Можно ли совершать молитву, обратившись к лицу человека?

Можно ли совершать молитву, обратившись к лицу человека?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:

Часто мусульмане задают следующий вопрос: «Можно ли совершать молитву, когда со стороны Киблы перед тобой сидит человек, повернувшись к тебе лицом? Зачастую в мечетях, особенно в пятницу, сидящие на первых рядах облокачиваются спиной к стене, ожидая начала пятничной проповеди. Что касается тех, кто встал в ряд перед ними, то совершая какую-либо добровольную молитву, они делают её по направлению к лицу тех, кто сидит, повернувшись лицом к ним. Этот поступок сильно отвлекает молящихся. Есть ли в этом проблема со стороны Шариата?»

В действительности в этом поступке есть проблема, по этой причине большинство имамов порицали совершение молитвы, если со стороны Киблы находится обращённый к тебе лицом человек, и неважно, происходит подобное в пятницу или иной день, в мечети или дома.

Необходимо знать, что мусульманин не должен совершать свою молитву так, чтобы его что-то отвлекало от неё. Ведь со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) помолился в одежде, украшенной узорами, после чего сказал: «Эти узоры отвлекли меня (от молитвы)». аль-Бухари (752), Муслим (556).

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Из данного хадиса извлекается нежелательность всего, что отвлекает от молитвы”. См. “Фатхуль-Бари” (1/483).

Именно поэтому Шариат также порицает совершение молитвы в то время, когда человек желает справить нужду, или когда на столе стоит готовая еда, а человек молится голодным, ибо всё это отвлекает от смирения во время молитвы и полноценного её совершения.

То же самое касается и совершения молитвы по направлению к лицу человека, если это отвлекает молящегося. В таком случае человеку, совершающему молитву, следует использовать другое место, или же в случае тесноты и отсутствия иного места вежливо попросить сидящего к нему лицом повернуться спиной, и подобное передаётся от некоторых сподвижников.

Нафи’ рассказывал: “Если Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) не мог встать возле колонны мечети (для совершения молитвы), он говорил мне: «Повернись ко мне спиной»”. Ибн Аби Шейба (2906). Иснад достоверный. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (3/114).

В том, что Ибн ‘Умар просил Нафи’а повернуться к нему именно спиной содержится указание на то, что он не желал совершать молитву по направлению к его лицу. Поэтому хафиз Ибн Батталь, упомянув это сообщение, сказал: “Группа учёных склонилась к мнению, что мужчина может использовать другого мужчину в качестве преграды во время молитвы. Однако большинство из них считало порицаемым, чтобы он был повёрнут к нему лицом”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” (2/139).

Итак, большинство учёных порицали совершение молитвы по направлению к лицу находящегося перед ним человека. А некоторые даже передавали единогласное мнение на этот счёт. Так, в известном словаре по фикъху сказано: “Большинство учёных из числа ханафитов, маликитов и ханбалитов, а также это одно из мнений у шафиитов, в общем, склонились к тому, что дозволено совершать молитву за человечком, используя его в качестве преграды (сутра), несмотря на то, что они разошлись в некоторых тонкостях. Однако, что касается совершения молитвы по направлению к человеку, сидящему к молящемуся лицом, то это является порицаемым по мнению всех учёных”. См. “аль-Маусу’ату-ль-фикъхийя” (25/177).

Но всё же некоторые учёные считали, что это порицается лишь в том случае, если будет отвлекать молящегося, а в противном случае это не является порицаемым.

Так, например, имам аль-Бухари в своём сборнике «ас-Сахих» в разделе, посвящённом преграде во время молитвы (сутра), назвал одну из глав следующим образом: «Глава: Направление человека к своему товарищу или кому-то иному во время совершения молитвы».

После этого аль-Бухари сказал: “Порицал ‘Усман (да будет доволен им Аллах), чтобы человек обращался к лицу кого-либо во время молитвы. Однако это касается того случая, когда подобное отвлекает человека, а если это его не отвлекает, то Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я не придаю этому значения, ибо, поистине, мужчина не прерывает молитву мужчины»”. См. “Сахих аль-Бухари” (1/109).

Затем аль-Бухари привёл в качестве аргумента хадис от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Поистине, я видела, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву, а я находилась между ним и Киблой, лёжа на кровати. А если у меня была какая-та нужда, то я не желала оказаться перед ним и тихо уходила”. аль-Бухари (511).

Что касается большинства учёных, то они ответили на это тем, что в данном хадисе нет аргумента в пользу аль-Бухари, а напротив, он является доводом большинства учёных по данному вопросу. Ведь ‘Аиша не сказала, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву по направлению к её лицу, или что она сидела напротив него лицом к нему. Напротив, она сама говорит, что если хотела встать, то не желала оказаться по направлению к нему. Более того, в одной из версий этого хадиса, которая также является достоверной, передаётся, что ‘Аиша сказала: “А если у меня была какая-та нужда, то я тихо уходила со стороны края кровати, не желая обращаться к нему лицом”. Ибн Рахауейх в “аль-Муснад” (1488), Ахмад в “аль-Муснад” (6/42), ас-Сирадж в “аль-Муснад” (412).

