Можно ли совершать коллективный намаз дома, со своей семьей?

Совершение ежедневного пятикратного намаза является фардом — обязательным действием для всех мусульман. И мужчинам, и женщинам полезно совершать его коллективно. О достоинствах такой молитвы говорят многие хадисы Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), советовавшего особенно мужчинам молиться вместе и, таким образом, не лишать себя дополнительной награды Всевышнего.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сам старался следовать данному правилу и потому всегда молился в мечети вместе с другими мусульманами.
Для мужчин коллективная молитва всегда является Сунной, а для женщин — не обязательным, но одобряемым действием.
Что касается обязанностей имама — возглавляющего молитву — их должен исполнять только мужчина. Женщина также может быть имамом, но только в кругу молящихся женщин. Если в коллективной молитве принимают участие мужчины, то она не имеет права возглавлять данный намаз.
Кроме мечети коллективный намаз можно совершать дома. Для этого каждому члену семьи определено своё место в рядах молящихся. Так, отцу следует занять место имама, за ним становятся сыновья, мать занимает следующий ряд, а дочери стоят в следующем за матерью ряду. Но если размеры помещения ограничены, то все указанные члены семьи могут отступить на один шаг назад друг от друга.
А в том случае, если в доме находятся только муж и жена, имамом становится муж, а женщине следует отступить от имама на один ряд назад. Лишь когда места в комнате не достаточно, жена может стать рядом с мужем, не пересекая границу его пятки. Если же она окажется на одном уровне с имамом, то намаз будет считаться нарушенным. Оставаться им на одной линии разрешается только в том случае, если они приготовились совершить фард — обязательную часть намаза — раздельно. В молитве, совершаемой дома, могут принимать участие и другие родственники, как женщины, состоящие в кровном родстве с мужчиной-имамом, а также не являющиеся таковыми, так и родственники-мужчины, которым следует придерживаться указанного выше расположения в рядах.
Совершение семейного коллективного намаза весьма важно для верующих — это способствует созданию в доме высокой духовной атмосферы. Дети, участвующие в нём, для которых, в силу их возраста, намаз ещё не является обязательным, получают огромное удовольствие и, таким образом, изучают основы своей религии на практике. К тому же, такая молитва является Сунной и благоволением Аллаха. При этом общие дуа, просьбы о прощении грехов, о помощи придают молящимся глубокое чувство духовной близости. А обращение ко Всевышнему вселяет в души покой, умиротворение и надежду. Какое счастье и умиление появляется на лице родителей, когда их любимое дитя вдруг посмотрит на часы и взволнованно произнесет: «Мама, папа скоро наступит время намаза».
Обязательно ли джамаатом молиться семье?
Шейх Ибн Баз (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Можно иногда совершать добровольные намазы, такие, как ночное стояние, Духа-намаз, иногда можно совершать сунан-рауатиб (сунны которые после или до обязательных намазов) с джамаатом (в коллективе) со своими домочадцами, детьми, женой и т.д, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он совершил намаз в доме Анаса, с Анасом, и сиротой позади него, и Умм Сулейм, которая стояла позади них. Также он (мир ему и благословение Аллаха) совершил Духа-намаз коллективно (джамаатом) в доме ‘Утбан, когда он посетил его. Можно так делать.
Однако, если ты пропустил обязательную молитву, т.е. не совершил её джамаатом в мечети, по причине болезни, или по какой-либо другой причине, и вернулся домой, то можешь совершить намаз со своей семьёй, детьми джамаатом. Но при этом необходимо знать, что нельзя оставлять намаз джамаатом в мечети. Ты и твой дети, вы все должны в обязательном порядке совершать намаз в мечети джамаатом. Так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв на молитву, и не пришёл (совершить её), то не будет для такого намаза, если только у него есть причина…» (Из сайта шейха Ибн База).
Из этой фетвы становится ясно, что мужчины должны совершать обязательную молитву в мечетях с джамаатом. Также, шейх говорит, что человек может совершить намаз, как обязательный, если пропустил его по причине и не совершил в мечети, так и добровольный дома со своими домочадцами джамаатом. Однако, остаётся вопрос, получит ли человек за этот намаз, совершённый дома с домочадцами, дополнительную награду, или нет?
Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит молитву (человека, совершаемую) им у себя дома или на рынке, в двадцать пять раз, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас совершит омовение должным образом, а затем явится в мечеть с единственной целью совершить молитву, то за каждый сделанный им шаг Аллах обязательно станет возвышать его на одну степень и снимать с него одно прегрешение до тех пор, пока он не войдёт в мечеть. А когда (человек) войдёт туда, (будет считаться, что) он занят молитвой всё то время, пока он станет ожидать её начала, и ангелы будут продолжать молить Аллаха помиловать его всё то время, пока он будет оставаться на месте совершения своей молитвы, говоря: “О Аллах, прости его, о Аллах, оказывай ему милость Свою, пока он не осквернится!”». (Аль-Бухари, 477, Муслим и другие). Среди учёных существует разногласие по поводу намаза, не совершаемой в мечети. Так, некоторые сказали, что имеется в виду намаз, совершённый в одиночестве, без джамаата. Другие сказали, что это намаз, совершённый вне мечети с джамаатом или в одиночестве.
Предпочтительным мнением в этом вопросе является первое мнение, а именно, что имеется в виду молитва, совершённая в одиночестве. Поэтому, тот, кто совершит намаз дома джамаатом со своими домочадцами, или гостями, он заслуживает награду джамаата. Однако, это вознаграждение не равно, награде намаза, совершённого джамаатом в мечети.Таким образом, намаз за пределами мечети, совершённый джамаатом, лучше, чем намаз, совершённый в одиночестве.
Так имам Ан-Навави (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Под словами пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Общая молитва превосходит молитву (человека, совершаемую) им у себя дома или на рынке» имеется в виду намаз, совершаемый дома или на рынке в одиночестве. Это и является правильным мнением». («Шарх Сахих Муслим», Ан-Навави). Ведь, в большинстве случаев, человек, не совершивший намаз в мечети, совершает её дома уже один, т.к. остальные должны были уже совершить его джамаатотм.Таким образом, намаз, совершаемый дома с домочадцами джамаатом лучше нежели намаз, совершаемый в одиночестве.
И Аллах более Сведущ!