Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!

Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!» аль-Бухари 6764, Муслим 1614. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Представители двух разных религий не наследуют друг от друга». Ахмад 2/178, Абу Дауд 2911, Ибн Маджах 2731. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами'» 7614.

Что это значит? Это значит, что если у мусульманина остались наследники, которые не мусульмане, то его имущество не переходит к ним во владение, оно идет в исламскую казну на нужды мусульман. Если у этого мусульманина некоторые наследники мусульмане, а некоторые неверные, то оно достается мусульманам и не достается неверным. Также и наоборот, если умер неверный, а его наследники мусульмане, то им не идет его наследство, а если его наследники неверные как и он, тогда оно идет к ним, как это пояснял шейх Ибн Баз. См. «Нурун ‘аля ад-дарб» № 10.

НО, есть разница между наследством и завещанием в Исламе, как говорил шейх Абдур-Рахман аль-‘Аджлян. Наследство (мирас) оно не нуждается в завещании, поскольку оно автоматически идет к наследникам и Аллах уже распределил в Коране кому сколько и как.

Тогда как завещание (уасыя) — это то, что можно завещать из своего имущества на что-то определенное. И если наследники мусульманина — мусульмане, он не имеет права завещать больше чем треть своего имущества на что-то. Так вот, если у мусульманина родители неверные, то в качестве завещания нет запрета ему перенять их имущество.

Все факъихи из числа ханафитов и ханбалитов, а также большинство шафиитов считали, что завещание мусульманина неверному и завещание неверного мусульманину действительно. Они говорили, что также как подарки и торговля между ними дозволены, также и завещание. А некоторые шафииты считали, что завещать мусульманину неверному можно в том случае, если речь идет о ком-то определенном, тогда как они запрещали говорить: «Я завещаю иудею или христианину», поскольку в таком случае они считали, что неверие связывается с завещанием. Ну а маликиты были единогласны с теми, кто считал дозволенным завещание неверного для мусульманина, а что касается завещания мусульманину неверному, то Ибн аль-Къасим и Ашхаб считали, что это дозволено только в том случае, если делается для поддержания родственных связей и т.п. См. «аль-Маусу’атуль-фикъхия» 2/312.

Из выше приведенных хадисов становится ясно, что мусульмане не наследуют от неверных, как и неверные от мусульман. И это было мнением четырех праведных халифов и большинства таби’инов и имамов четырех мазхабов.

Есть и другое мнение, гласящее, что мусульманин может наследовать от неверных, если он не был из числа враждующих, с кем нет договора, тогда как неверный не может наследовать от мусульман в любом случае. Это мнение передают от Му’аза, Му’ауии и некоторых имамов, и его выбрал также шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «аль-Ихтиярат» 336 и Ибн аль-Къайим в «Ахкам ахль аз-зимма» 2/674. В качестве довода они использовали общие тексты, как хадис: «Ислам возвышается, но над ним не возвышаются». («Сахих аль-джами’» 2778). Что от лицемера можно наследовать, исходя из внешних признаков Ислама, несмотря на то, что он тоже неверный. Что мусульманам можно жениться на женщинах людей Писания, но выходить за них замуж мусульманки не могут, и т.п.

Однако шейх Ибн ‘Усаймин и многие ученые отвергли это мнение, поскольку оно явно противоречит упомянутым хадисам, а имам ан-Науауи оправдывал сторонников этого мнения тем, что до них видимо не дошли эти ясные и однозначные хадисы, не нуждающиеся в истолковании. Ведь в случае разногласия необходимо возвращаться к доводам, а довод у нас Коран и Сунна, а не слова того или иного ученого или даже сподвижника. Одно дело, если бы сподвижники были единогласны в таком понимании или кто-то из них высказал то, чему не было бы противоречий от других, но ведь большинство сподвижников как раз было на том, что сказал ясно пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!» аль-Бухари 6764, Муслим 1614.

Усама ибн Зайд рассказывал: “Наследство от Абу Талиба получили ‘Акъиль и Талиб, тогда как Джа’фар и ‘Али не получили ничего, поскольку они были мусульманами, а ‘Акъиль и Талиб были неверными. И по этой причине ‘Умар говорил: «Не наследует верующий от кафира!»” А Усама сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не наследует мусульманин от кафира, как и кафир от мусульманина»”. Абу Дауд 2/364, Ибн Маджах 2730. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса, и его основа есть у аль-Бухари.

Имам ан-Науауи о доводе сторонников другого мнения, как хадис: «Ислам возвышается, но над ним не возвышаются», сказал: “Нет для них довода в этом хадисе, поскольку смысл его в том, что Ислам имеет превосходство над всем прочим. И это не противоречит хадису о наследовании. Так как же можно оставить из-за этого текст хадиса: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина»?! Вероятно, до этой группы не дошел данный хадис”. См. “Шарх Муслим” 6/58.

Что касается положения мусульман, чьи родители неверные, то в фатауах Постоянного комитета есть много подобных вопросов от мусульман, принявших Ислам в Европе. И на все эти вопросы ученые, среди которых были шейх Ибн Баз, шейх Абдуль-Азиз Али Шейх, шейх Фаузан, шейх Бакр Абу Зейд и др. отвечали, что нельзя наследовать от неверных, если только речь идет о подарках, завещании и т.п. См. «Фатауа аль-Ляджна» № 4149, 4214, 17130.

Также я спросил у шейха ар-Рамли о некоторых моментах, которые поднимались в этой теме. Я сообщил ему о том, что многие мусульмане, проживающие в странах неверных и чьи родители к сожалению неверные, испытывают трудности с данным вопросом. Он сказал: «Мы – мусульмане, и должны покориться велению пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ведь у верующих мужчин и женщин нет выбора в том деле, в котором вынесли решение Аллах и Его посланник».

«А что если неверные родители умерли и так ничего не завещали мусульманину, может ли он использовать их наследство, дом, деньги и т.п.?»

«Нет, он должен все это раздать в качестве садакъа мусульманам. Исключением является если будет вынуждённость скажем жить в их доме, если у него нет ничего и он может остаться на улице».

«А можно ли попросить родителей неверных, не говоря об этих положениях, чтобы они завещали, подарили то-то и то?»

«Можно, только просьбы в Исламе порицаемы в основе, а иногда бывают и запретны».

«А если родитель на словах дарит или завещает что-то из имущества ребенку мусульманину, это действительно, или же необходимы какие-то условия, записи и т.п.?»

«На словах – это действительно».

Аллаху а’лям.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Что же касается хадиса: ««Мусульманин не наследует имущество кафира, а кафир не наследует имущество мусульманина», то этот хадис является достоверным и известным, и более того он является основой в этом разделе исламского права (наследство). 

