Зависит от того, насколько в этом есть нужда, если он нуждается в объединении (из-за трудности), то пусть объединяет, а если нет, то не объединяет!”» См. «Маусу’атуль-фикъхия» 2/351

Сунна указывает на то, что больному дозволяется объединять две молитвы, если ему трудно совершать каждую из них в установленное время. Это мнение маликитов и ханбалитов. Ан-Навави сказал: «Это очень сильное мнение». См. «Аль-Маджму», 4/263. См. также «Аль-Мавсуа аль-Фикхийя», 15/288.

Ат-Тирмизи (да смилуется над ним Аллах) сказал в своем «Сунане» (1/259): «Некоторые ученые из числа табиинов разрешили больным совмещать две молитвы. Это мнение Ахмада и Исхака».

Если беременной женщине тяжело совершать каждую молитву в установленное время, то ей дозволено совмещать зухр и аср, магриб и иша. В этом случае к ней применяется то же правило, что и в отношении больного.

Укорачивать молитвы дозволено только путникам. Если беременная женщина находится в поездке, то она может объединять и укорачивать молитвы. Если же она находится дома, то ей дозволено объединять молитвы, но она должна совершать молитвы из четырех ракаатов полностью, не укорачивая.

Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «При возникновении трудностей, например, из-за болезни, дождя, сильного холодного ветра и т.п., дозволено объединять молитвы, находится ли человек дома или в дороге. Если беременной трудно совершать каждую молитву в установленное время, то она может объединять их. Если кормящей матери трудно совершать каждую молитву в установленное время, потому что на нее попадает моча ребенка и т.п., она может объединять молитвы». См. «Лика аль-Баб аль-Мафтух», 201/4.

Он также сказал: «Молитвы объединяют по причине трудности; если затруднение возникнет по причине того, что человек не объединит молитвы, то дозволено объединить их по любой причине. Ученые (да смилуется над ними Аллах) даже сказали, что если беременной трудно совершать каждую молитву в установленное время, то она может объединять две молитвы. Объединение молитв возможно по одной причине – затруднения, но эти затруднения могут иметь разный характер. Что касается укорачивания молитв, то это дозволено только во время путешествий. Например, если больной находится в больнице и ему трудно совершать каждую молитву в установленное время, он может объединять две молитвы, но если он находится в своем городе, то ему не дозволено укорачивать их. Если же больница находится в другом городе, то ему дозволено объединять и укорачивать молитвы, потому что он считается путником». См. «Фатава Нур аля ад-Дарб», 185/16.

Шейх уль-Ислам Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Исключительной причиной для укорачивания молитв является путешествие, и запрещено укорачивать молитву, если человек не находится в дороге. Причиной для объединения молитв является необходимость. Если человек путешествует на короткое или длинное расстояние и есть необходимость объединить молитвы, он может сделать это. Также дозволено объединять молитвы из-за дождя, болезни и тому подобным причинам. Это делается для того, чтобы избавить умму от затруднений». См. «Маджму аль-Фатава», 22/293.

Женщине, страдающей кровотечением по болезни, и мужчине, страдающим от недержания мочи, дозволено совмещать две молитвы

Женщина, страдающая от кровотечений по болезни /истихада/, и мужчина, страдающий от энуреза, должны предохраняться от распространения нечистоты при помощи куска ткани или прокладки, которая бы защитила от выхода нечистоты на тело или одежду. Перед каждой молитвой необходимо очищать тело от нечистот и менять ткань или прокладку.

Перед совершением каждой молитвой, после вхождения времени молитвы необходимо совершать малое омовение, и он может совершать с этим омовением обязательную молитву и другие дополнительные молитвы, которые пожелает. Из облегчения Шариат дозволил объединять полуденную и послеполуденную молитвы, а также закатную и ночную молитвы. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дозволил женщине с кровотечениями по причине болезни соединять две молитвы, как об этом передается у Ахмада, Абу Дауда и ат-Тирмизи[1]. Мужчина, страдающий недержанием мочи, находится в том же положении.

