Можно ли совершать намаз за имамом, находясь за пределами мечети?

Для того чтобы групповой намаз был засчитан, молящиеся позади имама должны следить за его действиями и повторять их вслед за ним. Если они молятся в одном помещении, то достаточно того, что они видят его или слышат, как он восхваляет Аллаха. Но если они находятся в разных помещениях, то дополнительным условием является близкое расположение их рядов. Это значит, что если имам стоит в передней части мечети, и позади него есть свободное место, то молиться за пределами мечети запрещается, даже если молящиеся слышат его голос.
Но если мечеть переполнена, то разрешается молиться за пределами мечети при условии, что молящиеся слышат имама или того, кто возвеличивает Аллаха вслед за ним, и что их ряды расположены близко друг к другу. Намаз не принимается от тех, кто без уважительной причины выстраивается в отдельный ряд в стороне от основной группы молящихся мусульман (например, в тени дерева или здания). Уважительной причиной в данном случае может быть только переполнение всей площади, когда запоздавшие на намаз не могут встать в один ряд с основной группой молящихся.
О законности моления позади имама, если между ним и молящимися есть преграда, свидетельствует хадис, переданный Ахмадом со слов Аиши: "У нас была циновка, которую мы стелили на землю днем и которой мы отгораживались по ночам. Однажды ночью посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, начал молиться, оградившись этой циновкой. Мусульмане, услышав его чтение, присоединились к нему. Следующей ночью их стало еще больше, и тогда он выглянул и сказал: "Утруждайте себя тем, с чем вы справитесь, потому что Аллаху не наскучит вознаграждать вас, пока вам не наскучит творить добро".
Вот то, что нам известно по этому вопросу, а лучше всего об этом знает Всевышний Аллах.
Эльмир Кулиев
"Хвала Аллаху! Намаз в доме за имамом в мечети недействителен. Намаз за имамом в мечети действителен только тогда, когда сам молящийся находится внутри мечети или за ее пределами в рядах молящихся, которых слишком много и им не хватает места внутри. В этих случаях намаз действителен. Намаз за пределами мечети, если внутри достаточно места, является недействительным.
Ученых Постоянного Комитета спросили о ситуации, которая часто возникает в Мекке и Медине во время хаджа: человек совершает коллективный намаз у себя дома, следуя тому, что он слышит из динамиков мечети, при этом он не имеет связи с имамом и другими молящимися.
Ученые ответили: «Такой намаз недействителен. Это мнение шафиитов и имама Ахмада, если только ряды молящихся не доходят до его дома и он может следовать за имамом, видеть его и слышать его голос. В этом случае его намаз действителен, также как намаз людей из рядов, которые доходят до его дома. Но если это условие не соблюдено, то его намаз недействителен, потому что мусульманин должен совершать коллективный намаз в домах Аллаха (мечетях) со своими братьями по вере.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек услышал призыв на намаз и не отозвался на него, не имея уважительной причины, то не будет принят совершенный им намаз в одиночестве». Ибн Маджа, аль-Хаким; аль-Хафиз сказал: «Иснад хадиса соответствует условиям Муслима».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал слепому человеку, когда тот спросил, можно ли ему молиться дома: «Слышишь ли ты призыв на молитву?». Слепой ответил: «Да, слышу». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда – отзовись». Передал Муслим в своем «Сахихе»".
Источник Фатава Ляжна ад-Даима, 8/32.