Те же из учёных кто разрешил мусульманину наследовать от кафира, сослались на хадис пророка, صلى الله عليه وسلم *примерный перевод: « Ислам возвышен, и ничто не может возвыситься над ним» и ещё сослались на слова некоторых сахабов: «Мы получаем от них наследство, а они от нас нет». И то о чём ты упомянул очень распространено в наше время, и мусульманин не должен оставлять кафирам имущество, пришедшее к нему через дозволенный путь, чтобы те воспользовались им для борьбы с нашей религией и для совершения других грехов. 

Поэтому я считаю, что мусульманин, который унаследовал что-либо от своих неверующих родственников, должен забрать это имущество как имущество кафира попавшее к нему, и должен потратить для пользы мусульман и часть на себя. То есть он не берёт это имущество как наследство, так как в унаследовании будет утверждение религиозной любви (уаля) между мусульманином и кафиром, тогда как Всевышний запретил это и обрубил уаля между ними.

И разница между имуществом которое взял мусульманин от кафира харби силой или в трофеи или взял его как находку, и между имуществом, которое он взял как наследство очень большая и ясная. Так как в первом случае исключена уаля между ними, а во втором нет. И возможно это и имели ввиду те из сахабов и учёных, кто разрешил мусульманину наследовать от кафира. То есть я имею ввиду, что имущество кафира, не уважаемо и разрешённое для мусульманина, поэтому если оно попало к мусульманину, ему разрешается его забрать, с намерением захвата имущества кафера, а не как наследство. А Аллах Всевышний знает лучше.

Шейх Абу Мухаммад Аль-Макдиси

Может ли мусульманин получать наследство от неверующего?

Я человек, которого Аллах направил на правильный путь больше десяти лет тому назад. Моя семья – христиане, живущие в Британии. Все эти годы я старался призывать их на правильный путь и прививать в них любовь к Исламу, однако Аллах не раскрыл их сердца. Они остались христианами. Моя мать умерла несколько лет тому назад, оставив мне небольшое наследство, от которого, я впоследствии, отказался по причине того, что мусульманин не наследует от неверного, как и неверный от мусульманина. Теперь умер и отец, оставив большое наследство. Его единственным наследником являюсь я, и по действующему законодательству все это наследство принадлежит мне. Нужно ли мне отказаться от такого большого состояния и оставить его неверующим, чтоб они получали от него пользу, в то время как по закону оно принадлежит мне? К тому же я нуждаюсь в этом наследстве, чтобы потратить на себя и на свою семью, на жену и на детей, и чтобы помочь нуждающимся братьям мусульманам, а также для того, чтобы участвовать во многих выгодных проектах в пользу мусульман. С помощью этого состояния я мог бы финансировать многие полезные исламские проекты, которые нуждаются в финансах. Что вы об этом думаете? И потом, большинство мусульман экономически слабы, и не является секретом, что деньги – опора, источник жизни, и на сегодняшний день на политику действует именно экономика. И почему мы должны упускать возможность сделать финансовое положение мусульман сильным, тем более, при этом, не неся убытки, не совершая запретного или сомнительного? Уважаемый шейх, надеюсь вы найдете решение этой проблемы. Такая проблема не только у меня одного, но и у десятка тысяч таких же мусульман, как и я, которым Аллах раскрыл сердца для этой великой религии и которые уверовали в Аллаха как Господа, в Ислам как религию, и Мухаммада, как Посланника и Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Пусть Аллах поможет вам, укрепит ваши стопы и даст от вас пользу.

Большинство ученых считает, что мусульманин не наследует от неверующего, также как и неверующий не наследует от мусульманина. Разность религий является преградой для наследования. Они основываются на достоверном хадисе, который приводится у аль-Бухари и Муслима «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина», а также на хадисе «Представители двух разных религий не наследуют друг от друга» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Такого мнения придерживались праведные халифы, имамы четырех мазхабов, это общее мнение большинства мусульманских правоведов (факихов), и в соответствии с ним действуют, как сказал об этом Ибн Кудама.

Сообщается от Умара, Муаза и Муавии, да будет доволен ими Аллах, что они разрешали мусульманину наследовать от неверующего, но не наоборот. Такое же мнение передается и от Мухаммада бин Ханафия (сына Али), Али бин Хусейна, Саида бин аль-Мусайиба, Масрука, Абдуллы бин Ма’киля, Ша’би, Яхьи бин Я’мара и Исхака (Мугни: 9/154).

Передается, что к Яхье бин Я’мару пришли два брата, один из которых был мусульманином, а другой иудеем. Они хотели решить вопрос наследства от их умершего неверующего брата. Яхья оставил наследство мусульманину следуя доводу о том, что мусульманин наследует от неверного, и сказал, что Абу Асвад сообщил ему, от человека сообщившего от Муаза бин Джабаля, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам прибавляет, но не уменьшает» (Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким). То есть, Ислам может стать причиной возрастания добра тому, кто принял его, и не бывает причиной уменьшения или лишения чего-то. Здесь также можно упомянуть и хадис: «Ислам берет вверх, но не бывает под чем-то» (ад-Даракутни, аль-Байхаки). И точно также, как мы женимся на их женщинах, а они не женятся на наших, мы наследуем от них, а они не наследуют от нас.

Я отдаю предпочтение этому мнению, хотя большинство ученых имеет другое мнение. Я считаю, что Ислам не препятствует верующим в получении добра и пользы, которые помогают ему в единобожии, поклонении, и в помощи его истинной религии. В своей основе деньги предназначены для использования в повиновении Аллаху, а не в ослушании Ему. И самыми достойными для получения денег являются верующие. И если существующие законы предоставляют право на наследство, то нам не следует лишать их этого имущества, оставив его неверным, которые могут потратить его на запретное или же использовать против нас, чтобы вредить нам.

Что касается хадиса: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина», то мы толкуем его также, как толковали ханафиты хадис: «Мусульманина не убивают за убийство неверного», которые истолковали «неверного», как «воюющего против мусульман» (харбий). Таким образом, мусульманин не наследует от неверного, воюющего против них, по причине отсутствия какой-либо связи между ними.

Мнение, которому отдавали предпочтение шейх-уль-ислам Ибн Таймия и Ибн аль-Кайим: Наследство от неверующего Имам Ибн аль-Кайим в своей книге «Ахкам ахлю зимма» затронув тему наследования мусульманина от неверного, рассмотрев все мнения по этому вопросу отдал предпочтение вышеупомянутому мнению, и привел от своего шейха Ибн Таймии достаточно убедительный ответ.

Сказал Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах: «Праведные предшественники разошлись во мнениях относительно наследования мусульманина от неверного. Большинство саляфов говорили о том, что мусульманин не наследует от неверного, также как и неверный не наследует от мусульманина и это известное мнение имамов четырех мазхабов и их последователей. Некоторые саляфы говорили о том, что мусульманин наследует от неверующего, но не наоборот. Этого мнение придерживались Муаз бин Джабаль, Муавия бин Абу Суфьян, Мухаммад бин аль-Ханафия, Мухаммад бин Али бин аль-Хусейн (Абу Джафар аль-Бакыр), Саид бин аль-Мусайиб, Масрук бин аль-Аджда’, Абдулла бин Мигфаль, Яхья бин Я’мар, Исхак бин Рахавайхи. Также это мнение выбрал и шейх-уль-ислам Ибн Таймия.