Шейх Ибн Теймия сказал: «(Молитвы) объединяют больной и женщина, страдающая кровотечениями истихада»[2]. Он также сказал:
«Две молитвы объединяют те, кто может оставаться в состоянии ритуальной чистоты в течение времени двух молитв с большой сложностью, как женщина из-за кровотечений по болезни, и те, кто подобен ей»[3].

Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Женщине с кровотечениями истихада дозволено совмещать полуденную и послеполуденную молитву, а также закатную и ночную из-за сложности совершения малого омовения для каждой молитвы»[4].

Поэтому, Вы можете совмещать полуденную /зухр/ молитву с послеполуденной /‘аср/, а закатную /магриб/ - с ночной /‘иша/.

А Аллах знает лучше.

[1] Аль-Альбани в «Иръуау-ль-галиль» (№ 205) сказал, что хадис хороший.
[2] Ибн Теймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 24. С. 14.
[3] Там же. Т. 24. С. 84.
[4] Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 4. С. 559.


ЕСЛИ ВЫЕХАЛ В ПУТЬ И НЕ СОВЕРШИЛ ЗУХР-НАМАЗ, А НА АСР УЖЕ ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ

Шейх Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Если человек прибыл в свой город, будучи, не совершив молитву, то обязательным ему является - совершить молитву полной, не сокращая. Потому что его путь закончился.

Пример этому: Человек находился в пути, и зашло время Зухра, но он вознамерился отложить эту молитву для того, чтобы объединить её с молитвой Аср во время второй молитвы (джам`у тахир) и так пока не добрался до своего города уже после Азана на молитву `Аср. В этом положении он должен совершить молитву Зухр и молитву Аср по 4 раката, потому что путь завершился, а сокращать молитвы можно только путнику. 

И поэтому, более правильным из слов учёных является то, что если человека, находящегося у себя в городе, застало время (молитвы), а потом он вышел в путь, не совершив молитву, то он совершает эту молитву сокращая. То есть, если был азан на Зухр молитву, и ты находишься в своём городе, но потом ты вышел в путь не совершив молитву Зухр, то в этом случае ты совершаешь её по 2 раката, и наоборот, если ты в пути и застало тебя время Зухра, а потом ты прибыл в свой город, то тут ты должен совершить Зухр молитву в 4 раката, так как то, что берётся в счёт, это действие молитвы."

Так же говорит шейх ибн Усаймин (да помилует его Аллах): «Если вознамерился путник объединить две молитвы, во время второй молитвы, однако, он прибыл в свой город до выхода времени первой молитвы, то тут закончилась причина, делающая необходимым объединение молитв, а эта (причина) – путь. И в этом случае, ему необходимо совершить первую молитву в своё время, и ждать наступление второй молитвы, потом выполнить её в своё время.

Так же, не разрешается ему сокращать молитвы в этом случае. И в примере, что пришёл в вопросе, если человек прибыл в свой город до выхода времени Зухр, то он, должен выполнить Зухр 4 раката в своё время, а потом дождаться молитву Аср, и так же выполнить её в своё время в 4 раката, потому что причина, которая дозволяла объединение и сокращение молитв - исчезла». См. "Нур аля дарб" 116.

О СОКРАЩЕНИИ НАМАЗОВ В ПУТИ СРОКОМ БОЛЕЕ ДВУХ МЕСЯЦЕВ

Шейх аль-Исламу Ибн Таймийе, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Дозволено ли человеку, сокращать молитвы, если он знает, что задержится в какой-либо местности на два месяца»?

Шейх ответил: «Хвала Аллаху. Относительно этого вопроса среди ученых были споры. Некоторые заявляли, что такому человеку необходимо совершать молитвы полностью, не сокращая, а некоторые – что такому человеку является обязательным (уаджиб) сокращать молитвы. Правильным же является то, что допустимо, как и сокращение молитв, так и полное их выполнение. То есть тот, кто совершает их полностью, не заслуживает порицания, как не заслуживает его и тот, кто сокращает.