Касательно данной версии хадиса хафиз Ибн Раджаб сказал: “Это указывает на то, что ‘Аиша знала, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил, чтобы к нему кто-либо поворачивался лицом, когда он совершал молитву. Это событие произошло ночью, и в то время в домах не было светильников, как об этом говорила сама ‘Аиша в другом хадисе. И это указывает на порицание поступка совершения молитвы по направлению к лицу человека”.

Затем Ибн Раджаб заключил: “Очевидным является то, что аль-Бухари использовал в качестве аргумента тот факт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву по направлению к ‘Аише, а, следовательно, не является порицаемым совершать молитву, обратившись в сторону человека. Однако в этом есть сомнение, поскольку ‘Аиша не была обращена к нему лицом, напротив, она лежала. Однако порицаемым являлось совершать молитву, обратившись именно к лицу человека”. См. “Фатхуль-Бари” (2/689).

Хафиз ан-Науауи сказал: “Является порицаемым, чтобы человек совершал молитву по направлению к человеку, обращённому к нему лицом, будь он мужчиной или женщиной. ‘Умар ибн аль-Хаттаб и ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен ими Аллах) порицали это. Ведь зачастую подобное отвлекает сердце, и по данной причине это было порицаемо так же, как было порицаемо смотреть во время молитвы на узорчатую одежду, устремлять взор к небу, и тому подобное, на что указывают достоверные хадисы.

Но аль-Бухари в своём сборнике «ас-Сахих» сказал: “Порицал ‘Усман (да будет доволен им Аллах), чтобы человек обращался к лицу кого-либо во время молитвы. Однако это касается того случая, когда подобное отвлекает человека, а если это его не отвлекает, то Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я не придаю этому значения, ибо, поистине, мужчина не прерывает молитву мужчины»”. Затем он привёл в качестве аргумента упомянутый ранее хадис от ‘Аиши.

Однако в хадисе ‘Аиши не говорится ничего, что противоречило бы тому, о чём мы упоминали. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал молитву так, чтобы она была обращена к нему лицом. Напротив, она лежала, к тому же она лежала в ночной тьме, а поэтому её наличие там или отсутствие было равнозначным, и он не смотрел на неё, как и она не была обращена к нему лицом”. См. «аль-Маджму’» (3/251).

То, о чём говорили ан-Науауи и Ибн Раджаб подтверждает другой хадис, передаваемый от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая сказала: “Обычно я спала перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), протягивая ноги между ним и Киблой (из-за тесноты комнаты). И когда он совершал земной поклон, то касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, я снова вытягивала их. И в то время в домах не было светильников”. аль-Бухари (382), Муслим (512).

Что касается асара от ‘Усмана ибн ‘Аффана, от которого имам аль-Бухари передал порицание совершения молитвы в сторону обращённого к тебе человека, то на этот счёт хафиз Ибн Хаджар сказал: “Я не нашёл этого сообщения от ‘Усмана до сих пор. Но я видел в сборниках ‘Абдур-Раззакъа и Ибн Аби Шейбы, а также у других сообщение от ‘Умара, что он строго порицал подобное. Однако в их сборниках также упоминается сообщение, указывающее на то, что ‘Усман не порицал подобное. Следует задуматься над вероятностью того, что в рукописи произошла опечатка, и вместо ‘Умара был упомянут ‘Усман”. См. “Фатхуль-Бари” (2/260).

Однако хафиз Бадруддин аль-‘Айни возразил на эти его слова, сказав: “То, что он не встретил этого асара от ‘Усмана не означает, что подобное не передаётся от него. Как и не является правильным заявлять об опечатке по причине вероятности, не опирающейся на аргумент”. См. «‘Умдатуль-къари» (4/432).

Что же касается асара от ‘Умара ибн аль-Хаттаба по данному вопросу, то со слов Хиляля ибн Ясафа сообщается: “Как-то ‘Умар увидел человека, который совершал молитву в то время, как напротив него был человек, обращённый к нему лицом. Тогда он подошёл с плетью к молящему и сказал: «Совершаешь молитву в то время, как этот обращён к тебе лицом к лицу?!» Затем он подошёл с плетью к другому и сказал: «А ты повернулся к нему лицом, видя, что он совершает молитву?!»” ‘Абдур-Раззакъ (2396), Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” (5/99).

Несмотря на то, что иснад этого сообщения достоверный, он является прерванным (мурсаль). Имам Абу Хатим сказал: “Хиляль ибн Ясаф передавал хадисы от ‘Умара в форме мурсаль, ибо он не застал ‘Умара”. См. “аль-Марасиль” (стр. 229).