Они сказали: «Мы наследуем от них, а они от нас нет, точно также, как мы можем жениться на их женщинах, а они на наших нет».

Те, которые говорят о запретности такого наследования опираются на достоверный хадис, который приводится у аль-Бухари и Муслима: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина». Также этот хадис является опорой в запрещении наследования от лицемера, еретика и вероотступника.

Ибн Таймия сказал: Установлено сунной мутаватир (сообщение, переданное таким большим количеством передатчиков, что в его достоверности нет сомнения. Прим. перев.), что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, применял в отношении еретиков, лицемеров те же нормы, которые распространялись на мусульман исходя из явного. Они наследовали, также как и наследовали от них. Когда умерли Абдуллах бин Убай и другие, о которых засвидетельствовал Коран об их лицемерии, Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было запрещено совершить над ними погребальную молитву и просить о прощении их грехов, однако они получали наследство и их наследство получали верующие, как было передано наследство Абдуллы ибн Убая его сыну. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не брал ничего из того, что оставляли лицемеры после себя и не делал его доходом в казну, а наоборот распределял среди наследников. Это общеизвестный факт.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, показал нам, что наследство связано с внешней поддержкой, а не скрытыми предпочтениями в сердце. Лицемеры внешне поддерживали мусульман в борьбе с их врагами, даже если скрытно поступали наоборот. Наследство строится из внешних проявлений, а не на том, что находится в груди.

А что касается вероотступника, то известно от сподвижников, например от Али и Ибн Масуда, что мусульмане наследуют их имущество. Сподвижники не включили вероотступника в смысл хадиса: «Мусульманин не наследует от неверного». И это является правильным мнением. А что касается христиан или иудеев, находящихся под защитой мусульман, то следующие за мнением Муаза и Муавии говорят, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе «Мусульманин не наследует от неверного» имел ввиду воюющего с мусульманами неверного, а не лицемера, вероотступника или же неверного находящегося под защитой мусульман. Слово «неверный», хоть включает в себя всех неверных, однако иногда применяется для обозначения некоторых видов неверующих, как в словах Всевышнего Аллаха: «Аллах соберет лицемеров и неверующих в аду». В этом аяте лицемеры обозначены отдельно от неверных. Точно также и вероотступник. Ученые не называют вероотступника неверующим в общем значении. Поэтому они говорят, что если кафир принимает Ислам, то он не должен возмещать молитвы, пропущенные до принятия Ислама, но относительно вероотступника, который вернулся в Ислам, имеется два мнения.

Группа ученых посчитала, что в хадисе «Мусульманина не убивают в месть за убитого неверного» имеется в виду воюющий неверный, а не тот, кто находится под защитой мусульман (зиммий). И нет сомнения, что слова «Мусульманин не наследует от неверного» касаются воюющих и такое понимание первостепеннее. В таком наследовании от неверных имеется побуждение к принятию Ислама неверующими из числа зиммиев.

Большинство из них останавливает от его принятия боязнь что их родственники умрут, а они ничего не получат от их наследства. И мы лично слышали от них такие слова и ни раз. И если кто-то узнает, что принятие Ислама не лишает его наследства, то в нем усилится побуждение к его принятию, а боязнь ослабнет. И одного этого достаточно для ограничения смысла слова «кафир» в данном контексте.

Ученые ограничивают общий смысл и в тех контекстах, где блага намного меньше, а здесь очевидна выгода установленная шариатом. В наследовании мусульман может быть намного больше блага, чем в женитьбе на женщинах неверных, и это не противоречит основам. Мусульмане помогают зиммиям, защищают их с оружием в руках, воюют и выкупают их пленных. Наследование устанавливается поддержкой и поэтому мусульмане наследуют их имущество. А они мусульманам не помогают, и поэтому не получают наследство от мусульман, потому что наследование не основывается на сердечной привязанности, а на внешней поддержке. Если бы наследство получали за дружественное отношение, то лицемеры не наследовали бы, однако по сунне они наследуют и от них также наследуют.

Что касается вероотступника, то мусульманин наследует от него. Если же у вероотступника в период его вероотступничества умирает родственник мусульманин, то он не получает наследства, так как не является ему помощником. Если же он вернется в Ислам до того как разделят наследство умершего родственника, то здесь мнения ученых разделились:

Согласно мазхабу имама Ахмада, неверный и вероотступник, если принимают Ислам до раздела наследства, получают свою долю. Такого мнения придерживаются многие сподвижники и табиины, и это подкрепляет приведенное нами правило, что в этом будет побуждение к принятию Ислама.

Сказал наш шейх Ибн Таймия: «При раздаче наследства принимают во внимание защиту, а при запрете – вражду, и это подкрепляет высказывание о дозволенности получать наследство находящегося на защите у мусульман, но он не наследует от мусульман. В связи с этим, многие факихи сказали, что зиммий не наследует от воюющего против мусульман кафира. Всевышний Аллах говорит о выкупе за убитого: «Если верующий был из враждебного вам племени, то надлежит освободить верующего раба», если убитый был мусульманином, то выкуп предоставляют его семье, а если из числа тех, с кем заключен договор выкуп тоже для его семьи. А если убитый был из числа врагов мусульман, то за него выкуп не дают, потому что его семья – враги верующих. А если бы между ними был заключен договор, то выкуп был бы выплачен. Поэтому, они не получают наследства от мусульман, так как между ними нет ни веры, ни безопасности.

Запрещающие сказали, что неверие препятствует получению наследства, поэтому отпустивший неверного раба не является его наследником, как в случае с убийством.

Дозволяющие сказали, что причиной запрета наследства убийце является обвинение и наказание за преднамеренное убийство.

А вот здесь причиной получения наследства является милость, а разница в вере не является запретом получения наследства.

Эти три примера являются проявлением благородства шариата: получение наследства принявшему Ислам, до раздела имущества умершего; раздача наследства вольноотпущенного, в пользу его бывшего хозяина, освободившего его; наследование мусульманина от родственника зиммий. Последний пример является предметом спора между сподвижниками и табиинами. А в двух других примерах нам неизвестно разногласие между сподвижниками, а наоборот передаются сообщения о том, что они наследовали

Сказал наш шейх Ибн Таймия, что наследование в этих примерах согласуется с основами шариата: мусульмане должны быть милосердны, и обязаны защищать ахлю зимма, мешать их кровопролитию, выкупать пленных и защищать их имущество. Мусульмане делают им добро, защищают их, воюют за них, поэтому имеют больше прав получать их наследство, чем неверные.

Запрещающие сказали, что наследование строится на привязанностях, а они отсутствуют между верующими и неверующими. Их оппоненты ответили, что оно не строится на сердечной привязанности, которая является условием награды в Судный день.