Также между учеными шли споры относительно того, как предпочтительнее с точки зрения Шариата совершать молитвы в таком положении. Поэтому для того, кто сомневается в дозволенности сокращения молитв, из предосторожности будет лучше совершать их полностью. Для того же, кому стала очевидна Сунна, и он знает что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил для путешественника молитву в два рака’ата, не ограничив понятие путешествие (сафар) определенным расстоянием и временем, и что также, для допустимости сокращения молитв, он не установил временного срока для задержки в той или иной местности.

Как, например сроком в три, четыре, двенадцать или пятнадцать дней. Кто знает все это, то пусть сокращает свои молитвы, как поступали многие саляфы. Так, например Масрукъ, будучи назначенным наместником, занимая эту должность многие годы, сокращал молитвы. Также мусульмане находились в Нахаунде в течение шести месяцев, и все это время они сокращали молитвы. И сокращали они ее, несмотря на свое знание о том, что цель их путешествия не может быть достигнута в течении четырех или более дней. Также и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками, после покорения Мекки, сокращали молитвы в течение около двадцати дней. И также, будучи в Мекке в течение десяти дней, они не соблюдали обязательный пост Рамадана. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что после покорения Мекки, ему надо будет остаться там больше чем на четыре дня.

Итак, раз ограничение путешествия расстоянием или временными сроками не имеет под собой никаких основ в Шариате, и мусафир продолжает оставаться мусафиром, то он может сокращать свои молитвы, находясь в какой-то местности в течении многих месяцев.

А Аллаху же ведомо лучше!»

«Маджмуъ аль-Фатауа» 24/17-18.

НАМАЗ ПУТНИКА ПО СУННЕ: КАК СОКРАЩАТЬ, СОВМЕЩАТЬ НАМАЗЫ, КТО СЧИТАЕТСЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОМ

Намаз мусульманина отправившегося в путь имеет два облегчения дарованных Всевышним, которых нет в других намазах – сокращение намаза и объединение намазов.

СОКРАЩЕННЫЙ НАМАЗ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ДОЗВОЛЕННОСТИ СОКРАЩЕНИЯ НАМАЗА

Что касается сокращения намаза, то это является дозволенным, опираясь на Коран, Сунну и Иджмаъ (единогласное мнение ученых). В Священном Коране, в 101-м аяте суры ан-Нисаъ, говорится: "وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ إِنْ خِفْتُمْ أَنْ يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا " «Когда вы путешествуете по земле, то нет на вас греха в сокращении вами намаза если вы боитесь фитны от неверных». Что касается Сунны, то пришло много хадисов о том, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сокращал намаз. Передается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "صَحِبْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم، فَكَانَ لَا يَزيدُ فِي السَّفَرِ عَلَى رَكْعَتَينِ، وَأَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ كَذَلِكَ رَضِيَ اللهُ عَنهُمْ" – «Я сопровождал ( в пути) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он не совершал в пути более двух ракаатов. И также делали Абу Бакр, Умар и Осман, да будет доволен ими Аллах». Сахих Бухари, Стр. или номер хадиса 1102.

КАКИЕ НАМАЗЫ МОЖНО СОКРАЩАТЬ

Сокращать в пути можно только намазы в четыре ракаата, т.е. дневной (зухр), послеполуденный (аср) и ночной (ишаъ). Нельзя сокращать утренний (субх) и вечерний (магриб) намазы.

СОКРАЩЕНИЕ НАМАЗА ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЛИ НЕТ

По мазхабу Абу Ханифа сокращение намаза в пути является ваджибом. Поэтому четырехракатные обязательные молитвы в пути надо совершать в два раката. Если совершить по забывчивости больше, то надо сделать в конце намаза суджуду-сахва (два земных поклона перед саламом). Если же совершить умышленно четыре ракаата, то если молящийся сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается действительной. При этом последние два ракаата будут считаться желательными. Однако молящийся совершает при этом грех. Если же он не сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается не действительной.