Но это сообщение усиливается тем, что привёл Абу Ну’айм аль-Фадль ибн Дукейн в своей книге «Китаб ас-саля» со слов аль-Къасима, который сказал: “Как-то ‘Умар побил двоих: один из них был тем, кто повернулся лицом к молящемуся, а второй был сам молящийся”. Но хафиз Ибн Раджаб сказал: “Это сообщение прерванное”. См. “Фатхуль-Бари” (2/668).

Также на эту тему передаётся и следующий пророческий хадис:

Со слов ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах) сообщается: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, который молился по направлению к другому человеку, и он повелел ему переделать молитву”. аль-Баззар (661).

Приведя этот хадис, имам аль-Баззар сказал: “Вероятно смысл хадиса в том, что этот человек совершил молитву по направлению к лицу другого, не отойдя в сторону, дабы не быть напротив его лица”. См. “аль-Бахр аз-заххар” (2/253).

Правильность данного пояснения подтверждает другая версия этого хадиса, в которой Мухаммад ибн аль-Ханафия сказал: “Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, который молился по направлению к другому человеку, и он повелел ему переделать молитву. Тогда тот человек сказал: «О Посланник Аллаха, я ведь завершил молитву», - на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поистине, ты совершил молитву, смотря на того, кто обратился к тебе лицом!»” Абу Дауд в “аль-Марасиль” (30).

Однако будь этот хадис достоверным, то он указывал бы не просто на порицание совершения молитвы, повернувшись к лицу человека, а на недействительность такой молитвы, о чём не говорили обладатели знания. Но данный хадис является слабым, как это пояснил имам ад-Даракъутни, сказавший: “В действительности Исраиль ибн Сабих передаёт этот хадис через ‘Абдуль-А’ля ас-Са’ляби со слов Ибн аль-Ханафии в прерванном виде (мурсаль). А передатчик ‘Абдуль-А’ля путался в хадисах”. См. “аль-‘Иляль” (463). Это и есть основные аргументы по данному вопросу.

Но следует отметить, что от имама Ахмада передаётся, что он считал запрет в данном вопросе установленным. Так, Салих – сын имама Ахмада передал, что его отец в отношении совершения молитвы по направлению к человеку сказал: “Это является запрещённым”. А Харб аль-Кирмани передал, что Ахмад сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) это запрещал”. См. “Джами’ ли-‘улюм аль-имам Ахмад” (6/78).

В любом случае, даже если в данной главе на самом деле нет никаких достоверных текстов ни от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от сподвижников, достаточным аргументом являлось бы то, что молитва по направлению к лицу человека отвлекает молящегося, а в таком случае все учёные единогласны в порицании этого!

И следует отметить, что такая мотивировка, как «совершение молитвы по направлению к лицу человека мешает сосредоточиться и отвлекает», является не единственной причиной для порицания, ибо многие имамы также порицали это с той стороны, что подобное выглядит так, словно человек кланяется и совершает земные поклоны сидящему напротив него.

Имам Ибн Кудама сказал: “Порицается совершать молитву, обратившись к лицу человека, потому, что ‘Умар наказывал за это. А также это похоже на совершение земного поклона перед человеком”. См. “аль-Мугъни” (3/87).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Наши сторонники (ханбалиты) мотивировали порицание совершения молитвы, обратившись к лицу человека тем, что это похоже на поклонение творениям. Они порицали это так же, как порицали совершение молитвы напротив установленного изображения живого существа. И если опираться на эту мотивировку, то нет разницы, будет ли отвлекать молитва по направлению к лицу человека или нет”. См. “Фатхуль-Бари” (2/668).

Таким образом, всё упомянутое указывает на то, что в любом случае порицается совершать молитву в такой ситуации, когда со стороны Киблы находится обращённый к тебе лицом человек, независимо от того, отвлекает тебя это от молитвы или нет. Следовательно, этого следует избегать.

Можно ли совершать намаз перед зеркалом?

Многие богословы считали нежелательным совершать намаз, повернувшись лицом в сторону отвлекающих предметов. Имам Ахмад запрещал совершать намаз перед изображением или статуей, а также перед человеком, повернувшимся лицом к молящемуся. Суть этого запрета в том, чтобы молящийся не отвлекался во время намаза, ведь смирение и внимательность относятся к обязательным предписаниям молитвы.

Ахмад и аль-Бухари передали со слов Анаса б. Малика: "У Аиши была легкая разноцветная занавесь, которой она занавесила угол комнаты. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: "Убери свою занавесь! Ее изображения стояли у меня перед глазами во время всего намаза".

Исходя из этого, совершать намаз перед зеркалом нежелательно, если молящийся видит в нем свое отражение или то, что происходит вокруг него. Говорить о категорическом запрете в данном случае мы не можем, потому что конкретные хадисы о запрете на совершении намаза перед зеркалом мне не встречались. А лучше всего об этом известно Аллаху.

А Аллаху ведомо обо всём лучше! И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!