Так как наследование установлено между мусульманами и их злейшими врагами – лицемерами, о которых сказано в Коране: «Они враги. Остерегайся их», то сердечная привязанность не является условием при наследовании. Оно основывается на взаимопомощи. Мусульмане помогают зиммиям и наследуют от них, а они не помогают мусульманам и не наследуют, а Аллах знает лучше».

Также можно считать это наследство как завещание умершего отца своему сыну. Завещание от неверного мусульманину, и от мусульманина не воинствующему неверному дозволяется без сомнения. У неверных дозволяется завещать свое имущество кому угодно, даже своей собаке! А сын ведь важнее.

Даже если мы возьмем мнение большинства ученых о запретности наследования от неверующего, то мы обязаны сказать такому мусульманину, у которого скончался отец: возьми это имущество, которое присудил тебе закон из наследства отца, и оставь себе только то, в чем нуждаешься ты и твоя семья, а все остальное потрать на благое, в чем нуждаются мусульмане. Они нуждаются в очень многом, как ты указал в своем письме. Не оставляй это имущество государство, которое отдаст его миссионерским организациям.

И это похоже на фатву, которую мы давали относительно запретного заработка, (банковские проценты и тд.). Мы, а также некоторые ученые академии фикха, постановили, что нельзя оставлять их банкам особенно в зарубежных странах. Необходимо их забрать, не используя их для себя, а израсходовав на благо мусульман.

А успех от Аллаха. 

Шейх Юсуф аль-Кардави «Фатава Му’аасыра» 

КАК ДЕЛИТСЯ НАСЛЕДСТВО В ИСЛАМЕ

Вопросы наследования, как бы это ни звучало циничным, имеют важное значение в межличностных отношениях. Смерть человека может не только сближать, но и отталкивать людей, когда дело касается раздела оставшегося имущества.

За примерами ходить далеко не надо: достаточно открыть сводку криминальных новостей, где обязательно попадается какая-нибудь информация о преступлении, совершённом на почве зависти и чувстве несправедливости из-за поделённого наследства. Ислам, к счастью, эти вопросы регулирует предельно чётко, спасая отношения людей и даже их жизни.

Коран и хадисы о наследстве

В арабском языке наследование выражается словом «мирас», которое переводится буквально как переход вещи от одного человека к другому (также от одного племени к другому и т.д.). Шариатское обозначение мираса более узкое. Оно подразумевает переход имущества от умершего человека к его наследникам. Само имущество может быть разнообразным – от недвижимости до денег.

Аятов, которые описывали бы процесс наследования и разнообразные нюансы, связанные с ним, в Священном Коране не так много. Сфера знаний в области наследства покоится на главе «Ан-Ниса» (11, 12, 176-й аяты):

ВСЕВЫШНИЙ ТВОРЕЦ ДАЛ СЛЕДУЮЩУЮ ЗАПОВЕДЬ ПО ПОВОДУ ВАШИХ СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ. ЛИЦО МУЖСКОГО ПОЛА ПОЛУЧАЕТ В КАЧЕСТВЕ НАСЛЕДСТВА СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ПОЛОЖЕНО ДВУМ ЖЕНЩИНАМ. ЕСЛИ У УМЕРШЕГО ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО ДОЧЕРИ (БОЛЬШЕ ДВУХ), ТО ОНИ В СОВОКУПНОСТИ ПОЛУЧАЮТ ДВЕ ТРЕТИ ВСЕГО НАСЛЕДСТВА. ЕСЛИ ОСТАЛАСЬ ОДНА ДОЧЬ, ТО ОНА ПОЛУЧАЕТ ПОЛОВИНУ НАСЛЕДСТВА. ОТЕЦ И МАТЬ УМЕРШЕГО УДОСТАИВАЮТСЯ ОДНОЙ ШЕСТОЙ НАСЛЕДСТВА КАЖДЫЙ. ТАКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНО, ЕСЛИ У НАСЛЕДНИКА ОСТАЛСЯ РЕБЁНОК. ОДНАКО ЕСЛИ У НЕГО НЕТ ДЕТЕЙ И НЕТ БРАТЬЕВ, ТО МАТЬ ПОЛУЧАЕТ ОДНУ ТРЕТЬ НАСЛЕДСТВА. ТАКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЕЙ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ИЗ ИМУЩЕСТВА УМЕРШЕГО ВЫПЛАЧЕНЫ ИМЕВШИЕСЯ У НЕГО ДОЛГИ И ВЫПОЛНЕНО ЗАВЕЩАНИЕ… (4:11)

МУЖЧИНАМ ПОЛАГАЕТСЯ ОДНА ВТОРАЯ ТОГО, ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ ЖЁН. ТАКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ СИТУАЦИИ, КОГДА У МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ НЕТ СОВМЕСТНОГО РЕБЁНКА. ЕСЛИ ЖЕ РЕБЁНОК ЕСТЬ, ТО МУЖЧИНЕ ПОЛАГАЕТСЯ ЧЕТВЕРТЬ НАСЛЕДСТВА ЖЕНЫ. ТАКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК БЫЛИ ВЫПЛАЧЕНЫ ДОЛГИ И ЗАВЕЩАНИЕ. ЖЁНАМ ПРИЧИТАЕТСЯ ЧЕТВЕРТЬ НАСЛЕДСТВА МУЖА, ЕСЛИ У СЕМЬИ НЕТ РЕБЁНКА. ОДНАКО ЕСЛИ РЕБЁНОК В СЕМЬЕ ЕСТЬ, ТО ЖЕНЕ ПОЛАГАЕТСЯ ОДНА ВОСЬМАЯ ИМУЩЕСТВА, КОТОРОЕ ОСТАЛОСЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ МУЖЧИНЫ. ТАКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫПЛАЧЕНЫ ДОЛГИ И ИСПОЛНЕНО ЗАВЕЩАНИЕ. ЕСЛИ У УМЕРШЕГО НЕ ОСТАЛОСЬ НАСЛЕДНИКОВ В ВИДЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ, ТО ЕГО БРАТЬЯ И СЁСТРЫ ПОЛУЧАЮТ ПО ОДНОЙ ШЕСТОЙ ОТ ОСТАВШЕГОСЯ НАСЛЕДСТВА. ТАКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫПЛАЧЕНЫ ДОЛГИ И ЗАВЕЩАНИЕ УМЕРШЕГО. ЭТО ВСЁ ЗАПОВЕДОВАНО ВАМ ВСЕВЫШНИМ ТВОРЦОМ, КОТОРЫЙ ВСЁ ЗНАЕТ» (4:12)