УСЛОВИЯ СОКРАЩЕНИЯ НАМАЗА

Ученые выделяют следующие условия сокращения намаза:

Дорога должна быть длинной;
Пересечение границ населенного пункта, где живет путник, т.е. всех зданий, полей и прочего, относящихся к этому населенному пункту;
Иметь в начале пути цель, куда он хочет добраться и для чего;
Не совершать намаз, если ты путник за не путником или путником совершающим намаз без сокращения. Наличие намерение (ният) на путь перед намазом;

РАССТОЯНИЕ НА КОТОРОМ МОЖНО СОКРАЩАТЬ НАМАЗ

Длинной дорогой считается путь проходимый путником в среднем за три дня (вместе с ночами) или три мархалата (1 мархалат - расстояние, которое путник, в среднем, проходит за день). Последнее определение более подходящее в наше время, так как, сегодня, используя меры длины, легче понять путник ты или нет. Если перевести это расстояние в километры – получится примерно 121 км.

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА ПУТНИКОМ ЗА НЕ ПУТНИКОМ И НАОБОРОТ

Ученые сошлись во мнении, что путник может совершать джамаат молитву за не путником (т.е. местным жителем). Если путник совершит намаз за тем, кто совершает полный намаз, то и он должен совершить полный намаз, т.е. все четыре ракаата, а не два. Доказательством этого является хадис, переданный от Нафиъа и приведенный имамом Муслимом:" كَانَ ابْنُ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ إِذَا صَلَّى مَعَ الإمَامِ صَلَّاهَا أَرْبَعًا، وَإِذَا صَلَّى وَحْدَهُ صَلَّاهَا رَكْعَتَيْنِ" - «Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, когда совершал намаз (будучи путником) вместе с имамом, совершал его в четыре ракаата, а когда совершал намаз один, совершал его в два ракаата».

Также ученые сошлись в том, что можно совершать и не путнику намаз за путником. Имаму, являющемуся путником желательно перед намазом сообщить об этом молящимся за ним. Если же он забыл это сделать до намаза, то желательно сказать об этом после салама, чтобы не ввести в заблуждения молящихся за ним не путников. Доказательством этого является хадис, переданный Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи, где говорится, что Пророк (с.а.с.) будучи путником молился с людьми в Мекке, а после молитвы сказал людям: " يا أهلَ مكَّةَ قُومُوا فَصَلُّوا رَكْعَتَينِ أُخرَيَينِ؛ فَإنَّا قَوْمٌ سَفْرٌ" – « О жители Мекки, встаньте и сделайте еще два ракаата, поистине мы путники».

Если же имам по забывчивости, начнет встать на третий ракаат, то молящиеся за ним предупредят его, говоря громко «субханалЛах».

ПРОПУЩЕННЫЙ В ПУТИ НАМАЗ

Кто пропустит намаз в пути, восполнит его в два ракаата, без разницы находится ли он в пути или дома. А кто пропустит намаз дома восполнит его в четыре ракаата, без разницы находится ли он дома или в пути

ОБЪЕДИНЕННЫЙ НАМАЗ

Большинство ученых сошлись во мнении о дозволенности объединения намазов. Объединять можно дневной намаз с послеполуденным и наоборот, вечерний намаз с ночным и наоборот. Утренний намаз объединять нельзя.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ДОЗВОЛЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ НАМАЗА

Дозволенность объединения намазов закрепляется в хадисах, пришедших на эту тему. Так, передается что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

"كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم إذَا رَحَلَ قَبْلَ أَنْ تَزِيغَ- تَمِيلَ ظُهْرًا- الشَمْسُ، أَخَّرَ الظُّهْرَ إِلَى وَقْةِ الْعَصْرِ، ثُمَّ نَزَلَ يَجْمَعُ بَيْنَهُمَا ، فَإِنْ زَاغَتْ قَبْلَ أَنْ يَرْتَحِلَ صَلّى الظُّهْرَ، ثُمَّ رَكِبَ." «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправлялся в путь прежде чем солнце склонялось ко времени дневного намаза, он отодвигал дневную молитву ко времени послеполуденной, затем останавливался и совершал обе молитвы объединенными. Если же солнце склонялось ко времени дневного намаза прежде чем он выедет в путь, то он совершал дневную молитву и затем отправлялся». Хадис передали имамы Бухари и Муслим. От Муаза, да будет доволен им Аллах, передается следующий хадис: "أَنَّ النّبِيَّ كَانَ فِي غَزْوَةِ تَبُوك إِذَا ارْتَحَلَ بَعْدَ الْمَغْرِبِ عَجَّلَ الْعِشَاءَ فَصَلَّاهَا مَعَ الْمَغْرِبِ". «Когда Пророк (с.а.с.) был в газавате Табук если он отправлялся в путь после вечерней молитвы, то переносил ночную молитву к вечерней и совершал их вместе». Хадис передали имам Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Однако по мазхабу Абу Ханифа нельзя объединять молитвы, кроме как в день Арафат для паломников можно объединить послеполуденный с дневным намазом, а также во время ночевки в долине Муздалифа можно объединить вечерний намаз с ночным. Доводом здесь приводится хадис о том, что Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал:"والَّذِي لَا إلَهَ غَيْرُهُ، مَا صَلَّى رَسُولُ الله صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم صَلَاةً قَطُّ إِلَّا لِوَقْتِهَا، إِلَّا صَلَاتَيْنِ، جَمَعَ بَيْنَ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ بِعَرَفَةِ، وَبَيْنَ الْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ بِجَمْعِ (الْمُزْدَلِفَةِ)." «Клянусь Тем, кроме кого нет бога, не совершал молитву Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда кроме как в свое время, за исключением двух молитв – он объединил дневную и послеполуденную на Арафате и вечернею и ночную в Муздалифе». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

ОБЪЕДИНЕНИЕ НАМАЗОВ ПО ТРЕМ МАЗХАБАМ

МАЛИКИТСКИЙ МАЗХАБ

Причины и условия объединения намазов. Намазы можно объединять по следующим причинам:

Быть в пути. В пути можно объединять намазы, без разницы путь длинный или короткий. Однако путь должен быть по суше. Он также должен быть к чему-то дозволенному. Для объединения намазов путем приближения второго намаза к первому необходимо соблюдение двух условий: а) наступление времени первого намаза (дневного или вечернего), когда человек будет в месте отдыха на пути; б) наличие намерение на продолжение пути до наступления времени следующего намаза (послеполуденного или ночного).

Сильный дождь. Сюда также относится и сильный снег. Здесь можно совершать объединение намазов только с передвижением последующего намаза к предыдущему, при условии совершения намаза джамаатом в мечети. Это объединение относится только к вечернему и ночному намазу;
Сильная грязь вместе с темнотой, мешающая безопасно добраться до мечети. Здесь также можно совершать объединение намазов только с передвижением последующего намаза к предыдущему, при условии совершения намаза джамаатом в мечети. Это объединение относится только к вечернему и ночному намазу;

Болезнь на подобия эпилепсии, т.е. когда теряешь сознание. Можно объединять намазы, передвинув второй намаз к первому, если больной боится потерять разум (например, быть в сильном замешательстве) или это будет для больного более полезнее.

На Арафате. Можно объединить послеполуденный с дневным намазом;

В Муздалифе. Можно объединить вечерний намаз с ночным.

ШАФИИТСКИЙ МАЗХАБ

Причины и условия объединения намазов:

Намазы можно объединять по причине пути, дождя (снега) и хаджа.

Во время дождя (снега) намазы объединять можно только путем переноса второго намаза к первому (например, послеполуденного к дневному). Это объединение дозволено при совершении намаза джамаатом в мечети, которая находится далеко от этого человека.

Можно также объединить намазы на Арафате - послеполуденный с дневным намазом, и в долине Муздалифа - вечерний намаз с ночным.