СКАЖИ В ОТВЕТ НА ТРЕБУЕМОЕ ИМИ ПОЯСНЕНИЕ: «ВСЕВЫШНИЙ ГОСПОДЬ ПРЕДСТАВИТ ОБЪЯСНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТЕХ ЛЮДЕЙ, У КОТОРОГО НЕТ НИ ДЕТЕЙ, НИ РОДИТЕЛЕЙ». ЕСЛИ ИЗ ЖИЗНИ УЙДЁТ ЛИЦО МУЖСКОГО РОДА, КОТОРЫЙ НЕ ИМЕЕТ ДЕТЕЙ, ТО ЕГО СЕСТРЕ ПЕРЕХОДИТ ПОЛОВИНА ЕГО НАСЛЕДСТВА. ПРОИСХОДИТ ТАКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ У СЕСТРЫ НЕТ СОБСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ. ЕСЛИ У УМЕРШЕГО МУЖЧИНЫ ДВЕ СЕСТРЫ, ТО ОНИ СТАНОВЯТСЯ НАСЛЕДНИКАМИ ДВУХ ТРЕТЕЙ ЕГО ИМУЩЕСТВА. ЕСЛИ У НЕГО ОСТАЛИСЬ БРАТ И СЕСТРА, ТО БРАТ ПОЛУЧАЕТ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО ДВЕ ЖЕНЩИНЫ. ПОИСТИНЕ, ВСЕВЫШНИЙ ОБЪЯСНЯЕТ ВСЁ, ДАБЫ ВЫ НЕ ПОДВЕРГЛИСЬ ЗАБЛУЖДЕНИЮ. ТВОРЦУ ИЗВЕСТНО АБСОЛЮТНО ВСЁ» (4:176)

Кроме того, имеется определённый пласт высказываний Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха), а также основанные на Коране и Пречистой сунне богословское-правовые суждения мусульманских учёных, которые помогают глубже понять вопросы наследства в исламе.

Существует мнение, что знать в совершенстве вопросы, касающиеся мираса, – это всё равно что знать половину всех знаний на земле. То есть степень достоинства, которым может обладать человек после освоения этих правил, огромна. Но при этом и объять этот пласт информации – задача не из простых.

Общие вопросы наследования

Появления ислама многое изменило в плане наследственных отношений в арабском мире, потому как во времена джахилии представительницы прекрасного пола не только не получали свою долю при смерти ближайших родственников, но и сами выступали объектом, который можно передать другому человеку. Примечательно, что даже после ниспослания аятов из суры «Ниса», в которых говорится о женщинах как о наследницах, некоторые сахабы не могли в это поверить и даже смели отвергать такой довод. То есть исламские ценности ломали формировавшиеся в течение столетий представления, что естественным образом первоначально встречало противодействие со стороны обычных людей.

Итак, действия, которые нужно совершить до распределения имущества по наследству, следующие:

1. Выделение средств на процедуру погребения человека.

2. Закрытие долгов покойного (если они имеются).

3. Выполнение завещания (при наличии такового).

Основы наследования:

  • наличие имущества, которое осталось после описанных выше действий;
  • наличие человека либо людей, которые будут наследовать имущество;
  • наличие завещателя.

Условия наследования:

  • юридический факт гибели человека;
  • человек, который наследует имущество, должен быть живым;
  • достоверное знание родственных связей и понимание степеней наследования.

Препятствия для наследования:

а) убийство человека ради получения его наследства;

б) если человек не исповедует ислам, то он не может наследовать имущество мусульманина;

в) нахождение в положении раба.

Причины, вызывающие отношения наследства

Богословы и исламские правоведы выделяют две причины:

1) Никах. Оформленные между мужчиной и женщиной узы брака находят своё продолжение в виде отношений наследования, даже если на момент смерти одного из них они уже перестали жить вместе, аннулировали брак и так далее.

2) Родственные связи. В целом, выделяется два вида семейных связей – кровные и причинные (возникшие после никаха).

Можно также выделить три категории наследников. Первую категорию образуют прямые наследники. Сюда относятся те люди, по поводу долей которых есть соответствующие упоминания в Священном Коране или жизнеописании Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Это муж и жена, отец наследника, его мать, родные дочери и сыновья.

Вторая категория – это родственники со стороны отца. Они могут стать наследниками только после того, как свою долю получат люди, которые были описаны в предыдущем пункте.

Третья категория – родственники со стороны матери. Они идут на третьем месте в порядке очередности распределения имущества.

Доли, которые получают разные родственники в зависимости от ситуации

Муж. Мужчина, если умирает его жена, при наличии детей получает четверть от оставшегося имущества. Если у жены нет наследников со стороны детей, то мужу полагается половина наследства.

Жена. Женщина, если умирает её муж, наследует одну восьмую его имущества при наличии других наследников. Но ей полагается в два раза больше – одна четвёртая, если у умершего мужа нет наследников первой категории.

Если у мужчины несколько жён, то они получают совокупно те доли, о которых говорилось ранее (то есть одна восьмая и одна четвёртая соответственно).

Отец умершего человека получает одну шестую наследства, если у того остались другие наследники мужского пола (сын, внук со стороны сына). Если же у умершего в качестве наследников остались только женщины (дочери), то в этом случае его отец получает, вдобавок к одной шестой, ещё и остаток имущества после выделения нужной доли дочери.

Если у умершего нет других наследников первой категории, то всё имущество переходит к отцу.

Мать покойного (покойной), если у того остались наследники, получает одну шестую наследства. Такая же доля положена ей, если у умершего остались две родные сестры или брат.

Если у умершего осталась супруга (или супруг), то после выплаты ей (ему) соответствующей доли мать получает одну третью от оставшегося имущества (то есть оставшегося после выделения доли супруге (супругу).

Если у умершего нет наследников первой категории, то матери переходит одна третья от всего имущества.

Дети умершего человека. Если у умершего человека есть только дочь (других детей, в особенности, мальчиков нет), ей переходит половина оставшегося имущества. Если у него остались две или больше дочери (и снова отсутствуют сыновья), то им на всех уходит две трети наследного имущества.

Если же у умершего остались как сыновья, так и дочери, то им на всех переходит всё имущество после получения соответствующей доли другими наследниками первой категории. Между детьми умершего имущество делится таким образом, что мальчикам должно достаться его в два раза больше.

Пример. Представим ситуацию: покидает мир отец семейства, у которого остаются жена, сын, дочь и оба родителя (внуков нет). Стоимость имущества покойного была оценена в 1 млн рублей. Тогда, согласно нормам Шариата, наследство будет распределено следующим образом:

Пример распределения наследства мусульманина

Внуки умершего. Если у умершего есть две дочери или один сын, то внуки ничего не получают. Если у умершего в живых нет собственных детей и нет внука мужского пола (сына сына), то в этом случае дочери сына переходит половина наследства. Если же дочерей сына две или больше и выполняется условие из предыдущего предложения, то эти внучки наследуют две трети имущества.

Если же у умершего остаётся внук (сын сына) и нет других наследников, то он получает всё наследное имущество.

Если у умершего остаётся одна дочь, помимо дочери сына, то последняя получает одну шестую наследства.

Сёстры умершего. Если у умершего остались наследники (отец, сын, внук (сын сына)), то его сёстры ничего не получают.

Если у умершего остались родные сестра и брат и отсутствуют другие наследники, которые могли бы их «перекрыть», то им на двоих достаётся половина имущества. Если же сестёр оказывается больше одной и выполняются условия из предыдущей ситуации, то эти наследники получают две трети имущества умершего.

Если у умершего остаётся одна дочь и сестра, то последней выдаётся одна шестая имущества, а дочь получает половину всего наследства.

Бабушка и дедушка умершего человека. У каждого человека могут быть два деда. В этом смысле важно понимать, о каком именно родственнике идёт речь в контексте распределения наследства. Поэтому выделяется два вида дедушек: так называемые «правильные» и «неправильные». К первым относятся отцы обоих родителей и отец деда по отцовской линии (прадед). Ко второй категории относится отец мамы отца.

«Правильный» дедушка получает такую же долю наследства, что и отец умершего (то есть одна шестая – если есть наследники, и одна шестая + все остальное при наличии в качестве наследников только дочерей умершего). Однако если жив отец, то «правильный дедушка» ничего не получает.

К «правильным» бабушкам относятся мать матери и мать отца. «Неправильные» бабушки – это мать отца матери и мать матери отца. Если у умершего остаётся мама, то «правильная» бабушка ничего не получает. Если же нет людей, кто мог бы её «перекрыть», то «правильная» бабушка получает одну шестую наследства.

Процедура деления наследства до родственников покойного из «неправильной» категории доходит в последнюю очередь, если отсутствуют наследники предшествующих категорий.

Если человек пропал без вести

По поводу того, что делать в этом случае, среди богословов нет единого мнения. Кто-то говорит, что наследство пропавшего без вести человека должно храниться 90 лет. Только после истечения этого срока его можно делить. Другие считают, что к дележу наследства можно приступать после того, как умрут его одногодки. Есть и третье мнение, согласно которому решение о делении наследства пропавшего без вести человека принимает судья (казый).

Кроме того, часто практикуется следующее решение. Ситуация рассматривается с двух позиций:

1) потерявшийся человек считается умершим;

2) пропавший без вести считается живым.

Для каждого из случаев используется свой способ рассчитать наследство, результаты сравниваются, после чего происходит выплата меньшей части в качестве наследства, а большая часть – остаётся на хранении. Мы не будем останавливаться на расчётах, это требует более глубокого погружения в рассматриваемую тему.

Точно такой же принцип используется при разделе наследства с участием ещё не родившегося ребёнка. В этом случае считается, что во чреве матери находится один ребёнок. Он так же имеет полное право на наследство. Рассматриваются две ситуации: когда женщина беременна мальчиком и когда она вынашивает девочку. Сравнивается получаемый итог по обеим ситуациям, после чего решение делается в пользу меньшего результата. Если после рождения малыша выяснится, что его пол не был угадан, то возникшая разница должна быть компенсирована.

В заключении отметим, что факт получения женщиной наследства в два раза меньшего, чем положено мужчине, объясняется двумя причинами:

- мужчина выплачивает женщине свадебный подарок (махр);

- мужчина выполняет множество функций, связанных с семьёй, и обеспечивает свою жену, детей, беспомощных родственников.

Вопрос: Возможно ли подарить свою долю наследства которую еще не разделили?

Ответ: Если это то, что нужно замерять и взвешивать, то дарение будет ростовщичеством. Можно дарить если это дом, участок земли, ткани, предметы обихода.

Вопрос: Можно ли отдать в долг деньги полученные в наследство?

Ответ: Разрешено с согласия всех наследников.

Вопрос: Может ли сын претендовать на пенсию отца?

Ответ: Прав таких нет, так как это не наследство.

Вопрос: Отец будучи живым сказал ''Это поле дарю своему брату''. Брат об этом не слышал. Будет ли достоверным такое дарение?

Ответ: Дарение станет действительным когда брат услышит об этом.

Вопрос: Мой друг отдал на бесплатное пользование свое посевное поле. Он умер а его наследники теперь требуют плату за пользование участком. Я должен буду заплатить?

Ответ: Да. Потому что его слова имели значение пока он был жив. Теперь земля принадлежит наследникам. Нужно договариваться с наследниками.

Вопрос: Может ли наследник взять наследство если знает что оно из харама?

Ответ: Да может взять.

Вопрос: Как быть с наследством умершего сразу после рождения ребенка?

Ответ: Ребенок, наследник умерших родственников. После смерти ребенка, его наследство переходит в руки наследников.

ПРАВА НЕВЕРУЮЩИХ ДЕТЕЙ

Вопрос: Сын и дочь стали кафирами. Узнавший об этом отец отказался от них. Сейчас отец умер. Имеют ли такие дети по канонам Ислама на наследство?

Ответ: В книге ''Там Ильмихал'' говорится: Будучи мусульманином не придающий значения халялу, хараму, на фарзы например, на намаз, гусль, не соблюдающий пост, без стеснения совершающий грех становится муртадом, наследство от мусульманина брать не может. В одном хадис шарифе сказано: «Мусульманин не может быть наследником кафира как и кафир не может быть наследником мусульманина». (Бухари, Абу Дауд, Тирмизи)

Пророк Нух (алейхиссалям) сказал: «Господи, сын мой – из моей семьи. Твои обещания истинны, и Ты – лучший из судей. Бог отвечал: О Ной, он не из твоей семьи, ибо содеянное им было несправедливо». (Худ 45-46)

Как видим, неверующий сын мусульманина не считается из его семьи. Если не член семьи, то и наследство не перепадает.

ЗАВЕЩАНИЕ ВСЕГО ИМУЩЕСТВА

Вопрос: Может ли человек перед смертью наследовать имущество кому пожелает, или же наследовать все имущество одному из наследников?

Ответ: Да, при жизни может завещать все свое имущество кому пожелает, но обделять в этом деле благочестивых детей не стоит. Если все имущество завещано одному наследнику или кому-нибудь другому, то наследнику отдается 1/3 наследства.

ЗАВЕЩАНИЕ НЕ ИМЕЮЩЕГО НАСЛЕДНИКОВ

Вопрос: У меня нет наследников. Какую часть имущества могу завещать?

Ответ: Не имеющий наследника может завещать все свое имущество. Если есть наследник, то завещать ему более 1/3 не может. Даже если завещает, то отдать одному более 1/3 не может.

НАСЛЕДСТВО И ПУТЕШЕСТВИЕ

Вопрос: ''Мужчина отправляясь в место обитания своих родителей никогда не бывает сафари, это его ватан асли. Потому что он наследник своих родителей, после их смерти все имущество родителей достается ему. А жена, т.к. привязвна к мужу, не является сафари''. Насколько это верно?

Ответ: Нет, неправильно. Ислам основан на назиданий. Ислам не строится на своих рассуждениях. Завещание не имеет отношения к путешествию, или путешествие не имеет отношения к завещанию. Ученые растолковали ватан асли следующим образом:

1 – Ватан асли человека, место его рождения.

2 – При созданий семьи, место рождения перестает быть ватан асли, этим местом теперь является место его женитьбы.