Что касается объединения намазов в пути, то их можно объединять как с переносом первого намаза к следующему так и наоборот, т.е. дневной намаз к послеполуденному, послеполуденный к дневному, вечерний – ночной, ночной вечерний. Путь должен быть длинным – 81км.

Однако для этого есть ряд условий. Чтобы совершить объединенный намаз с передвижением последующего намаза к предыдущему нужно соблюсти шесть условий:

Ният (намерение) совершить намаз с перемещением последующего намаза к настоящему. Например – «Я намереваюсь совершить аср намаз вместе с зухр намазом». Намерение необходимо в начале или в течение первого намаза;

Совершение объединенных намазов по порядку – сначала тот, которого время настало (т.е. первый), затем тот, который к нему перенесли.

Совершения объединенных намазов один за другим. Между ними не должно быть длительного временного промежутка;

Оставаться путником во время начала совершения второго намаза. Т.е. после совершения первого объединенного намаза надо вступить во второй намаз, будучи путником;

Должно оставаться достаточно времени для совершения первого намаза. Т.е. если, например, время дневного намаза практический вышло, так что его не хватит для совершения дневного намаза, то и объединять с послеполуденным нельзя;

Первый намаз должен быть действительным.

Если же намаз совершается с переносом первого ко второму (например, вечернего к ночному), то должны иметься два условия:

Должно быть намерение перенести первый намаз к следующему до того как закончится время совершения первого намаза

Быть путником пока не совершит полностью второй объединенный намаз.

ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ

Причины и условия объединения намазов:

Намазы (дневной - послеполуденный, вечерний - ночной) можно объединять, как с передвижением первого ко второму так и наоборот, в восьми случаях:

Быть в пути. Путь должен быть длиной в расстояние проходимое в среднем за два дня. Он должен не быть из категории запретного или нежелательного. В пути можно объединять намазы как с передвижением вперед так и назад;

Болезнь. Если болезнь создает сильные проблемы больному, если не объединить, то можно объединять намазы как с передвижением вперед так и назад;

Кормление грудью, так как это создает трудности в плане нахождения в чистоте от нечистот для каждого намаза;

Не иметь возможности совершить омовение водой или землей для каждого намаза;

Не иметь возможности определить время;

Хронические проблемы, приводящие к постоянным выделением нечистот. Например, постоянные кровотечения из носа, недержание мочи и т.п.

Наличие тех причин, по которым можно оставлять пятничную молитву, например, боязнь за свою жизнь или здоровье;

Работа, которая не позволяет отлучаться.

Только вечерний и ночной можно объединять, если:

Сильный дождь, снег, холод. Можно объединить вечерний намаз с ночным с переносом его к вечернему;

Сильная грязь, приносящая людям много проблем, чтобы добраться до мечети;

Сильный ветер;

Можно также объединить намазы на Арафате – с переносом послеполуденного к дневному, и в долине Муздалифа – с переносом вечернего к ночному.

Для того чтобы объединение намазов при перенесении последующего к текущему намазу было действительным необходимо соблюдение следующих условий:

Выполнение объединенных намазов по порядку – сначала тот, которого время настало (т.е. первый), затем тот, который к нему перенесли;

Ният (намерение) совершить намаз с перемещением последующего намаза к настоящему. Намерение должно быть при вступлении в первый намаз;

Последовательное выполнение намазов один за другим, без длинных перерывов. Допускается небольшой перерыв на омовение или къомат (призыв на молитву);

Наличие вышеперечисленных причин, по которым было возможно объединение молитв при вступлении в первую и вторую молитву и при совершении салама в конце первой молитвы;

Быть путником и больным на момент завершения второго намаза.

Объединение намазов при перенесении текущего намаза к последующему считается действительным при наличии трех условий:

Намерение совершить объединенный намаз, которое должно присутствовать во время первого намаза. Должен остаться хотя бы отрезок времени, для совершения первого намаза, если бы он совершался вовремя;

Причины позволявшие объединять намазы должны сохраняться пока не наступит время второго объединенного намаза;

Выполнение намазов по порядку.