3 – Если позже переезжает и обосновывается в другом месте, то последнее место обитания, становится его ватан асли. (Саадати Абадийа)

ПЕНСИЯ И ЗАВЕЩАНИЕ

Вопрос: Пенсию уже умершего отца получают мать и сестра. Я являюсь сыном и тоже наследник. Имею ли право на часть пенсии?

Ответ: Пенсия не относится к наследству и положено тому, кому выплачивается.

ОДЕЖДА УСОПШЕГО

Вопрос: Говорят что не нужно оставлять дома одежду покойника. Их нужно раздать бедным а некоторые, сохранить как память?

Ответ: Одежда покойника принадлежит наследникам. После того как поделят могут распорядится ими как захотят. Домом, участком, одеждой и подобными вещами которые невозможно разделить, могут поделиться между собой или подарить.

КАК ПРОИСХОДИТ РАЗДЕЛ НАСЛЕДСТВА

Вопрос: Каким образом делится наследство? Можете привести в примерах?

Ответ:

Если у покойника есть наследники как приведено ниже, то наследство делится следующим образом:

1 дочь 1 сын = получают: дочь 1/3, сын 2/3.

1 дочь 2 сына = получают: дочь 1/5, сыновьям по 2/5.

2 дочери, 2 сына = получают: дочерям по 1/6, сыновьям по 2/6.

2 дочери, 1 сын = получают: дочерям по ¼, сыну 2/4.

3 дочери, 1 сын = получают: дочерям 1/5, сыну 2/5.

1 дочь, 3 сына = получают: дочери 1/7, сыновьям 2/7.

3 дочери, 3 сына = получают: дочерям 1/9, сыновьям по 2/9.

Если у покойника есть также жена;

1 дочь, 1 сын, 1 жена = получают: дочери 7/24, сыну 14/24, жене 3/24.

1 жена, 1 дочь, 1 дочь сына, 1 сестра, 1 мать = получают: дочь 12/24, дочери сына 4/24, жене 3/24, 1 мать 4/24, сестре 1/24.

Если у покойницы есть муж;

1 дочь, 1 сын, 1 муж = дочери перепадает ¼, сыну 2/4, мужу ¼.

1 муж, 1 сын сына, 1 дочь сына, 1 дочь, 1 брат = получают: 1 дочери 6/12, 1 муж 3/12, 1 сыну сына 2/12, 1 дочери сына 1/12. Брат не получает долю.

1 муж, 1 отец, 3 дочери сына, 1 мать матери = получают: 1 муж 9/45, 1 отец 6/45, каждой из дочерей сына 8/45, 1 отец 6/45, 1 мать матери получает 6/45.

1 муж, 1 мать, мать отца, 1 мать матери, 2 сына брата = получают: 1 муж 6/12, 1 мать 4/12, каждый из сыновей брата 1/12. 1 мать матери и 1 мать отца долю в наследстве не получают.

Если у умершего нет сына;

1 дочь, 1 сестра, 1 сын сына = получают: 1 дочь ½, сын сына ½.

1 дочь, 1 брат, 1 дочь сына = получают: дочь 3/6, брат 2/6, дочь сына 1/6.

1 жена, 1 дочь сына, 1 сестра, 1 мать = получают: 1 дочь сына 12/24, 1 жена 3/24, 1 мать 4/24, 1 сестра 5/24.

Если у покойника/цы нет детей;

1 муж, 1 мать, отец отца, 1 сестра = получают: муж 3/6, мать 2/6, отец отца 1/6, сестра не получает.

1 жена, 1 мать, 1 брат, 1 сестра = получают: жена 9/36, мать 6/36, 1 брат 14/36, 1 сестра 7/36

1 жена, 1 мать отца, 1 сестра, 2 дяди по отцу = получают: жена 6/24, мать отца 4/24, 1 сестра 12/24, каждому из дядьев 1/24.

1 муж, 1 мать, 2 дяди по отцу, 1 сестра отца, брат матери = получают: муж 15/30, мать 5/30, 2 дяди по отцу каждому по 2/30, 1 сестре отца 1/30, 1 брат матери 5/30.

Если у умершего есть отец;

1 жена, 1 дочь, 1 дочь сына, сын сестры, 1 отец = получают: 1 жене 2/24, 1 дочь 12/24, 1 дочь сына 4/24, 1 отец 5/24.

1 жена, 1 брат, 2 сестры, 1 отец - получают: 1 жена ¼, 1 отец ¾. Сестры и брат наследство не получают.

1 муж, 1 дочь, 2 сестры, 1 дочь сына, 1 отец, 1 мать = получают: 1 дочь 6/15, 1 дочь сына 2/15, 1 муж 3/15, 1 отец 2/15, 1 мать 2/15.

Если у умершего/ей осталась мать;

1 муж, 2 брата, 2 сестры, 1 отец, 1 мать = получают: 1 муж 3/6, 1 мать 1/6, 1 отец 2/6.

1 муж, 1 брат, 1 мать, 1 отец отца, 1 мать отца = получают: 1 муж 3/6, 1 мать 2/6, 1 отец отца 1/6.

1 муж, 1 дочь, 1 сестра, 1 сын брата, 1 мать = получают: 1 дочь 6/12, 1 муж 3/12, 1 мать 2/12, сестра 1/12.

Если у умершего/ей нет дедов, бабушек;

1 жена, 1 дочь, 2 брата, 1 сестра = получают: жена 5/40, 1 дочь 20/40, 2 брата по 6/40, 1 сестра 3/40.

1 жена, 1 сын, 2 брата, 1 сестра = получают: жена 1/8, 1 сын 7/8. Ничего не получают 2 брата и 1 сестра.

Умершие одинокими;

1 сестра, 1 мать, 1 отец = получают: 1 мать 1/3, 1 отец 2/3. Сестра не получает долю в наследстве.

1 брат, 1 жена, 1 отец = получают: 1 мать 1/3, 1 отец 2/3. Брат не получает.

1 брат, 1 мать = получают: мать 1/3, брат 2/3.

Не имеющий детей и дедов, бабушек;

1 муж, 1 брат, 2 сестры = муж 4/8, 1 брат 2/8, 2 сестры по 1/8.

1 жена, 2 сестры, 2 брата по отцу = получают: жена 6/24, 2 сестры по 8/24, 2 дяди по 1/24.

1 жена, 1 сестра, 2 брата по матери, 2 дяди по отцу = получают: жена 3/13, сестра 6/13, 2 брата по матери по 2/13. 2 дяди по отцу долю не получают.

1 жена, 2 сестры, 2 сестры по отцу, 2 сына брата = получают: жена 6/24, 2 сестры по 8/24, 2 сына брата по 1/24. 2 сестры по отцу долю не получают.

1 муж, 1 мать, 1 брат по матери, 2 сына брата = получают: муж 3/6, мать 2/6, 1 брат по матери 1/6. 2 сына брата долю не получают.

1 жена, 1 мать, 1 брат, 3 брата по матери = получают: жена 9/36, мать 6/36, 1 брат 9/36, 3 брата по матери по 4/36.

У умершего нет отца, есть сын, дедушка или бабушка

1 жена, 2 сына, 1 дочь, 1 мать матери, 1 отец отца = получают: жена 15/120, 2 сына по 26/120, 1 дочь 13/120, мать матери 20/120, отец отца 20/120.

1 муж, 3 сына, 2 дочери, 1 мать, 1 отец отца, й мать отца = получают: муж 24/96, каждый из 3 сыновей по 10/96, 2 дочери по 5/96, отец отца 16/96. Мать отца долю не получает.

Наследник в утробе матери;

Если в утробе матери есть наследник то наследство расчитывают и на мальчика и на девочку.

1 жена, 1 ребенок в утробе, 1 мать, 2 брата:

Если родится девочка: жене 6/48, дочке 24/48, матери 8/48, оба брата по 5/48.

Если родится мальчик: жене 3/24, 1 сыну 17/24, матери 4/24. Два брата наследство не получают. 17/24 больше чем 24/48, доля наследства расчитывается как на находящегося в утробе мальчика. На ребенка в утробе рассчитывают большую долю 17/24, как на мальчика, так и на девочку.

Если у невестки покойника в утробе живет ребенок;

Ребенок в утробе невестки, 1 муж, 1 мать, 1 отец:

Если дочь: дочери одного сына 6/23, мужу 3/13, матери 2/13, отцу 2/13.

Если сын: сын одного сына получает 5/12, муж 3/12, мать 2/12, отец 2/12.

6/13, больше 5/12 рассчитывается как на находящуюся в утробе девочку. Родится девочка или мальчик, все равно рассчитывают и отдают 6/13.

ИЗВЕСТЕН ПОЛ РЕБЕНКА

Вопрос: В наше время можно заранее определить пол ребенка. Можно ли наследство распределить по полу еще не рожденного ребенка?

Ответ: Расчет делается и на девочку и на мальчика. После родов наследство которое имеет большую цену распределяют среди остальных наследников. (Дурр-уль мунтака)

Из этого следует, что если даже известен пол еще не родившегося ребенка, то по нему наследство не делят, делаются два разных расчета, и чья доля больше по нему и делают расчет. Даже если можно определить пол ребенка сразу после зачатия, наследство распределяется таким образом. Наша религия указывает сделать два вида расчета наследства и долю отдать по этому расчету.

Если наследство распределено не таким образом, то доля наследников может измениться. С одной стороны это не следование приказам Ислама, и с другой стороны нарушение прав человека. Например если есть такие наследники покойника как приведено ниже и жена умершего брата окажется беременной, то ребенок в утробе тоже возьмет долю из наследства. Если так не будет происходить, то кроме того что не последовали нормам Ислама, так еще и будет нарушено право неродившегося ребенка.

НАСЛЕДНИКИ УМЕРШЕГО

1 муж, 1 мать, 1 дочь, 2 дочери брата, 1 находящийся в утробе ребенок брата:

Если девочка: получают: муж 4/16, дочь 9/16, мать 316, «2+1» дочери брата долю не получают т.е. их доля 0.

Если мальчик: получают: муж 3/12, мать 2/12, дочь 6/12, 1 ребенок брата 1/12, 2 дочери брата долю не получают.

1\12, больше чем 0 и поэтому расчет делается с учетом что в утробе находится мальчик. Не важно кто родится, мальчик или девочка, его доля 1/12 часть и отдается ему.

УМЕРШИЕ ОДИН ЗА ДРУГИМ

Вопрос: Отец и сын получили тяжелые травмы в автоаварии. Сначала умер отец, через несколько часов умер сын. Каким образом делится их наследство?

Ответ: Умерший позже становится наследником скончавшегося раньше. Например: двое братьев умирают в один день до восхода солнца, один находясь в Китае, другой в Европе. Умерший в Европе стал наследником брата находившегося в Китае, потому что в Китае солнце встает раньше. (''Дурр-уль-мунтака'', ''Редд-уль-мухтар'')

Т.к. отец умер раньше, то сначала наследие отца достается живым наследникам. Т.е. брат еще был живым, то он стал одним из претендентом на наследство отца. Наследство брата начинают делить после того как к его имуществу добавилось наследство отца.

УМЕРШИЙ ПОСЛЕ СОЧЕТАНИЯ БРАКОМ

Вопрос: В ''Саадати Абадийа'' сказано: «Ребенок умерший сразу после родов становится наследником и после него остается наследство.» В соответствий с этим умерший сразу после никяха становится наследником и завещателем?

Ответ: Да, также как умерший сразу после рождения ребенок становится наследником и оставляет после себя наследство, также и умерший сразу после бракосочетания становится наследником и оставляет наследство.

Сразу по рождению, ребенок становится наследником живых родителей. Если они богатые, то ребенок считается рожденным богатым. Если мать умерла после рождения ребенка и после умер ребенок, то ребенок становится наследником матери. После смерти ребенка, наследство остается наследникам ребенка.

Умерший после никяха, даже если не вступили в брачное ложе, тоже становится наследником и оставляет после себя наследство.

НАСЛЕДУЕМОЕ ИМУЩЕСТВО

Вопрос: Говорят ''наследство которое перемешанное с харамом для наследника является халялем''. Как харам станет халялем?

Ответ: Сказано что если наследник знает что наследство является харамом, то ему разрешается взять наследство. Также сказано что наследникам можно взять наследство имущество которое является харамом владелец которой не известен. [Саадат-и Абадийа]

Известно что виноград является халялем. Становится харамом когда из него изготавливают вино. Когда из вина изготавливают уксус, то уксус становится халялем. Также есть решение что имущество являющееся харамом оставленное в наследство, для наследника является халялем.

Жена может есть и использовать то что принес в дом муж купив на запретные деньги или деньги перемешанные с запретным. [Саадати Абадийа]

НАСЛЕДСТВО ДЛЯ СИРОТЫ ОТ ЕГО ДЕДА

Вопрос: Если после смерти отца умер и дед, у деда есть сын и дочь являющиеся наследниками, то существует ли для внуков, потерявших отца доля в наследстве?

Ответ: Если у деда есть один сын, то для внука у которого умер отец, доли в наследстве нет. Вся доля остается только сыну. Если у деда есть только дочь, то внуку от умершего сына перепадает доля в наследстве. Половина наследства достается дочери, вторая половина достается внуку.

НАСЛЕДСТВО БРАТУ ПОКОЙНИКА

Вопрос: Если у умершего остались только жена, сын или дочь, то есть доля в наследстве для его брата.

Ответ: Если остался сын, то брату наследство не перепадает. Жене достается 1/8, сыну 7/8 доли.

Если есть только жена и дочь, то жене достается 1/8, дочери 4/8, брату 3/8 доли. Здесь не имеет значение кто у покойника, брат или сестра.